Понятие и классификация информационной базы аудита 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация информационной базы аудита



 

Целенаправленное воздействие на экономический субъект, ведущее к изменению, либо сохранению его состояния обеспечивается управлением. Управление базируется на информации.

В Большом бухгалтерском словаре под редакцией А.Н. Азриляна дается следующее определение информации. Информация – сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения, переработки. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др. [2, С. 262].

По мнению В.В. Ковалева, в настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества. Информация разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д. [3, С. 120]

По мнению Ажибаевой З.Н., аудит базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.

Экономическая информация - это сведения, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта.

Информационное обеспечение хозяйственного механизма усложняется в соответствии с ростом общественного производства в условиях рыночных отношений и ускорения технического прогресса. Прежде всего увеличиваются объемы экономической информации о деятельности предприятий, которые усложняют организацию и методику проведения аудита.

Задачей информационного обеспечения аудита является информирование участников аудиторского процесса о состоянии подконтрольных объектов, их функционировании и соответствиях нормативно-правовым актам и законодательству в хозяйственном механизме предприятий.

Экономическая информация может быть классифицирована по разным признакам. По функциям управления ее подразделяют на плановую, учетную, нормативно-справочную и аналитическую.

Плановая информация описывает явления и события, которые должны быть совершены в будущем. В системе управления данная информация реализует прямую связь и по мере продвижения от верхних уровней управления к нижним становится более детальной, объемной, охватывает более короткие временные периоды. В зависимости от уровней управления плановая информация бывает прогнозной, перспективной, технико-экономической и оперативно-календарной.

К нормативной информации относятся нормы и нормативы, рассчитываемые при решении задач конструкторско-технологической подготовки производства. К ним относятся, например, подетальные нормы расхода материальных ресурсов, подетально-пооперационные нормы трудовых затрат. Кроме того, к этой информации относятся такие данные, как тарифные ставки, оклады, ставки отчислений во внебюджетные фонды от заработной платы, ставки налогообложения, адресные и банковские данные контрагентов предприятия и многие другие подобные сведения, которые активно используются при решении задач учета. Значительный удельный вес нормативной информации приходится на задачи управленческого учета.

Аналитическая информация возникает в процессе оценки показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. На ее основе вырабатываются управленческие решения.

Учетная информация отражает уже совершившиеся события, явления и хозяйственные процессы. Ее делят на оперативную, бухгалтерскую и статистическую информацию. Большая часть учетной информации состоит в бухгалтерской.

По отношению к информационной системе бухгалтерского учета информация подразделяется на входную и выходную. Входная информация по источникам поступления разделяется на внутреннюю и внешнюю информацию экономического субъекта. Внутренняя включает в себя первичную информацию, полученную в ходе повседневного оперативного учета при регистрации фактов производственно-хозяйственной деятельности, а также информацию других функциональных систем предприятия, например, плановую, нормативную и разного рода справочную информацию. Внешняя – информация о внешней среде, например, различные директивы вышестоящей организации, информация от поставщиков и покупателей, информация банка, информация о ценах на продукцию на рынках сбыта и т.д. Если внешняя информация часто имеет вероятностный характер, она бывает противоречива, неполна, неточна. Внутренняя информация должна отличаться полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью [4, С. 263].

Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе аудиторской проверки, служащая для формулирования выводов аудитором, называется аудиторскими доказательствами.

Аудиторские доказательства бывают внутренними, внешними и смешанными.

Как отмечает Ержанов М.С., внутренние доказательства представляют собой информацию, полученную в устном и письменном виде от аудируемой организации. Внешние доказательства – информацию, взятую у третьих лиц (в письменном виде обычно по письменному запросу аудиторской организации). Смешанные доказательства – информацию, полученную от аудируемой организации в письменном или устном виде и подтвержденные третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской фирмы представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные и внутренние доказательства.

Как Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество соответствующих доказательств. Соответственность является качественной мерой [5, С. 73].

Учетная информация должна быть достоверной и полной, актуальной и своевременной, достаточной и полезной. Первичная информация должна быть документально подтвержденной и юридически правильно оформленной. Основная составляющая учетной информации – это финансовая отчетность.

Согласно Закону Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организаций [6]. Она включает в себя:

1) бухгалтерский баланс

2) отчет о доходах и расходах

3) отчет о движении денег

4) отчет об изменениях в собственном капитале

5) информацию об учетной политике и пояснительную записку.

Исходя из того, что финансовая отчетность удовлетворяет общие потребности большинства пользователей, она не обеспечивает всей информацией, которая может понадобиться пользователям для принятия экономических решений, так как в ней, в основном, отражаются финансовые результаты прошлых событий.

Для подготовки и представления финансовой отчетности пользователи могут получить соответствующую информацию (рис. 1)

 


Формы финансовой отчетности   Информация для пользователя
Бухгалтерский баланс   Финансовое положение предприятия
Отчет о прибылях и убытках   Результаты деятельности предприятия
Отчет о движении денег   Изменения в финансовом положении предприятия
Отчет об изменениях в капитале    

Рис. 1 – Формы финансовой отчетности как информация для пользователя

 

З.Н. Ажибаева отмечает, что на финансовое положение организации влияют экономические ресурсы, которые она контролирует, ее финансовая структура, ликвидность, платежеспособность и способность реагировать на изменения среды, в которой она работает. Информация об экономических ресурсах организации и ее способности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности генерировать деньги и их эквиваленты в будущем сведения о финансовой структуре полезны для определения будущих потребностей в заемных средствах, а также при распределении будущих денежных потоков и доходов между участниками, имеющими долю в организации. Эта информация также полезна при определении способности организации в получении финансирования в дальнейшем. Данные о ликвидности и платежеспособности необходимы для определения способности организации в своевременном погашении своих обязательств.

Ликвидность означает наличие денег в ближайшем будущем после погашения обязательств организации за этот период. Платежеспособность означает наличие денег в более длительном промежутке времени для своевременного выполнения обязательств организации по мере наступления их сроков.

Информация о результатах деятельности организации, в частности, о ее доходности требуется для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые она, вероятно, будет контролировать в будущем. В этой связи большое значение имеют сведения об изменении результатов по сравнению с прошлым периодом. Данные о результатах деятельности организации полезны для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые она, вероятно, будет контролировать в будущем. В этой связи большое значение имеют сведения об изменении результатов по сравнению с прошлым периодом. Данные о результатах деятельности организации полезны для прогнозирования ее способности создавать потоки денег за счет имеющихся ресурсов. Она также важна для формирования суждения об эффективности, с которой организация могла бы использовать дополнительные ресурсы.

Информация относительно движения денег организации нужна для оценки инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в течение отчетного периода. Эти сведения обеспечивают пользователям основу для оценки способности организации генерировать деньги и их эквиваленты и потребности организации в использовании этих потоков денег.

Финансовая отчетность содержит пояснительную записку, включающую в себя раскрытие учетной политики, а также дополнительные материалы и другую информацию. Например, она может содержать дополнительные сведения о статьях баланса и отчета о доходах и расходах. важные для удовлетворения нужд пользователя. Она может раскрывать риски и неопределенности, влияющие на финансовое положение организации, и любые ресурсы и обязательства, не отраженные в балансе (такие как запасы полезных ископаемых). Информация о хозяйственных и региональных подразделениях, а также о влиянии на организацию колебаний цен также может быть представлена как дополнительная.

Финансовая отчетность может дополняться другими материалами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета.

Порядок составления финансовой отчетности устанавливается в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета.

Учетная информация как категория экономической информации имеет сложную иерархическую структуру, которая представлена: реквизитами; показателями; документами.

Реквизиты – элементарные информационные единицы, которые не поддаются дальнейшему логическому членению. Они отражают определенные свойства объекта, процесса, явления и имеют определенное смысловое значение.

Различают реквизиты-основания, которые характеризуют количественную сторону объекта, процесса, явления, и реквизиты-признаки, отражающие качественные стороны описываемого объекта или процесса (время и место действия, фамилию исполнителя, наименование работы и т.д.). Например, количество поступившего материала – это реквизит-основание, а наименование материала, единица измерения, наименование поставщика – это реквизиты-признаки.

При обработке над реквизитами-основаниями выполняются арифметические операции, а над реквизитами-признаками - логические (группировка, сортировка и др.).

Отдельно взятые реквизиты-основания и реквизиты-признаки экономического смысла не имеют. Поэтому они применяются только в сочетании. Из них компонуются более сложные информационные конструкции – составные единицы информации.

Показатель – составная единица информации, содержащая один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Показатель, с одной стороны, является сложной составной единицей информации, которая характеризует количественную и качественную стороны объекта. С другой стороны, это минимальная составная единица информации, обладающая информативностью и поэтому способная образовать документ. Например, любой однострочный документ включает в себя один показатель, но также может быть и несколько показателей. В любом документе должно указываться лицо, ответственное за содержащуюся в нем информацию.

Информация может быть оценена как на качественном, так и на количественном уровнях по специально разработанным методикам. такая оценка имеет важное значение при организации хранения информации и технологии ее обработки [4. С. 265-268].

На практике проведения аудит зависит от состояния информационной базы — бухгалтерского учета. Поэтому требуется тщательная проверка состояния бухгалтерского учета как информационной базы аудита.

При проведении аудиторкой проверки необходимо изучить следующие документы. (Табл.1.1.) [7, С. 26].

 

Таблица 1.1.

Формы документов бухгалтерского учета, составляющие информационную базу аудита.

Наименование документа
1 Финансовая отчетность субъекта и пояснительные записки к ним: а) сводные годовые б) годовые квартальные в) квартальные
2 Кассовые, банковские документы, извещения банков, выписки банков
3 Наряды на работу, табели, авансовые отчеты
4 Акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов, квитанции и накладные по учету товарно-материальных запасов
5 Лицевые счета: а) рабочих и служащих б) получателей пенсий и гос.пособий
6 Расчетные (расчетно-платежные) ведомости
7 Инвентарные карточки и книги учета основных средств и материальных ценностей
8 Учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы)
9 Вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, книги регистрации счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных поручений, кассовые книги, оборотные ведомости
10 Сведения об учете фондов, лимитов заработной платы и контроле за их распределением, о расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, об удержании из заработной платы, о выплате выходных, отпускных пособий, листков нетрудоспособности и др.
11 Исполнительные листы
12 Документы (справки, акты, обязательства, переписка) по дебиторской задолженности, недостачам, растратам, хищениям, по полученным кредитам, по перепискам
13 Акты проверки кассы, правильности взимания налогов и др.
14 Договоры, соглашения (хозяйственные, операционные, трудовые и др.)
15 Акты документальных ревизий и проведенного аудита финансово-хозяйственной деятельности организации, документы (справки, информации, докладные записки) к ним
16 Акты, ведомости переоценки и определения износа основных средств
17 Договора о материальной ответственности

Таким образом, информация классифицируется по множеству признаков. При этом важное значение при аудите финансовой отчетности имеет система экономической информации. Экономическая информация должна быть достоверной, чтобы на ее основе пользователи принимали верные решения. Основной информационной базой аудита является финансовая отчетность, которая должна быть достоверной во всех существенных аспектах. Для подготовки и представления финансовой отчетности пользователи могут получить такую информацию, как сведения о финансовом положении предприятия, результатах его деятельности и об изменениях в финансовом положении.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.013 с.)