Вспомогательное электрооборудование.  бортовая сеть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательное электрооборудование.  бортовая сеть



Вспомогательное электрооборудование. К вспомогательному электрооборудованию относят приборы и аппараты, обеспечива­ющие отопление и вентиляцию, очистку стекол и фар, звуковую сигнализацию, радио- и телесистемы, системы охранной сигнализации и т. п. В современных моделях автомобилей широко приме­няют эти устройства, некоторые из которых потребляют значи­тельную мощность (например, кондиционеры). В результате на­метилась тенденция применения в бортовой сети двух уровней на­пряжений: 12 В для основной сети и 24 В для питания мощных потребителей.

Электродвигатели применяют в отопителях и системе вентиля­ции салона, предпусковых подогревателях, стекло- и фароочистителях, механизмах подъема стекол и антенн, перемещения сиде­ний и т. д.

Звуковые сигналы служат для оповещения пешеходов и других транспортных средств о создании помех движению автомобиля и в качестве охранного предупреждения. Средства, вырабатывающие звуковые сигналы (далее — сигналы), делят на электрические виб­рационные, пневматические и электронные. Электрические сиг­налы, в свою очередь,  делят на тональные и шумовые. Тональные имеют рупорный резонатор, а шумовые дисковый.

-

 

Сигналы рассчитаны на работу в повторно-кратковременном цикле (цикл — око­ло 5 с). Чаще всего ставят два сигнала: один низкого, а другой вы­сокого тона. На автомобилях высокого класса ставят три сигнала: один низкого и два высокого тона. Сигналы настраивают в гармо­нический аккорд, и они звучат одновременно.

В тональном сигнале резонатором является столб воздуха, за­ключенный в рупоре 12 (рис. 29.8). Он колеблется при вибрации мембраны 1. Мембрана закреплена между корпусом 10 и рупором и колеблется электромагнитом 3 с сердечником 6. Один конец об­мотки магнита 3 соединен с клеммой 2, другой — с пружиной 9 подвижного контакта 8. Далее цепь идет через неподвижный кон­такт 5 и с него на «массу». При соединении клеммы 2 с «плюсом» аккумулятора по цепи идет ток, якорь 13 втягивается внутрь элек­тромагнита, через штифт 7 размыкая контакты 8. После этого уп­ругая сила, мембраны возвращает систему обратно, замыкая кон­такты, и т. д. Частота колебаний 200...400 Гц.

В рупоре сложные колебательные процессы в воздушном стол­бе формируют спектр частот, в котором преобладают частоты 2000...3500 Гц, хорошо слышимые человеком. Тональность сигна­ла зависит от толщины мембраны и конфигурации рупора. Высоту тона регулируют перемещением пластины 5 с помощью гаек 4.

Тональные сигналы потребляют значительный ток. При трех сигнальных устройствах ток может достигать 20...25 А. Поэтому для включения тонального сигнала используется реле сигналов, которое вступает в работу при нажатии кнопки сигнала на руле­вом колесе, через которую идет только небольшой ток управле­ния.

Безрупорные сигналы устроены аналогично, только на мембране закреплена пластина резонатора, которая создает колебания воз­духа. Они потребляют ток в 1,5...3 раза меньше.

Цепь сигналов обязательно имеет предохранитель.

Бортовая электрическая сеть. Источники и потребители элек­троэнергии соединяются между собой бортовой электрической цепью, состоящей из проводов, средств защиты от перегрузок, средств коммутации (выключатели и переключатели), соедини­тельных и распределительных устройств. В основном применя­ют однопроводную систему, где вторым проводом является «масса» — корпусные детали автомобиля. Двухпроводную сис­тему используют для фонарей стояночных огней, звуковых сиг­налов и других устройств, которые должны работать при вы­ключенной «массе». Преимущества однопроводной системы: экономия меди, упрощение монтажа. На автомобиле КамАЗ суммарная длина проводов достигает 700 м, на автомобиле ВАЗ — 250 м. Недостаток однопроводной системы: большая ве­роятность замыкания проводов на «массу», т. е. возникновение короткого замыкания.

Распределение электроэнергии происходит централизован­но —от источников питания к центральному распределительно­му устройству (щиток приборов или блок реле и предохраните­лей). Сети делят на одно- и двухканальные (рис. 29.9). По перво­му каналу питаются потребители, создающие большую нагрузку по току и работающие кратковременно или в аварийной ситуа­ции: стартер, прикуриватель, приборы предпускового подогрева, аварийная сигнализация и т. п.

 

 

По второму каналу питаются по­требители, которые, в свою очередь, делят на группы: включае мые через замок зажигания; приборы освещения, включаемые че­рез центральный переключатель света; приборы, потребляющие небольшой ток и работающие длительное время во время движе­ния и стоянки автомобиля (плафоны и радио в кабине, габарит­ные огни и т. п.).

Различают три вида схем бортовой электрической сети: прин­ципиальная, соединений и совмещенная.

Принципиальная схема бортовой электросети дает представле­ние о связях всех приборов и частей электрооборудования. Ее ис­пользуют при наладочных, контрольных и ремонтных работах.

Схема соединений (рис. 29.10) показывает соединение всех при­боров и частей. Она предназначена для монтажа и ремонта в про­цессе эксплуатации.

Устройства, имеющие самостоятельную схему, выполняют в виде фигуры, контуры которой повторяют контуры реального прибора. При необходимости около нее указывают номинальные значения параметров и схемы-диаграммы, таблицы, текстовые указания и т. д. Провода показывают отдельными линиями. Про­вода, идущие в одном направлении или в одном жгуте, допускает­ся обозначать одной линией.

 


 

Изделия имеют буквенно-цифровые или цифровые обозначе­ния. Порядковые номера соответствуют последовательности их расположения сверху вниз и справа налево. Провода и контакты обозначают номерами, присвоенными цепям, а также буквенны­ми индексами, которые изменяются в алфавитном порядке от источника до корпуса, или же буквами, обозначающими цвет провода.

Провода должны выдерживать вибрацию, воздействие нефте­продуктов, перепады температур. В качестве изоляции применяют поливинилхлоридный пластикат (ПВ). Он бензо- и маслостоек, не поддерживает горение, выдерживает большие перепады темпера­тур. Для монтажа на автомобилях применяют провода марок ПВА (автомобильный), ПВАЭ (экранированный), ПВАЛ (лакостойкий), ПГВА (гибкий), ПГВАБ (бронированный). Провода первых трех марок используют при температуре от —40 до +150 °С, осталь­ные — от —40 до

Для облегчения монтажа и определения неисправностей прово­да имеют 11 цветов сплошной расцветки, а также комбинирован­ной расцветки из комбинации 4 цветов. Провода выпускают 14 гра­даций по сечению и подбирают в зависимости от значения тока. Провода объединяют в жгуты, сплетенные хлопчатобумажной изо­ляцией, и крепят металлическими или пластмассовыми скобами.

В эксплуатации необходимо периодически проверять надеж­ность крепления проводов и жгутов.

Предохранители предназначены для защиты электрических це­пей от перегрузки и короткого замыкания. Их устанавливают на все цепи, кроме систем пуска и зажигания. Обычно применяют раздельную защиту внешних световых приборов левой и правой сторон. Основное требование к предохранителям: время их сраба­тывания должно быть меньше времени нагрева провода до пре­дельной температуры от тока короткого замыкания.

Применяют плавкие и термобиметаллические предохранители.

Плавкие предохранители имеют вставку из металла, имеюще­го невысокую температуру плавления, или луженой медной про­волоки малого сечения. При увеличении тока на 50 % плавкая вставка расплавляется в течение 1 мин. Для удобства эксплуата­ции плавкие предохранители отдельных цепей объединены в блоки.

Термобиметаллические предохранители более инерционны по сравнению с плавкими в зоне больших перегрузок (более 200 %) и более чувствительны при малых перегрузках (менее 200 %). По­этому их устанавливают в цепях с электромоторами, когда пуско­вые токи могут в 4...6 раз превышать номинальный.

Термобиметаллические предохранители многократного дей­ствия устанавливают в цепях освещения и стеклоочистителях (в расчете, например в цепи освещения, на предельную силу тока 20 А). Основой их служит биметаллическая пластина, которая при прохождении предельного тока нагревается и размыкает контак­ты. При охлаждении она опять замыкает контакты. Предохранители однократного действия также имеют биме­таллическую пластину. Однако после размыкания контактов пластина не замыкает сами контакты. Для их замыкания нужно нажать на кнопку возврата. Эти предохранители устанавливают для защиты моторов стеклоподъемников, стеклоочистителей, отопителей и т. п.

Коммутационная аппаратура. Большая группа изделий, пред­назначенных для соединения и управления включением и выклю­чением потребителей, называется коммутационной аппаратурой. Все эти изделия можно распределить на три группы: выключатели и переключатели, электромагнитные реле и контакторы, разъемы и соединительные панели.

Замки-выключатели (замки зажигания) служат для включения цепи системы зажигания, контрольно-измерительных приборов, стартера и других устройств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.155.163 (0.011 с.)