Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика первых встреч с детьми
(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психологического здоровья - страхом самовыражения. Детям предлагались примерно одни и те же формы работы.) Надя, 10 лет (остро переживает развод родителей, испытывает страх самовыражения, по наблюдениям учителя, стала читать на уроках еле слышно, как будто у нее в горле ком). Работа начата по просьбе мамы, которая сообщила, что они с мужем разводятся, и ей кажется, что ребенок это глубоко переживает. Первая встреча "Свободный рисунок" Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Спрашиваю: - Это кто? - Папа. Рядом рисует женскую фигуру. Спрашиваю: - Кто это? - Не знаю? - Может быть, какая-то тетя? - Может быть, тетя. Нет. Мама. - Что они делают? - Просто гуляют. -Где? - По парку. - Какое лицо у мамы, что она чувствует, когда они гуляют? - Не знаю, они редко вместе гуляют. Папа вообще редко приезжает. Говорит, что много работает. - А ты по нему, наверное, очень скучаешь? Беспокоишься, почему его нет? -Да. - Как можно было бы назвать рисунок? - Прогулка. - А может быть, беспокойство? - Да. Это больше подходит. "Значки" Надя предложила мне первой рассказать, что изображено на значке. На моем значке - горы, комментирую: - На значке горы, это близко моей душе, потому что я люблю путешествовать. 155 Надя тоже достает из коробки значок с изображением гор. - И я люблю путешествовать. Все новое узнавать. Я вытаскиваю значок, на котором земной шар. Задумываюсь. Надя хочет сама ответить: - Мне нравится география - наука о Земле. Мне когда успокоить себя надо, беру энциклопедию и читаю. Я вытаскиваю опять значок с горами. Рассказываю: - Мне кажется, что жизнь очень похожа на подъем в гору. Жизнь - это движение к далекой, высокой цели. Но чтобы достичь ее, нужно многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным. Надя достает значок с кораблем. - Мне нравится корабль. Когда мне было пять лет, мы с папой и мамой поехали в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали целый месяц, было очень интересно. Я достаю значок с изображением лошади. - Я очень люблю двигаться. Мне кажется, что вообще жизнь - это движение. - Мне тоже нравится, мне трудно усидеть на месте. Достает значок опять с корабликом:
- Я очень люблю книги и фильмы, когда путешествуют на кораблях. Именно на кораблях. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Иногда дома я беру картон и делаю корабли. Люблю легенды и истории, которые связаны с кораблями. Помните из Библии? Сначала все было хорошо. А потом наступил потоп. И ведь именно корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А корабли не тонут. Как будто что-то оберегает корабль. - Корабль кажется тебе безопасным? - Да, корабль - это безопасное. Я заметила, до пяти лет - до путешествия на корабле - была более нервная, больше волновалась. После этого стала более спокойная. - А спокойствие сохраняется потом? - Да. Оно сохраняется надолго. - Его может что-либо разрушить? - Нет. Его ничто не может разрушить. Оно навсегда. Показываю Наде ее рисунок. - Но как же не может нарушить? Ведь ты назвала рисунок "Беспокойство". - Может быть, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку: - Ты права. Действительно, даже очень тяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и обязательно возвращаются покой и радость. Вторая встреча Я решила не уходить вглубь, а попробовать усилить "внутреннего ребенка". "Подушки" Предложила поиграть в ее одноклассников, которые часто дерутся, и немного подраться. 156 Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась охотно. С радостью, но в словесную перепалку, которую я попыталась инициировать, не включилась. Когда я в роли Ани обещала пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: "Я больше не буду". "Я - наоборот" Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли "Ядан" и "Яло", т.е. наоборот. Общее замечание: Надя с трудом придумывала и называла ненормативные действия, например, не смогла придумать, и мне пришлось подсказать, как Ядан разговаривает со своей учительницей. Надя ограничилась только словом "плохо". "Я - это..." Вытаскивает карточку с надписью "надежда": - Я - это надежда, потому что если я чувствую, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то объяснит.
- Поможет? - Нет, объяснит, потому что помощь - это когда кто-то за меня будет делать. А я не хочу, чтобы за меня что-то делали, хочу сама. - Я - верность. Сколько было подруг, редко с ними ссорились. - Но ведь вы не всегда рядом были, и оставались друзьями? - Да, не всегда рядом, и оставались друзьями, - Я - терпение, так как я терпеливая. Если, например, завтра приедет кто-то и мне об этом один раз сказали, я жду до этого момента, не спрашиваю по десять раз: "Ну, когда приедет?" - Я - радость, практически всегда за других радуюсь. - А за себя? - Я тоже радуюсь, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться. - А вы кто по гороскопу? - Стрелец. - О, как мой папа. - А когда у него день рождения? - 3 декабря. - Что ты ему подарила? - Сшила котенка. - Он был очень рад? -Да. - А куда дел? - В машину поставил. Там у него уже есть домовенок. - И он будет смотреть на них и вспоминать... - Меня. - Он будет смотреть на игрушки и всегда вспоминать тебя. Это здорово. Ты ведь этого хочешь? - Да. Наташа, 9 лет (остро переживает развод родителей, испытывает ревность к младшей сестре). 157 Работать с ней стала после разговора с ее учительницей, которая нашла на ее парте измятый листочек со стихами. Стихи Наташи Я умерла от страха. В душе замерзла кровь. Любовь и жизнь ушли от меня. Я погибла. Я от злости погибала, И жизнь уходила с каждым днем. Мне плохо от маминой злости, а папа мой ушел от нас, и мы остались одни, и денег у нас мало. Первая встреча "Свободный рисунок" Наташа решила рисовать пальцем, используя театральный грим. - Это будет дерево и много цветов. Здесь будет волшебный сад. В нем будет разговаривающая розочка. Она делала добро людям. К ней пришла девочка, попросила, чтобы ее мама выздоровела. А розочка согласилась, если девочка будет ухаживать за ней. И девочка сказала: "Хорошо". Розочка сделала так, что ее мама выздоровела. - Чем болела мама? - Гриппом. - А может быть, у нее душа болела? - Может быть. - А когда у взрослых болит душа? - Может быть, когда дети не слушаются. - А кем бы ты хотела быть на этом рисунке? - Розочкой. - Что бы ты тогда делала? - Я бы сделала так, чтобы мои родители вместе жили. "Мягкая сказка" (используются мягкие тряпичные куклы) Наташа распределяет роли. Меня назначает продавщицей. Сама она - девочка, которая потерялась и искала свою маму. Я в роли продавщицы должна связать и спрятать девочку в своем магазине. Потом Наташа принимает поочередно роли мамы и папы, которые ищут девочку. В конце концов они находят ее: - Привет, пап! - Привет. Зачем ты убежала? - Я думала, что вы меня не Любите и думаете только о себе. Я "забираю" у Наташи обеих кукол и продолжаю: - Доченька, я люблю тебя всегда. Даже если я буду далеко от тебя, то буду заботиться о тебе и любить. - Ну, конечно, и я тебя люблю. Ведь ты же мой папа. Занятие подходит к концу. Я спрашиваю: - Хочешь знать, что я думаю о тебе? Честно? - Не знаю. Хочу. 158 - Ты как шарик, в котором внутри что-то спрятано. Внешне ты веселая, счастливая девочка. Ты такой хочешь казаться. А внутри тебя в этом полом шарике есть кусочек беспокойства. Так ли это? - Да. Звенит звонок. Занятие заканчивается. Наташа просит разрешения остаться еще на один урок, но ей надо уходить.
Вторая встреча "Свободный рисунок" - Буду рисовать солнце, природу. Потом поляну. Деревья, - объясняет Наташа. - А сейчас что рисуешь? - Это дуб. Старый. А рядом елка. - Дуб дружит с елкой? - Да. - А елка какая? - Хорошая. Разговаривает с дубом. - А если он не захочет? - Она тогда тоже не разговаривает. Но может понять, что дуб устал. - А если он ее разлюбит? - Нет, потому что он хороший. - Я с тобой не согласна. - У тебя было что-нибудь, что ты вдруг разлюбила? - Да, была такая игрушка. - Но ведь она осталась хорошей? - Да, конечно. - Значит, если кто-то разлюбит, он совсем необязательно станет плохим? - Да. - В какую часть рисунка ты хотела бы превратиться? - В солнце. - Составь рассказ от его имени. - Я - солнце. Я смотрю за людьми. Когда люди плохо обращаются с другими, я перестаю светить, прикрываюсь. Я люблю, когда везде доброта, когда никто не ссорится. "4 вопроса - 4 ответа" Мой первый вопрос: - Бывает ли, что ты злишься на маму? - Да, когда я хочу смотреть телевизор, а она мне не разрешает. - О чем ты мечтаешь? Рисует волшебницу: - Хотела бы стать волшебницей. Выручать кого-нибудь. - Бывает ли тебе когда-нибудь страшно? - Ночью, когда просыпаешься. Кажется, что ведьма стоит. А под кроватью кто-то живет. Боюсь вставать даже. А иногда вскочу и к маме побегу. Звенит звонок. Несмотря на то, что о страхах ей поговорить хочется, занятие заканчиваем. 159 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.021 с.) |