Теоретические основания темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основания темы.



Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14. 03. 95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

- в 3 года, перед поступлением в ДДОУ

- в 5-6 лет, за год до поступления в школу

- в 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/6272 от 30.06.92 г. определены декретированные возрастные группы детей школьного возраста для прохождения диспансеризации:

7 лет – конец 1-го года обучения

10 лет – 5-ый класс

11-12 лет – 7-ой класс

14-15 лет – 9-ый класс

15-16 лет – 10-ый класс

16-17 лет – 11-ый класс.

 

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего, дошкольного и школьного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.

 

Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

 

Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильный таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.

 

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

 

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

 

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

 

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

В соответствии с предложенной схемой все дети, в зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:

1)  здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

 

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

 

Методы оценки физического развития: основными методами исследования физического развития являются соматоскопия (внешний осмотр) и антропометрия (соматометрия). Правильно оценить тот или иной показатель можно только путем сравнения его численного значения с должной или средней величиной. Такую оценку возможно провести, пользуясь методами: а) индексов; б) стандартов, или средних антропометрических данных; в) корреляции.

Метод индексов (индекс Кетле, Эрисмана, Пинье, силовые и др.) применяется лишь для ориентировочной оценки антропометрических данных. Недостаточная достоверность оценки по индексам связана с тем, что в них обычно не учитывается возраст, профессия и многое другое.

Метод стандартов, или средних антропометрических данных,— оценка физического развития по стандартам той группы, к которой принадлежит обследуемый. При этом берут стандарты по ростовым группам, учитывая, что ряд признаков — масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ и др. зависят от роста.

 

Соматоскопия позволяет изучить особенности телосложения и осанки, определить состояние опорнодвигательного аппарата.

Телосложение может быть правильным и может иметь отклонения от нормы. Оно зависит от наследственных факторов, возраста, пола, состояния скелета, развития мускулатуры. Во внешнем облике человека большое значение имеет его привычная поза, или осанка. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем организма.

Нормальная осанка характеризуется вертикальным направлением туловища и головы, разогнутыми в тазобедренных и коленных суставах нижними конечностями, слегка отведенными назад плечами, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками и «втянутым* животом. Нарушения осанки проявляются чаще всего увеличением или уменьшением естественных изгибов позвоночника, отклонениями в положении плечевого пояса, туловища, головы.

Наиболее частыми нарушениями осанки являются плоская спина, круглая и сутулая спина; комбинированные нарушения — кругло-вогнутая и плоско-вогнутая спина. Нередко отмечают нарушения формы грудной клетки, крыловидные лопатки, а также асимметричное положение плечевого пояса. Форма живота зависит от состояния мышц брюшной стенки и развития жирового слоя.

Живот нормальной формы симметричен и слегка выступает. Слабое развитие мышц брюшного пресса может привести к образованию так называемого отвислого живота и, напротив, у лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот несколько втянут. При определении формы рук пациенту следует вытянуть^руки вперед (ладонями вверх) и соединить их так,, чтобы мизинцы кисти соприкасались. Если руки прямые, то они не соприкасаются в области локтей, при Х-образной форме — соприкасаются. Для исследования формы ног пациенту необходимо в положении стоя соединить пятки и несколько развести носки врозь.к Ноги считаются прямыми, если продольные оси голени совпадают с продольными осями бедра. При этом ноги соприкасаются в области внутренних лодыжек и внутренних мыщелков бедра. Ноги О-образной формы соприкасаются только в области внутренних лодыжек, а Х-образной — в области внутренних мыщелков бедра. Степень отклонения измеряется расстоянием (см) между внутренними мыщелками бедра или между внутренними лодыжками. При исследовании стопы различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу. Толщина подкожной жировой клетчатки зависит от конституциональных особенностей пациента, его возраста, пола, профессии и других факторов. В зависимости от степени развития мускулатуры (тонус, сила и рельеф) предлагают оценивать развитие мускулатуры как хорошее, среднее и слабое.

Антропометрия — измерение параметров человеческого тела. Физическое развитие изучается по таким основным антропометрическим признакам, как рост (стоя), масса тела и ширина плеч, окружность грудной клетки, а также жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и мышечная сила.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.012 с.)