Титул I. О правосудии и праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул I. О правосудии и праве



1. (Улъпиан) Изучающему право надо прежде всего уз­нать, откуда произошло слово "право". Право получило свое название от "правосудия", ибо, согласно превосходному опре­делению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.

§ 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии; возвещаем понятия доброго и справедливого, от­деляя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенство­вались не только путем наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, фи­лософии, а не к мнимой.

§ 2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право – которое относится к положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из пред­писаний народов, или предписаний цивильных.

§ 3. Естественное право – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, ко­торое мы называем браком, сюда же – порождение детей, сюда же – воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода.

§ 4. Право народов – это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей между собою.

2. (Помпоний) Подобно почитанию бога, мы должны пови­новаться родителям и родине.

3. (Флорентин) Мы должны отражать насилие и противо­правность, ибо правом установлено, что если кто-либо сдела­ет что-либо для защиты своего тела, то считается совершив­шим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то, следовательно, является пре­ступлением, когда один человек строит козни другому.

4. (Улъпиан) Освобождение от рабства относится к праву народов. "Отпущение" [manumissio] происходит от "посылки рукой" [manumissio], т. е. дарование свободы, ибо доколе кто-либо находится в рабстве, он пребывает под рукой и под вла­стью, отпущенный же на волю высвобождается из-под влас­ти. Это дело ведет свое происхождение от права народов, так как по естественному праву все рождаются свободными; не было освобождения, когда было неизвестно рабство, но после того, как, по праву народов, возникло рабство, за ним после­довало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование "людей", но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, в противоположность им рабы и третья категория – отпущенные на волю, т. е. те, кто перестал быть рабами.

5. (Гермогениан) Этим правом народов введена война, раз­деление народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купля и продажа, наймы, обязательства – за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. (Улъпиан) Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем при­держивается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем соб­ственное, т. е. цивильное право. [§ 1. Это наше право состоит или из писаного, или из неписаного].

7. (Папиниан) Цивильное право – это то, которое проис­ходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений ученых.

§ 1. Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов "правом ма­гистратов".

8. (Марциан) Ибо и само преторское право является жи­вым голосом цивильного права.

9. (Гай) Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является как бы собственным правом самого государства; то же право, кото­рое естественный разум установил между всеми людьми, со­блюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. (Улъпиан) Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

§ 1. Предписания права суть следующие: честно жить, не чинить вреда другому, воз­давать каждому должное.

§ 2. Правосудие есть познание бо­жественных и человеческих дел, наука о добром и справед­ливом.

11. (Павел) Слово "право" употребляется в нескольких от­ношениях: во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым – каково естественное право. В другом смысле "право" – это то, что полезно всем или мно­гим в каждом государстве — каково цивильное право. Не ме­нее правильно в нашем государстве называется "правом" и право магистратов. Говорится, что претор высказывает пра­во, даже если он решает несправедливо; это относится не к сути того, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле "право" означает то место, где вы­носится решение; здесь именование переносится с того, что делается, на то, где это делается...

12. (Марциан) Иногда мы говорим "право" о родственных связях – например, "мне принадлежит право родства или свойства".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.021 с.)