Системный подход в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в психологии



Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики.

Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.

Согласно Б. Ф. Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого.

Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.

Психика как система, по Б. Ф. Ломову, — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.

Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:

1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

   

        Юрий Михайлович Забродин

 

                        

 

Юрий Михайлович Забродин

Дата рождения 26 октября 1940 (78 лет)
Место рождения Ленинград, СССР
Страна · Россия
Научная сфера организационная психология, психофизика, практическая психология
Место работы Московский городской психолого-педагогический университет
Альма-матер · Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича
Учёная степень доктор психологических наук
Награды и премии
Сайт mgppu.ru

 

Ю́рий Миха́йлович Забро́дин (род. 1940, Ленинград, СССР) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, вице-президент и член Президиума Федерации психологов образования России[1]. Заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»[2].

Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук[3], Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

 

1963 г. — окончил Ленинградский электротехнический институт связи (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций) имени В. А. Бонч-Бруевича.

1969 г. — окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет), защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором».

1972 г. — возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас — Институт психологии Российской Академии Наук).

1977 г. — защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».

1991—2001 гг. — работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. — Министерство труда и социального развития Российской Федерации).

2005—2011 гг. — проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета.

2011—2016 г. — проректор по учебно-методичекому объединению (УМО) МГППУ.

С 2016 г. — проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ.

Научная деятельность

Ю. М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики, сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.

Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю. М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса[4]. Эти труды по праву дают основания считать Ю. М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики[5].

Ю. М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической, а не адаптационной парадигме[5].

Издательская деятельность

Председатель редакционного совета научного журнала «Психология и право»[6]. Член редакционного совета научного журнала «Вестник практической психологии образования». Член редакционных коллегий научных журналов:

· «Экспериментальная психология»[7]

· «Психологический журнал»[8]

· «Прикладная психология»

· «Человеческие ресурсы»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.007 с.)