Глава 12. Личность? Это кто? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Личность? Это кто?



 

Для того, чтобы более ясно понять эволюцию любого социального процесса, в том числе процесса эволюции религиозного сознания, мы не можем рассматривать человека как цельную личность. Странно, но почему-то эта довольно простая мысль до сих пор историками и социологами во внимание не принимается. Я не утверждаю, что вообще ничего нельзя понять без отказа от приближенного рассмотрения человека как цельной личности, но уж если тебе что-то непонятно, или если ты хочешь разобраться глубже в интересующем вопросе, тогда, конечно, целесообразно отдать себе отчет в том, что единой, цельной личности не существует вовсе.

Любой человек сталкивается ежедневно, ежечасно с тем, что принятые ранее решения не выполняются, искренние горячие желания вдруг начинают казаться пустыми и глупыми, а спустя какое-то время – снова искренними и горячими. Вечером я могу предвкушать, что рано утром встану, ополоснусь из ведра ледяной водичкой и пробегусь по хрустящему снежку, а утром судорожно натягиваю на себя одеяло, с ужасом отметая вчерашний бред.

Человек – это совокупность субличностей. Звучит мудрено, но крайне просто. В каждый момент времени имеется совокупность восприятий, которая обозначает себя мыслью «я». Люди избавились бы от множества глупейших иллюзий и смогли бы построить намного более счастливую жизнь, если бы поддерживали ясность в том, что та совокупность восприятий, которая сейчас приклеила к себе ярлык «я» - это совсем не та совокупность восприятий, которая будет через день, а то и час, а то и пять минут. Существующие в обществе законы – уголовные, моральные, писаные и неписаные, вводят понятие «ответственности» - соответственно бывает ответственность уголовная или моральная и т.д. Опять таки, посмотрим на вопрос с эволюционной точки зрения: если выжили только такие формы общества, у которых есть понятие ответственности, значит наличие такого понятия скорее всего является эволюционным преимуществом.

На самом деле, конечно, такая точка зрения сильно упрощена – и я хочу кратко упомянуть об этом. Например, люди повсеместно болеют гриппом. Значит ли это, что грипп является неким эволюционным преимуществом? Конечно нет. Точнее – грипп не является эволюционным преимуществом человека. Вирус гриппа живет и эволюционирует сам по себе, и то, что он и сейчас еще есть, означает, что современные его разновидности выжили в эволюционной борьбе. А выгодно это человеку или нет – вопрос крайне сложный. Хочется сказать, что человеку вирус гриппа совершенно не нужен. Лет эдак пятьдесят назад и более экстравагантные теории считались верными, например, что нам не нужны пустыни и болота. И в самом деле – ну что хорошего в болоте? Только ботинки испачкаешь. Чего мы наворотили, руководствуясь такими представлениями, напоминать не нужно. Поэтому можно выразиться более точно: я не вижу никаких иных предположений, объясняющих то, что во всех современных обществах существует понятие ответственности, кроме как предположение о том, что понятие ответственности формировало общества, более способные к выживанию и конкуренции.

Объяснить этот эволюционный механизм несложно. Общество без понятия ответственности вряд ли способно к конструктивной, созидательной деятельности.

Однако применение понятия ответственности к оценке нашего поведения не так просто, как кажется. Именно в силу того, что человек является совокупностью субличностей. Странно было бы наказывать одного человека за то, что сделано другим – такие общества тем более были бы нежизнеспособными. А не наказывать человека за сделанное его руками под влиянием совсем не той субличности, которая есть сейчас, тоже как-то несправедливо… И тем не менее такая форма несправедливости оказывается наиболее жизнеспособной. В ряде случаев уголовный кодекс, кстати, вводит неявно понятие «субличности» и даже не наказывает человека за проступки одной его субличности. Конечно, такие исключения крайне редки, но при определенных условиях круг исключений может шириться вплоть до того, что наступает полный хаос.

Пример из недавней истории. Некий человек поймал в подъезде малолетнего пацана и стал совершать с ним, так сказать, развратные действия. Что именно он там делал, нам уже не узнать, так как в это время отец мальчика – бывший профессиональный боксер – вышел из квартиры и увидел все это. Хватило одного удара, чтобы убить того человека. Суд оправдал убийцу, так как тот действовал «в состоянии аффекта». Интересно, но иногда суд оправдывает мужа, убившего жену с любовников, которых он застал в супружеской постели. В Саудовской Аравии суд полностью оправдает мужчину, убившего жену за то, что она одна вышла на улицу и перебросилась парой слов с незнакомым мужчиной. Получается, что убийцу оправдывают очень сильные негативные эмоции. Конечно, при этом суд учитывает «правомерность» возникновения этих очень сильных негативных эмоций согласно доминирующим в обществе представлениям.

При Сталине убийца получал почти автоматическое оправдание, если он убивал «кулака» или «троцкиста». Автоматически получает оправдание и даже поощрение человек, убивающий военнослужащего страны, с которой его страна воюет. Есть и другие исключения, но как правило никто и ничто не учитывает наличие субличностей в человеке, когда речь идет о его значимых с точки зрения общественных институтов поступков. И если человек хочешь выжить и быть успешным – он вынужден приспосабливаться к такому положению дел – каждая его субличность несет ответственность за содеянное каждой другой субличности. Вряд ли полицейский откажется от выписывания штрафа за превышение скорости, если ты сошлешься на то, что твоя субличность, бывшая в тот момент за рулем, несколько неуравновешенна и уже подверглась остракизму со стороны других субличностей, в том числе и той, с которой сейчас имеет дело субличность полицейского. Штрафа избежать скорее всего не удастся, а в нагрузку можно схлопотать путевку в психдиспансер.

В мире межличностных отношений, как ни странно, вышеописанная ситуация вполне возможна и более того – встречается на каждом шагу. И в этом есть, само собой, эволюционный смысл, и скорее всего он заключается в том, что межличностные отношения являются своего рода полигоном, на котором происходят баталии между субличностями одного и того же человека, выстраивается их структура, формируется система внутриличностной власти, происходит рост личности. Распространение на межличностную сферу жестких правил, согласно которым ответственность наступает независимо от того, какая субличность что сделала, скорее всего сделала бы невозможной формирование крепко спаянной социальной среды, будь то семья или коллектив трудящихся или дружеский коллектив. Изменивший жене муж может просить прощения, ссылаясь на то, что он был пьян, и доминирующая в тот момент субличность хоть и совершила то действие, но совокупность доминирующих на трезвую голову субличностей единодушно или твердым большинством осуждает эту пьяную субличность. На самом деле, эта ситуация нежелательна для трезвых субличностей, так как в том случае, если жена его не простит, безразлично это будет только пьяной субличности – остальные же столкнутся с нежелаемыми последствиями. Поэтому, хотя в межличностных отношениях наличие ответственности и не приводит как правило к немедленным и необратимым изменениям, тем не менее повторение ситуации, особенно многократное, может к ним привести. Так что каждая субличность человека имеет предпочтение, состоящее в том, чтобы другие субличности уважали ее ценности. В итоге, как правило более успешен тот, в ком имеющиеся субличности уважают ценности друг друга.

Привычки всегда имеют склонность распространяться за установленные им пределы. Ненависть к врагу неизбежно приводит к ненависти ко все большему и большему кругу людей, явлений, идей, поэтому любые войны разрушительны вдвойне – сначала урон наносит враг, затем – свои же бывшие солдаты. Аналогично с уважением – если в человеке сформирован круг субличностей, которые относятся друг к другу с уважением, то есть принимают во внимание ценности друг друга, стараются соблюсти интересы друг друга, то эта привычка распространяется и за пределы одной совокупности субличностей. Чем более уравновешен человек, чем более цельное поведение он демонстрирует, тем в большей степени он будет сотрудничающим и терпимым к другим людям. Хаос среди субличностей, который, кстати, почти наверняка достигается подавлением интересов и насаждением догм и запретов, всегда приводит к тому, что хаос выплескивается и наружу. Поэтому общество, в котором доминирует религиозная диктатура (будь то христианство или ислам или коммунизм или вежливость) неизбежно порождает хаос в самом себе. С другой стороны, общество, состоящее из людей, испытывающих и стремящихся испытывать озаренные восприятия, является недостижимым для привычного нам общества идеалом с точки зрения своей устойчивости, взаимной приязни, взаимоподдержки и психологического комфорта, сопротивляемости разрушительным влияниям извне и изнутри.

Но как достигается такое уравновешенное состояние, когда между субличностями человека налажено конструктивное взаимодействие? Что конкретно происходит? И что нарушено в ситуации, когда одна субличность нянчит ребенка, читает книги, а потом берет бомбу и взрывает торговый центр, взрывая при этом и себя, и будущее своей семьи, и отчасти – будущее своего народа, своей религии, во имя которой это и делается? Что нарушено в ситуации, когда человек получает высшее образование, второе высшее образование, становится экспертом в геологии и археологии, рожает блестящие гипотезы и учится у блестящих учителей, а потом вдруг взвешивает на одной руке библию, а на другой – все свои научные познания о мире, отбрасывает последнее и становится религиозным фанатиком (история такого рода описана у Докинза)? Что происходит, когда взрослый, образованный, умный, трезвый (продолжи дальше сам) человек поддерживает вопреки всяческому здравому смыслу идеи о том, что Земля существует 10 тысяч лет, что создана она была богом?

Религиозное поведение личности может стать более понятным, если рассматривать его с помощью представления о человеке как о наборе субличностей. В частности, необходимо исследовать вопрос – как осуществляется договоренность субличностей о совместном существовании и как она нарушается, как эволюционируют субличности в отдельности и как меняется при этом интегральное поведение человека. Серьезное исследование религиозности, равно как и других психологических и социальных вопросов, невозможно без подобных исследований. Эта тема – побочная в рамках этой книги, и здесь я ее освещать не буду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.110.120 (0.009 с.)