Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста



Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения РИПОДО

специальность педагогика и психология

Веремьева Светлана Анатольевна

Научный руководитель:

Директор Кризисного центра,

к.п.н. Чулкова Мария Александровна

 

Целинное 2009


Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Изучение памяти у детей старшего дошкольного возраста как проблема

1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

1.2.1 Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

1.2.2 Личностное развитие детей дошкольного возраста

1.3 Особенности развития памяти детей дошкольников

Выводы по первой главе

2. Исследовательская часть

2.1 Организация и методы исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение

Литература

 


Введение

 

У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка.

Не смотря на существенные достижения отечественных (Мухиной В., Овчаровой Р.В., Битяновой Р., Астаханова Р.) и зарубежных (З. Фрейд, Вирджиния, Сатар, Винникот) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.

Таким образом исследование памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Это определило выбор темы исследование памяти дошкольника.

Предмет исследования - память дошкольника, объект - развитие памяти детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительно эффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти дошкольников.

Цель исследования сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.

На основе выявленных противоречий и поставленной цели нами были сформулированы гипотезы исследования. Гипотеза: заключается в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в дошкольном возрасте. В соответствии с целью были определены задачи:

1. изучить уровень развития образной памяти дошкольника;

2. провести эмпирическое исследование по определению эффективности отдельных методов психологического воздействия на формирование памяти дошкольника.

3. изучение зависимости объема памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытие индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

4. разработать рекомендации по развитию памяти дошкольников.

В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы:

1. Принципы системного и деятельностного подходов (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн)

2. Принципы развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон) отечественных и зарубежных исследователей.

В соответствии с предметом исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование, беседа, диагностика. Для исследования произвольной памяти были использованы следующие тесты:

1. Изучение уровня развития произвольной памяти.

2. Изучение объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур.

3. Изучение объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов.

Экспериментальной базой исследования является МДОУ №5 "Березка" села Целинного. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, в количестве 10 человек.


Выводы по первой главе

Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти. Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память - это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание - продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении.


Исследовательская часть

 

Рекомендации.

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что память ребенка индивидуальна. Для развития дошкольниками памяти, воспитатель и родители, должны помогать ребенку посредствам игр, развивающих мероприятий, рассказов, сказок, театральных постановок всячески способствовать развитию объема памяти, устойчивости памяти, распределению памяти детей дошкольников т.е. психическая деятельность ребенка не должна быть однообразной, ребенок не должен находиться без дела, он должен познавать окружающий мир, при этом находиться в тесном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, развиваться психически и физически. Также важную роль в развитии памяти ребенка - дошкольника является поощрение, которое дает ребенку положительные эмоции и желание развиваться дальше.

Выводы по второй главе

 

В результате проведенных экспериментов А делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.

На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала. Преобладает непроизвольное запоминание, также выявлен постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. По результатам таблицы произвольной запоминаний составляет - 60%, а эффективность непроизвольного запоминания - 80%. Таким образом, разница составляет 20%, произвольное запоминание "растет и развивается", начинается переход к произвольному запоминанию.


Заключение

 

В ноябре 2009 года на базе подготовительной группы МДОУ Детский сад N5 комбинированного вида "Березка" с. Целинного было проведено исследование, в котором принимало участие десять детей шестилетнего возраста.

В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование - по определению уровня развития образной памяти; исследование эффективности произвольной и непроизвольной памяти, раскрытие индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.

Исследование состояло из 1. Определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов;

2. Исследование эффективности произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников.

В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.

На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания. Также выявлен постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию.


Приложение

 

Таблица 1. Результаты изучения уровня развития образной памяти

Имя ребенка Возраст Количество баллов
Аня 6,5 17
Дима 6,8 21
Илья 6,1 15
Инна 6,9 22
Лёва 6,3 19
Матвей 6,9 22
Маша 6,4 20
Наташа 6,2 18
Полина 6,4 21
Эдгар 6,5 21
Показатели по группе 6,5 20

 

Таблица 2. Результаты изучения объема образной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур

Имя ребенка Возраст Круг Треугольник Квадрат Прямоугольник Звезда Крест Результат
Аня 6,5 + + +     + 4
Дима 6,8 + +   +   + 4
Илья 6,1   + + +     3
Инна 6,9 + +   + + + 5
Лёва 6,3 +   + +   + 4
Матвей 6,9 + + + + + + 6
Маша 6,4 + + +   +   4
Наташа 6,2     +   + + 3
Полина 6,4 +   + + +   4
Эдгар 6,5 +   +       2
                 

 

Таблица 3. Результаты изучения объема образной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов

Имя ребенка Возраст Машина Птица Рыбка Собака Кошка Кровать Результат
Аня 6,5 + + + + + + 6
Дима 6,8 + + + + + + 6
Илья 6,1 + + + +   + 5
Инна 6,9 + + + + + + 6
Лёва 6,3   + + + + + 5
Матвей 6,9 + + + + + + 6
Маша 6,4 + + + + + + 6
Наташа 6,2 + + + + +   5
Полина 6,4 + + + + + + 6
Эдгар 6,5 + + + +   + 5
                 

 

Пример 1. Протокол изучения уровня развития образной памяти

Имя ребенка Вопрос N 1 Количество баллов
Аня   1
Дима   2
Илья   0
Инна   3
Лёва   1
Матвей   3
Маша   2
Наташа   1
Полина   2
Этгар   1
     

 

Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании

Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.

 

@ E F Q I J

 

Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати

 

Žóôõöã

 

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест lsn zH:

2. Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников.


Таблица 4. Исследование эффективности непроизвольного и произвольного запоминания у детей 6-7лет

фамилия имя ребенка Непроизв. Произв.  
1 Аня В В  
2 Дима В С  
3 Илья С Н  
4 Инна В С  
5 Лева С С  
6 Матвей В В  
7 Маша С В  
8 Наташа В С  
9 Полина В С  
10 Этгар С С  
ИТОГО по группе В С    
         

В - высокий балл, С - средний балл, Н - низкий балл.


Литература

1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просв., 1964.

2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 1988, 156с.

4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.

5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, - М.: 1981

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования - 608с.

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - 448с.

Список дополнительной литературы

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

11. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.

12. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.

13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. - М.: 1999, - 373с.

14. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. - М.: мир, 1992.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995

16. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.

17. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000, - 289с.

18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.

19. Макселон Юзеф. Психология. - М.: Просвещение, 1998, - 425с.

20. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. - М.: Просвещение, 1994, - 235с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995.

23. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

24. Ясперс Карл. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997, - 218с.

25. 16. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: "Николаев", 2004. - 68 с.

Интернет-ресурсы

26. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy. msu.ru

27. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

28. Портал "Psychology.ru": http://www.psychology.ru

29. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

 

Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения РИПОДО

специальность педагогика и психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.05 с.)