Культурний процес другої половини ХІХ ст. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурний процес другої половини ХІХ ст.



Образование. Во второй половине XIX ст., как и раньше, развитие украинской культуры происходило в условиях имперских колонизаторских политических режимов, которые господствовали в Украине. Наиболее негативно они отражались на народном образовании. Ни российские, ни австро-венгерские правители не заботились о том, чтобы научить грамоте каждого украинского ребенка. Начальных и средних школ не хватало даже для тех детей, которые хотели учиться и родители которых имели для этого материальные возможности. И хотя количество начальных школ в Украине под властью Российской империи увеличилось на протяжении второй половины XIX ст. -с 1300 до 17000, - однако более двух третих детей (по разным причинам) не смогли обучаться в школах.

Наконец царское правительство в начале XX ст. почти совсем устранилось от материального содержания всей сети начальных школ (так называемых одноклассных с трехлетним сроком обучения и двухклассных, в которых обучались пять лет). Более четырех пятых школ перешли под опеку земств, хотя министерство народного образования не уступало своего права разрабатывать и контролировать все учебные программы. Валуевский циркуляр и Эмский указ четко определили главное направление образовательной политики российского царизма в Украине: не допустить украинский язык в школу. Таким образом, обучение во всех звеньях образования -от начального до высшего - проводилось только на русском языке.

В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласило общее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях.

Однако из-за материальных трудностей, отсутствия школьных помещений и квалифицированных учителей много украинских детей не имели возможности регулярно посещать школу. Причем в большинстве школ обучение в Восточной Галиции шло на польском языке, в Северной Буковине - немецком, на Закарпатье - венгерском. Количество же украинских школ постоянно уменьшалось.

Поэтому в конце XIX ст. неграмотность населения Украины была уже массовым явлением. По официальным данным переписи 1897 г. по Российской империи, в губерниях Украины на каждые 100 человек насчитывалось от 72 до 85 неграмотных. Более двух третей неграмотных зарегистрировала и официальная статистика Австро-Венгерской империи среди населения западноукраинских земель. А в отдельных (особенно - горных) уездах среди трудящихся вообще не было ни одного умеющего писать.

Значительно больше внимания царизм уделял среднему образованию. Ведь оно считалось основой высшего образования, которое готовило специалистов государственного управления, народного хозяйства, культуры и науки. Большинство средних учебных заведений было закреплено за отдельными правительственными ведомствами. Министерству народного образования были подчинены сначала семи-, а позже, и восьмилетние гимназии и четырехлетние прогимназии -преимущественно с гуманитарным обучением, а также шести- и семилетние реальные училища с природоведческим и физико-математическим уклоном. В ведании министерства находились и учительские семинарии. В конце XIX ст. в Надднепрянской Украине насчитывалось 129 гимназий и 19 реальных училищ.

Военное министерство руководило семилетними кадетскими корпусами, выпускающими офицерские кадры для армии. Коммерческими, сельскохозяйственными училищами руководило министерство торговли и промышленности. Высший орган церковного управления -Синод заботился о подготовке в духовных семинариях и духовных академиях кадров православных священников. Женские гимназии (первая из них была открыта в Киеве в 1850 году) опекались благотворительным "ведомством царицы Марии".

Немало средних учебных заведений содержались земствами или частными лицами. К таким заведениям принадлежала известнейшая коллегия Павла Галагана в Киеве, которая была основана на средства старинной украинской национально сознательной семьи Гала-ганов. Она работала по специальной программе и давала широкие познания в области общих и украиноведческих гуманитарных дисциплин.

С развитием капитализма во всех отраслях народного хозяйства возникла необходимость в высококвалифицированных кадрах рабочих и служащих. Так появились ремесленные, технические, сельскохозяйственные, низшие промышленные и другие училища профессионального образования.

На западноукраинских землях под властью Австро-Венгерской империи хотя и было разрешено в 1874 г. обучение на украинском языке в средних учебных заведениях, однако первую украинскую гимназию открыли лишь в 1887 году в Перемышле. В конце XIX ст. таких гимназий в Галиции насчитывалось уже 6, а польских - 29. На Буковине в это время действовало две немецко-украинские гимназии. В них украинский язык преподавался как отдельный предмет, а в трех гимназиях, которые, только и действовали на Закарпатье, украинский язык не изучался вообще.

Единственным реальным достижением так называемой новой эры, начатой соглашением украинских общественных деятелей с правящими австрийско-польскими кругами Галиции, было открытие кафедры истории Украины во Львовском университете. С 1894 г. ее возглавил Михаил Грушевский, который переехал во Львов из Киева. В 1900 году открыли и кафедру украинской литературы, которую возглавил Кирилл Студинский. В основанном в 1875 году Черновицком университете также действовала кафедра украинского языка и литературы, возглавляемая Степаном Смаль-Стоцким, однако все обучение тут шло на немецком языке. Исключительно только русский язык применялся в обучении в высших учебных заведениях Надднепрянской Украины, где кроме Харьковского и Киевского университетов, позже открылся и Новороссийский в Одессе. Общее количество студентов в этих трех университетах выросло с 1200 человек в 1865 году до 4000 человек в 1895 году.

Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний играли общественные научные товарищества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе. Здесь, ученые, объединенные общими идеями, занимались изучением проблем природоведения,- математики, агрономии, истории, литературоведения и ряда других наук. Подобную многоотраслевую организацию - Научное общество им. Шевченко создали ученые во Львове. В Обществе работали отдельные секции: математико-естественно-ме-дицинская, филологическая, историко-философская. Когда с конца XIX ст. Общество возглавил Михаил Грушевский, он начал готовить и периодически, том за томом, издавать свой труд "Історія України-Руси". Этот труд и до сих пор является наиболее обстоятельным изложением истории Украины с древнейших времен до середины XVII ст. Отдельные значительные явления в истории Украины, например, борьба народных масс за свое социальное и национальное освобождение, развитие феодально-крепостнических отношений, культурный подъем украинского народа - нашли отражение в работах историков Александра Лазаревского, Александры Ефименко, Дмитрия Багалия. К обширным исследованиям истории запорожского казачества приступил в то время Д.Яворницкий.

Литература. Выдающиеся деятели украинской литературы второй половины XIX ст. углубляли Шевченковское понимание исторического процесса с позиций национальных и социальных интересов народных масс. Их публицистические и художественные произведения содержат глубокие размышления о тогдашней и будущей жизни украинского народа, отражают исторические события прошлого, воспевают освободительную борьбу за государственную независимость Украины.

С "Народними оповіданнями" Марко Вовчок (писательницы Марии Вилинской-Маркович), которые осуждали крепостное право, успел познакомиться Тарас Шевченко. Они вызывали у него, как и у всей прогрессивной украинской и российской интеллигенции искреннее восхищение. Наибольшего совершенствования украинская художественная проза достигла в социально-бытовых романах и повестях Панаса Мирного (Пана-са Рудченко) "Х1ба ревуть воли, як ясла повні?", "Повія", "Лихі люди" и др. Эти произведения широко освещают жизнь украинского общества в период утверждения в нем капиталистического строя.

Глубокое художественное отражение жизни многих социальных слоев украинского общества нашло в повестях и рассказах Ивана Нечуя-Левицкого: крестьяне и рабочие-ремесленники ("Микола Джеря", "Бурлачка", "Кайдашева сім'я"), мещанство ("На Кожум'яках"), интеллигенция ("Хмари", "Над Чорним морем"), духовенство ("Старосвітські батюшки та матушки", "Афонський пройдисвіт"). Национально-освободительные мотивы во всю ширь раскрывались в художественных исторических повестях И.Нечуя-Левицкого: "Запорожці", "Маруся Богуслав-ка", "Гетьман Іван Виговський", "Князь Єремія Вишневецький" и др.

Как писатель-ученый, автор научных изысканий по истории, философии, экономической теории и одновременно автор стихотворений и поэм, рассказов и повестей, драматических произведений проявил себя в культурном процессе, общественной жизни и национальном движении в Украине Иван Франко. Он первым в украинской литературе в своих прозаических произведениях "Борислав сміється", "Бориславські оповідання" и других показал жизнь и социально-политическую борьбу западноук-раинских рабочих в условиях первобытно-дикого хищнического капитализма. Прославленное стихотворение "В1'чний революцюнер" ("Гімн") призывало социально и национально порабощенных всех времен и народов к борьбе.

Кроме собственных литературно-художественных и публицистических трудов, Франко оставил после себя огромное творческое наследие переводов с литератур древнего мира (Вавилон, Индия, Арабия, Греция, Рим), средневековья (Англия, Шотландия, Норвегия, Исландия, Испания, Португалия, Албания, Италия) и нового времени (Германия, Россия, почти все славянские народы).

Во второй половине XIX столетия на западноукраинских землях расцвел еще один писательский талант - Юрия Федьковича. Первые его стихи были написаны на немецком языке, общепринятом тогда среди украинской интеллигенции Буковины. Однако вскоре Федько-вич в своей творческой деятельности полностью перешел на украинский язык. За короткое время он написал большое количество поэтических, прозаических и драматургических произведений -главным образом из жизни украинцев-гуцулов Северной Буковины. В этом регионе, как отмечали современники Федьковича, его творчество для утверждения и расширения украинской национальной самосознательности имело не меньшее значение, чем Шевченковские произведения для всей Украины.

Продолжал писать произведения с призывами разворачивать борьбу за свержение царского самодержавия поэт Павло Грабовский, который был сослан царскими властями в Сибирь за свои национально-патриотические и революционные убеждения. Публицистику на русском языке он печатал в российских периодических изданиях, а сборники стихов пересылал в Галицию и издавал во Львове. Своих украинских единомышленников Грабовский убеждал в необходимости вывода украинского языка "на широкую дорогу", то есть добиваться прав издания на нем любых произведений: художественных, публицистических, научных.

Безжалостно критиковал самодержавный строй Российской империи Михаил Коцюбинский в серии публицистических очерков "Свет и тени русской жизни", напечатанных в российской прессе. В 1899-1903 годах во Львове вышел в свет трехтомник его произведений. Историческая повесть "Дорогою ціною", которая изображала непримиримость украинского народа к национальному угнетению, сразу же после первого своего издания была переведена на несколько иностранных языков и получила широкую популярность далеко за пределами Украины. Глубокую симпатию проявил украинский писатель в своих произведениях и к жизни трудящихся других национальностей, в частности молдаван ("Для загального добра"), крымских татар ("В путах шайтана", "На камені" и др.)

Ненавистью к угнетателям своего народа, искренним сочуствием к бедствиям угнетенных всех национальностей пронизано поэтическое творчество Леси Украинки. Ее поэма "Давня казка" утверждала идею служения поэта интересам, потребностям и запросам народных масс.

Уже первые два сборника стихов Леси Украинки "На крилах пісень" і "Думи і мрії", изданные в 90-х годах XIX столетия, утверждали идеи справедливости освободительной борьбы против социального и национального угнетения, которое господствовало в Российской империи, призывали к единению революционеров разных национальностей. Поэзию Леси Украинки горячо приветствовал Иван Франко. В 1898 г. он писал: "Со времен Шевченкового "Поховайте та вставайте, кайдани порвіте" Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтичного слова, как из уст этой слабосильной, больной девушки..."

В тесной связи с общим литературным процессом происходило становление драматургического репертуара новорожденного украинского национального театра. Создателями украинской драматургической класики стали Марко Кропивницкий, Михайло Старицкий, Иван Карпенко-Карый (Тобилевич). Каждый из них написал несколько десятков пьес разного жанра и содержания: драмы, трагедии, водевили, либретто оперет и опер на темы исторического прошлого и тогдашнего современного Украины. Наиболее популярными были пьесы, которые затрагивали вечные проблемы общечеловеческой морали и социальной справедливости, осуждали угнетательский строй, превозносили чувства национального достоинства, воспитывали высокое национальное самосознание.

Настоящими жемчужинами украинской драматургии были пьесы: "Дай серцю волю, заведе в неволю", "Доки сонце зійде, роса очі виїсть", "Глитай, або ж Павук" Марка Кропивницкого; "Циганка Аза", "Не судилося", "Талан", "Ой, не ходи Грицю, та й на вечорниці" Михайла Старицкого; "Сто тисяч", "Хазяїн", "Безталанна", "Мартин Боруля", "Житейське море", "Суета" Ивана Карпенка-Карого. Авторы этих пьес сами признавались, что брали образы своих героев из окружающей жизни, а это и делало их близкими и понятными зрителям.

Искусство: театральное, музыкальное и изобразительное. Марко Кропивницкий и Михайло Старицкий стали основателями, а также режиссерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был образован в 1882 г. в Елисаветграде. Хотя это был период усиления реакционного наступления российского царизма на украинскую культуру. Театральные спектакли украинских трупп можно было показывать в Украине только с позволения губернаторов, а добиться его в каждом отдельном случае было достаточно трудно. Киевский генерал-губернатор, например, запретил, начиная с 1883 г., на целых десять лет во всех пяти подчиненных ему губерниях спектакли украинских театральных трупп. Поэтому, актерам приходилось немало гастролировать и за пределами Украины.

Спектакли профессионального украинского театра с интересом воспринимали зрители Москвы, Петербурга, Казани. С большим успехом гастроли украинских трупп проходили в городах Белоруссии, Грузии, Польши. Эти гастрольные поездки способствовали укреплению культурных взаимосвязей украинского народа с другими братскими народами, также порабощенными Российской империей. Больше всего захватывала зрителей своей необычайной эмоциональностью и поразительным реализмом актерская игра Марии Заньковецкой. К тому же, и в своей личной жизни великая украинская актриса проявила настоящее гражданское мужество. Выступая в 1897 году в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, она высказала решительный протест против ущемлений царскими властями украинского театра, заявила о необходимости сделать этот театр по-настоящему народным.

Существенный вклад сделал Кропивницкий также в оживление театральной жизни на западноукраинских землях, когда в 70-х годах возглавлял во Львове украинский театр культурно-просветительского общества "Руська бесіда". Благодаря ему западноукраинские зрители познакомились с пьесами украинской (И.Карпенко-Карый, И.Франко, Панас Мирный), русской (Н.Гоголь, О.Островский, Л.Толстой) и зарубежной мировой (Ф.Шиллер, Ж.-Б.Мольер) классики.

С театральным искусством связано развитие украинской музыки. В 1862 году, появилась первая украинская опера "Запорожець за Дунаем". Ее создал певец и композитор Семен Гулак-Артемовский. Первой оперой на сюжет Шевченко была "Катерина" Николая Аркаса. Законченная рукопись оперы пять лет скиталась по цензурным учреждениям и наконец в 1897 г. была напечатана автором на его собственные средства. Еще два года общественность ожидала постановки оперы на сцене. Её взялся осуществить со своей труппой М.Кропивницкий. Однако премьера состоялась не в Украине, а в Москве в 1899 году.

Композитор Петр Сокальский создал оперы "Мазепа", "Майська ніч", "Облога Дубна", либретто их написано по произведениям Александра Пушкина и Николая Гоголя. На стихи Т.Шевченко, И.Франко, Ю.Федьковича западноукраинские композиторы Михаил Вербицкий, Иван Воробкевич и Дмитрий Сичинский создали песни и романсы. Руководитель Львовского музыкально-культурного общества "Боян", дирижер и композитор Анатоль Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы "Купало". На мелодию написанного им хора к трагедии "Ярополк" деятели освободительного движения сочинили текст песни "Шалійте, шалійте, скажені кати", которая приобрела большую популярность.

Как и раньше, украинские композиторы увлекались профессиональной обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Николая Лысенко насчитывается около 600 песен, как профессионально обработанных народных, так и написанных на тексты отечественных и зарубежных поэтов. В частности, почти 100 произведений из "Кобзаря" Т.Шевченко положено Николаем Лысенко на музыку, много произведений - на тексты И.Франко (среди них - прославленный "Вічний революціонер") и Леси Украинки. Вместе с тем Лысенко - создатель репертуара украинской оперной классики, в частности - опер "Наталка Полтавка" и "Тарас Бульба", первых украинских опер для детей - "Коза Дереза", "Пан Коцький", "Зима і весна". Композитора постоянно преследовали царские власти - за его последовательную и неотступную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры и за активное участие в украинском национальном движении.

На таких же традициях взаимообогащения развивались русское и украинское изобразительные искусства, В творческом наследии выдающихся русских художников И.Крамского, В.Маковского, И.Айвазовского и других есть немало пейзажных, бытовых и портретных полотен на украинскую тематику. Вершин мирового искусства достигло творчество Ильи Репина. Он родился, провел детские и юношеские годы в Украине, навсегда сохранив чувство искренней любви к братскому украинскому народу. Среди многих его картин на украинскую тематику самым выдающимся является полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Украинский художник Сергей Васильковский написал около 3500 картин и зарисовок чудесной природы Украины, героического прошлого украинского народа, его повседневной жизни. Большое изобразительное наследие бытовой и общественной жизни украинского народа оставили после себя Константин Трутовский, Кирияк Констанди, Корнил Устиянович.

Шедевром монументальной скульптуры второй половины XIX ст. в Украине по праву, стал открытый в 1888 г. в Киеве памятник Богдану Хмельницкому (автор - М.Микешин). Рост городов, промышленных предприятий, торговых и учебных заведений, связанный с развитием капитализма, выдвинул новые требования к архитектуре. Тем более, что появились новые строительные материалы (бетон и железобетон), металлические конструкции колонн и перекрытий и др. Выдающихся успехов архитектурное искусство достигло в сооружении в конце XIX ст. зданий оперных театров в Одессе (арх. Ф.Фельнер и Г.Гельмер), Киеве (арх. В.Шредер) и во Львове (арх. З.Горголевский).

Таким образом, преодолевая нелегкие препятствия на своем пути, украинская культура во всех её отраслях продолжала и во второй половине XIX ст. своё прогрессивное развитие. Ее лучшие достояния демонстрировали перед всем миром неисчерпаемую талантливость украинского народа и его выдающихся сыновей и дочерей.

 

Фольклор, быт и народное декоративно-прикладное искусство. Мария Вилинская (писательница Марко Вовчок), пребывая в 60-х годах XIX ст. за границей, как-то на протяжении двух недель ежедневно по 5 часов напевала по памяти украинские народные песни немецкому композитору Эдуарду Мертке. Так были упорядочены к изданию 8 сборников, но выпустить удалось в 1866г. в Лейпциге (Германия) только один. В нем были напечатаны слова и ноты 200 украинских народных песен. В Дании украинский песенный фольклор стал известен по переводам писателя Тора Ланге, который долгое время жил на Винничине, а возвратившись на родину, издал сборник текстов слотами украинских народных песен.

Записи народных песен, дум, преданий, сказок, пословиц и т.д. позже становятся делом не только любителей-самоучек, но и настоящих специалистов. Основательные сборники украинского песенного фольклора подготовили и- издали в Украине и за границей ученые-историки и фольклористы Владимир Антонович и Михаил Драгоманов.

Записи устного народного творчества, обычаев и обрядов украинского населения Правобережья, сделанные в 70-х годах научной экспедицией под руководством П.Чубинского стали основой семитомного труда Юго-Западного отдела Российского географического общества. Эта же научная организация сделала запись народных дум и песен слепого кобзаря Остапа Вересая.В 1874 г. он выступил перед участниками III Археологического съезда в Киеве. Один из слушателей этого концерта, французский ученый Альфред Рембо, очарованный искусством кобзаря, отметил, что Вересай должен стоять в одном ряду с Гомером и может считаться законным наследником прославленного древнерусского певца Бояна. Специальное научное искусствоведческое изыскание о думах и песнях, исполняемых Вересаем, написал и опубликовал Николай Лысенко. Наряду с песнями на исторические темы в репертуаре Вересая были и такие, которые художественно отображали достоинства и недостатки современного автору политического режима, в котором господствовали социальное и национальное угнетение народных масс (самая популярная песня "Нема в світі правди").

В 1876 г. будущие известные украинские художники, а тогда еще студенты Петербургской академии художеств Порфирий Мартынович и Панас Сластён посетили Лохвицкий уезд на Полтавщи-не, где записали весь репертуар дум и песен кобзаря Ивана Кравченко-Крюковского. Среди современных ему кобзарей это был действительно наибольший авторитет с общечеловеческими чертами высокой порядочности и непревзойдённым талантом кобзарского искусства. Недаром кобзари Украины выбрали именно его своим пан-мастером, то есть главой кобзарско-лирницкой корпорации, которая имела свои обычаи и правила.

Распространенным явлением песенного быта украинцев во второй половине XIX ст. становится освоение украинским народом по-настоящему народных песен литературного происхождения. Такими, в частности, воспринимались - песни на слова Т.Шевченко - "Реве та стогне Дніпр широкий", "Думи мої, думи мої", Леонида Глибова - "Стоїть гора високая", Степана Руданского - "Повій вітре на Вкраїну", Николая Петренко -"Дивлюсь я на небо". Марка Кропивни-цкого - "Де ти бродиш, моя доля".

Утверждение капиталистического строя ввело новые сюжеты в украинское устное народное творчество и даже породило его новую отрасль - рабочий фольклор. Появились характерные для этого времени песни "Хто в заводі не бував, той горечка не видав", "Шахтар в шахту спускається - з білим світом прощається, "Ой, чи воля, чи неволя".

Благодаря поддержке земств и отдельных зажиточных сторонников народных промыслов удалось сберечь ковровое ремесленное производство. На Киевщине, Полтавщине, Черниговщине, Львовщине открылись учебно-ткацкие мастерские. В конце XIX ст. в 500 населенных пунктах Украины сохранилось и успешно конкурировало с продукцией фаянсово-фарфоровых заводов народное гончарство. Широким спросом как в украинских, так и в российских губерниях пользовались посуда, игрушки, изразцы, изготовленные народными умельцами. Художественные изделия талантливых гуцульских художников-резчиков по дереву имели мировую славу. Резные художественные произведения семьи Шкри-бляков экспонировались на выставках во Львове, Кракове, Вене. Большая творческая одаренность народных масс запа-дноукраинских земель проявилась также в художественном искусстве обработки металлов и вышивке.

Білет №9





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.017 с.)