Обоснование собственной точки зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование собственной точки зрения



В 27-м задании предлагается выразить своё отношение к позиции автора и обосновать его. Обосновать, то есть доказать, аргументировать. Таким образом, аргумент по- прежнему должен быть приведён, только теперь в задании не оговаривается, каким он должен быть. Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргумент может быть построен на литературном материале, то есть с опорой на читательский опыт, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками. И, конечно, в этом случае это будет сильный аргумент.

Но также аргумент может быт создан с опорой на жизненный опыт, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

Жизненными аргументами могут быть:

примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

поучительные события из жизни выдающихся личностей;

примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);

ссылки на мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля;

цитаты из авторитетного источника;

выводы науки и статистические данные;

события из жизни страны;

Обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.

В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:

тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);

вывод (общий итог).

Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения обоснования собственной точки зрения:

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает....

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики.

Вспомним рассказ/роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении....

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что....

Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что....

Приведу ещё один литературный пример, который показывает:....

О том, как важно..., говорит в своём рассказе /романе писатель NN.

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность... (далее идут примеры- аргументы).

Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых в сочинении-рассуждении при обосновании собственной точки зрения:

1) Аргумент следует начинать е нового абзаца.

2) Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создается аргументированное высказывание.

3) В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла вам будет присвоено 0 баллов).

Внимательно прочитайте сочинения, предложенные дальше. В них приведены для обоснования собственного мнения два аргумента, но можно приводить лишь один аргумент, основанный или на читательском опыте или на жизненном.

Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

 

Типичные цели заключения Примеры
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении В заключение ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка - наш долг перед прошлым и будущим!
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

 

Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания 27 задания

Текст к сочинению № 1

Обратимся к тексту рассказа А.П. Чехова «В аптеке».

 

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. «Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, - думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. - Ступить страшно!»

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За жёлтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами - по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решёткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две тёмные фигуры.

Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт... Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

-Через час будет готово, - процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.

-Нельзя ли поскорее? - пробормотал Свойкин. - Мне решительно невозможно

ждать.

Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щёлкнул ключом. В глубине одна из тёмных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флёр, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове... Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором...

-Должно быть, у меня горячка начинается, - сказал он. - Доктор сказал, что ещё трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб... Ещё счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал...

Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. «Странные люди, ей-богу! - подумал он. -...Пишут по-латыни, говорят по-немецки... Средневековое из себя что-то корчат... В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры...» Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, учёной физиономии и стука мраморной ступки... Болезненное утомление овладело всем его существом... Он подошёл к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:

-Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен...

-Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь!

Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.

«Полчаса ещё только прошло, - подумал он. - Ещё осталось столько же... Невыносимо!»

Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, чёрненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал её к горлышку склянки и потянулся за печаткой...

«Ну, к чему эти церемонии? - подумал Свойкин. - Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут».

Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.

-Получите! - проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. - Взнесите в кассу рубль шесть копеек!

Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль, и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки...

-Рубль шесть копеек? - забормотал он, конфузясь. - А у меня только всего один рубль... Думал, что рубля хватит... Как же быть-то?

-Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.

-В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю...

-Этого нельзя... У нас кредита нет...

-Как же мне быть-то?

-Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.

-Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...

-Не знаю... Не моё дело...

-Гм... - задумался учитель. - Хорошо, я схожу домой...

Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой... Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять... Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть... Какая-то сила потянула его голову к подушке... Он прилёг, как бы на минутку.... Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание... Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое. Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

 

Сочинение № 1

Часто ли мы проявляем сочувствие к другим людям? Всегда ли готовы прийти на помощь бедствующему человеку, тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Именно проблему безразличного, чёрствого отношения к окружающим людям поднимает в данном рассказе А.П. Чехов.

Мне кажется, ни одного читателя не оставила равнодушным судьба Свойкина, героя рассказа А.П. Чехова. Заболевший учитель пришёл в аптеку и попросил приготовить ему лекарство. Поражает равнодушие, с которым отнесся к нему провизор. Свойкин попросил побыстрее обслужить его, потому что очень плохо себя чувствовал: «Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли...» Однако провизор даже не удосужился ответить ему, не проявил ни капли сочувствия, не сказал ни одного ободряющего слова, холодно промолчав.

Как грустно, что там, куда часто обращаются страждующие люди, работают такие сухие, равнодушные фармацевты.

Но вот лекарство готово - новая беда: у учителя не хватало 6 копеек, чтобы расплатиться за лекарство. В кармане был только рубль! На просьбу Свойкина позволить занести деньги завтра, был дан суровый ответ: «Этого нельзя... У нас кредита нет... Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Так и ушёл бедный учитель домой без лекарства, оставшись наедине со своей болезнью.

Автор считает, что нельзя быть чёрствым и бессердечным человеком, необходимо проявлять сочувствие ко всем, кто тебя окружает.

Я согласна с автором и тоже считаю, что равнодушным быть нельзя, человек, попавший в беду, ждёт нашей помощи и вправе рассчитывать на неё. Если мы будем предлагать миру активное деятельное участие в нём, то и в тот момент, когда сами будем нуждаться в участии и поддержке, окружающие люди помогут и нам.

Мне вспоминается притча о добром самарянине, упоминаемая в Евангелии от Луки. Самарянин, увидев побитого, ограбленного разбойниками человека на дороге, истекающего кровью, перевязал его раны, «посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы». Дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботиться о больном, «пока тот не выздоровеет». Пообещал, что вернёт деньги на обратном пути, если потребуется большую сумму потратить на его лечение и содержание, чем он дал.

Вот образец поведения человека, данный человечеству около двух тысяч лет назад. Каждый ли следует ему в своей жизни?

Учительница Лидия Михайловна, героиня В. Распутина «Уроки французского», преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Она в послевоенные голодные годы под предлогом дополнительных занятий пытается накормить одиннадцатилетнего Володю, которого мама отправила из деревни в райцентр учиться. Но мальчик гордо и стойко переносит голод и отвергает помощь учительницы. И тогда Лидия Михайловна прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, даёт ему возможность честно их заработать, выиграть, чтобы он мог купить себе молока, и, конечно, подыгрывает Володе. Вскоре Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает на родину, но не забывает о своём ученике и присылает ему посылку с макаронами и яблоками.

Проявляя доброту, милосердие и сострадание, мы сможем преодолеть все жизненные трудности.

Сочинение № 2 написано по тексту публицистической статьи Дмитрия Геннадьевича Шеварова, известного российского журналиста, прозаика, литературного критика. «А вы помните эпиграф к ’’Капитанской дочке”? Что значила для Пушкина пословица "Береги честь смолоду”».

 

Сочинение № 2

В данном тексте Дмитрий Геннадьевич Шеваров поднимает проблему сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести.

Каждого из нас не может не волновать отсутствие в наше время трепетного отношения к понятию чести. То, ради чего в XIX веке люди шли на дуэль, нередко погибая, теперь ценится не очень высоко в эпоху, когда многие стремятся к материальному благополучию - разбогатеть, а как - неважно.

Автор не случайно обращает наше внимание к событиям XIX века. Угроза быть очень быстро наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держало в узде. Приведённые Д. Шеваровым строчки из письма 1836 года А.С. Пушкина очень актуальны и для наших современников: «откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым * плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь?»

Публицист пишет о том, что люди часто жертвовали своей жизнью для того, чтобы отстоять свою честь. Что именно дуэль часто могла «восстановить нравственное равновесие». И подлец знал, что он будет быстро наказан. «Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать».

Д.Г. Шеваров вспоминает и трагические события в жизни А.С. Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за честь своей жены, своей семьи. За год до дуэли он писал: «Вот и все, что остается детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное - неважно».

Автор не призывает к возврату традиций ушедшего времени - к дуэли. Но обращает наше внимание на необходимость высоко относиться к понятию чести и достоинства человека.

Об этом неоднократно писали русские писатели-классики. Как не вспомнить роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которому является пословица: «Береги честь смолоду». И все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринев не присягает в минуту смертельной опасности Емельяну Пугачеву, оставаясь верным офицерскому долгу. Во время следствия не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя душевный покой любимой девушки дороже собственной жизни. Он готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить честное имя Марии.

Заботиться о сохранении чести и достоинства следует не только литературным героям, но и обычным людям в их повседневной жизни. Ведь не сможет человек, потеряв честь и достоинство, чувствовать себя счастливо, гармонично в обществе, да и наедине с собой. Да, благородство души и чистота помыслов - понятия, неощутимые физические, но внутреннее их ощущение бесценно для человека. Они неразрывно связаны и с таким понятием, как чистая совесть. Ощущение вины и её муки омрачили жизнь многим людям, поступившим бесчестно, и оказали пагубное влияние на репутации их семьи.

Хочется верить, что читатели, особенно юные, задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь честь смолоду.

 

Сочинение № 3 написано по статье известного драматурга Виктора Сергеевича Розова «Счастье».

Сочинение № 3

Известный русский драматург - Виктор Сергеевич Розов - размышляет в данном тексте о том, что такое счастье.

Проблема, поднимаемая автором, не может никого оставить равнодушным, потому что быть счастливым - естественная потребность каждого человека. Но как этого добиться? Что делать, чтобы ощущать себя счастливым?

Может быть, материальный достаток способствует радостному восприятию мира? И достаточно, чтобы почувствовать себя счастливым, приобрести удобную квартиру, хорошую еду, нарядную одежду? «Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами».

Может быть, чтобы быть счастливым, нужно иметь хорошее здоровье? Автор замечает: и да, и нет. Действительно, каждый человек хочет сохранить надолго свое здоровье, но хорошее самочувствие не является гарантом ощущения счастья. В. Розов вспоминает, что, когда он лежал в госпитале полгода забинтованным на спине, «сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А он отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». «Дух мой был здоров».

Драматург считает, что ни болезнь, ни пребывание в больнице не могли повлиять на его хорошее настроение, и приходит к выводу: «Счастье кроется именно в гармонии личности», предлагая бороться с самим собой: «Надо вступать в битву за «честного малого в себе, иначе - беда».

Мне очень близка позиция автора. Безусловно, очень важно состояние духа человека. Необходимо стремиться к внутренней гармонии, хотя достичь её очень сложно, потому что она предполагает неустанную работу над собой, постоянное развитие себя. Таким образом, для обретения счастья человек должен стремиться к духовному развитию, к собственному преображению.

Вспомним героя сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц». Он каждое утро пропалывал свою планету, освобождая ее от баобабов, которые, будучи сорняками, могли погубить её красоту. Так и мы должны ежедневно очищать свою душу, осознавая собственные ошибки, потому что духовный труд необходим, ведь без обретения внутренней гармонии ничто не сможет сделать нас счастливыми, так как неискореняемые внутренние изъяны (например, чувство вины, греха) всегда будут омрачать даже мимолётную радость.

Не стремясь к собственному преображению, мы можем опуститься, деградировать, потерять божественный образ в себе, стать похожими на героя рассказа А.П. Чехова «Крыжовник», мечтавшим лишь об одном: приобрести усадьбу с крыжовником, для чего женился без любви на некрасивой вдове, держал её впроголодь, и через три года от такой жизни она умерла. Достигнув своей цели, он чувствовал себя счастливым, но его внешний вид, его узость интересов поражали брата: «располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло». Иван Иваныч считал, что нельзя успокаиваться, нельзя давать усыплять себя, что счастье должно быть в неустанном стремлении делать добро.

И, конечно, нужно, как Маленький принц, ежедневно пропалывать свою маленькую планету от баобабов, сохраняя внутреннюю гармонию.

Сочинение № 4 написано по фрагменту из ьсниги немецко-французского мыслителя, богослова, врача, музыковеда и музыканта Альберта Швейцера «Жизнь и мысли».

Текст к сочинению № 4

(1)Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. (2)Непринуждённой детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что, что у многих детей дело обстоит так же, хотя внешне они казались весёлыми и беззаботными. (3)Особенно удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. (4)Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой - коня гнали на бойню, - преследовал меня неделями.

(5)Я не мог понять - это было ещё до того, как я пошёл в школу, - почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. (6)Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил ещё одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. (7)Вот она: (8)«Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

(9)Глубокое впечатление произвёл на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. (10)Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. (11)Была ранняя весна, стоял великий пост. (12)Как-то воскресным утром он предложил мне: (13)«Давай пойдём на Ребберг, постреляем птичек». (14)Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он высмеет меня. (15)Так мы оказались с ним возле старого дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. (16)Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул её. (17)Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твёрдо обещая себе промахнуться. (18)В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц, откуда ни возьмись, до нас донёсся звон церковных колоколов. (19)Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. (20)Для меня он прозвучал гласом небесным. (21)Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. (22)С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: (23)«Не убий!».

(24)С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. (25)В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

(26)Тот путь, каким вошла в моё сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. (27)Всё остальное рядом с ним поблекло. (По А. Швейцеру)

Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен своими антивоенными выступлениями.

Сочинение № 4

В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема бережного отношения к животному миру.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, А. Швейцер рассказывает об одном событии из своего детства, которое повлияло на его дальнейшую жизнь и заставило быть гуманным ко всему живому. Философ вспоминает о том, как, испугавшись насмешек товарища, отправился вместе с ним стрелять из рогатки по птицам. Автор текста признаётся, что не хотел причинять боли пернатым, так как с ранних лет упоминал в вечерней молитве не только людей, но и всех живых существ. Однако, как подчёркивает А.Швейцер, страх насмешек Генриха Бреша заставил его вложить гальку в кожанку своей рогатки и натянуть её. Философ говорит о том, что неожиданно раздавшийся звон церковных колоколов был воспринят им как напоминание о библейской заповеди «Не убий!». Поэтому он в ужасе бросил рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от стрельбы своего товарища, и побежал домой. Своё исповедальное повествование А. Швейцер завершает признанием в том, что именно этот случай заставил его всю жизнь придерживаться заповеди, «запрещающей нам убивать и мучить» животных и птиц.

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. А.Швейцер убеждён: нельзя убивать и мучить животных, потому что они живые существа, страдающие от жестокого отношения к ним.

Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: животные требуют к себе гуманного отношения.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ И.С. Шмелёва «Мой Марс». В этом произведении повествуется о спасении пса по кличке Марс, который оказался за бортом корабля и из последних сил держался на морской поверхности. О судьбе попавшего в беду животного волновались все люди на палубе, хотя прежде собака и раздражала их своим непрерывным лаем. Созерцание несчастного пса, дрейфующего в волнах в попытках не захлебнуться, вызывало жалость капитана корабля. Понимая, что вместе со спасённой собакой непременно вернётся и досаждающий всем шум, этот человек после недолгих раздумий приказал спустить за Марсом шлюпку, не дал несчастному животному погибнуть в море. Поступок капитана вызвал одобрение толпы, сочувствовавшей бедному псу. Изображая искренние переживания людей, обеспокоенных судьбой тонущего Марса, И.С. Шмелёв заставляет читателей задуматься об их собственном отношении к животным, попавшим в беду, и напоминает о том, что надо быть внимательными к братьям нашим меньшим.

Мысль о том, что человек должен заботиться о животных и птицах, проявлять к ним гуманное отношение, звучит и в книге Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери». В ней писатель-натуралист рассказывает о том, как юношей забрал у греческого рыбака ручную чайку, которая перестала быть нужной этому человеку и которую он хотел оставить в одиночестве на албанском берегу. Однако Даррелл понимал: в непривычных условиях дикой природы ручная чайка скорее всего погибнет от голода или одиночества. Поэтому натуралист решил помочь живому существу, попавшему в беду, забрал птицу к себе и заботился о ней, как умел.

В заключение ещё раз подчеркну: доброго отношения к себе заслуживают не только люди, но и животные и птицы.

Сочинение № 5 написано по рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар».

Текст к сочинению № 5

(1)В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун.

(2)Чувствуя приближающуюся кончину, старик обратился к дочери с такой просьбой:

(3)Я всегда не любил священников и монахов. (4)Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

(5)Что же делать? - испуганно спросила Мария.

(6)Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. (7)Тебе никто не откажет.

(8)Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.

(9)Девушка долго ждала и прислушивалась. (10)Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. (11)Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

(12)Хорошо, - спокойно ответил прохожий. - (13)Хотя я и не священник, но это всё равно. (14)Пойдёмте.

(15)Они вошли в дом. (15)При свече Мария увидела худого маленького человека.

(17)Он был ещё очень молод, этот незнакомец. (18)Совсем по-мальчишески тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

(19)Говорите! -сказал он. -(20)Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

(21)Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - (22)А кто работает, у того нет времени грешить. (23)Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. (24)И мне тяжело теперь вспоминать об это и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

(25)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.

(26)Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - (27)Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

(28)Как вас зовут? - спросил незнакомец.

(29)Иоганн Мейер, сударь.

(30)Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людьми. (31)То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

(32)Аминь! - прошептал старик.

(33)Аминь! - повторил незнакомец. - (34)А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

(35)Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

(36)Я хотел бы ещё раз увидеть свою жену Марту такой, какой я встретил её в молодости. (37)Но это невозможно, сударь.

(38)Слушайте, - сказал незнакомец. - (39)Слушайте и смотрите.

(40)Он заиграл. (41)Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы и наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.

(42)Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - (43)Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. (44)Это было зимой, в горах. (45)Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. (46)Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

(47)Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

(48)А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь?

(49)Старик молчал, прислушиваясь.

(50)Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. (51)По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. (52)Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. (53)Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. (54)А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

(55)Я вижу всё это! - крикнул старик.

(56)Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов...

(57)Незнакомец перестал играть. (58)Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

(59)Старик сказал, задыхаясь:

(60)Я видел всё так ясно, как много лет назад. (61)Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. (62)Имя!

(63)Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.

(64)Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. (По К.Г. Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу.

Сочинение № 5

В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, К.Г. Паустовский вспоминает об интересном факте из биографии Моцарта. Писатель рассказывает историю о том, как музыка великого композитора помогла умирающему старику осуществить самое заветное желание - воскресить черты любимой женщины, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя здоровым, как много лет назад. К.Г. Паустовский обращает внимание читателей на то, что старый повар умирает счастливым.

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. К.Г. Паустовский убеждён: подлинное искусство обладает чудодейственной силой и способно сделать человека счастливыми в кризисные моменты его жизни.

Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: в трудные, кризисные моменты жизни человека искусство может спасти его от отчаяния, помочь выжить, придать отваги и мужества.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». После проигрыша в карты Николай Ростов возвращается домой в подавленном состоянии. Он слышит пение сестры, её прекрасный голос и забывает обо всех своих проблемах. Таким образом, этот литературный пример показывает: подлинное искусство благотворно влияет на душу человека, помогает спасти его от отчаяния, что мы и наблюдаем в случае с Николаем Ростовым.

Мысль о том, как велико значение искусства в кризисные моменты жизни человека, звучит и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой этого фантастического произведения - пожарный Гай Монтэг - живёт в мире, где люди стали равнодушны друг к другу. Своё свободное время они посвящают просмотру развлекательных телепрограмм. Интерактивное телевидение заменяет им чтение и живое общение с родственниками. Так, жена Гая Монтэга забывает, как и когда они познакомились. Это становится одной из причин депрессии, в которую впадает герой Рэя Брэдбери. Именно в такой тяжёлый жизненный период в руки Гая Монтэга попадает книга. Чтение помогает ему разобраться в себе и обрести новый смысл жизни: вместе с другими людьми он хочет сделать всё возможное, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Так, волшебная сила искусства помогла герою романа Рэя Брэдбери в кризисный момент жизни и спасла от отчаяния и уныния.

В заключение ещё раз подчеркну: подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.

ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.129 с.)