Ситуационные задачи для занятий семинарского типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационные задачи для занятий семинарского типа



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения………………………………………..………………….4

2. Темы и их краткое содержание………………………….………………….5

3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа

 и самостоятельной работе………………..………………………...…………7

4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...24

5. Перечень информационных ресурсов …………………………….………25

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы..............….25


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дисциплина «Судебная медицина» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): «Уголовно-правовая».

Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Судебная медицина» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических результатов в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения, очно-заочной (с применением дистанционных технологий) форм обучения.

 Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин: «Психология», «Уголовное право», «Криминалистика», «Уголовно-исполнительное право» и «Гражданский процесс».

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении дисциплин: Судебная психиатрия, Криминальная сексология.                                             

Целью освоения дисциплины «Судебная медицина» является получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, с целью познание и применения общих положений судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы при разрешении вопросов медицинского характера, возникающих в юридической практике.

В ходе изучения дисциплины обучающийся должен решать следующие задачи:

− изучение и усвоение представлений о организации судебно-медицинской службы РФ, основных положений и понятий, используемых в теории судебной медицины, закономерностях их использования в личной юридической практике;

− изучение и усвоение организационно-процессуальных основ судебно-психиатрической службы в Российской Федерации; форм участия судебного психиатра в работе судебно-следственных органов; компетенций судебно-психиатрического эксперта; случаев обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы;

− изучение и усвоение основных законодательных документов, регулирующие назначение и производство судебно-медицинской экспертизы; классификацию судебно-психиатрических экспертиз;

− формирование умения применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; разрешать правовые вопросы на основе профессиональных и морально-этических требований;

− формирование умения распознавать расстройства здоровья и смерти в результате воздействия на человека различных травмирующих факторов;

− формирование умения оценить и правильно интерпретировать экспертное заключение судебно-медицинских экспертов, те положения и выводы, на основании которых оно строится, применять правила анализа судебно-медицинской документации; использовать заключения судебно-медицинских экспертиз в уголовных и гражданских делах;

− владение навыками обращения с объектами биологического происхождения и правилами изъятия, упаковки и хранения их;

− владение судебно-медицинской терминологией;

− владение навыками оформлением постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы или мотивированного направления о проведении судебно-медицинского освидетельствования; 

− владение основ судебно-медицинской экспертизы при решении юридических задач в предстоящей профессиональной деятельности.

В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит сориентировать студентов на решение практических задач и рассмотрение конкретных уголовно и гражданско-правовых ситуаций. Для юриста-профессионала очень важно суметь применить теорию на практике. Разрешение смоделированных либо взятых непосредственно из судебной практики случаев поможет студенту в освоении правил квалификации, даст более полное представление об изучаемом предмете.

 

ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Понятие, предмет и задачи судебной медицины. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ

Предмет, содержание судебной медицины, ее определение. Судебно-медицинская экспертиза. Связь судебной медицины с другими науками. Система предмета судебной медицины. Краткий исторический очерк развития судебной медицины. История становления судебной медицины. Судебная медицина в России.

Задачи судебной медицины. Реакционные теории в судебной медицине.

Судебно-медицинская экспертиза, ее процессуальные основы.. Судебно-медицинские учреждения. Обязанности, права и ответственность судебно-медицинских экспертов. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Виды судебно-медицинской экспертизы: первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная. Экспертиза на предварительном следствии и при дознании. Экспертиза в судебном заседании. Судебно-медицинская документация.

Организация судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.

 

 

Тема 2. Судебно-медицинская травматология

Медицинская классификация повреждений и их признаки. Ссадины, кровоподтеки, раны, переломы, вывихи и растяжения, повреждения внутренних органов, размятие и отделение частей тела. Повреждения с нарушением физиологических функций. Вопросы, разрешаемые при судебно-медицинской экспертизе механических повреждений.

Повреждения тупыми предметами. Механизмы повреждений: удар, сотрясение при ударе, сдавление, растяжение, трения. Общая характеристика повреждений. Повреждения, причиненные частями тела человека. Повреждения при падении на плоскость, падении с высоты. Спортивная травма. Транспортная травма: автомобильная травма, мотоциклетная травма, тракторная травма. Железнодорожная травма, авиационная травма. Установление особенностей орудий по повреждениям на теле. Вопросы, разрешаемые при экспертизе повреждений, причиненных тупыми предметами.

Повреждения от острых орудий- режущих, колющих, колюще-режущих, рубящих, пилящих. Механизм образования и морфологическая характеристика. Установление особенностей орудий по повреждениям на теле и одежде. Вопросы, разрешаемые при экспертизе повреждений, причиненных острыми орудиями.

Огнестрельные повреждения. особенности повреждений при различной дистанции выстрела: повреждения при выстреле с близкого расстояния- а) контактный (выстрел в упор): б) в пределах действия сопутствующих факторов выстрела (пороховых газов, копоти выстрела, остатков пороховых зерен и других отложений, от которых образуются так называемые следы близкого выстрела), и повреждения при выстреле с неблизкого расстояния- вне пределов действия сопутствующих продуктов выстрела. Характерные признаки входного отверстия, раневого канала и выходного отверстия. Определение вида оружия, которым было причинено повреждение. Повреждения при взрывах гранат, мин. Снарядов и их частей. Вопросы, разрешаемые при экспертизе огнестрельных повреждений.

Лабораторные исследования при механических повреждениях. Причины смерти при механических повреждениях. Отличие прижизненных повреждений от посмертных. Определение степени тяжести вреда здоровью.

 

Тема 3. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания

Сущность процесса дыхания. Кислородное голодание, его виды. Общие признаки задушения при наружном и внутреннем исследовании трупа. Классификация механической асфиксии: странгуляционная, обтурационная и компрессионная.

Повешение, характерные признаки. Судебно-медицинское значение осмотра петли и ее узлов. Странгуляционная борозда, ее диагностические особенности. Удавление руками. Особенности механических повреждений при удавлении руками и их происхождение.

Сдавливание груди, живота, выявляемые при этом повреждении признаки.

Закрытие рта, носа, дыхательных путей инородными предметами. Аспирация инородными телами и рвотными массами.

Утопление, его признаки. Определение давности нахождения трупа в воде. Повреждения на трупе прижизненные, агональные и посмертные. Происхождение утопления. Смерть в воде. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при различных видах механической асфиксии.

 

Тема 4. Расстройство здоровья и смерть от действия крайних температур, электрического тока, лучистой энергии, повышенного и пониженного атмосферного давления

 

    Общее и местное действие высокой температуры на организм человека. Действие тепла и солнечных лучей. Тепловой удар. Солнечный удар.

Местное действие: ожоги от действия пламени, горячих жидкостей и других источников высоких температур. Причины смерти от ожогов. Признаки прижизненного и посмертного пребывания в очаге пожара.

Общее и местное действие низкой температуры на организм человека. Признаки смерти от охлаждения. Изменения, возникающие при замерзании и оттаивании трупов. Осмотр трупа на месте происшествия. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при действии крайних температур.

    Повреждение техническим электричеством. Условия, благоприятствующие его возникновению. Действия электротока на организм. Признаки его действия при наружном и внутреннем исследовании трупа. Повреждения от действия атмосферного электричества (молния). Вопросы. разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при расстройстве здоровья и смерти от электрического тока.

    Виды лучистой энергии. Понятие о лучевой болезни и ее определение на трупе. Осмотр трупа на месте происшествия с участием судебно-медицинского эксперта. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при лучевой травме.

   Действие повышенного и пониженного атмосферного (барометрического) давления на организм и судебно-медицинская диагностика повреждений при этом. Причина смерти и признаки при наружном и внутреннем исследовании трупа.

 

Тема 5. Расстройство здоровья и смерть от действия химических веществ

     Ядовитые вещества и отравления. Условия, определяющие токсическое действие химических веществ. Происхождение отравлений и их исход. Выделения химических веществ из организма. Судебно-медицинская диагностика отравлений. Понятие о ядах. Судебно-медицинская классификация ядов.

    Отравление отдельными ядами: кислотами, едкими щелочными, фенолом, синильной кислотой и ее соединениями, ртутью, мышьяком.

Отравление ядохимикатами: фосфорорганическими соединениями (ФОС), хлорорганическими соединениями (ДДТ).

Отравления окисью углерода. Отравления веществами. Образующими метгемоглобин (бертолетовая соль, нитрат натрия, анилин).

Отравление этиловым алкоголем. Диагностика алкогольной интоксикации у живого человека. Отравление метиловым спиртом, этиленгликолем, дихлорэтаном.

     Пищевые отравления. Отравления ядовитыми продуктами животного происхождения.

Осмотр трупа на месте происшествия с участием судебно-медицинского эксперта, изъятие, упаковка и направление вещественных доказательств на судебно-химическое исследование. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при отравлениях.

 

Тема 6. Учение о смерти и трупных явлениях. Судебно-медицинская экспертиза трупа

Умирание и смерть. Агония. Клиническая, биологическая смерть. Ориентирующие и достоверные признаки смерти. Классификация смерти. Вид смерти. Род насильственной смерти: несчастный случай, самоубийство, убийство.

 Ранние трупные изменения: охлаждение трупа, трупные пятна, трупное окоченение, трупное высыхание, аутолиз (трупное самопереваривание). Причины и условия, ускоряющие и замедляющие развитие ранних трупных явлений.

Поздние трупные явления: гниение, мумификация, жировоск и торфяное дубление. Причины и условия, ускоряющие и замедляющие развитие поздних трупных явлений.

Установление давности наступления смерти.

Судебно-медицинское исследование трупа, его поводы. Осмотр трупа на месте обнаружения. Правила и порядок судебно-медицинского исследования трупа. Наружное и внутреннее исследование трупа. Документация судебно-медицинского исследования трупа (Акт, Заключение)

Особенности исследования трупов неизвестных лиц, обгоревших, замерших, гнилостно измененных, расчлененных, скелетированных трупов (костных останков).

Эксгумация. Поводы и порядок ее производства. Судебно-медицинское исследование эксгумированного трупа.

Определение, судебно-медицинская диагностика, причины скоропостижной смерти. Внезапная смерть.

Исследование трупов новорожденных детей. Вопросы, разрешаемые при экспертизе трупов новорожденных: новорожденность, зрелость и доношенность, живорожденность, жизнеспособность, продолжительность внеутробной жизни, причины смерти.

Тема 7. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц

Поводы и порядок судебно-медицинской экспертизы живых лиц: при телесных повреждениях, при половых преступлениях и состояниях, при других поводах- определение возраста, тождества личности, заражении венерической болезнью и др.

Классификация телесных повреждений по тяжести вреда здоровью: тяжкий вред здоровью, средней тяжести вред здоровью, легкий вред здоровью, повреждения без определения тяжести вреда здоровью. Экспертиза определения размера утраты трудоспособности. Истязания, мучения, побои.

Экспертиза состояния здоровья, симуляция, самоповреждения и членовредительство. Понятия симуляции, диссимуляции, аггравации.

Вопросы, разрешаемые экспертизой живых лиц по поводу телесных повреждений и состояния здоровья.

Экспертиза истинного пола. Определение производительной способности, половой неприкосновенности.

Экспертиза бывшей беременности. Родов. Аборта. Значение лабораторных методов исследования.

Экспертизы при половых преступлениях. Экспертиза по поводу изнасилования, развратных действий, мужеложства. Освидетельствование потерпевших и подозреваемых. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при половых преступлениях.

Определение возраста. Идентификация личности.

Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

Понятие и характеристика вещественных доказательств биологического происхождения, подлежащих судебно-медицинской экспертизе. Обнаружение, изъятие, упаковка и направление вещественных доказательств в судебно-медицинские лаборатории.

Исследование крови. Определение видовой, групповой и половой принадлежности крови. Оценка результатов судебно-медицинского исследования крови. Экспертиза спорного отцовства.

Исследование спермы, слюны, мочи, пота и потожировых выделений. Исследование волос. Описание, изъятие и упаковка волос на месте происшествия. Определение видовой, групповой и половой принадлежности волос.

Исследование других вещественных доказательств. Исследование костей, мекония, молозива, молока и т.д.

Тема 9. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел. Судебно-медицинская экспертиза по делам о нарушении медицинским персоналом профессиональных обязанностей

Объекты экспертизы. Повторная экспертиза. Комиссионная, комплексная экспертиза по сложным делам. Документация судебно-медицинской экспертизы по материалам дела.

Уголовная ответственность медицинского персонала.

Понятие о нарушениях в профессиональной деятельности медицинских работников. Несчастные случаи в медицинской практике.

Особенности судебно-медицинской экспертизы в случаях привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за профессиональные правонарушения.

 

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА, КОНТРОЛЬНОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:

    - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
    - углубления и расширения теоретических знаний;
    - формирования умений использовать специальную литературу;
   - развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
   - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

    Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.

Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
     - обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;

     - работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.

Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет.

Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

     Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

     - конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;

     - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста);

     - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

     - решение задач.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме.

     Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы.

Цель контрольной работы – закрепить знания, накопленные в результате изучения дисциплины, приобрести навык самостоятельной работы и умение применять теорию в решении конкретных задач.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

1. закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2. выработка навыков самостоятельной работы;

    3. выяснение подготовленности студента к семинарским занятиям.

Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, практическое задание, список использованной литературы.

Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии.

Контрольная работа должна быть представлена на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной форме для студентов, обучающихся по образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.

3.1. Вопросы для самоподготовки по темам дисциплины

1. Судебно-медицинская экспертиза, ее цели и задачи.

2.Основание, процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы.

3. Объекты судебно-медицинской экспертизы.

4. Права и обязанности эксперта.

5. Судебно-медицинская документация.

6. Постановление следователя о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа и живого лица.

7. Судебно-медицинская классификация телесных повреждений.

8. Причины смерти при механических повреждениях.

9. Судебно-медицинская экспертиза при действии тупых, острых предметов, транспортных средств.

10. Судебно-медицинских экспертиза при огнестрельных повреждениях.

11. Механическая асфиксия, ее виды.

12. Общие признаки задушения при наружном и внутреннем исследовании трупа.

13. Повешение.

14. Судебно-медицинское значение осмотра петли и ее узлов. 1

15. Странгуляционная борозда, ее диагностические особенности.

16. Особенности механических повреждений при удавлении руками.

17. Сдавливание груди, живота, выявляемые при этом повреждении признаки.

18. Закрытие рта, носа, дыхательных путей инородными предметами. Аспирация инородными телами и рвотными массами.

20. Утопление, его признаки. Определение давности нахождения трупа в воде.

21. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при воздействии крайних температур.

22. Признаки прижизненного и посмертного пребывания в очаге пожара.

23. Судебно-медицинская экспертиза трупов, обнаруженных в очаге пожара.

24. Общее и местное действие низкой температуры на организм человека.

25.Признаки смерти от переохлаждения организма.

26.Действие повышенного и пониженного барометрического давления на организм и судебно-медицинская диагностика повреждений при этом.

27. Механизм действия электрического тока на организм.

28. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при электрической травме.

29.Воздействие на организм лучистой энергии, условия для возникновения острой и хронической лучевой болезни.

30. Течение острой и хронической лучевой болезни.

31. Судебно-медицинская классификация ядов.

32. Причины смерти при отравлениях.

33. Меры профилактики при отравлениях.

34.Судебно-медицинская экспертиза отравлений.

35. Доказательства отравлений со смертельным исходом.

36. Судебно-медицинская оценка смерти от алкогольной и наркоманийной интоксикации.

 37. Качественные и количественные методы определения алкоголя в организме.

38. Классификация смерти в судебной медицине.

39. Трупные изменения и их судебно-медицинское значение.

40. Основания, порядок назначения и задачи судебно-медицинского исследования трупа.

41. Методика судебно-медицинского исследования трупа и документация оформления результатов его.

42.Судебно-медицинское исследование при скоропостижной и насильственной смерти. Лабораторные методы исследования.

43.Значение осмотра места происшествия и трупа на месте обнаружения. Взаимодействие следователя и судебного медика.

44. Документация осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения.

45. Основания, порядок назначения и проведения экспертизы, документация.

46. Критерии по определению степени тяжести причиненного вреда здоровью и их классификация.

47. Судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья, возраста.

48. Судебно-медицинская экспертиза пола, половой зрелости, половой неприкосновенности, производительной способности, беременности, родов, абортов, половых преступлений.

49. Понятие и характеристика вещественных доказательств биологического происхождения, подлежащих судебно-медицинской экспертизе.

50. Правила изъятия, упаковки, хранения образцов веществ биологического происхождения.

51. Судебно-медицинская экспертиза крови.

52. Судебно-медицинская экспертиза костных останков.

53. Судебно-медицинская экспертиза спорного отцовства.

54. Исследование спермы, слюны, мочи, пота и потожировых выделений.

55. Исследование волос.

56. Объекты экспертизы.

57. Повторная экспертиза.

58. Комиссионная, комплексная экспертиза по сложным делам.

59. Документация судебно-медицинской экспертизы по материалам дела.

60.Уголовная ответственность медицинского персонала.

61.Понятие о нарушениях в профессиональной деятельности медицинских работников. Несчастные случаи в медицинской практике.

62.Особенности судебно-медицинской экспертизы в случаях привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за профессиональные правонарушения.

 

Задача 2.

Мужчина около 45 лет обнаружен висящим в петле на ветке дерева в лесу.

Укажите признаки, характерные для смерти в результате повешения. Укажите какие судебно-медицинские экспертизы необходимо назначить по делу?

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа?

Задача 1.

В школе ученик 8 класса Н. подошел к ученику 4 класса В., который громко смеялся и сделал ему замечание, на что последний стал кричать и еще громче смеяться. Тогда Н. ударил обеими руками по ушам В. В результате удара В. получил травму в виде разрыва барабанных перепонок с двух сторон, по поводу чего он проходил лечение в течение 45 дней. После окончания лечения у В. имело место снижение слуха: шепотная речь-«0», разговорная речь-4 см от ушной раковины.

Укажите вопросы, которые поставите на разрешение судебно-медицинскому эксперту. Оцените травму по тяжести причиненного вреда здоровью и укажите квалифицирующий признак.

 

Задача 2.

В результате электротравмы погиб гр. Ф., 53 лет, который был обнаружен в электрощитовой, у него имелась электрометка на ладонной поверхности правой кисти.

Укажите причины возникновения электротравмы и процессы происходящие в организме. Что является причиной смерти при электротравме? Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа.

 

Задача 1.

В мусорном баке обнаружен в пакете новорожденный младенец с пуповиной. Укажите признаки новорожденности, жизнеспособности, порядок определения внутриутробного возраста плода. Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу.

 

Задания для выполнения контрольной работы обучающимися ЗФО, ЗФО с применением ДОТ

 

Таблица для определения номера варианта задания контрольной работы

 

Номер варианта контрольной работы. Последняя цифра номера зачетной книжки студента

Вариант № 1. 1

Вариант № 2. 2

Вариант № 3. 3

Вариант № 4. 4

Вариант № 5. 5

Вариант № 6. 6

Вариант № 7. 7

Вариант № 8  8

Вариант № 9  9

Вариант № 10 0

 

 

Вариант № 1

1. Медицинская классификация повреждений и их признаки.

2. Судебно-медицинская экспертиза трупов новорожденных.

Задача.

Гр. А. получил травму на производстве, в результате которой была травматическая ампутация правой кисти. С места работы он был доставлен Скорой помощью в больницу, где выполнена операция по формированию культи. После выписки из больницы через 15 дней, он еще находился на лечение в поликлинике 15 дней, затем был направлен на медико-социальную экспертизу, которая определила 3 группу инвалидности на 1 год.

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу, сформулируйте вопросы для судебно-медицинского эксперта. Какие документы будут предоставлены на экспертизу и в какие сроки возможно направление потерпевшего на экспертизу. Определите тяжесть причиненного вреда здоровью и укажите квалифицирующий признак

 

Вариант № 2

1. Судебно-медицинская танатология. Учение о трупных явлениях.

2. Осмотр трупа на месте происшествия.

Задача.

На улице обнаружен труп неизвестной женщины без наружных видимых повреждений.

Укажите какие судебно-медицинские экспертизы необходимо назначить по делу?

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа?

 

Вариант № 3

1. Процессуальные и организационные основы медицинских экспертиз.

2. Умирание и смерть. Агония. Клиническая, биологическая смерть..

Задача.

В квартире обнаружен труп гр. Н., 40 лет, с подозрением на отравление уксусной кислотой.

Укажите признаки, характерные для отравления уксусной кислотой. Укажите какие судебно-медицинские экспертизы необходимо назначить по делу?

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа?

 

Вариант № 4

1. Организация судебно-медицинской экспертизы.

2. Особенности судебно-медицинской экспертизы в случаях привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за профессиональные правонарушения.

Задача.

В результате электротравмы погиб гр. Ф., 53 лет, который был обнаружен в электрощитовой, у него имелась электрометка на ладонной поверхности правой кисти.

Укажите причины возникновения электротравмы  и процессы происходящие в организме. Что является причиной смерти при электротравме? Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа.

 

Вариант № 5

1. Ранние трупные изменения: охлаждение трупа, трупные пятна, трупное окоченение, трупное высыхание, аутолиз (трупное самопереваривание).

2. Судебно-медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью.

Задача.

Мужчина около 45 лет обнаружен висящим в петле на ветке дерева в лесу.

Укажите признаки, характерные для смерти в результате повешения. Укажите какие судебно-медицинские экспертизы необходимо назначить по делу?

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа?

 

Вариант № 6

1. Общие вопросы судебно-медицинской токсикологии.

2. Установление давности наступления смерти.

Задача.

В школе ученик 8 класса Н. подошел к ученику 4 класса В., который громко смеялся и сделал ему замечание, на что последний стал кричать и еще громче смеяться. Тогда Н. ударил обеими руками по ушам В. В результате удара В. получил травму в виде разрыва барабанных перепонок с двух сторон, по поводу чего он проходил лечение в течение 45 дней. После окончания лечения у В. имело место снижение слуха: шепотная речь-«0», разговорная речь-4 см от ушной раковины.

Укажите вопросы, которые поставите на разрешение судебно-медицинскому эксперту. Оцените травму по тяжести причиненного вреда здоровью и укажите квалифицирующий признак.

 

Вариант № 7

1. Судебно-медицинская экспертиза повреждений тупыми предметами.

2. Понятие и характеристика вещественных доказательств биологического происхождения, подлежащих судебно-медицинской экспертизе.

Задача.

На берегу озера обнаружен труп неизвестного мужчины с признаками утопления

Укажите признаки, характерные для смерти в результате утопления. Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу трупа?

 

Вариант № 8

1. Судебно-медицинская экспертиза травм острыми предметами.

2. Психиатрическая экспертиза потерпевших и свидетелей.

Гр.Н. муж причинил повреждения в виде кровоподтеков на руках и ссадины на левой щеке. Гр.Н работает учителем в школе. Она обратилась в поликлинику и попросила больничный лист пока ссадина на лице станет менее заметной. Учитывая профессию гр. Н. ей был выдан больничный лист сроком на 7 дней.

Сформулируйте вопросы для судебно-медицинского эксперта. Укажите в какой период времени необходимо гр. Н пройти судебно-медицинскую экспертизу. Определите тяжесть причиненного вреда здоровью и укажите квалифицирующий признак.

 

Вариант № 9

1. Судебно-медицинская экспертиза огнестрельной травмы.

2. Эксгумация. Поводы и порядок ее производства. Судебно-медицинское исследование эксгумированного трупа.

Задача-5.

Гр.С. обратилась в полицию с заявлением, что она был избита и изнасилована двумя знакомыми. Оба били ее руками по рукам и ногам, когда она пыталась кричать, то рот ей закрывали руками. Половые акты были совершены в естественной форме, при этом оказывала сопротивление. Половые акты были закончены во влагалище. После совершения изнасилования не подмывалась, нижнее белье не стирала. Какие следственные действия необходимо выполнить. Какие судебно-медицинские экспертизы будут назначены и в какой срок.

 

Вариант № 10

1. Судебно-медицинская экспертиза транспортных травм.

2. Экспертиза состояния  здоровья, симуляция, самоповреждения и членовредительство. Понятия симуляции, диссимуляции, аггравации.

Задача.

Гр. А. получил травму на производстве, в результате которой была травматическая ампутация правой кисти. С места работы он был доставлен Скорой помощью в больницу, где выполнена операция по формированию культи. После выписки из больницы через 15 дней, он еще находился на лечение в поликлинике 15 дней, затем был направлен на медико-социальную экспертизу, которая определила 3 группу инвалидности на 1 год.

Оформите постановление на судебно-медицинскую экспертизу, сформулируйте вопросы для судебно-медицинского эксперта. Какие документы будут предоставлены на экспертизу и в какие сроки возможно направление потерпевшего на экспертизу. Определите тяжесть причиненного вреда здоровью и укажите квалифицирующий признак.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 Основная учебная литература

 

1.Хохлов В. В. Судебная медицина: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. В. Хохлов, А. Б. Андрейкин. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Серия: Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06261-8. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/sudebnaya-medicina-441858
2. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А.В. Датий. - 3-e изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 294 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - https://doi.org/10.12737/7339. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ product/992083
3. Судебная медицина: учебник для вузов / под общ. ред. В.Н. Крюкова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 432 с.: ил.- ISBN 978-5-91768-248-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ product/544333

 

4.2 Дополнительная учебная литература

 

4.Основы социальной медицины: Учебное пособие / АртюнинаГ.П., ИвановаН.В. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 360 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-00091-132-7. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=520515
5.Судебная медицина и психиатрия: учебник / А.В. Датий. - 3-e изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 294 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). – https://doi.org/10.12737/7339. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=772454
6.Судебная медицина: лекции / В.С. Пауков. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.: 84x108 1/32. (обложка) ISBN 978-5-91768-288-4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.187 с.)