Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика агрессивного поведения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д.)[47] отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям стремиться к установлению теплых отношений, а на определенных этапах проявлять твердость и решительность. Работу с агрессивными детьми нужно проводить в четырех направлениях: - Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. - Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях - Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях - Формирование эмпатии, доверия к людям. Часть 2. Организация и методы исследования Программа исследования Цель исследования: 1. Выявить структуру агрессивности подростков. Задачи: - изучение теоретического материала по проблемам агрессии в подростковом возрасте; - изучение особенностей подросткового возраста: - исследование особенностей агрессивного поведения с старшем и младшем подростковом возрасте. Методики: - Опросник Басса-Дарки для исследования агрессивных и враждебных реакций. Предмет исследования – структура агрессивности у учеников старшего и младшего подросткового возраста. Объект исследования – ученики старшего и младшего подросткового возраста. Гипотеза: На основе изучения теоретического материала, мы предположили, что: В младшем подростковом возрасте по сравнению со старшим подростковым возрастом ярче выражены: - физическая агрессия
- раздражение - подозрительность В старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом ярче выражены: - косвенная агрессия - негативизм - обида - вербальная агрессия - угрызения совести, чувство вины Выборка В нашем исследовании приняли участие ученики 6 и 9 классов 34 школы г. Петрозаводска. В каждом классе по 20 человек. Возраст учеников 6 класса – от 11 до 12 лет (младший подростковый возраст), возраст учеников 9 класса – от 14 до 15 лет (старший подростковый возраст).
Описание методики Методика – опросник агрессивности Басса – Дарки. Опросник предназначен для исследования агрессивных и враждебных реакций. Состоит из 75 вопросов Инструкция: поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны. Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия окольными путями, направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.). Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил). Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). Угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Результаты исследования С помощью методики Басса – Дарки мы исследовали среди учащихся 6 и 9 классов особенности агрессивных и враждебных реакций. В таблице 1 представлены средние арифметические баллы по каждому классу согласно результатам проведенного исследования.
Таблица 1 (средние баллы по каждой исследуемой группе)
В таблице 2 представлены процентное соотношение выраженности вида агрессивных реакций по каждому классу согласно результатам проведенного исследования. Таблица 2 (процентное соотношение по каждой исследуемой группе)
Таким образом, результаты нашего исследования оказались следующими: - физическая агрессия на 16% более выражена у учеников младшего подросткового возраста; - косвенная агрессия на 5,6 % ярче выражена у представителей старшего подросткового возраста; - раздражение более характерно для младшего подросткового возраста – разница в 7,5%; - негативизм в большей степени (на 14%) проявляется у учеников старшего подросткового возраста; - обида у учеников младшего подросткового возраста несколько в большей степени выражена, чем у старшего подросткового возраста – разница в 3,8%; - подозрительность также более характерна для младшего подросткового возраста – разница 4,5%; - вербальная агрессия в большей степени (на 18,7%) характерна для учеников старшего подросткового возраста; - угрызения совести, чувство вины на 11,1% более выражены у учеников старшего подросткового возраста. Таким образом, по результатам исследования можно говорить о том, что в старшем подростковом возрасте более выражены такие агрессивные и враждебные реакции, как: - косвенная агрессия - негативизм - вербальная агрессия - угрызения совести, чувство вины Для младшего подросткового возраста характерными агрессивными и враждебными реакциями являются: - физическая агрессия - раздражение - обида - подозрительность Заключение
Таким образом, мы проанализировали различные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения, а также рассмотрели типологию агрессии, предложенную разными авторами. Как показали результаты проведенного нами исследования, младшие подростки проявляют большую физическую агрессию, раздражение, обиду и подозрительность; тогда как у старших подростков преобладают такие виды агрессии как косвенная, вербальная, а также негативизм и угрызения совести. Сопоставив результаты нашего исследования с нашими предположениями, можно сделать вывод, что наша гипотеза частично подтвердилась. Мы предполагали, что в младшем подростковом возрасте ярче выражены: физическая агрессия, раздражение, подозрительность; в старшем подростковом возрасте ярче выражены косвенная агрессия, негативизм, обида, вербальная агрессия, угрызения совести и чувство вины
Однако в нашем исследовании не подтвердился тот факт, что обида более характерна для старшего подросткового возраста. Однако разница составляет всего 3,8%, поэтому нельзя с большой уверенностью утверждать, что данная категория в гораздо большей степени характерна для младшего подросткового возраста. Скорее, можно говорить о примерно равной степени выраженности обиды как у младших, так и у старших подростков. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась по семи из восьми изучаемых категорий. Использованная литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с. 2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1986. – 464 с. 5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. 6. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1993.- №3 – с. 43-49. 7. Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283. 8. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989– 255с. 9. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996, С. 239-247 10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с. 11. Матюхина Э.В. Коммуникативный контекст как условие проявления агрессивности у подростков // Журнал практического психолога. 1998. №5. С. 20-22. 12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. 13. Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с. 14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с. 15. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. – 1994. №3. - с.61-68. 16. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 80 с. 17. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
18. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с. 19. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. – 416 с. 20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18. 21. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7. 22. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64. 23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148. 24. Снегирева Т. В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 63 с. 25. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство “Институт Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с. 26. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/ Под ред. М.Г. Ярошевского — М., 1989. - 448 с. 27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.— М., 1994.—447с. 28. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с. [1] С. 4.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18. [2] С.53 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64. [3] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. [4] С. 48 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. [5] С.32 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. [6] Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/ Под ред. М.Г. Ярошевского — М., 1989. - 448 с. [7] С.33 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. [8] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с. [9] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с. [10] С.54 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64. [11] С.137 Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с [12] С.47 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с [13] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18. [14] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.— М., 1994.—447 с [15] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с. [16] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с [17] Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с. [18] С. 319 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [19] С. 319-320 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [20] С. 321 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
[21] Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с. [22] С. 321-322 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [23] С. 323 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [24] Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 80 с. [25] С. 324 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [26] С. 324 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [27] С. 395 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. [28] С. 336-337 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [29] С. 367 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [30] С.398 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. [31] С. 337 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [32] С.352 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1986. – 464 с. [33] С.152 Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. [34] С.346 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [35] С.155 Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. [36] С.268 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. – 416 с. [37] С.350 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [38] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с. [39] С.357 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [40] С.360 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. [41] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283. [42] Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996, С. 239-247 [43] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148. [44] С.48 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. [45] С.97 Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство “Институт Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с. [46] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с. [47] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.065 с.) |