Галерея ученых с которыми сотрудничал в своей научной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галерея ученых с которыми сотрудничал в своей научной деятельности



Биография

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься ещё во время учёбы в университете. В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 — докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966—1968). С 1967 — заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972—1989). Президент Общества психологов СССР (1968—1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science [1]), вице-президент этого союза (1976—1988).

Похоронен на Троекуровском кладбище.

Научная деятельность

Системный подход в психологии

Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики.

Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.

Согласно Б. Ф. Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого.

Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.

Психика как система, по Б. Ф. Ломову, — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.

Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:

1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

   

        Юрий Михайлович Забродин

 

                        

 

Юрий Михайлович Забродин

Дата рождения 26 октября 1940 (78 лет)
Место рождения Ленинград, СССР
Страна · Россия
Научная сфера организационная психология, психофизика, практическая психология
Место работы Московский городской психолого-педагогический университет
Альма-матер · Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича
Учёная степень доктор психологических наук
Награды и премии
Сайт mgppu.ru

 

Ю́рий Миха́йлович Забро́дин (род. 1940, Ленинград, СССР) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, вице-президент и член Президиума Федерации психологов образования России[1]. Заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»[2].

Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук[3], Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

 

1963 г. — окончил Ленинградский электротехнический институт связи (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций) имени В. А. Бонч-Бруевича.

1969 г. — окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет), защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором».

1972 г. — возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас — Институт психологии Российской Академии Наук).

1977 г. — защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».

1991—2001 гг. — работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. — Министерство труда и социального развития Российской Федерации).

2005—2011 гг. — проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета.

2011—2016 г. — проректор по учебно-методичекому объединению (УМО) МГППУ.

С 2016 г. — проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ.

Научная деятельность

Ю. М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики, сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.

Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю. М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса[4]. Эти труды по праву дают основания считать Ю. М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики[5].

Ю. М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической, а не адаптационной парадигме[5].

Издательская деятельность

Председатель редакционного совета научного журнала «Психология и право»[6]. Член редакционного совета научного журнала «Вестник практической психологии образования». Член редакционных коллегий научных журналов:

· «Экспериментальная психология»[7]

· «Психологический журнал»[8]

· «Прикладная психология»

· «Человеческие ресурсы»

Награды и звания

· Медаль «За отличие в охране государственной границы» (1975 г.)

· Орден «Знак Почёта» (1976 г.)

· Почетный знак «Отличник народного просвещения СССР» (1990 г.)

· Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)

· Почетная грамота Министерства образования РФ (2001 г.)

· Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2007 г.)

Основные публикации

Ю. М. Забродин опубликовал более 300 научных работ в России и за рубежом, в том числе 12 монографий.

1. Advances in Psychophysics / Eds. H.-G. Geissler & Yu.M. Zabrodin. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenshaften, 1976.

2. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

3. Вопросы кибернетики. Математическое моделирование в психологии / Под ред. Г. Е. Журавлева, Ю. М. Забродина, В. Ф. Рубахина. М., 1979.

4. Психофизика сенсорных систем / Ред.: Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1979.

5. Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1980.

6. Забродин Ю. М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М., 1981.

7. Psychophysical judgment and the process of perception (XXIInd International Congress of Psychology Leipzig GDR July 6-12, 1980) / Eds. H.-G. Geissler & P. Petzold, co-eds. H.F.J.M. Buffart & Yu.M. Zabrodin. — Amsterdam — Oxford, 1982.

8. Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике: Для практических психологов. Книга первая / Всеросс. научно-практич. центр профориентации и психологич. поддержки населения. — М., 1994.

9. Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. — М., 1997.

10. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. — М.: Финстатинформ, 2002

Примечания

1. ↑ Центральные органы Федерации психологов образования России

2. ↑ Сайт УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование» Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine

3. ↑ Состав МАПН на странице Сибирского отделения МАПН (недоступная ссылка)

4. ↑ Путято Л. М. Психология сенсорных процессов. — Гродно, 2001. (недоступная ссылка)

5. ↑ 12 Гость номера: Юрий Михайлович Забродин // Аксиология и инноватика образования. 2011. № 2

6. ↑ Редсовет журнала «Психология и право»

7. ↑ Редколлегия журнала «Психология и право»

8. ↑ Редколлегия «Психологического журнала»

 

Владимир Петрович Зинченко

 

Владимир Петрович Зинченко


2006 год

Дата рождения

10 августа 1931

Место рождения

Харьков, УССР, СССР

Дата смерти

7 февраля 2014 (82 года)

Место смерти

Москва, Россия

Страна

СССР→ Россия

Научная сфера

инженерная психология, возрастная психология

Место работы

НИУ ВШЭ

Альма-матер

Московский государственный университет

Учёная степень

доктор психологических наук

Учёное звание

профессор, член-корреспондент АПН СССР, академик РАО

Научный руководитель

А. В. Запорожец

Известен как

один из основателей инженерной психологии и эргономики в России.

Награды и премии

Владимир Михайлович Мунипов

Дата рождения

31 марта 1931

Место рождения

Асбест

Дата смерти

16 апреля 2012 (81 год)

Страна

СССР→ Россия

Научная сфера

эргономика, психология труда и инженерная психология

Место работы

ВНИИТЭ, МИРЭА, Университет «Дубна»

Альма-матер

· философский факультет МГУ

Учёная степень

доктор психологических наук

Научный руководитель

С. Г. Геллерштейн

Награды и премии

     

Влади́мир Миха́йлович Муни́пов (31 марта 1931 — 16 апреля 2012) — советский и российский учёный, доктор психологических наук, профессор по специальности «эргономика», заслуженный работник культуры РСФСР (1981), академик Российской академии образования (1995). Один из основателей советской эргономики во ВНИИТЭ. Преподавал в МГУ, МИРЭА, МГППУ и других вузах. В университете «Дубна» стоял у истоков создания кафедры психологии, с 2008 года являлся председателем Государственной аттестационной комиссии кафедры

 

  Вавилов, Валерий Александрович ВНИИТЭ, Институт Психологии АНСССР
Заглавие Психологические требования к построению мнемосхем объединенных энергетических систем: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.03
Дата поступления в ЭК 02.11.2018
Каталоги Диссертации
Выходные данные Москва, 1971
Физическое описание 212 с.: ил.
Тема Психология труда
BBK-код Ю941.2-683,0
Специальность 19.00.03: Психология труда, инженерная психология, эргономика
                                             Ермолаева Елена      Павловна  

Труды

Автор более 130 научных работ в области психологии, в том числе более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых:

· Введение в психологическую теорию профессионального обучения.—Ярославль, 1981.

· Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.

· Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.

· Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация "Логос», 1996. — 320 с.

· Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.

· Происхождение человечности. — М., 2001.

· Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.

· Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с. ISBN: 978-5-7567-0466-2.

· Профессиональные способности. – М.: Университетская книга, 2010. – 320 с. ISBN 978-5-98699-134-4.

Награды

орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002);

Роберт Семёнович Немов

Дата рождения 7 мая 1941 (78 лет) Место рождения СССР Страна · СССР · Россия Научная сфера психология Альма-матер · Факультет психологии МГУ Учёная степень доктор психологических наук Учёное звание профессор, академик, член-корреспондент

Немов Роберт Семенович - действительный член Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.

Немов Р.С. имеет более 120 публикаций в отечественной печати и четыре - за рубежом.

Учебное пособие «Психология», М., 1990, написанное им для педучилищ и педвузов, стало одним из основных нормативных учебников при подготовке специалистов-педагогов.

В 1993 г. вышел новый трехтомный учебник Немова Р.С. по психологии человека, возрастной, педагогической и социальной психологии.

 

Роберт Семёнович Немов (в публикациях до 1978 года Роберт Семхович Вайсман; род. 1941, СССР) — доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук (1996)[1], специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессор кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, профессор Института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор кафедры общей и практической психологии МГПУ ИПССО.

Родился в семье участника Великой Отечественной войны, гвардии майора Семхи Мордковича Вайсмана (1914, Балта —?). Окончил психологический факультет МГУ им. Ломоносова (1972). Автор более 120 научных публикации, среди них: учебники для вузов (учебник «Психология»), учебные пособия.

Стиль и характер преподавания Роберта Семеновича, всегда отличают: последовательность, логичность и жизненность приводимых им примеров. Большинство студентов, единодушно отмечают сговорчивость и справедливость Роберта Семеновича, в вопросах оценки знаний студента, и сдачи экзаменов и зачетов.

Его дочь, доктор психологических наук, Немова — Алтунина Инна Робертовна, окончила МГУ им. Ломоносова, затем стала профессором кафедры Психологии психологического факультета НОУ ВПО МПСУ, и в соавторстве с отцом, написала много научных публикаций по психологии, кроме того, она ведет активную преподавательскую деятельность.

Библиография

Аветисов Эдуард Сергеевич

Дата рождения: 1921 Место рождения: Самарканд, Узбекистан Дата смерти: 07.08.2001

Краткая информация:
Врач-оф­тальмолог

 

Родился в 1921 в Самарканде.

В 1950 - окончил лечебно-профилактический факультет Самаркандского государствен­ного медицинского института им. И. П. Павлова.

С 1957 - работает в НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.

С 1966 - заместитель директора по научной части Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.

Он являлся председателем правления Всесоюзного науч­ного общества офтальмологов, был избран действительным членом Международной академии офтальмологии, членом совета Европейс­кого общества офтальмологов, почетным членом Чехословацкого ме­дицинского общества им. Пуркинье, медицинского общества МНР, научных обществ офтальмологов ГДР, НРБ, ПНР, Кубы, членом экс­пертной комиссии ВАК при Совете Министров СССР.

Сфера научной деятельности

Фундаментальные исследования по проблеме близорукости, косоглазия. Э. А. Аветисовым активно разрабатываются новые перспективные направления в офтальмологии - офтальмоэргономика, офтальмокибернетика, диагностическое ис­пользование лазера, учение о динамической рефракции глаза.

Сочинения

Автор более 300 опубликованных научных работ.

Посвящены исследованию близорукости, косо­глазия, а также вопросам использования оптических линз для коррекции зрения, исполь­зованию лазера с целью диагностики и лечения, среди них

· «Вопросы офтальмологии в кибернети­ческом освещении» М., 1973

· «Оптическая коррекция зрения» М., 1981

· «Близору­кость» 1986

· «Исбинокулярная амблиопия и ее лечение» (1968)

· «Охрана зре­ния детей» (1975)

Достижения

· доктор медицинских наук (1964)

· профессор (1965)

· заслуженный деятель науки РФ

· заслуженный деятель науки Узбекской ССР

· заслуженный деятель науки Армянской ССР

· лауреат Премии СССР им. М. Авербаха (1977)

Награды

· орден «Знак Почета»

· орден Трудового Красного Знамени

Список литературы

1. Бодалев А.А. Системный анализ воспитания школьников // Советская педагогика. – 1987. – №12. – С. 133-134;

2. Васильев Е.В. Педагогике преданный // Молодой коммунист. – 1975. – 27 февраля;

3. Егоров Д.Е. Ю.П. Сокольников: воин, учитель, ученый-педагог. -Чебоксары, 2000;.

4. Павлов И.В. Ученый педагог с мировым именем. - Советская Чувашия, 25 января, 2005.

5. Ученые ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.- Чебоксары, 2010.           

    Сокольникова Элла Ивановна

     

                  Сокольникова Элла Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, академик Академии Педагогических и Социальных наук, координатор отделения методологии — и теории воспитательных систем и пространств. Является одним из ведущих российских ученых в области педагогики профессионального образования, воспитания школьников..

Подготовила 30 кандидатов и 3 докторов наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

В настоящее время Э.И. Сокольникова осуществляет научное руководство — аспирантами и является научным консультантом — докторантов, участвует в работе трех диссертационных советов в МГГУ им. М.А. Шолохова и в университете Российской академии образования.

Ведет исследования по проблемам — общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества, участвует в создании — концепций научных школ, написании научно-методических пособий и программ.
Автор более 100 публикаций по педагогике, среди них:
Монографии:

· «Этнопедагогика чувашской семьи»-

· «Этнопедагогическое пространство семьи: проблемы его современного функционирования и совершенствования в будущем»-

· «Мультикультурное воспитание младших подростков в общеобразовательных учреждениях»-

· «Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности» (в соавт.)-

· «Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях» (коллектив авторов)-

· «Гражданское воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в современный период» (в соавт.)-

· «Педагогические технологии информационного обеспечения высшего профессионального образования: качественный рост, проблемы и перспективы» (в соавт.)-


Учебные пособия:

· «Взаимодействие учителя и воспитателя в работе группы продленного дня (начальные классы)»-

· «Программа и логика воспитания школьников: В помощь педагогическим коллективам вузов, колледжей, общеобразовательных школ» (коллектив авторов)-

· «Подготовка студентов к руководству проектно-исследовательской деятельностью младших школьников» (в соавт.)-


Программы:

· «Трудовое обучение. 4-8 классы сельской школы РСФСР: Программы восьмилетней школы (раздел «Обслуживающий труд»)» —

· «Педагогика. Для студентов вузов» (коллектив авторов).

Имеет государственные и отраслевые награды:

· медаль «В ознаменовании 100-летия — со дня рождения В.И. Ленина» (1970)-

· юбилейная медаль «850-летие Москвы» (1997)-

· нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования» (2004)-

· медаль К.Д. Ушинского (2011)-

· грамота и знак ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому»-

· грамота МГК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений-

· грамота Министерства просвещения РФ.

УМК:

* УМК заочное Педагогика (лого.бак)

* -УМК заочное Педагогика (лого.ссо)

* -УМК заочное Педагогика (олиго.ссо)

* -УМК заочное Педагогика (сурдо) —

* -УМК Св.время (сурдо) —

 

    Веретенникова Людмила Кузьминична

 

  

 

ВЕРЕТЕННИКОВА Людмила Кузьминична (17.12.1951, Актюбинск, Казахстан) – д-р педагогических наук (1997); проф. каф. педагогики начального обучения факультета начальных кл. (2001).

В 1970 окончила Можгинское педучилище. В 1970−75 училась в МГПИ им. В.И. Ленина. Защитила канд. дисс. «Внеклассная воспитательная работа с младшими школьниками» (1985), затем докт. дисс. «Подготовка студентов к формированию творческого потенциала школьников». Работала в Глазовском государственном педагогическом ин-те; в Республиканском ин-те усовершенствования учителей; в Удмуртском государственном ун-те. Занимается вопросами развития творческого потенциала человека.

Автор свыше 300 науч. работ.

Под руководством В. защищено 10 канд. и 4 докт. дисс.

Заслуженный деятель науки Удмуртской респ.

С о ч.: Подготовка будущих учителей к развитию творческого потенциала школьников. М., 1995; Формирование творческого потенциала современных школьников. М., 1999; Геронтологическая подготовка руководящих кадров МВД. М., 2002; Основы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. М., 2006; Развитие творческого потенциала младших школьников. М., 2006; Профессиональная педагогика. М., 2007; Визуальная культура младших школьников. М., 2009; Формирование визуальной культуры и коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2009; Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении. М., 2010.

   Борис Викторович Раушенбах

Борис Викторович Раушенбах

Дата рождения 5 (18) января 1915
Место рождения Петроград, Российская империя
Дата смерти 27 марта 2001 (86 лет)
Место смерти · Москва, Россия
Страна СССР → Россия
Научная сфера механика
Место работы · Московский физико-технический институт
Альма-матер · Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание академик РАН
Известен как Один из основоположников советской космонавтики
Награды и премии

 

Демидовская премия (1994)

Медиафайлы на Викискладе

 

Родился в семье инженера. Отец, Виктор Якобович, происходил из немцев Поволжья, более двадцати лет занимал на фабрике «Скороход» должность технического руководителя кожевенного производства. Мать Раушенбаха, Леонтина Фридриховна, урождённая Галлик, происходила из эстонских немцев, получила общепринятое по тем временам для девушек образование, владела русским, немецким, французским и эстонским языками, играла на фортепиано.

Борис рано окончил школу, поступив сразу во второй класс. После окончания школы пошёл работать на Ленинградский авиационный завод № 23.

В 1932 году поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ), увлекался планеризмом. В Коктебеле, на плато Узун-Сырт, в традиционном месте для испытания планёров на базе Высшей лётно-планерной школы, Борис Раушенбах впервые встретился с Сергеем Королёвым. Много позже случайное знакомство переросло в сотрудничество на долгие годы в ракетной и космической технике. Строительство планёров и их испытания позволили Раушенбаху написать и опубликовать в популярном тогда московском журнале «Самолёт» первые научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолётов. О незаурядности этих статей говорит то, что коллектив, издающий учебники для авиационных институтов под руководством известного учёного В. С. Пышнова, в книге об устойчивости самолётов сослался на статьи студента Б. Раушенбаха.

За полтора года до окончания института переехал в Москву, где стал работать в РНИИ (Ракетный институт), в отделе Королёва, который занимался тогда крылатыми ракетами. Борис Викторович успел разобраться с автоматикой ракеты к 1938 году, когда Сергей Павлович Королёв попал под репрессии. Раушенбаха отстранили от негласного поста ведущего конструктора, работы над жидкостными ракетами были свёрнуты, и он занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях.

За месяц до начала Великой Отечественной войны, 24 мая 1941 года, женился на Вере Иванченко, которая в ту пору училась на историческом факультете МГУ.

Осенью 1941 года институт № 3 был эвакуирован в Свердловск. С ноября 1941 до марта 1942 года Раушенбах работал на одном из оборонных заводов. В марте 1942 Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат, но направили не в армию, а, как и других немцев, в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле. Суровые условия, основная трудовая повинность и скудное питание чрезвычайно сильно затрудняли и часто замедляли эту деятельность, но, тем не менее, она была завершена и итоговый труд передан (что само по себе было отнюдь не очевидно) по месту прежней работы.

В 1942 году я, работая в институте, занимался расчётами полёта самонаводящегося зенитного снаряда, взяли меня, когда я уже выполнил две трети работы и знал, в каком направлении двигаться дальше. Мучился незавершённостью, места себе не находил, и в пересыльном пункте на нарах, на обрывках бумаги, всё считал, считал и в лагере. Решил задачу недели через две после прибытия в лагерь, и решение получилось неожиданно изящным, мне самому понравилось. Написал небольшой отчётик, приложил к решению и послал на свою бывшую фирму: ведь люди ждут. Мне, видите ли, неудобно было, что работу начал, обещал кончить и не окончил! Послал и не думал, что из этого что-нибудь получится. Но вник в это дело один технический генерал, авиаконструктор Виктор Фёдорович Болховитинов, и договорился с НКВД, чтобы использовать меня как некую расчётную силу. И НКВД «сдало» меня ему «в аренду».[1]

1 января 1946 года освобождён из заключения и направлен на спецпоселение в Нижний Тагил. На работу он там не устроился, а продолжал теоретические изыскания для НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (бывший РНИИ). Научный руководитель НИИ-1 М. В. Келдыш добился возвращения Б. В. Раушенбаха из Нижнего Тагила, и в 1948 году он вернулся в Москву, где продолжал работать у Келдыша. В 1949 году защитил кандидатскую, в 1958 году — докторскую диссертации. Там же разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях.

В 1955—1959 годах, перейдя на работу в ОКБ-1 к С. П. Королёву, выполнил пионерные работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишённом тяжести.

В 1960 году получил Ленинскую премию за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны (КА «Луна-3»). Менее чем за десять лет под его руководством были воплощены также системы ориентации и коррекции полёта межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком.

В начале 1960 года создавался первый — «гагаринский» — отряд космонавтов, и Раушенбах принимал деятельное участие в подготовке первого полёта человека в космос.

Могила Раушенбаха на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1966 году был избран членом-корреспондентом, а в 1986 году — действительным членом Академии наук СССР.

С 1948 года читал лекции на физико-техническом факультете МГУ, впоследствии выделившемся в Московский физико-технический институт (МФТИ). В 1959 году стал профессором, более 20 лет заведовал кафедрой механики МФТИ.

Продолжая работать в области ракетной техники, начал изучать теорию перспективы в изобразительном искусстве, богословие. В 1997 году в издательстве «Аграф» вышла в свет его книга «Пристрастие», в которой немалое место уделено как вопросам науки, так и вопросам религии. В 1999 году издательство «Пашков дом» выпустило его книгу «Постскриптум», диапазон которой широк: от событий уходящего XX века — житейских, бытовых впечатлений, биографических событий, включивших в себя и любовь, и «суму», и тюрьму, и работу на космос, — до философских обобщений, размышлений о обществе и мироустройстве, о Петре I и его реформах, о Востоке древнем и современном, о проблемах образования в России и за её пределами, о судьбе русской науки, о нацизме и национализме.

Скончался 27 марта 2001 года. Перед смертью он исповедовался и причастился. Отпевание совершено в храме Святителя Николая в Кузнецах.[2] Похоронен на Новодевичьем кладбище[3].

Б. В. Раушенбах являлся председателем Научного совета Российской академии наук по комплексной проблеме «История мировой культуры», в конце 1980-х возглавлял движение российских немцев за национальное возрождение[4], был членом редколлегий многих журналов и книг. Заместитель главного редактора журнала «Космические исследования», член редколлегии серии «Из истории отечественной философской мысли».

Религиозные убеждения[править | править код]

По рождению (крещению) принадлежал Реформатской церкви[5] С 1970-х интересовался православным богословием и иконописью, общался с митрополитом Питиримом (Нечаевым)[6], за три года до своей кончины перешёл в православие[7][8]. В книгах размышлял о догмате Троицы, о Крещении Руси, о преподобном Андрее Рублёве, об отношениях науки и религии[9].

После пережитой им в феврале 1997 года клинической смерти, познакомился с протоиереем Владимиром Воробьёвым, который в декабре того же года совершил над ним чин присоединения к Православной Церкви[5].

Из сказанного им писателю Дмитрию Орехову (согласно записи последнего):

Мне кажется, оппозиция между наукой и религией возникла в XVIII веке во Франции. Энциклопедисты, выступая против королевской власти, выступали и против Церкви, которая стояла за корону. Именно они породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в СССР, и отсюда нынешнее невежество. Лично я часто сталкивался с этим в Академии наук, в разговорах с коллегами. Зная, что я кое-что понимаю в богословии, они иногда обращаются… Я просто поражаюсь их дремучему невежеству! <…> Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. <…> Они хотели заменить христианское мировоззрение научным. Но ведь научного мировоззрения не бывает, это чушь и собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив — дополняют. Наука — царство логики, религия — внелогического понимания. Человек получает информацию по двум каналам. Поэтому научное мировоззрение — обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение. Честертон сказал, что религиозное чувство сродни влюблённости. А любовь не побить никакой логикой. Есть другой аспект. Возьмём приличного, образованного атеиста. Сам того не понимая, он следует установлениям, которые возникли в Европе в последние две тысячи лет, то есть христианским правилам".[10]



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.61 (0.131 с.)