Алгоритм выполнения всех заданий ЕГЭ по русскому языку.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм выполнения всех заданий ЕГЭ по русскому языку.



Алгоритм выполнения всех заданий ЕГЭ по русскому языку.

Часть 1.

Задание 1.В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

· в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;

· поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.

· Помните главная информация дана только в прямом значении. (ТОЧНО и КОНКРЕТНО)

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

 

Задание 2. Самостоятельно подберите ….., который должен стоять на месте пропуска в …. предложении текста. Запишите этот ….

Какие слова могут быть пропущены в задании № 2?

· Подчинительные союзы и союзные слова.

· Сочинительные союзы.

· Вводные лова.

· Частицы.

· Слова других частей речи.

 

Алгоритм выполнения задания:

· Внимательно прочитайте задание. Поймите, какое именно слово вы должны вставить (союз, вводное слово и т.д.)

· Внимательно прочитайте предыдущее предложение, чтобы понять, какое именно слово может соединять его и данное в задании.

· Помните, что многие слова имеют СИНОНИМЫ, то есть близкие по значению слова. Это облегчит вам поиск слова.

· Если вам кажется, что подходят ДВА -ТРИ слова, то подумайте, какое будет точнее. Запишите его. Хотя, я думаю, при проверке будут учитываться синонимы.

 

Предлагаю таблицы, в которых предложены слова — синонимы. Конечно, это не все слова, которые могут быть ответами в задании №2. Всё зависит от текста, от его содержания. Но и данные таблицы помогут вам при подготовке к ЕГЭ.

 

Синонимичные союзы и союзные слова

 

Синонимичные вводные слова

 

Наверное, кажется, возможно, пожалуй,

по-видимому, скорее всего, надо думать, надо полагать и т.д.

Уверенность.

Именно, конечно, очевидно, естественно, разумеется, и т.д.

Мнение автора, чувства.

К сожалению, хочется верить, надеемся, думается и т.д.

Иллюстрация примеров сказанного.

Например, так, к примеру, иногда.

Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему.

Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот.

Вывод, итог, завершённость сказанного.

Итак, значит, таким образом, словом, одним словом, так сказать, иными словами, наконец, значит, заметим, отметим и т.д.

Следствие.

Следовательно.

 

Частицы

 

 

Предлоги

 

 

Другие части речи

 

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (……… ). Определите значение, в котором это слово употреблен(…….) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

Алгоритм выполнения задания:

1. внимательно прочитайте задание;

2. найдите указанное предложение;

3. включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

4. вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;

5. определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:

o если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;

o если смысл предложения изменился – ответ верен.

Задание 4.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Помните: подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении этого задания.

 

агЕнт, Августовский, агЕнство, агОния, акрОполь, алкогОль, алфавИт, анАпест, анАтом, антитЕза, апострОф, арбУз, арЕст, аристокрАтия, аргумЕнт, асимметрИя, астронОм, Атлас (собрание географических карт), атлАс (ткань), буржуазИя, бытиЕ,

бюракрАтия, аэропОрты

афЕра, багровЕть, баллотИроват, баловАть, баловнИк, балОванный, бант ( бАнта, бАнты)

бАрмен, безУдержный, берёста и берестА, бензопровОд, блАговест, благоволИть, блокИровать, бомбардировАть, бОчковый, бредовОй и бредОвый, брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), бронЯ (защитная обшивка), бУлочная, буржуазИя, бутербрОд, бытиЕ, бюрокрАтия

валовОй, варИть (вАрит, вАришь, вАрят, варЯщийся), вахтёр, вЕрба, ветеринАрия, включИть, водопровОд, волгодОнский, волк (вОлка, вОлки, волкОв), вор (вОры, ворОв, ворАм, о ворАх), волшебствО, вложИть, вОгнутый, всполошИть, втрИдорога

газопровОд, гастронОмия, гектАр, гЕнезис, граждАнство, гренадЕр, грУшевый

двоЮродный, дЕвичий, демокрАтия, департАмент, дЕспот, дефИс, деЯние, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добелА, добЫча, дОгмат, договОр, договОрный, доголА, докраснА, докумЕнт, доложИть, донагА, дОсиня, досУг, доцЕнт, дочернА, драматургИя, дремОта, духовнИк,
еретИк,
жалюзИ, жерлО, житиЕ,

забронИровать, (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), забронировАть (покрыть броней), завИдно, зАгнутый, зАговор (тайное соглашение), заговОр (заклинание), зАгнутый, задОлго, заИндевевший, занятОй (человек), зАнятый (кем-нибудь), закУпорить, закУпоренный, заплЕсневеть, запломбировАть, запломбирОванный, запорошИть, звонИть (звонИшь, звонИт, звонЯт), зимОвщик, злОба, знАмение, знАчимость, знАхарство, зубчАтый

чЕрпать, черпАлка, чИстильщик,
шассИ, швеЯ, шелохнУть, шпрИцы, щавЕль, щЕбень, щепА, щепОтка,
Экскурс, экспЕрт, Экспорт, экипирОванный, экспрЕсс, эпилОг, пулОвер

юрОдивый

 

вероисповЕдание, исчЕрпать,
кАмбала, каталОг, каучУк, кАшлянуть, квартАл, кедрОвый, киломЕтр, кинематогрАфия, кладовАя, коклЮш, кОлледж, колОсс, кОмпас, кОмплекс, корЫсть, красИвее, крапИва, кремЕнь, кулинарИя, кУхонный, ломОта, ломОть, лОпасть, лОскут (отходы, остатки), лоскУт (кусочек ткани),
манЯщий, мастерскИ, медикамЕнты, мЕльком, мЕнеджер, металлургИя, мизЕрный (допускается - мИзерный), молодЁжь, молОчник, монолОг, мытАрство,


нАбело, нАголо (остричь), наголО (держать шашки), нагнУтый, надОлго, намЕрение, накренИть, наОтмашь, начАть, нАчатый, недоИмка, недУг, некролОг, нЕнависть, неприхотлИвый, нефтепровОд, новорождЕнный,
обеспЕчение, облегчИть, обострИть, Обнятый, обнЯвший, облегчИть, ободрИть, одолжИть, озлОбленный, оптОвый, освЕдомить, остриё, откУпорить, Отрочество, отчАсти, паралИч,
партЕр, пАхота, пЕрвенец, плЕсневеть, пиццерИя, предложИть, побасЁнка, пОнятый, понятОй, понЯвший, пОднятый, полУденный, портфЕль, постамЕнт, пОхороны, на похоронАх, платО, предвосхИтить, предпрИнятый, премИнуть, премировАть, премировАние, приговОр, придАное

свЕдущий, свЁкла, сИлос, сиротА, сирОты, слИвовый слУчай, соболЕзнование, созЫв, сосредотОчение, срЕдства, стАтуя, стАтус, статУт, стеногрАфия, столЯр, сУдно, сОгнутый,
тамОжня, танцОвщица, тОрты, тОртами, тУфля,
убрАнство, убыстрИть, углубИть, Угольный, украИнский, улУчшить, умЕрший, упомЯнутый, упомянУть, упрОчение, усугубИть,
факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фетИш, флюорогрАфия, фОрзац, формировАть,
хАос, характЕрный (типичный), харАктерный (актер), ходАтай, ходАтайство, ходАтайствовать, хОленный (прич.), холЕный (прил.), христианИн, христопродАвец,
цемЕнт, цепОчка, цыгАн,


 

Задание 5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Алгоритм выполнения задания:

· внимательно прочитайте все предложения;

· определите лексические значения каждого из слов-паронимов путём подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами может сочетаться каждый из них;

· укажите правильный ответ.

Адресат - адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический - анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный - смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).

Архаический — архаичный. Архаический - свойственный старине (архаический взгляд), архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний - будничный. Будний - не праздничный (будний день); будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).

Вдохнуть – вздохнуть. Вдохнуть – вобрать в себя, втянуть воздух (вдохнуть кислород), внушить что-либо (вдохнуть мужество); вздохнуть – испустить вздох (вздохнуть с облегчением); немного отдохнуть (дай вздохнуть); тосковать, грустить (вздыхать о детях).

Воспитательный - воспитательский. Воспитательный - относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский - относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий - всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный - выборочный. Выборный - относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный - частичный (выборочная проверка)

Гармонический - гармоничный. Гармонический - относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный - стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный - заглавный. Главный - основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный - относящийся к заглавию (заглавная роль).

Двигатель - движитель. Двигатель — машина, которая приводит в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса устар.).

Демократический - демократичный. Демократический — относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный — характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический - динамичный. Динамический — относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный — обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический - дипломатичный. Дипломатический - относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный - тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный - длительный. Длинный - имеющий большую длину (длинный доклад); длительный - долговременный (длительный отпуск, длительный период).

Добровольный - добровольческий. Добровольный - совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий - относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический - драматичный. Драматичный - выражающий сильные чувства, полный драматизм (драматичная ситуация); драматический - относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский — дружественный. Дружеский — относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); дружественный - основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный — жалостливый. Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый - склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный - запасливый. Запасный - имеющийся в качестве запаса (запасный выход); запасливый — умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой — злостный. Злой - исполненный чувства вражды (злой человек); злостный - имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный — исполнительский. Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский — относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный - командировочный. Kомандированный — лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный - относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический - комичный. Kомический - относящийся к комедии (комический персонаж); комичный - забавный (комичный вид).

Критический - критичный. Kритический - относящийся к критике (критическая статья); критичный — обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический - логичный. Логический - относящийся к логике (логическое мышление); логичный — правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический - методичный. Методический — относящийся к методике (методическая конференция); методичный — точно следующий плану (методичная работа).

Ненавистнический - ненавистный. Ненавистнический - проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный — вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый — нетерпимый. Нестерпимый - такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый - недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть - обеднить. Обеднеть - стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить - сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный - опасливый. Опасный - связанный с опасностью (опасный мост); опасливый - действующий осторожно (опасливый человек).

Описка - отписка. Описка - случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка - ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить — усвоить. Освоить - научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить - сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический - органичный. Органический - относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный - неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение - обсуждение. Осуждение - выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение - всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный - ответственный. Ответный - являющийся ответом (ответная реакция); ответственный - несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный - отчетливый . Отчетный - относящийся к отчету (отчетный период); отчетливый - хорошо различимый (отчетливый звук).

Политический - политичный. Политический - относящийся к политике (политический деятель); политичный - действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый - понятный. Понятливый - быстро понимающий (понятливый человек); понятный - ясный (понятная причина).

Представительный - представительский. Представительный - производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский - выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление - предоставление. Представление - вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление - выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый - приметный. Приметливый - способный примечать (приметливый критик); приметный - заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический - реалистичный. Реалистический - следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный - соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый - скрытный. Скрытый - тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный - неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный - тактический. Тактичный - обладающий тактом (тактичный поступок); тактический - относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический - техничный. Технический - относящийся к технике (технический прогресс); техничный - обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый - удачный. Удачливый - счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь); удачный - успешный (удачный день).


Фактический - фактичный. Фактический - соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный - содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский - хозяйственный. Хозяйский - относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный - занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный - явственный. Явный - очевидный, нескрываемый (явное превосходство); явственный - отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).

 

Задание 6. Проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях).

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите смысловое (семантическое) противоречие.

2. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

3. Если это ошибка, то исправьте ее.

Для выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия "тавтология" и "плеоназм", не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.

Главные определения

Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

· это не играет никакого значения (сыграло большое значение)

· это несёт (играет) определённую функцию

· благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)

· скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)

· одержать поражение

· увеличить (уменьшить) уровень

Нарушение традиции

· ответ на проблему

· карие волосы

· стая лошадей

Изменение фразеологизма

· заклятые друзья

· выбросить слова на ветер

Неоправданный оксюморон

· тупиковый выход

· чудовищно красива

· добиться ухудшений

· преследует удача

· кричать шёпотом

Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.

Основные виды ошибок

 

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

 

 

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Найти ошибки в образовании и употреблении

· падежных форм имён числительных;

· числительных полтора, полтораста;

· собирательных числительных, в том числе числительных оба, обе;

· сравнительной и превосходной степени имён прилагательных и наречий;

· именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных;

· форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

· у сложных количественных имён числительных склоняются обе части;

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

о пятидесяти

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

 

· при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;

· числительное оба употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, а обе – женского рода;

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

оба

обоих

обоим

оба

обоим

об обоих

обе

обеих

обеим

обе

обеими

об обеих

· собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) употребляются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющие форму только множественного числа.

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения. Помните: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

краси´в-ее (-ей)

мень-ше

глубже

более красивый

менее красивый

краси´в-ейш-ий

велич-айш-ий

наисложнейший

самый красивый

наиболее красивый

Степени сравнения наречий

Сравнительная

Превосходная

простая

составная

составная

-ее (-ей) – больно –больнее, больней

-е – легко – легче -ше – тонко - тоньше

наречие + более (менее) более тонко

менее интересно

сравнительная степень + местоимение всех, всего:

сделал лучше всех (всего)

 

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

· форм повелительного наклонения;

· форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса есть –НУ-. (есть -ну- в глаголе- ошибка- правильный ответ)

 

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

· форм именительного падежа множественного числа;

· форм родительного падежа множественного числа.

 

М. рода

С окончанием -а, -я (ударение на окончании)

С окончанием -ы, -и (ударение на основе)

влияние двойственного числа)

Адреса, берега, века, веера, директора, доктора, желоба, инспектора, катера, клевер , корма, короба, кузова, невода, округа, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, фельдшера, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба.

Авторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, договóры, инженеры, клапаны, конюхи, лекари, лекторы, конструкторы, почерки,

приговóры, прииски,

редакторы, снайперы, тракторы, тóрты, фронты, шофёры.

тома

Слесари пекари

1. Одушевлённые иноязычные сущ. на

-тор, -сор стилистически нейтральные: директора

1. Одушевлённые иноязычные сущ. на -ер,

-ёр: инженеры

2. Неодуш. иноязычные слова на

-тор, -сор: процессоры

3. Одушевлённые иноязычные сущ. на

-тор с книжным оттенком: редакторы.

Запомни: масло – мн. ч. - масла

крем – мн.ч. – кремы (не крема)

мужской

женский

средний

банкнот

жираф

зал

корректив

рояль

толь

тюль

шампунь

босоножка, бутса

манжета, мозоль

кроссовка

плацкарта

подлива (с подливой)

тапка

туфля (нет туфель)

фамилия

мочало

щупальце

 

 

Задание 8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Ищи ошибки в предложениях:

1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка!!! Это будет правильный ответ. (Я вижу ??? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)

2) с причастными оборотами; (смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

 

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня / безударная чередующаяся гласная корня / безударная непроверяемая гласная корня.

Алгоритм выполнения задания:

· Внимательно читаем задание.

· Читаем все слова

· Выделяем корни

· Вспоминаем правила на каждый корень.

ТЕОРИЯ

Корень — это основная смысловая часть слова.

Корни можно разделить на три группы:

1. корни с безударными проверяемыми гласными

2. корни с безударными непроверяемыми гласными

3. корни с чередующимися гласными

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит

 

Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:

1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.

2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить - топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).

3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

 

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю. Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередующимися гласными

 

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар- Без ударения пишется буква -о-

 

Корни -зор-/-зар- Под ударением пишется -о-, без ударения - -а-

 

Корень -плав- пишется во всех случаях, кроме исключений пловец, пловчиха, плывуны

 

Корни –лаг-/-лож Перед -ж- пишется -о-, перед -г- - -а-

 

Корни -раст- / -ращ- / -рос- Перед -ст- и -щ- пишется -а-, в противном случае - -о-

 

Корни -кас- / -кос- В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н-, в противном случае - -а-

 

-им- / -а-, -я-

-ин- / -а-, -я-

 

Корни -скак- / -скоч- Перед -к- пишется -а-, перед -ч- пишется -о-

 

Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-,
-жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- С суффиксом –а- пишется –и-, в остальных случаях пишем -е-

 

Корни -мок-,-моч-, -мак- -мок-,-моч-: в словах со значением «(не)пропускать жидкость; менять свои качества при взаимодействии с водой» -мак-: в словах со значением «погружать в жидкость»

 

Корни -равн-/-ровн- -равн-: пишется в словах со значением «равный, наравне, одинаковый», -ровн-: пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный»

 

 

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

Алгоритм выполнения задания:

1)Внимательно прочитать

2)Выделить приставки

3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»).

 

Необходимо знать следующие орфографические правила:

 

· правописание неизменяемых приставок;

· правописание приставок на –З и –С;

· правописание приставок ПРЕ и ПРИ;

· правописание Ъ и Ь;

· Ы-И после приставок

 

Приложить (присоединить)

 

Непременное условие (обязательное)

Неприемлемые условия (невозможные)

Предел (граница)

Придел (пристройка в церкви)

Преуменьшил (очень)

Приуменьшил (чуть-чуть)

· Запомни:

ПРЕ-

ПРИ-

преамбула, превалировать, власть предержащие, предикат, презент, презентабельный, президент, президиум, презумпция, прейскурант, прелюдия, прельстить, не преминуть, премьера, пренебрежение, препарат, преподнести, препона, прерогатива, престиж, претендент, преферанс

приватный, привередливый, привилегия, привходящие обстоятельства, пригожий, придирчивый, приключение, примадонна, примат, примитив, приоритет, прискорбный, присягать, притязание, приукрасить, неприхотливый, причудливый

 

Приставки на –З и –С:
написание зависит от последующей согласной

перед звонкими согласными – з воззвание, безродный

перед глухими согласными – с

испечь, беспечный, бесшумный

 

Правописание И Ы после приставок

 

1. после русских приставок, оканчивающихся на гласную:

после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересный, межинститутский);

2. в слове ВЗИМАТЬ;

3. в сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь);

4. после иноязычных приставок и частиц (пан-, суб-, транс-, контр- и т.п.) (панисламизм, субинспектор, трансиордания, контригра)
-после числительных двух-, трех-, четырех- (двухигольный, трехимпульный)

 

Разделительный твердый знак (ъ) и мягкий знак (Ь)

Ъ пишется:

1. после приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я.

2. после числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я.

3. после иностранных приставок, которые в русском языке не выделяются как приставки. Например: объем, адъютант и т.д.

Ь пишется:

В корнях слов, часто в заимствованных словах.

 

Задание 11, 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно читаем задание;

2. Определяем часть речи;

3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;

4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;

5. Не забываем об исключениях.

6. Выписываем номера ответов (от 2 до 4)

 

ТЕОРИЯ

Суффиксы глаголов. Правописание -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА-

-ОВА-, -ЕВА-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (заведовать - заведую, исповедовать - исповедую)

-ЫВА-, -ИВА-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать - откладываю, рассматривать - рассматриваю)

-ВА-

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать - залить, преодолевать, преодолеваю - преодолеть)

Искл. Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю

Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива)

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть - и производных от них.


!!! Запомните глаголы на -ЯТЬ: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять, лаять, реять, блеять, кашлять;
глаголы на -ИТЬ: драить и клеить.

Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени

Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы. (понадеявшийся, понадеявшись – от понадеяться)

Важно! Обратите внимание на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастие (склеивающий образовано от склеивать, а не от склеить)

Суффиксы прилагательных


-ЧИВ-, -ЛИВ- Всегда пишется И

 

-ИВ-, -ЕВ- Под ударением пишется ИВ, без ударения - ЕВ

Искл. милостивый, юродивый


-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- Пишутся после твердых согласных

 

-ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ- Пишутся после мягких согласных и ц

 

-ИСТ-, -ЕСК-, -ЧЕСК- Единообразное написание


-ЧАТ- Всегда пишется а (створчатый, ступенчатый, решетчатый)

!!! Запомнить: дощатый (от слова доска при помощи суффикса -ат-)


-ЕНЬК-, -ОНЬК- Суффиксы не изменяются, не бывает -иньк-, -аньк-

 

-ЕНСК-, -ИНСК- Суффикс -инск- пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я). В остальных случаях пишется суффикс -енск- (нищенский)

Искл. Горлинка


-ИЗН-, -ИН-, -ИНСТВ- В этих суффиксах всегда пишется и, н бывает суффиксов -езн-, -ен- (белизна, желтизна, тишина, большинство, вышина)

-ЕСТВ- Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество)

-ЕЦ- В сущ. мужского рода (боец) и В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо)

 

-ИЦ- В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице)

-ИЧК- В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка (лестниц



Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.106 с.)