Титул III. О законах, сенатус-консультах и договорном обычае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул III. О законах, сенатус-консультах и договорном обычае



1. (Папиниан) Закон есть общее предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее обещание государства.

2. (Марциан) Ибо и оратор Демосфен дает следующее определение: "Закон есть то, чему все люди должны пови­новаться в силу разных оснований, но главным образом по­тому, что всякий закон есть помысел и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по кото­рому следует жить находящимся в ней". И философ, отли­чавшийся величайшей стоической мудростью, Хрисипп, так начинает свою книгу "О законах": "Закон есть царь всех божественных и человеческих дел. Он должен быть началь­ником добрых и злых, вождем и руководителем живых су­ществ, живущих в государстве, мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что дол­жно быть делаемо, и запрещать то делать, что не должно быть делаемо"1.

3. (Помпоний) Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно.

4. (Цельс) Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.

5. (Целъс) Ибо право должно быть, главным образом, при­способлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.

6. (Павел) Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

7. (Модестин) Действие права: повелевать, запрещать, раз­решать, карать.

8. (Улъпиан) Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.

9. (Улъпиан) Нет сомнения, что Сенат может творить право.

10. (Юлиан) Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.

11. (Юлиан) И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конститу­ции принцепса.

12. (Юлиан) Не могут все отдельные случаи быть предус­мотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий правоприме­нение может применить их сходно и сообразно с этим вынес­ти решение.

13. (Улъпиан) Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потреб­ности.

14. (Павел) То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого.

15. (Юлиан) Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.

16. (Павел) Особое право — это то, которое введено влас­тью, установившей его в отклонение от точного содержания для удовлетворения какой-либо потребности.

17. (Целъс) Знать законы – значит воспринять не их сло­ва, но их силу и власть.

18. (Целъс) Является более милостивым такое толкование законов, при котором охраняется их намерение.

19. (Целъс) Если закон говорит двусмысленно, заслужива­ет предпочтения то значение, которое лишено порока, в осо­бенности, когда из этого может быть сделано заключение о намерении закона.

20. (Юлиан) Не в отношении всего, что установлено пред­ками, может быть приведено основание.

21. (Нераций) И потому не нужно исследовать основания того, что устанавливается, иначе было бы нарушено многое из того, что представляется определенным.

22. (Улъпиан) Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.

23. (Павел) В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.

24. (Целъс) Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона без рассмот­рения закона в целом.

25. (Модестин) Ни в каком случае смысл закона или ми­лость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жесткого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей.

26. (Павел) Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие.

27. (Тертуллиан) Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими, поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными.

28. (Павел) Но и позднейшие законы относятся к предше­ствующим, если они не противоречат последним; и это под­тверждается многими примерами.

29. (Павел) Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, со­храняя слова закона, обходит его смысл.

31. (Ульпиан) Государь свободен от закона.

32. (Юлиан) Если мы не имеем писаных законов для ка­ких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то наиболее близкое и вытекающее из последнего; если и этого не оказы­вается, то следует применять право, которым заслуженно пользуется город Рим.

§ 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы свя­зывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил, не запи­сав... Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. [Поэтому весь­ма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения].

33. (Ульпиан) Долго применявшийся обычай следует со­блюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного...

35. (Гермогениан) Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.

36. (Павел) Это право пользуется тем большим авторите­том, что доказано отсутствие необходимости придать ему пись­менную форму.

37. (Павел) Если дело идет о толковании закона, то преж­де всего следует выяснить, каким правом пользовалось госу­дарство ранее в случаях такого рода, ибо обычай является лучшим толкователем закона.

38. (Каллистрат) Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает со­мнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных еди­нообразных решений имел силу закона.

39. (Целъс) То, что было введено не в силу разумного осно­вания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев.

40. (Модестин) Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем.

41. (Ульпиан) Все право относится или к приобретению, или сохранению, или умалению; речь идет о том, каким обра­зом кто-либо отчуждает или утрачивает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.006 с.)