Основы профилактической работы со здоровыми детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы профилактической работы со здоровыми детьми



ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

 

Методические указания к организации самостоятельной работы «Исследование физического развития»

для студентов всех форм обучения

 

Нижний Тагил

2015

 

Кожевникова, О.А.

Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Методические указания к организации самостоятельной работы студентов «Исследование физического развития».: учебно-методическое пособие / О.А. Кожевникова. – Нижний Тагил: Изд-во НТГСПИ (ф. РГППУ ), 2015.– 24 с.

 

Методические указания к организации самостоятельной работы студентов «Исследование физического развития» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ для студентов всех форм обучения.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с основной образовательной программой подготовки бакалавров.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» при изучении темы «Здоровый ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми» курса Основы педиатрии и гигиены, направлению «Физкультурное образование» при изучении темы «Физическое развитие и телосложение спортсмена» курса Спортивная медицина.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета НТГСПИ (ф.РГППУ)

Автор:     О.А. Кожевникова, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Безопасности жизнедеятельности и физической культуры», НТГСПИ (ф.РГППУ)

 

@ Нижнетагильский государственный

социально-педагогический институт

(ф.РГППУ), 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ........................................... 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМЫ. Тема «Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Физическое развитие и телосложение». ….. 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: исследование физического развития, комплексная оценка своего здоровья и физического развития………………20

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА студентов по теме «Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Физическое развитие и телосложение». Исследование физического развития................................. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 25

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 26

Приложение 1. Некоторые расчетные формулы для дошкольников………26

Приложение 2. Рост, масса тела и их допустимые отклонения у детей……27

Приложение 3. Средние показатели окружности грудной клетки (см)…….28

Приложение 4. Возрастно-половые показатели двигательных качеств..…. 29

Приложение 5. Требования к приему детей в дошкольное образовательное учреждение………………………………………………………………………30

Приложение 6. Требования к оценке состояния здоровья детей……………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблематика данной темы актуальна в современных условиях развития нашего общества. Актуальность ее обусловлена тем, что образовательным учреждениям сегодня отводится важная роль в процессе укрепления и формирования здоровья детей. От уровня профессиональной подготовки в области профилактической работы со здоровыми детьми во многом зависит их здоровье, гармоничное развитие.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи.

В этих условиях физическая культура и спорт являются важным социальным фактором обеспечения здоровья, осуществления физического и нравственного воспитания, достижения социального и духовного благополучия, а также на сегодняшний день является наиболее доступной и природосообразной формой обеспечения занятости детей и подростков.

 Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно развивается тренированность, характеризующаяся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в деятельности организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления.

Физическое развитие — совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие обусловлено во многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем его состояние после рождения (фенотип) в большей степени, зависят от условий жизни и воспитания.

Будущим работникам образовательных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (период реконвалесценции, поствакцинальный, адаптации и т.д.) стать решающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям.

 

 

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Пример заполнения таблицы.

 

Таблица 3

Заключение

Образец заключения

В заключении должны быть отражены следующие вопросы:

1. Особенности онтогенеза – генеалогический, биологический и социальный анамнезы.

2. Уровень физического развития и степень его гармоничности.

3. Уровень резистентности организма.

4. Наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.

5. Группа здоровья.

 

Примерное заключение:

Генеалогический анамнез: старшая сестра страдает хроническим тонзиллитом, у мамы нейро-циркуляторная дистония, отец здоров, у дедушки по отцовской линии атеросклероз, у дедушки по материнской линии инфаркт миокарда в возрасте 47 лет. Биологический анамнез: беременность, роды, период новорожденности протекали без патологии; родился доношенным в сроке 38 недель; грудное вскармливание до 8-месячного возраста; за предшествующий период жизни дважды в году болел вирусными инфекциями, осложнявшимися отитом; из детских инфекций перенес ветряную оспу и краснуху. Социальный анамнез: семья неполная, состоит из матери и двух детей; матери 36 лет, образование высшее медицинское, курит; живут в неблагоустроенном доме без горячей и холодной воды, туалет на улице; материальная обеспеченность семьи выше прожиточного минимума, однако низкая; санитарно-гигиенические условия воспитания удовлетворительны. Физическое развитие среднее, темпы роста превышают средние, излишка массы тела нет, отмечается недостаточная жизненная емкость легких, грудная клетка развита хорошо, узкогрудия нет, телосложение слабое. Сопротивляемость организма хорошая. Хронических заболеваний нет. Из врожденных пороков развития – наличие 6-го пальца на левой руке. Группа здоровья – первая.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Academia, 2003.

2. Граевская, Нина Даниловна Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 521900 - Физ. культура и спец. 022300 - Физ. культура и спорт [в 2 ч.] / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. - Москва: Советский спорт, 2008 -. Ч. 1. - [2-е изд., стер.]. - 2008. - 299 с. (экз. 20)

3. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М. Владос, изд. 2-е, переработ. и дополн., 2007.

4. Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-биологических нормативов. Под ред. Мыльникова И.С. М, Грантъ, 2001.

5. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. М.,2010.

6. Парийская Т.В., Орлова Н.В. Справочник педиатра: Физическое и психомоторное развитие ребенка. Возрастные особенности органов и систем. Постановка диагноза и лечение заболеваний. Неотложная помощь. М, Эксмо-Пресс, 2002.

7. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / Голубев В.В. Лещенко М.В. Голубев С.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Рзянкина, Марина Федоровна. Здоровье детей в образовательных учреждениях [Текст]: организация и контроль: [учебное пособие для системы послевузовской подготовки врачей-педиатров] / М. Ф. Рзянкина, Е. Н. Андрюшкина; под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 375 с. (экз. 3)

 

Электронные ресурсы

    www.bookler.ru/bookisbn/5-691-00957-5.shtml

       rus.logobook.ru/prod_show.php?object_uid=2120507

school.zone-x.ru/showTov.asp?Cat_ld=164680.

www.uspi.ru/ep-catalog/an.

OZON.ru

       pk.vspu.ac.ru/pr/files/PSIHO

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1.

Приложение 2

Пол

Бег на 30 м (сек.)

Бег на 10 м (сек.)

Метание набивно­го мяча (см)

Прыжок в длину с места (см)

Года

Мальчики 10,5–8,8 3,3–2,4 117–185 2,5–4,1 2,0–3,4 60–90 14–18 3,3–5,1 14–18 3,9–7,5 3,5–7,1
Девочки 10,7–8,7 3,4–2,6 97–178 2,4–3,4 1,8–2,8 55–93 12–15 5,2–8,1 12–16 3,1–6,0 3,2–5,6

Лет

Мальчики 9,2–7,9 2,5–2,1 187–270 3,9–5,7 2,4–4,2 100–110 20–26 7,0–11,8 18–25 6–9 6–8
Девочки 9,8–8,3 2,7–2,2 138–221 3,0–4,4 2,5–3,5 95–104 20–35 9,4–14,2 14–20 6–8 5–7

Лет

Мальчики 7,8–7,0 2,2–2,0 450–570 6,7–7,5 5,8–6,0 116–123 22–25 40–60 20–23 11 10,5
Девочки 7,8–7,5 2,4–2,2 340–520 4,0–4,6 4,0–4,4 111–123 21–24 50–60 19–21 10 9

Приложение 5

Выписка из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660 – 10

 

2.14. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения

2.14.1. Перед поступлением ребенка в ДОУ, в том числе и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводят профилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативными документами.

2.14.2. При поступлении ребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп.

Врач наблюдает за ребенком в период адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.

2.14.3. Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование. Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. В зависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей или госпитализируется.

2.14.4. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

2.14.5. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10 - 14 дней.

2.14.6. При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.

 

Приложение 6

 Выписка из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660 – 10

 

2.11. Требования к  оценке состояния здоровья детей

2.11.5. Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.

2.11.6. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.

 

2.11.7. Оценка состояния здоровья коллектива включает следующие показатели:

- общая заболеваемость (уровень и структура);

- острая заболеваемость (уровень и структура);

- заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;

- процент часто болеющих детей (ЧБД);

- индекс здоровья;

- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

- процент детей с хроническими заболеваниями;

- процент детей, функционально незрелых к обучению в школе;

- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;

- распределение детей по группам физического развития;

- распределение детей по группам здоровья;

- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

 

2.11.10. В начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительных групп проводят диагностику функциональной готовности к обучению в школе.

Для детей, функционально не готовых к обучению, следует составить индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики.

Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.

ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

 

Методические указания к организации самостоятельной работы «Исследование физического развития»

для студентов всех форм обучения

 

Нижний Тагил

2015

 

Кожевникова, О.А.

Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Методические указания к организации самостоятельной работы студентов «Исследование физического развития».: учебно-методическое пособие / О.А. Кожевникова. – Нижний Тагил: Изд-во НТГСПИ (ф. РГППУ ), 2015.– 24 с.

 

Методические указания к организации самостоятельной работы студентов «Исследование физического развития» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ для студентов всех форм обучения.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с основной образовательной программой подготовки бакалавров.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» при изучении темы «Здоровый ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми» курса Основы педиатрии и гигиены, направлению «Физкультурное образование» при изучении темы «Физическое развитие и телосложение спортсмена» курса Спортивная медицина.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета НТГСПИ (ф.РГППУ)

Автор:     О.А. Кожевникова, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Безопасности жизнедеятельности и физической культуры», НТГСПИ (ф.РГППУ)

 

@ Нижнетагильский государственный

социально-педагогический институт

(ф.РГППУ), 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ........................................... 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМЫ. Тема «Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Физическое развитие и телосложение». ….. 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: исследование физического развития, комплексная оценка своего здоровья и физического развития………………20

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА студентов по теме «Основы профилактической работы со здоровыми детьми. Физическое развитие и телосложение». Исследование физического развития................................. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 25

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 26

Приложение 1. Некоторые расчетные формулы для дошкольников………26

Приложение 2. Рост, масса тела и их допустимые отклонения у детей……27

Приложение 3. Средние показатели окружности грудной клетки (см)…….28

Приложение 4. Возрастно-половые показатели двигательных качеств..…. 29

Приложение 5. Требования к приему детей в дошкольное образовательное учреждение………………………………………………………………………30

Приложение 6. Требования к оценке состояния здоровья детей……………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблематика данной темы актуальна в современных условиях развития нашего общества. Актуальность ее обусловлена тем, что образовательным учреждениям сегодня отводится важная роль в процессе укрепления и формирования здоровья детей. От уровня профессиональной подготовки в области профилактической работы со здоровыми детьми во многом зависит их здоровье, гармоничное развитие.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи.

В этих условиях физическая культура и спорт являются важным социальным фактором обеспечения здоровья, осуществления физического и нравственного воспитания, достижения социального и духовного благополучия, а также на сегодняшний день является наиболее доступной и природосообразной формой обеспечения занятости детей и подростков.

 Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно развивается тренированность, характеризующаяся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в деятельности организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления.

Физическое развитие — совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие обусловлено во многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем его состояние после рождения (фенотип) в большей степени, зависят от условий жизни и воспитания.

Будущим работникам образовательных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (период реконвалесценции, поствакцинальный, адаптации и т.д.) стать решающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям.

 

 

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.185 с.)