Титул VIII. Деление и качество вещей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул VIII. Деление и качество вещей



1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие — человеческого права. Вещи божественного права – это, на­пример, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественно­го права не входят в чье-либо имущество. То же, что относит­ся к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но эти вещи могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье-либо имущество, пока не явится какой-либо на­следник. Вещи, которые являются вещами человеческого пра­ва, суть или публичные, или частные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо иму­ществе, но считаются вещами, принадлежащими самой общ­ности; частные же вещи – это те, которые принадлежат от­дельным лицам.

§ 1. Кроме того, некоторые вещи суть теле­сные, некоторые – бестелесные. Телесные вещи – те, которые могут быть осязаемы, например, участок земли, раб, золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи – те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, как наследство, узуфрукт, обя­зательства, заключенные каким-либо образом. Для вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и доходы, извлекаемые от участка земли, являются телесными вещами и то, что нам должно быть дано на основа­нии какого-либо обязательства – большей частью является те­лесными вещами, как например, участок, человек, деньги; ибо само право наследования и само право пользоваться вещью и извлекать доходы, и само право обязательства являются бесте­лесными. К этой категории относятся и права городских и сельс­ких имений, называемые сервитутами...

Титул XXI. О должности того, кому поручена юрисдикция

1. (Папиниан) То, что специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или конституцией принцепсов, не пе­редается посредством поручения осуществлять юрисдикцию; то же, что принадлежит кому-либо на основании его права, может быть поручено другому. Таким образом, совершают ошибку те магистраты, которые, осуществляя дело государ­ственного суда, вверенное им на основании закона или поста­новления Сената, например, по Юлиеву закону о прелюбоде­яниях и по другим подобным законам, поручают кому-либо осуществлять свою юрисдикцию. Убедительнейшим доказатель­ством этого является то, что в Юлиевом законе о насилии особо указано, что тот, кто осуществляет этот закон, может перепоручить это дело, если он уезжает... И если говорят, что господин убит своими рабами, то претор не может предоста­вить другому производство расследования, которое возложе­но на претора сенатусконсультом.

§ 1. Кто осуществляет юрис­дикцию в силу возложенного на него поручения, тот не имеет своей юрисдикции, но пользуется юрисдикцией того, кто дал поручение, ибо правильнее, что по обычаю предков можно передать юрисдикцию, но не может перейти высшая власть, дарованная законом. Поэтому никто не говорит, что легат про­консула может приговаривать к смертной казни в силу пору­ченной ему юрисдикции. Павел замечает: более правильно, что и высшая власть, связанная с юрисдикцией, переходит в силу получения юрисдикции.

Книга 2-я

Титул XIV. О сделках

1. (Улъпиан) Справедливость этого эдикта вытекает из са­мой природы. Ибо что более соответствует человеческой чес­тности, чем соблюдать то, о чем они договорились.

§ 1. Слово "pactum" происходит от "pactio", оттуда происходит и слово "мир" (pax).

§ 2. Договор является соглашением двух или не­скольких об одном и их согласием.

§ 3. Слово "соглашение" имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом дела, в целях заключения сделки или мирового соглашения. Так, говорится "соглашался" о тех, кто собираются и сходятся из разных мест в одно место, так это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из различных побуждений души. Слово "со­глашение" является настолько общим, что, как хорошо ска­зал Педий, нет никакого договора, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно: посредством вещи или слов (ибо и стипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия).

§ 4. Но многие соглашения получают дру­гие названия – например, купля, наем, залог, стипуляция.

2. (Павел) Лабеон говорит, что можно достигнуть соглаше­ния либо посредством вещи, либо посредством письма, либо даже при помощи вестника, если стороны не находятся в од­ном месте; признается даже, что можно достигнуть соглаше­ния молчаливым согласием – так, если моему должнику я возвращу долговую расписку, то ясно, что между нами име­ется соглашение о том, что я не буду предъявлять требова­ния, и ему в будущем предоставляется оставить возможность заявить экспенцию, вытекающую из соглашения.

Книга 4-я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.006 с.)