Послание премьер-министра Великобритании Председателю Совета Народных Комиссаров СССР 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послание премьер-министра Великобритании Председателю Совета Народных Комиссаров СССР



23 июня 1943 г.

1. Я с тревогой узнал через г-на Молотова о том, что Вы предпо­лагаете признать Французский национальный комитет освобожде­ния, недавно созданный в Алжире. Невероятно, чтобы британское правительство и тем более правительство Соединенных Штатов признали этот Комитет в скором времени, и они это сделают лишь после того, как получат достаточные доказательства, что его ха­рактер и деятельность будут удовлетворительными в отношении интересов дела союзников.

2. Со времени своего прибытия в Алжир генерал де Голль вел борьбу за обладание эффективным контролем над французской армией. Командование не может быть уверено в том, что он будет делать, или в его дружественных чувствах по отношению к нам, если он добьется власти. Президент Рузвельт и я совершенно сог­ласны с тем, что де Голль может подвергнуть опасности базы и коммуникации армий, которые должны участвовать в “Эскимо­се” 73. Мы не можем этим рисковать, так как это касалось бы жиз­ней наших солдат и помешало бы ведению войны.

215- •

3. Первоначально в Комитете было семь членов, но число их теперь увеличено до четырнадцати, и мы не можем быть уверены в его образе действий. Поэтому генерал Эйзенхауэр от имени как правительства Соединенных Штатов, так и британского правитель­ства довел до сведения Комитета, что генерал Жиро должен остаться главнокомандующим французской армией и осуществлять эффективную власть над ее характером и организацией. Несомнен­но, это вызовет дискуссию в палате общин, так же как и в Соеди­ненных Штатах, и президенту и мне придется привести причи­ны — а их много,— которыми объясняется принятый нами образ действий. Если бы Советское правительство уже признало Коми­тет, то простое изложение этих причин и дача разъяснений выяви­ли бы разногласия во мнениях между Советским правительством и западными союзниками, что было бы достойно крайнего сожале­ния.

4. Мы очень хотим найти французский орган власти, вокруг которого сплотятся все французы, и мы по-прежнему надеемся, что этот орган власти может возникнуть в результате переговоров, происходящих в настоящее время в Алжире. Нам кажется, что еще слишком рано выносить сейчас решение по этому поводу.

У. Черчилль

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 167—168.

102. Письмо посла Великобритании в СССР народному комисса­ ру иностранных дел СССР

23 июня 1943 s.

1. Я сообщил моему правительству о взглядах Советского пра­вительства по вопросу признания Французского комитета нацио­нального освобождения, которые Вы соблаговолили изложить мне в Вашем письме от 19 июня.

2. В настоящее время мое правительство поручило мне сооб­щить Вам, что оно вполне понимает желание Советского прави­тельства избежать ненужной задержки в признании Комитета. Оно также стремится как можно скорее нормализовать свои отно­шения с новым Комитетом, и оно действительно испытывает неко­торые неудобства в ведении повседневных дел при нынешнем не­нормальном положении. Однако оно считает невозможным идти дальше, пока не будет известен исход последнего кризиса в Алжи­ре и пока не будет видно, как функционирует новый Комитет.

3. Начало прошлой недели было посвящено дальнейшему не­официальному обсуждению неразрешенного вопроса о командова­нии и контроле над вооруженными силами Сражающейся Фран­ции 69. Поскольку создалось впечатление, что эти переговоры мо-

• -216

гут затянуться так, что может создаться угроза для безопасности баз и линий коммуникаций союзников в Северной Африке, прави­тельство его величества и правительство Соединенных Штатов решили, что настало время, когда главнокомандующий должен' сообщить генералам Жиро и де Голлю, каковы его минимальные требования в этом районе в отношении контроля над французски­ми вооруженными силами. 17 июня оба генерала были устно ин­формированы о том, что генерал Эйзенхауэр желает переговорить с ними по этому вопросу через два дня.

4. В тот же самый день, когда было сделано это сообщение, со­стоялось пленарное заседание Комитета. Декретом, подписанным обоими председателями, состав Комитета расширен сейчас с перво­начальных 7 членов до 14, с тем чтобы в него вошли все комисса­ры. На заседании 17 июня присутствовали все, за исключением ко­миссара по делам информации г-на Боннэ, который еще не при­был из Соединенных Штатов. Представляется очевидным, что была достигнута договоренность о том, что вопрос о контроле над фран­цузскими вооруженными силами должен быть решен Комитетом полного состава, и оба генерала, казалось, высказались в том смыс­ле, что они выполнят его решение. Однако ввиду сообщения, по­лученного от генерала Эйзенхауэра, было сочтено, что дальнейшее рассмотрение вопроса должно быть отложено до тех пор, пока главнокомандующий союзников не увидится с обоими генера­лами.

5. 19 июня генерал Эйзенхауэр встретился с обоими генерала­ми и в результате переговоров взял на себя обязательство передать в письменном виде меморандум о своих требованиях на рассмотре­ние Французского комитета на его следующем заседании, которое было назначено на 21 июня. Поведение генерала де Голля было да­леко не примирительным, и лица из его окружения говорят с тех пор в очень сильных выражениях о вмешательстве союзников во французские внутренние дела. Однако все еще неясно, насколько упорно генерал де Голль будет настаивать на своем, особенно по­скольку он не может рассчитывать на большинство полного соста­ва Комитета.

6. Поэтому положение таково, что генерал Эйзенхауэр был уполномочен как правительством Его Величества, так и прави­тельством Соединенных Штатов ввиду его обязанностей и пред­стоящих операций настаивать на том, чтобы эффективный конт­роль над французскими вооруженными силами был в руках гене­рала Жиро, с которым генерал Эйзенхауэр, как он уверен, может работать без трений. Нынешняя система военного сотрудничества действует хорошо, и неразумно в данный момент производить рез­кие перемены. Ввиду присутствия в Северной Африке миллион­ной армии союзников вопрос о командовании французскими воо-

217

ружейными силами является не политическим, а военным делом, и главнокомандующий не имеет права испытывать какие-либо со­мнения в отношении безопасности своего тыла. Генерал Эйзен­хауэр пользуется полной поддержкой правительства Соединенных Штатов и правительства Его Величества в этом вопросе, ибо ясно, что последнее слово должно быть за главнокомандующим союзников и что нельзя ожидать от него, чтобы он работал с подчиненными командирами, к которым он не имеет полного доверия.

7. В свете этого положения правительство Его Величества счи­тает, что оно еще не может занять более определенную позицию в отношении просьбы Французского комитета о признании. Оно уве­рено, что Советское правительство, поймет, что подобное призна­ние связано с военными соображениями, касающимися театра вой­ны, где оно и власти Соединенных Штатов несут ответственность за безопасность войск союзников.

8. Меня заверили в том, что без консультации с Советским пра­вительством не будет предпринято никаких шагов, и со своей сто­роны мое правительство было бы признательно, если бы, учитывая вышеуказанные трудности, Советское правительство продолжало консультироваться с ним, прежде чем принять на себя обязатель­ства по официальному признанию Французского комитета.

А. Керр

Печат. по изд.: Советско-французские отношения,.., с. 168—170.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.009 с.)