Вопрос № 33 Особенности производства по уголовному делу, рассматриваемому с участием присяжных заседателей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 33 Особенности производства по уголовному делу, рассматриваемому с участием присяжных заседателей.



 

Согласно содержанию ст. 324 УПК производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, т.е. в соответствии с общими правилами, установленными УПК для судов первой инстанции (часть 1 "Общие положения", разд. IX "Производство в суде первой инстанции" части 3 УПК и др.), но с учетом особенностей, предусмотренных разд. XII "Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей". К таким особенностям, в частности, можно отнести следующие.

1. В суде присяжных имеется разграничение компетенции между профессиональным судьей-юристом (председательствующим при рассмотрении уголовного дела), которого еще называют "судьей права", и присяжными заседателями (коллегией присяжных заседателей), так называемыми "судьями факта" (ст. 334 УПК). Присяжные заседатели не обладают юридическими знаниями и не решают вопросы юридического характера (содержит ли деяние состав преступления, как его необходимо квалифицировать, какой вид режима колонии надо назначить, и других, которые требуют правовых оценок). Однако присяжные заседатели, как граждане Российской Федерации, призванные в установленном законом порядке к осуществлению правосудия (п. 30 ст. 5 УПК), принявшие присягу (отсюда и название "присяжные"), руководствующие житейским опытом и здравым смыслом, на основании проведения в строгом соответствии с УПК процедуре судебного разбирательства дела, представленных и исследованных с их участием доказательствах, способны дать ответы в совещательной комнате без участия судьи в своем вердикте о том, было ли совершено конкретное деяние, совершил ли данное деяние подсудимый и виновен ли он в этом, заслуживает ли это лицо снисхождения.

2. В зале судебного заседания присяжные заседатели располагаются отдельно от председательствующего судьи на специально отведенных для них местах, как правило, на противоположной стороне от подсудимого, чтобы они могли хорошо видеть и слышать его. Присяжным заседателям запрещено отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела собирать сведения вне судебного заседания. За нарушение этих требований присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела судьей (ч. 2, 4 ст. 333 УПК).

3. Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей является одной из форм судопроизводства, в связи с чем носит альтернативный характер. Такой суд может быть выбран только самим обвиняемым, дело которого подсудно верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (ч. 3 ст. 31 УПК), окружному (флотскому) военному суду (ч. 6 ст. 31 УПК) и до 1 января 2013 г. Верховному Суду РФ (ч. 4 ст. 31 УПК). Никто из других участников как на предварительном следствии, так и при судебном разбирательстве не наделен таким правом, в том числе законный представитель обвиняемого или адвокат. Заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей обвиняемый может как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч. 5 ст. 217 УПК), так и до назначения судебного заседания (п. 1 ч. 5 ст. 231 УПК). Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе, независимо от возражений других обвиняемых при невозможности выделить дело в отношении них в отдельное производство. Выбор такой формы судопроизводства должен быть сугубо добровольным. Следователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, его особенностях, порядок обжалования судебного решения, о чем в протоколе делается запись, отражается желание обвиняемого (ч. 2 ст. 218 УПК).

4. Производство в суде с участием присяжных заседателей предусматривает обязательную стадию предварительного слушания, которое проводится в порядке, определенном ст. 325 УПК, где окончательно решается вопрос о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения дела таким судом не принимается.

5. Судебное разбирательство в суде с участием присяжных заседателей делится на две части, что соответствует разграничению компетенции профессионального судьи и присяжных заседателей. Первая часть включает в себя формирование коллегии присяжных заседателей, участие в судебном следствии и вынесение вердикта. Во второй части судебного заседания сторонами обсуждаются последствия вердикта, а если он был обвинительным, исследуются обстоятельства, связанные с квалификацией содеянного, с назначением наказания, с гражданским иском и т.п., и председательствующим постановляется приговор суда.

6. Исходя из принципа состязательности и того, что вопрос о виновности или невиновности подсудимого решается не профессиональным судьей, а гражданами, участие защитника обязательно не только при производстве по делу в суде, но и на предварительном следствии. Если по делу обвиняется несколько лиц, то участие защитника обязательно в отношении каждого. При этом, если одному из них предъявлено обвинение в совершении преступления, не подсудного такому суду, то участие защитника обязательно, начиная с окончания предварительного следствия при заявлении хотя бы одним из других обвиняемых ходатайства о рассмотрении дела при такой форме судопроизводства (ст. 51 УПК).

7. Обязательность вердикта. Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный вердикт не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает отсутствие в деянии подсудимого признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания (ст. 348 УПК).

8. Присяжные заседатели могут ограничить судью при назначении наказания, признав подсудимого заслуживающим снисхождения, в связи с чем председательствующий применяет положения ст. 64 и ч. 1 ст. 65 УК.

9. Порядок производства в судах кассационной и надзорной инстанций.

Проведение предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей

В соответствии со ст. 217 УПК при ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый имеет право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных ч. 3,4,6 ст. 31 УПК. Если такое ходатайство в этой стадии процесса обвиняемым было заявлено, то для решения вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в обязательном порядке проводится предварительное слушание (п. 5 ч. 2 ст. 229, ст. 325 УПК). Заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей обвиняемый также может и после направления дела в суд, но до назначения судебного заседания (п. 1 ч. 5 ст. 231 УПК). Судья не может решать вопрос о назначении судебного заседания ранее, чем до истечения трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения, поскольку согласно ч. 3 ст. 229 УПК в течение этого срока обвиняемый вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания. При этом обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании и в тех случаях, когда предварительное слушание проводится по ходатайству хотя и этого обвиняемого, но по другим основаниям, например для решения вопроса об исключении недопустимых доказательств, или по ходатайствам других участников процесса, а также по инициативе судьи.

К этой стадии уголовного процесса предъявляются повышенные требования, поскольку именно здесь разрешается ряд юридических вопросов, которые не подлежат исследованию с участием присяжных заседателей. В частности, судья должен выяснить у обвиняемого подтверждает ли (заявляет ли) он ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, разъяснить, что в дальнейшем от этой формы судопроизводства он отказаться не может. Должен быть решен вопрос об исключении из разбирательства дела доказательств, полученных с нарушением закона, о которых присяжные заседатели не должны знать, поскольку это может оказать воздействие на них при вынесении вердикта.

Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон, которым уведомление о вызове должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня его проведения. По ходатайству обвиняемого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие, а неявка других участников, например потерпевшего, не препятствует проведению такого слушания.

В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству, затем проверяется явка в суд, устанавливается личность подсудимого, выясняется, вручена ли ему и когда именно копия обвинительного заключения, после чего объявляется состав суда, сообщается, кто является обвинителем, защитником, потерпевшим, секретарем, ведущим протокол, переводчиком, если такой участвует, разрешаются заявленные отводы, разъясняются права.

После этого у подсудимого выясняется, подтверждает ли он (заявляет ли) ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Если подсудимый не заявил ходатайство об этом, то уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК. Когда по делу участвуют несколько подсудимых, председательствующий должен спросить каждого из них о желании или нежелании рассмотрения дела таким составом суда. Уголовное дело рассматривается судом присяжных в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство об этом. Решение о выделении уголовного дела, в связи с выбором одним из обвиняемых суда с участием присяжных заседателей принимается только следователем (ч. 5 ст. 217 УПК) после заявления ходатайства до направления дела в суд. Если такое ходатайство заявлено после направления дела в суд, то согласно ч. 2 ст. 325 УПК дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых при отсутствии возражений с их стороны. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р. Р. Зайнагутдинова, Р. В. Кудаева, Ф. Р. Файзулина, А. Д. Хасанова, А. И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда" положение ч. 2 ст. 325 УПК признано не противоречащим Конституции РФ.

Затем судьей рассматриваются заявления сторон и разрешаются их ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств, документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением УПК, и др.

По результатам предварительного слушания судьей выносится постановление в соответствии с гл. 34 УПК. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее 20, что обусловлено требованиями формирования коллегии присяжных заседателей. Конкретное количество присяжных заседателей определяется судьей в зависимости от степени информированности населения об обстоятельствах дела, особенности географии региона, его транспортных коммуникаций, занятости населения и других обстоятельств. При этом обязательно должно учитываться, что одно и то же лицо не может участвовать в течение текущего года, т.е. с 1 января по 31 декабря, в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Также в постановлении судьи указывается о форме судебного заседания с учетом требований ст. 241 УПК о принципе гласности разбирательства уголовных дел, являющемся международно-правовым (ст. 10, ч. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституционным принципом (ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) осуществления правосудия (закрытое, открытое, частично закрытое), о том, какое недопустимое доказательство исключается, не может исследоваться в судебном заседании, о мере пресечения и др.

Если в ходе предварительного слушания прокурор изменяет обвинение, то судья также отражает это в постановлении и в случаях, предусмотренных ст. 31 УПК, не назначает рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, а направляет уголовное дело по подсудности в соответствии с ч. 5 ст. 236 УПК.

По ходатайству стороны или по собственной инициативе судья может возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом с участием присяжных заседателей. В установленных законом случаях, судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу или о его прекращении. Постановление судьи вручается сторонам по их просьбе, является окончательным, однако оно может быть обжаловано и отменено вышестоящим судом по основаниям, указанным в ст. 381 УПК.

Если в ходе предварительного слушания прокурор изменил обвинение, то постановление судьи с отраженным в нем новым обвинением вручается в обязательном порядке сторонам, независимо от наличия их просьб. Это следует из положений ч. 2 ст. 233 УПК.

Полный отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК.

В случаях изменения государственным обвинителем в ходе судебного заседания обвинения в сторону смягчения либо при частичном отказе от обвинения председательствующий судья должен вынести постановление о продолжении разбирательства дела в объеме обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем. При этом следует учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219,227,229, 236,237, 239, 246, 254, 271, 378,405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан" о том, что взаимосвязанные положения ч. 7,8 ст. 246 и п. 2 ст. 254 УПК по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм предполагают, что полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения, как влекущий прекращение уголовного дела, равно как и изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения, должны быть мотивированы со ссылкой на предусмотренные законом основания, а вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты.

Составление предварительного списка присяжных заседателей.

После назначения судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 326 УПК, определяющей порядок составления предварительного списка присяжных заседателей, по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается. Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным. Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п. В дальнейшем на основании такого предварительного списка будет сформирована коллегия присяжных заседателей.

Кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является их гражданским долгом. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

В соответствии с требованиями ст. 4, 5, 6, 8 данного Закона общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели составляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению председателя суда каждые четыре года на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", путем случайной выборки. Число граждан, подлежащих включению в общий список от каждого муниципального образования должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих включению в запасной список, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список. О таких списках уведомляются граждане, в течение двух недель предоставляется возможность ознакомиться, после чего списки уточняются, подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляются печатью. Принятые администрацией решения по спискам могут быть обжалованы в суд. Списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. По представлению председателя суда списки ежегодно (или в более короткие сроки) проверяются и при необходимости изменяются и дополняются. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определены в ст. 5.1, а кандидатов в присяжные заседатели окружного (флотского) военного суда - в ст. 9.1. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда РФ согласно ст. 9 Закона отбираются путем случайной выборки аппаратом этого суда из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах РФ.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительных органов государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а за непредставление информации или за представление заведомо неверной информации несут административную ответственность.

При этом должны быть проверены все законные обстоятельства, препятствующие участию лица в уголовном деле в качестве присяжного заседателя.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона в эти списки не должны включаться лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Кроме этого, согласно ст. 7 Закона граждане исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; д) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; е) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; е) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подп. "е", - в течение пяти лет со дня увольнения; ж) священнослужителем.

Исходя из требований ст. 10,11,12 Закона граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с их участием, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела. За время исполнения обязанностей присяжному заседателю суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы, возмещаются командировочные и транспортные расходы, сохраняются гарантии и компенсации по месту основной работы, распространяются соответствующие гарантии независимости и неприкосновенности судей, а лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Судебное разбирательство в суде с участием присяжных заседателей

Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей имеет свои особенности и включает в себя подготовительную часть, судебное следствие, прения сторон, постановку вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, напутственное слово председательствующего, совещание присяжных заседателей и вынесение ими вердикта.

Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном гл. 36 УПК, с учетом требований ст. 327 УПК.

Одной из особенностей подготовительной части судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей является то, что все решения председательствующий по делу принимает единолично, в том числе и об отводах, и здесь формируется коллегия присяжных заседателей.

В начале судебного заседания секретарь или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели согласно составленному списку, без указания их домашнего адреса. Последнее обстоятельство обусловлено необходимостью исключения возможного воздействия на присяжных заседателей с целью принятия ими определенного решения по делу. Если явилось менее двадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове. После вручения сторонам списков явившихся кандидатов в присяжные заседатели председательствующий должен разъяснить сторонам, помимо прав, предусмотренных ст. 42,44,45,47,54,55 УПК, право на возможность задать каждому из кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела, заявить мотивированный и не мотивированный отводы присяжным заседателям, о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава. К иным правам, которые председательствующий судья должен разъяснить сторонам, следует отнести право выступать в прениях при окончании судебного следствия и при обсуждении последствий вердикта (ст. 347 УПК), вносить замечания и предложения при постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями (ст. 338 УПК), заявлять возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего (ч. 6 ст. 340 УПК) и др.

Формирование коллегии присяжных заседателей

Кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания, где происходит формирование коллегии присяжных заседателей в закрытой части судебного заседания, процедура которого подробно описана в ст. 328 УПК.

При этом стороны должны быть своевременно извещены, в противном случае приговор суда может быть отменен.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он представляется себя, стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК.

Председательствующий, кроме того, должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из-за возможного их отвода, в частности, сказать о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это не должно его обидеть, поскольку все обусловлено спецификой рассматриваемого дела и установленные законом ограничениями, жребием. Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и законного состава суда. Невыполнение вышеизложенных обязанностей кандидатами в присяжные заседатели может явиться основанием для отмены приговора.

Председательствующий судья должен освободить от обязанностей определенную категорию присяжных заседателей в соответствующих случаях по своей инициативе (судимые, не достигшие 25 лет и др.) или по их просьбе (руководители и заместители руководителей органов власти, военнослужащие, прокуроры, адвокаты, и др.). Каждый из присяжных вправе указать на причины, препятствующие исполнению ими обязанностей, заявить самоотвод.

После этого председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели такие вопросы, которые, по их мнению, препятствуют участию конкретного присяжного в рассмотрении дела. Первой проводит опрос сторона защиты. Как правило, такой присяжный заседатель приглашается к судейскому столу, и стороны выслушивают его ответ на вопрос, чтобы другие кандидаты не могли этого слышать с целью не разглашения личной, семейной, другой тайны и т.п.

Если была нарушена очередность опроса, в результате чего нарушались права стороны защиты, то по этим основаниям может быть отменен обвинительный приговор, но оправдательный приговор не может быть пересмотрен, хотя и нарушались права оправданного.

По завершении опроса кандидатов в присяжные заседатели, происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком, каждому из них может быть заявлен мотивированный отвод как по общим основаниям для судьи, указанным в ст. 61 УПК, так и по специальным для присяжных, например информированность в деле. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон, а также может довести до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Следующий этап формирования коллегии присяжных заседателей: разрешение немотивированных отводов может состояться лишь при одном условии, если в результате предыдущих этапов по отбору осталось не менее восемнадцати кандидатов. Это обеспечивает гарантированное право сторонам на заявление каждой по два немотивированных отвода кандидатам в присяжные заседатели (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК). Если в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч. 1 ст. 326 УПК. Первым заявляет немотивированный отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками со стороны обвинения, а затем другая сторона - обвиняемый или его защитник. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их согласию, а при отсутствии согласия путем разделения между ними количества отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно, а если невозможно, то по жребию. Количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 14. Если позволяет количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующим может быть предоставлено право сторонам на равное число дополнительных немотивированных отводов. По окончании процесса немотивированных отводов первые по списку 14 кандидатов заносятся в протокол судебного заседания, оглашаются председательствующим, первые 12 из них образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних запасные. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего количество запасных присяжных заседателей может быть избрано больше.

Основания исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели не оглашаются, и по окончании отбора председательствующий благодарит не прошедших отбор кандидатов, предлагает покинуть зал, принять участие в отборе по другому делу и т.д.

Роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава

Статья 330 УПК предусматривает, что до приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить о тенденциозности состава сформированной коллегии присяжных заседателей, т.е. о том, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. "Тенденциозный" в русском языке означает пристрастный, необъективный.

Такое заявление основывается не на обстоятельствах, исключающих участие судьи в производстве по уголовному делу, а лишь на предположении той или иной стороны о возможном предвзятом мнении всей коллегии присяжных заседателей в связи с особенностью рассматриваемого дела и особенностью состава коллегии. Это предположение делается на какой-либо крайней противоположности, каком-либо резком контрасте и т.п. Например, подсудимый по делу молодой преуспевающий бизнесмен, имеющий определенный капитал, а коллегия присяжных заседателей состоит в основном из пенсионеров, получающих пенсию в небольших размерах. В таком случае возможность тенденциозности может не исключаться, поскольку имеется резкий контраст по материальному состоянию более старшего поколения с молодым.

Если заявление о тенденциозности председательствующий признает обоснованным, то он распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению уголовного дела в соответствии со ст. 324 УПК.

Старшина присяжных заседателей

Согласно ч. 1 ст. 331 УПК старшину избирают присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, запасные присяжные заседатели участия не принимают. Избрание старшины происходит в совещательной комнате открытым голосованием, большинством голосов. Кроме коллегии присяжных заседателей в совещательной комнате никто не находится, они сами инициируют ту или иную кандидатуру, обсуждают ее. Никто из присяжных заседателей не может отказаться от участия в этой процедуре. После этого они выходят из совещательной комнаты, и старшина о своем избрании сообщает председательствующему. Если же избрание не состоялось по какой-либо причине, например, в связи с невозможностью участия кого-либо из присяжных заседателей по состоянию здоровья, то решается вопрос о его замене запасным, и процедура избрания старшины повторяется. Если вообще избрание старшины не состоялось, то коллегия распускается, процедура ее формирования повторяется. Председательствующий или стороны не вправе рекомендовать присяжным заседателям кандидатуру старшины. Если такие рекомендации были, то избрание старшины следует признать недействительным.

Закон не предусматривает составления какого-либо документа присяжными заседателями об избрании старшины. Этот факт и данные о старшине заносятся в протокол судебного заседания, в котором указывается ход формирования коллегии.

Исходя из равенства статуса судей, старшина присяжных заседателей имеет равные права и обязанности с другими присяжными заседателями, у него один голос при вынесении вердикта. Однако, согласно ч. 2 ст. 331 УПК, на старшину возлагается ряд дополнительных обязанностей, он наделяется рядом соответствующих полномочий, что вызывается необходимостью определенной организации проведения процесса судебного разбирательства. Старшина по поручению присяжных заседателей обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, руководит ходом совещания при постановлении вердикта, оглашает постановленные вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по выходу коллегии присяжных заседателей из совещательной комнаты, по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

Принятие присяжными заседателями присяги

Статья 332 УПК достаточно подробно регламентирует действия, как председательствующего судьи, так и присяжных заседателей. После избрания старшины, председательствующий обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу, т.е. определенную законом торжественную клятву, в которой нашли отражение такие важнейшие принципы уголовного судопроизводства, как участие граждан в осуществлении правосудия, равноправие судей, право быть судимым себе равным, свободная оценка доказательств по своему внутреннему убеждению и совести, справедливость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.054 с.)