Методика проведения антропометрических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения антропометрических исследований



Методика антропометрических исследований унифицирована и предусматривает измерение тела стандартными измерительными инструментами.

Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно ис­пользовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ре­бенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в од­ной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют лег­ким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка с трехлетнего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения длины тела (роста стоя), другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего измеряют рост.

Рост сидя грудного ребенка измеряется после прижатия подвижной планки к ягодицам ребенка. При этом его ноги перекидываются через планку. Рост сидя старшего ребенка измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

При измерении роста одновременно можно измерить высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точкой (подвижной планкой, прижатой к голове) и подбородочной точкой, а также определить высоту верхней части лица – расстояние между верхушечной и нижненосовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка.

Длина туловища представляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки – расстояние между плечевой и пальцевой точками, длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками, длина предплечья – расстояние между лучевой и шиловидной радиальной точками, длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вертельной точки над полом, длина бедра – расстояние между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени – расстояние между верхнеберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Рост (длина тела) - важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет.

На рост влияет много факторов - питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечни­ки), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но прежде всего на рост влияет наследственность.

Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше 1 гола можно использовать ряд формул.

1.В возрасте 4 лет ребенок имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, то его рост равен 100 – 8 х (4 – n), где  n – число лет. Если возраст ребенка старше 4 лет, то рост ребенка равен 100 + 6 х (n – 4), где n – число лет.

2.Рост ребенка от 2-х до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см. На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий год к 130 см прибавляется 5 см.

По мнению специалистов рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

 • окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) х 0,54 - 4,5;

• окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) х 0,51 -

7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста можно дать оценку тем­пам роста (табл. 1).

 

Таблица 1

Рост мальчиков и девочек (%) от окончательной величины роста взрослого человека (по А.В Синякову)

Возраст, лет

Процент от окончательной величины роста взрослого человека

мальчики девочки
         10 78,75 84,15
         11 80,68 86,59
         12 83,24 92,07
         13 86,65 95,51
          14 90,06 96,95
         15 94,60 97,26
         16 98,29 98,78
         17 99,32 99,70

 

        Пример. Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит, в приведенном примере рост мальчика пока отстает.     

                                                                        

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах. Измерение массы тела детей 3 лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50г.

Ориентировочно расчет массы тела у детей старше года можно проводить по следующим формулам:

1. Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг + 2n, где n – возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка.

2. Масса тела ребенка в возрасте 5 лет в среднем равна 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг.

3. Масса тела детей в возрасте от 12 до 15 лет равна: n∙5-20 кг, где n – возраст ребенка 12 лет и старше.

Более точные показатели массы детей старше года приведены в Приложении 2.

Кроме возрастных стандартов, для оценки массы тела широко используются стандарты на длину тела. По мере роста и созревания плода масса тела на 1 см длины тела постоянно возрастает. Эта закономерность прослеживается в течение постнатального развития ребенка.

 

Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Рост сидя грудного ребенка измеряется после прижатия подвижной планки к ягодицам ребенка. При этом его ноги перекидываются через планку. Рост сидя старшего ребенка измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

При измерении роста одновременно можно измерить высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точкой (подвижной планкой, прижатой к голове) и подбородочной точкой, а также определить высоту верхней части лица – расстояние между верхушечной и нижненосовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка.

Длина туловища представляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки – расстояние между плечевой и пальцевой точками, длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками, длина предплечья – расстояние между лучевой и шиловидной радиальной точками, длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вертельной точки над полом, длина бедра – расстоянию между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени – расстоянию между верхнеберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы – расстоянию между пяточной и конечной точками.

 

Окружности измеряют с помощью сантиметровой ленты. Окружность головы определяют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди – по надбровным дугам. Ленту накидывают в направлении от правой височной области до левой и результат определяют надо лбом. Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках (рис. 13). Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среденгрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его – в области максимального выпячивания.

Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руки в локтевом суставе – производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширине плеч. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

 

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью специальных циркулей. Для определения поперечного диаметра грудной клетки ножки циркуля устанавливают в горизонтальной плоскости между точками, получаемыми при пересечении горизонтали, проведенной через среднегрудинную точку, со среднеподмышечной линией слева и справа. Переднезадний диаметр грудной клетки измеряют в горизонтальной плоскости между среднегрудинной точкой и остистым отростком соответствующего грудного позвонка.

Диаметр головы измеряют малым толстотным циркулем. Для определения передензаднего диаметра одну ножку циркуля фиксируют на глабелле, а другую плавно перемещают по сагиттальной линии затылка до получения наибольшего размера (до затылочной точки). Расстояние между глабеллой и затылочной точкой представляет собой переднезадний диаметр гловы. Поперечный диаметр головы измеряется установлением ножек циркуля на правой и левой теменных точках, находящихся на 1,5-2 см выше верхнего края ушной раковины.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, устанавливая его ножки на плечевых точках. Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой расстояние между вертельными точками.

При измерении нижнего и верхнего сегментов тела за длину нижнего сегмента тела принимается высота стояния лобковой точки. Размер верхнего сегмента представляет собой разницу между ростом и нижним сегментом.

Расстояние растяжения представляет собой расстояние между кончиками III пальцев горизонтально вытянутых и выпрямленных во всех суставах рук.

Филиппинский тест. Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев достают до ушной раковины.

 

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха,измеряется с помощью спирометра. Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а за­тем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измере­ние проводится три раза, учитывается наибольший показатель. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности и определяется с помощью спирометра. Она бывает в следующих пределах: у мужчин - 3,5-5,0 литров; у женщин - 2,5-4,0 литра. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин 7,0 литров и более, у женщин - 5,0 литров и более. В отдельных случаях у людей очень высокого роста ЖЕЛ может достигать 9,0 литров.

 

Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевойдинамометрии. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторо­ну на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший ре­зультат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35 - 50 кг, у женщин - 25 - 33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 - 10 кг меньше.

Массо-ростовой показатель используется в качестве критерия зрелости новорожденного (его норма 55-65). В связи с большими изменениями телосложения, происходящими после рождения, ориентировочно соответствие показателей длины и массы тела можно определить по следующим формулам.

1. Для детей первого года жизни: ребенок при длине тела 65 см имеет массу тела 8000 г, на каждый недастающий сантиметр длины тела из 8000 г вычитается 300 г, на каждый дополтительный сантиметр длины тела к 8000 г прибавляется 250 г.

2. Для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

Для более точной оценки используются стандарты, построенные на оценке массы тела по длине тела внутри возрастно-половой группы.

Практическая задача по оценке роста и массы тела ребенка должна решаться в два этапа. Сначала оценивается длина тела по соответствующей возрастной шкале стандартов сигмального или центрального типа. При этом ориентировочно можно решить, для какого возраста более характерны данные роста, и определить, соответствует или не соответствует масса тела ребенка длине его тела. Относительная недостаточность массы или ее избыточность будет свидетельствовать об отсутствии гармоничности развития.

Весо-ростовой показатель. Вычисляется делением массы тела на его дли­ну. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Данные весо-ростового показателя говорят об из­лишке массы или наоборот.

 

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:

РОСТ(СМ) – 100 = МАССА (КГ)

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель. Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, приросте 175-185 см - ПО единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105=68).

Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропор­ циональности (КП), который измеряется в процентах и определяется по формуле:           


                   

             

Где L1 - длина тела в положении стоя; L2 - длина тела в положении си­дя. В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при за­нятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях бо­лее низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при вы­полнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространст­ве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

 

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела. Част­ное от деления ниже 65-70 смЗ/кг у мужчин и 55-60 смЗ/кг у женщин свиде­тельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

 

Силовой показатель (СП) определяется по формуле:

 


Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5 - 8 см для мужчин и 3 - 4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узко-грудии.

 

Показатель крепости телосложения выражает разницу между длиной те­ла и суммой массы и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181 - (80+90) = 11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложе­ние, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - как среднее, от 26 - до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое телосложение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.155.163 (0.044 с.)