Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход в психологии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики. Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого. Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика как система, по Б. Ф. Ломову, — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств. Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов: 1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. 2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения. 3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни. 4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
Юрий Михайлович Забродин
Юрий Михайлович Забродин |
|||||
Дата рождения | 26 октября 1940 (78 лет) | |||||
Место рождения | Ленинград, СССР | |||||
Страна | · Россия | |||||
Научная сфера | организационная психология, психофизика, практическая психология | |||||
Место работы | Московский городской психолого-педагогический университет | |||||
Альма-матер | · Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича | |||||
Учёная степень | доктор психологических наук | |||||
Награды и премии | ||||||
Сайт | mgppu.ru |
Ю́рий Миха́йлович Забро́дин (род. 1940, Ленинград, СССР) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, вице-президент и член Президиума Федерации психологов образования России[1]. Заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»[2].
Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук[3], Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.
1963 г. — окончил Ленинградский электротехнический институт связи (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций) имени В. А. Бонч-Бруевича.
1969 г. — окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет), защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором».
1972 г. — возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас — Институт психологии Российской Академии Наук).
|
1977 г. — защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».
1991—2001 гг. — работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. — Министерство труда и социального развития Российской Федерации).
2005—2011 гг. — проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета.
2011—2016 г. — проректор по учебно-методичекому объединению (УМО) МГППУ.
С 2016 г. — проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ.
Научная деятельность
Ю. М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики, сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.
Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю. М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса[4]. Эти труды по праву дают основания считать Ю. М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики[5].
Ю. М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической, а не адаптационной парадигме[5].
Издательская деятельность
Председатель редакционного совета научного журнала «Психология и право»[6]. Член редакционного совета научного журнала «Вестник практической психологии образования». Член редакционных коллегий научных журналов:
· «Экспериментальная психология»[7]
· «Психологический журнал»[8]
· «Прикладная психология»
· «Человеческие ресурсы»
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.007 с.)