Особенности медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий землетрясений 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий землетрясений



В организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий различных землетрясений, как свидетельствует накопленный опыт, имели место суще­ственные различия. Они зависели главным образом от медико-санитарных последствий землетрясения, организации спасательных работ в очаге, возможностей действующей в зоне землетрясения системы здравоохранения, наличия штатных средств, специально предназначенных для лечебно-эвакуационного обеспечения в этих условиях и др.

При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные (профильные) медицинские организации, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую по­мощь и лечение. При этом организация оказания медицинской помощи имеет сущест­венные отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных участках очага одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском отно­шении землетрясений в Ашхабаде (1948), в Армении (1988) и на Сахалине (1995), на Северном Кавказе (2008), в Туве (2013).

Первая помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.

Как указывалось, санитарные потери при землетрясениях формируются практиче­ски одномоментно, в связи с этим максимальный объем работ по оказанию первой по­мощи пораженным возникает сразу же после землетрясения. В начальный период (в течение нескольких часов) оказание первой помощи пораженным и их эвакуация из очага носит стихийный характер; в этот период она оказывается в порядке само- и взаимопомощи; при землетрясениях интенсивностью 7 баллов и более удельный вес пораженных, получивших первую медицинскую помощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, невелико. В зависимости от условий, возможно­стей штатных и нештатных формирований по выполнению поисково-спасательных ра­бот возможны различные темпы наращивания работ по оказанию первой помощи.

Следует учитывать, что до появления возможности получения первой помощи в организованном порядке более или менее значительная часть пораженных самостоя­тельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспорт­ных средствах) эвакуируется за пределы очага. Поэтому в ходе организованного ока­зания первой помощи среди оставшихся в очаге удельный вес пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.

Первая помощь имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на постра­давшего поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым сохранить жизнь пораженному. Она является эффективной, когда оказывается немедленно после получения поражения, и в фазе изоляции может быть обеспечена только в порядке само- и взаимопомощи, в основном лицами, не имеющими медицин­ского образования, с использованием подручных средств. В связи с этим, важную роль приобретает специальная медико-санитарная подготовка не только определенных профессиональных групп рабочих и служащих (водители, сотрудники МВД, спасате­ли), но и всего населения нашей страны, проживающего в сейсмоопасных районах.

Для оказания пораженным при землетрясении первичной врачебной медико-санитарной и специализированной медико-санитарной помощи используются все медицинские организации, находящиеся на административной территории, на кото­рой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.

Опыт оказания пораженным первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи при землетрясениях показал, что практически не было слу­чая, когда формирование или медицинская организация, участвовавшие в ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения, выполняло лишь регламентированные мероприя­тия одного вида медицинской помощи.

Справочно: Так, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи, как правило, оказывали первичную доврачебную и выполняли не­которые мероприятия первичной врачебной медико-санитарной помощи; врачебные медицинские пункты в большинстве случаев имели в своем составе хирурга и, наряду с оказанием первичной врачебной медико-санитарной помощи, выполняли некоторые неотложные мероприятия первичной специализированной медико-санитарной помощи; медицинские организации, принимавшие пострадавших из очага, как правило, оказывали специализированную медицинскую помощь в полном объеме.

Очевидно, что данное положение надо учитывать при определении состава и оснащения формирований и организаций службы медицины катастроф.

В период фазы спасения важная роль в организации и оказании неотложной меди­цинской помощи в очаге массовых санитарных потерь принадлежит бригадам скорой медицинской помощи, прибывающим из непострадавших районов. Постоянная готов­ность и высокая мобильность службы скорой медицинской помощи (СМП) позволяет до минимума сократить длительность фазы изоляции. При этом на бригады СМП воз­лагаются следующие задачи: проведение медицинской разведки, медицинская сорти­ровка пострадавших, организация и оказание неотложной медицинской помощи в зоне разрушений, информация органов управления о медико-санитарных последствиях зем­летрясения.

При возникновении массовых санитарных потерь в район землетрясения для уси­ления работающих там бригад скорой медицинской помощи направляются дополни­тельно созданные на базе медицинских организаций различной ведомственной принад­лежности врачебно-сестринские бригады и бригады первичной доврачебной медико-санитарной помощи службы медицины катастроф. Эти формирования участвуют в медицинской сортиров­ке пострадавших и оказании им первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи.

Формирования службы медицины катастроф регионального (межрегионального) и ведомственного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независи­мо от их состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первичную врачебнуюмедико-санитарную помощь и выполняют неотложные мероприятия специализированной медицинской помощи.

При планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий по лик­видации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 или 6 бал­лов следует учитывать следующие положения:

- большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не постра­дает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) при­нять участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим пер­вой помощи;

- 88-100% зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные меди­цинские организации) серьезных разрушений и повреждений не получат;

- большинство медицинских организаций сохранят работоспособность;

- пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в бли­жайшее время после землетрясения; при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как правило, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первичной врачебной и специализированной медико-санитарной помощи и в госпитализации;

- при землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта.

Таким образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий землетря­сений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возможным сохранить организацию медико-санитарного обеспечения, существующего в обычных условиях, то при 6-бальном землетрясении может возникнуть необходи­мость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных ме­роприятий за счет сил и средств службы медицины катастроф территориального уров­ня, а именно:

- оказание части пострадавших первой помощи на месте поражения и их эвакуа­ция до ближайших медицинских организаций;

- оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первичной врачебной и специализированной медико-санитарной помощи;

- развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных медицинских организациях или организация эвакуации пора­женных, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской помо­щи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);

- организация управления эвакуацией пораженных из очагов землетрясения и из бли­жайших амбулаторно-поликлинических медицинских организаций до медицинских организаций с возможностью оказания в них медицинской помощи в стационарных условиях.

При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации лечеб­но-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, сохраня­ют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.

Справочно: Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получа­ет каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996). В этих условиях едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой помо­щи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.

По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7- бальном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-бальном - в 9-10 раз больше пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных будут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потребность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8- бальном - 4,48%.

Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном бу­дут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить око­ло 13% численности населения, а во втором - 23%, в связи с чем возникает необходи­мость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пораженных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выполнению ле­чебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства территориального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть ме­дицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосредственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения (слабые и умеренные повреждения).

Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-бальных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответст­венно на 15-22% и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую меди­цинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть пораженных. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения; среди пораженных 65-80% могут иметь травмы тяжелой и средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказывают, что первая помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом ава­рийно-спасательных формирований или населением, прибывшим из других населен­ных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.

При наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 баллов 50-70% пораженных одномоментно потребуют медицинской помощи.

По опыту ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первичной врачебной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с привлечением необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 суток.

Очевидно, что при землетрясении интенсивностью до 9 баллов и более медицинские организации, расположенные в зоне землетрясения, будут разрушены или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения фор­мирований службы медицины катастроф территориального, регионального и феде­рального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первичной вра­чебной и специализированной медико-санитарной помощи поражен­ным и организации медицинской эвакуации для их дальнейшего лечения в медицинских организациях, расположенных на значи­тельном удалении от зоны землетрясения, с привлечением воздушных судов.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.73.51 (0.006 с.)