Гл. IV. О должности Главнокомандующего в отсутствии Императорского Величества Государева Наместника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гл. IV. О должности Главнокомандующего в отсутствии Императорского Величества Государева Наместника



Учреждение для управления губерний Всероссийской империи. 1775 г.

Система местного управления и правосудия, сложившая в XVI-XVII вв. и соответствующая сословно-представительной монархии, была ликвидирована в начале XVIII в. при переходе к абсолютизму. Новой эффективной и устойчивой организации местной власти не удалось создать ни Петру Великому, ни его ближайшим преемникам. Первый император дважды реформировал местное управление, после его смерти также проводились преобразования, также оказавшиеся малоуспешными. В частности, губернские и провинциальные канцелярии подчинялись сразу всем коллегиям, т.е. никому. Восстание Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.) показало беспомощность местной администрации и ускорило подготовку преобразовании, утверждённого императрицей Екатериной II 7 ноября 1775 г.

Создана реформой 1775 г. система управления отличается внешней стройностью. Страна была разделена на губернии и уезды с примерно одинаковым населением. Было чётко регламентировано устройство и компетенция административных и судебных учреждений. Местная администрация стала более эффективной с точки зрения борьбы с бунтами и выполнения указаний сверху. Впервые в русском праве важное место было уделено социальным вопросам, а именно заботе о вдовах и сиротах и сохданию больниц.

В то же время эффективностью с точки зрения защиты прав обывателей екатерининская система, особенно судебная, не отличалась. Суды не были последовательно отделены от администрации и оставались сословными. Сохранялось большое число инстанций, а также перенос дел в высшую без жалоб сторон, в ревизионном порядке. Избранные сословиями (прежде всего дворянством) члены суда были, как правило, некомпетенты и являлись мелкопоместными дворянами, желающимим «покормится». Поэтосу решения в основном зависели от доклада канцелярии. Служба в ней оплачивалась очень плохо и не давала перспектив, поэтому эти канцелярии комплектовались всякого рода неудачниками и были крайне коррумпированы.

В своих основных чертах созданная Учреждением 1775 г. система просуществовала до реформ 1860-х гг. Некоторые её положения, прежде всего само административное деление, сохраняли силу до 1920-х гг.

Из-за очень большого объёма вниманию читателям предлагается I часть закона. Во II части содержатся второстпенные подробности.

Божией Милостью Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая, объявляем всем Нашим верным подданным. Царие и Царства веков прошедших и блаженствующие и во днях Наших, хотя многие примеры в бытиях своих оставили в доказательство истины сей, что распространение пределов Государства, умножение в оном народа и происшедшее изобилие в способах к внутреннему и извне текущему обогащению переменяли, как образ их управления, так часто и заставляли дополнять самые законоположения, учинившиеся напоследок или неудобными, или недостаточными, коих довлело при основании Державы и в первом ее состоянии: но Мы не восходя исследованием ко временам отдаленным и к Царствам чуждым, наиубедительнейшее доказательство для усердных сынов России заемлем и предлагаем от собственного отечества, которое прежним положением и состоянием своим настоящим есть тому подобно; ибо сравнивая времена и лета и в них восхождение России, узреть каждый может помощью здравого своего рассудка и заимствованным от Истории смыслом, колико в настоящем для Российского отечества знаменитом веке воссияло оное купно славой, пользой и силами своими; а соображая прежние и нынешние многоразнствующие обстоятельства, перемены, состояние, постановления, нужды или необходимости, сухопутные и морские Государственные тогдашние и нынешние силы, торговлю, ремесла и частые заселения тут, где засеки были, и за засеками степи, и когда ныне не токмо многие степи, но и за степи селения далеко простираются, вразумиться легко через сие соображение состояния прежнего и нынешнего России, сколь неоспоримо и в оной действуют умножение и просвещение народное, возбуждающие собой умножение попечений и всякого в земле порядка, и умножающие по мере того и заботы Правительств.

Началось сие столетие войной со Свейской короной[1], несколько лет неудачливой, но твердостью духа Государя Императора Петра Великого, и лучшим Его устройством войск сухопутных с заведенной морской силой, счастливо оконченной, и увеличившей Россию тремя Княжествами[2].

Посреди сих побед, Турецких и Персидских походов[3], сей премудрый и неутомимый Государь, чувствуя тогдашние уже недостатки во внутреннем управлении своего Государства, и желая видеть Империю на наилучшей степени славы и порядка, издавал и установлял много разнообразных законов и учреждений к пользе своих подданных, старался об их просвещении, о торговле и купеческом мореплавании, а входя во все подробности, не оставлял никакой части правления без новых учреждений или предписаний. Умножая доходы Государственные, умножал и способы к приобретениям подданным своим, открывая новые отрасли торговли, промыслов, рукоделия и ремесел, завел торговые города и пристани морские; но век Его, быв рановременно прекращен, оставил многие заведения, становления и учреждения при самом еще их основании. Многие по блаженной Его кончине бывшие перемены, разные правила и мысли, частые войны хотя не умаляли величества Империи, но наводили на установления Сего Великого Императора или отмены, либо отнимали мысли к продолжению Им начатого, или вводили правила иные по разным о вещах понятиям, или же по переменяющимся обстоятельствам по естественному течению вещей.

Мы потому от самого дня возведения Нашего на Всероссийский Престол, попечение Наше неутомленно простирали спознать вообще и подробно по переменившимся обстоятельствам части внутреннего Государственного управления, требующие поправления или издания новых учреждений, постановлений и узаконений.

Свету известно, что в 1766 году уже приступили Мы к созыву Депутатов со всей Империи, дабы спознать нужды и недостатки каждого уезда по его положению, и уже оставалось Нам ожидать от трудов Комиссии Уложения плодов, соответствующих Нашему попечению о благе общем и частном, как объявление с Турецкой стороны в 1768 году войны России и шестилетнее продолжение оной, совокупленное со многими, сколь трудными, столь и опасными обстоятельствами, отвлекая людей и возможности от продолжительного сочинения целого узаконения, и умножая собой бремя, заняло время и мысли упражнением не менее важным, обороной веры и отечества от врагов внешних и внутренних[4].

Бог однако же благословляющий намерения благие, и истребляющий неправедные и нечестивые затеи, даровав Нам по шестилетним многочисленным и непрерывным сухопутным и морским победам[5] славный мир[6] с совокупно восстановленными тишиной и покоем повсюду в обширных пределах Империи, доставил Нам паки время упражняться приятнейшим сердцу Нашему трудом, снабдить Империю нужными и полезными учреждениями для умножения порядка всякого рода, и для беспрепятственного течения правосудия; и для того, как мать о чадах своих беспрестанно пекущаяся, входя вновь во все подробности внутреннего управления Империи, нашли Мы, во-первых, что по великой обширности некоторых Губерний, оные недостаточно снабдены, как Правительствами[7], так и надобными для управления людьми, что в одном и том же месте, где ведомо правление Губерний, и казенные доходы и счеты, обще с благочинием или Полицией, и сверх того еще уголовные дела и Гражданские Суды отправляются, а таковым же неудобствам тех же Губерний в Провинциях и уездах Правления не меньше подвержены; ибо в одной Воеводской Канцелярии совокуплены находятся дела всякого рода и звания.

Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает, и где опять невозможность исправить на единую Воеводскую Канцелярию множество различного существа возложенных дел, служить может иногда и долгой отговоркой, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству[8]. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с таковой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзостным. В иных же местах множество дозволенных апелляций не малую причиняют правосудию остановку, как то например по торговым, купеческим и мещанским делам, кто словесного суда решением не доволен, тот может сызнова просить в Городовом Магистрате, на сей отзываться в Провинциальный Магистрат, из Провинциального перенести в Губернский Магистрат, из Губернского в Главный Магистрат[9], а из оного в Сенат.

Для пресечения всех сих и много других неудобностей, кои исчислять пространно бы было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для беспрепятственного течения правосудия, заблагорассудили Мы издать ныне учреждение для управления Губерний и снабдить сим оные, как части, составляющие Российской Империи обширность, приготовляя тем самым, и облегчая лучшее и точнейшее исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений.

Сие Наше постановление, как всяк усмотреть может, Судебные места отделяет от Губернских Правлений, предписывает каждому месту должности и правила, доставляет оным возможность исполнять предписанное, не токмо порядком своим соответствует нынешнему внутреннему состоянию Нашей Империи, но еще наивящше против прежнего надежно утверждает общую тишину и безопасность, снабдевая разными выгодами частное и личное состояние и пребывание, в недрах Государства живущих разного рода и поколения людей, и следственно существом своим производит новый опыт к удостоверению Наших вернолюбезных подданных, сколь наполнены Мы человеколюбивым призрением к народу, и горячим попечением об общем благе и добром устройстве.

А посему и надеемся Мы, что всяк благоразумный человек, и всяк ревностный сын отечества усердно стремиться будет соответствовать Нашему благому намерению, сколь до кого сии новые учреждения касаться будут, и тем самым да докажут Нам достодолжную признательность за дарованные вновь Нашему народу вообще единым учреждением разные благодеяния Бога же Мы просим и молим, да благословит сие Наше постановление многих лет благополучным течением к счастью подданных, к умножению истинного правосудия, к поправлению нравов и к распространению всех Христианских добродетелей; да вселит Он в сердца употребляемых в сие дело усердие к точному и нелицемерному отправлению должности, отвращение же от праздного провождения времени в роскоши и во всяких иных пороках, нравы развращающих; да почтется в людях сих наивящшим стыдом леность, нерадение и неприлежность ко всякому порученному делу, яко же и главнейшим поношением да будет упущение должности, и нерачение о части блага общего, им вверенного, и да наставит всех и Нас Самих на путь, Ему Творцу во всем благоугодный, пребывая впрочем ко всем Нашим верным подданным с обыкновенной Нашей Монаршей милостью. Дан в Москве ноября 7 дня 1775 года, Государствования Нашего в 14 лето.

 

Гл. I. Примерный штат Губерний [1]

 

1. Дабы Губерния, или Наместничество, порядочно могла быть управляема, полагается в оной от 300 до 400.000 душ[10].

2. Для управления же Губернии или Наместничества полагается (Главнокомандующий в отсутствии Императорского Величества) Государев Наместник или Генерал-Губернатор.

3. В Губернии или Наместничестве учреждается Правитель Наместничества или Губернатор.

4. В Губернии учреждается Правление Наместническое или Губернское.

5. В (Губернском Правлении заседает Главнокомандующий, Правитель или Губернатор с 2-мя Советника) Наместническом Правлении Государев Наместник или Генерал-Губернатор, Правитель Наместничества или Губернатор с 2 Советниками.

6. В Губернии учреждается Палата Уголовного Суда.

7. В Палате Уголовного Суда заседает Председатель 1, 2 Советника[11] и 2 Асессора.

8. В Губернии учреждается Палата Гражданского Суда.

9. В Палате Гражданского Суда заседает Председатель 1, 2 Советника и 3 Асессора.

10. В Губернии определяется Губернский Землемер.

11. В Губернии учреждается Палата для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества.

12. В Казенной Палате заседает Поручик Правителя или Вице-Губернатор, Директор экономии или домоводства, 1 Советник, 2 Асессора и 1 Губернский Казначей.

13. В каждом Наместничестве или Губернии учреждается Верхний Земский Суд, а буде обширность Наместничества (Губернии) того требует, то дозволяется учредить в Наместничестве (Губернии) более одного Верхнего Земского Суда.

14. В Верхнем Земском Суде заседает первый и второй Председатель и 10 Заседателей.

15. Буде нужда того требует, то Наместничество или Губернию разделить на Области, или Провинции.

16. Наместничества (Губернии) и Области разделяются на уезды или округа.

17. В уезде или округе считается от 20 до 30.000 душ.

18. В каждом уезде, или округе учреждается Уездный или Окружной Суд.

19. В Уездном, или Окружном Суде заседают Уездный или Окружной Судья и 2 Заседателя.

20. При каждом Уездном Суде учреждается место, под названием Дворянская Опека.

21. В Дворянской Опеке председает Уездный Дворянский Предводитель, и заседают Уездный Судья и его Заседатели.

22. В каждом уезде или округе учреждается Нижний Земский Суд.

23. В Нижнем Земском Суде заседает Земский Исправник, или Капитан, и 2 или 3 Заседателя, смотря на обширность уезда.

24. В каждом уезде или округе определяется Уездный Казначей 1, Землемер присяжный 1, Доктор 1, Лекарь 1, подлекарей 2 и лекарских учеников 2.

25. В каждом городе, где нет Коменданта, определяется Городничий (в Столице же Обер-Полицеймейстер).

26. По городам и посадам Старосты и Судьи Словесного Суда остаются на прежнем основании.

27. Ратушам быть только по посадам.

28. В городах остаться имеют Городовые Магистраты.

29. В Городовом Магистрате присутствовать имеют 2 Бургомистра и 4 Ратмана.

30. При каждом Городовом Магистрате учреждается Городовой Сиротский Суд.

31. В городовом Сиротском Суде председает Городской Глава и заседают 2 Члена Городового Магистрата и городовой Староста.

32. В каждом Наместничестве (Губернии) учреждается Губернский Магистрат, и буде обширность Наместничества (Губернии) того требует, то дозволяется учредить в Наместничестве (Губернии) более одного Губернского Магистрата.

33. В Губернском Магистрате заседает первый и второй Председатель и 6 Заседателей.

34. В Губернии учреждается по усмотрению (Главнокомандующего) Генерал-Губернатора, соображаясь с обширностью (Губернии) Наместничества и обстоятельствами разнообразных уездов, для однодворцев и прочих, о коих в 335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 до 30 тысяч душ, по одному суду под названием Нижняя Расправа.

35. В Нижней Расправе заседает Расправный Судья и 8 Заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в Нижнем Земском Суде, и двое для заседания в Совестном Суде по делам, до их селений касающимся.

36. В Губернии, где учреждена одна, или более, Нижняя Расправа, там учреждается и Суд под названием Верхняя Расправа, и буде обширность Наместничества или Губернии того требует, то дозволяется учредить в Наместничестве (Губернии) более одной Верхней Расправы.

37. В Верхней Расправе заседают первый и второй Председатель и 10 Заседателей.

38. В каждом Наместничестве или Губернии учреждается по одному Приказу, под названием: Приказ Общественного Призрения.

39. В Приказе Общественного Призрения председает Губернатор сам и заседают двое Заседателей Верхнего Земского Суда, двое Заседателей Губернского Магистрата, да двое Заседателя Верхней Расправы, где есть, где же которых нет, то само собой разумеется, что в заседании не будет.

40. В каждом Наместничестве или Губернии учреждается по одному Суду под названием Совестный Суд.

41. В Совестном Суде председает Судья Совестного Суда того Наместничества, или той Губернии и заседают по Дворянским делам двое Дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян.

42. При Наместническом или Губернском Правлении и при Палатах определяется Губернский Прокурор, Губернский Стряпчий казенных дел и Губернский Стряпчий уголовных дел.

43. При Верхнем Земском Суде определяется Прокурор, Стряпчий казенных дел и Стряпчий уголовных дел.

44. При Губернском Магистрате определяется Прокурор, Стряпчий казенных дел и Стряпчий уголовных дел.

45. При Верхней Расправе определяется Прокурор, Стряпчий казенных дел и Стряпчий уголовных дел.

46. В каждом уезде или округе определяется Уездный Стряпчий один.

 

Гл. II. О чинах

 

47. Правитель или Губернатор, буде чина выше того не имеет, считается в 4-м классе[12] за уряд, пока в должности пребывает.

48. Поручик Правителя, или Вице-Губернатор (Обер-Полицеймейстер) Председатель Палаты Уголовного Суда, Председатель Палаты Гражданского Суда, буде чина выше того не имеют, считаются в 5-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

49. Советники Наместнического (Губернского) Правления, Советники Палаты Уголовного Суда, Советники Палаты Гражданского Суда, Директор Домоводства, Советник Казенной Палаты, Губернский Прокурор, первый и второй Председатель Верхнего Земского Суда, и Судья Совестного Суда, буде чина выше того не имеют, считаются в 6-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

50. Дворянский Предводитель, Верхнего Земского Суда Заседатели и Прокурор, Губернский Стряпчий казенных дел, Губернский Стряпчий уголовных дел, Губернского Магистрата первый и второй Председатель, Верхней Расправы первый и второй Председатель, Совестного Суда Дворянские Заседатели, буде чина выше того не имеют, считаются в 7-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

51. Асессоры Палат, Губернский Казначей, Верхнего Земского Суда Стряпчий казенных дел, и Стряпчий уголовных дел, Губернского Магистрата Прокурор, Верхней Расправы Прокурор, уездный Судья, Городничий и Губернский Землемер, буде чина выше того не имеют, считаются в 8-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

52. Земский Исправник, или Капитан, расправный Судья, Уездного Суда Заседатели и Уездный Казначей, буде чина выше того не имеют, считаются в 9-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

53. Дворянские Заседатели Нижнего Земского Суда, Городской Глава, Заседатели Губернского Магистрата, Совестного Суда мещанские Заседатели, Стряпчие казенные и уголовные Губернского Магистрата и Верхней Расправы, буде чина выше того не имеют, считаются в 10-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

54. Губернского города Городового Магистрата первый и второй Бургомистр и уездный Стряпчий, буде чина выше того не имеют, считаются в 11-м классе за уряд, пока в должности пребывают.

55. Городовых Магистратов первый и второй Бургомистр и Ратманы Губернского Городового Магистрата, буде чина выше того не имеют, считаются в 12 классе за уряд, пока в должности пребывают.

56. Городового Магистрата Ратманы и Бургомистры в посадах, буде чина выше того не имеют, считаются в 13 классе за уряд, пока в должности пребывают.

57. По городам Старосты, Судьи Словесного Суда и Ратманы в посадах, буде чина выше того не имеют, считаются в 14 классе за уряд, пока в должности пребывают.

58. Заседатели Верхней и Нижней Расправы Нижнего Земского Суда, и Совестного Суда Сельские Заседатели не считаются ни против которого класса, но пока в должности пребывают, то без суда да не коснется до них наказание ни от кого, по прошествии же срока да почтутся они первыми в селениях своих между их равными.

 

Гл. III. Порядок определения в должности

 

59. Государев Наместник, или Генерал-Губернатор (Главнокомандующий), Правитель, или Губернатор, Поручик Правителя, или Вице-Губернатор (Обер-Полицеймейстер) определяются от Императорского Величества.

60. Председателей Палат, Председателей Верхнего Земского Суда, Сенат избирая достойных людей на каждое порожнее место по два, внесет о том доклад к Императорскому Величеству, и ожидает повеления.

61. В Наместническое (Губернское Правление и в Палаты Советники и Асессоры определяются Сенатом.

62. Экономии Директор, Губернский Казначей, первый и второй Председатель Губернского Магистрата, первый и второй Председатель Верхней Расправы, определяются по представлению Наместнического (Губернского) Правления из достойных людей Сенатом.

63. В Судьи Совестного Суда Наместничества (Губернии) определяется выбором каждого Судебного места той Губернии, один к тому способный, совестный, рассудительный, справедливый и беспорочный человек, которого всякое судебное место особо представляет Государеву Наместнику (Главнокомандующему) и сей из тех представленных определяет одного быть Судьей Совестного Суда того Наместничества (Губернии).

64. Уездный Предводитель Дворянства выбирается Дворянством через всякие три года по баллам[13].

65. Верхнего Земского Суда десять Заседателей и двое Дворянские Заседатели Совестного Суда выбираются Дворянством тех уездов, кои составляют подсудное ведомство того Верхнего Земского Суда, через всякие три года, и представляются от оного Правителю, или Губернатору, когда Генерал-Губернатора (Главнокомандующего) на месте нет, и буде за ними нет явного порока, то Государев Наместник (Главнокомандующий) или в небытность его Правитель Наместничества (Губернии) подтверждает Дворянский выбор.

66. Уездный или окружной Судья и Земский Исправник, или Капитан выбираются Дворянством через всякие три года, и представляются от оного Правителю, и буде за ними нет явного порока, то Губернатор подтверждает Дворянский выбор. В тех же уездах, где Дворянских имений нет, или мало, то Земский Исправник определяется Наместническим (Губернским) Правлением из чиновных людей, по представлению трех достойных людей от Верхней Расправы.

67. Заседатели Уездного Суда и Дворянские Заседатели Нижнего Земского Суда выбираются Дворянством через три года, и представляются Правителю, и буде за ними нет явного порока, то Губернатор подтверждает Дворянский выбор.

68. Уездный Казначей определяется через всякие три года по представлению Казенной Палаты Государственным Казначеем.

69. В Губернию Губернский, а в уезд уездный Землемеры определяются Сенатской Межевой Экспедицией.

70. Уездный Доктор и Лекарь принимаются в службу Правителем на урочное время по контракту, но не инако, как с достаточными свидетельствами, откуда надлежит, об их искусстве, науке и добром поведении; подлекарей и учеников Доктор и Лекарь представляют Правителю.

71. Городничий определяется Сенатом по представлению Наместнического (Губернского) Правления.

72. По городам и посадам Градской Глава, Бургомистры и Ратманы выбираются Градским Обществом через всякие три года по баллам, Старосты же и Судьи Словесного Суда выбираются тем же Обществом всякий год по баллам.

73. Губернского Магистрата Заседатели и Заседатели Совестного Суда выбираются Губернским городом из купцов и мещан того Губернского города через всякие три года по баллам, и представляются Правителю, или Губернатору, и буде за ними нет явного порока, то Губернатор дозволяет им заседание.

74. Расправный Судья определяется Наместническим (Губернским) Правлением из Чиновных людей.

75. Верхней Расправы Заседатели, да 8 Заседателей Нижней Расправы, из коих двое отсылаются для заседания в Нижнем Земском Суде, да двое в Совестном Суде по делам до их селений касающимся, выбираются теми селениями, кои составляют подсудное ведомство той Верхней Расправы, и не запрещается им избрать и из Дворян, или ученых людей, или из чиновных людей, или из разночинцев, или поселян беспорочных людей, через всякие три года, и представляются Правителю, и буде за ними нет явного порока, то Губернатор дозволяет им заседание.

76. Буде во время трех лет из выбранных кто смертью, или иным случаем убудет: то поручается до трехлетнего срока Дворянские места Верхнему Земскому Суду, мещанские места Губернскому Магистрату, поселенские места Верхней Расправе наполнять людьми достойными с утверждением от Наместнического (Губернского) Правления.

77. Губернский Прокурор, Прокурор Верхнего Земского Суда, Прокурор Губернского Магистрата, Прокурор Верхней Расправы определяются Сенатом по предложению Генерал-Прокурора.

78. Губернский Стряпчий уголовных дел и Губернский Стряпчий казенных дел определяются Сенатом.

79. Верхнего Земского Суда Стряпчий уголовных дел и Стряпчий казенных дел, Губернского Магистрата Стряпчий уголовных и Стряпчий казенных дел, Верхней Расправы Стряпчий уголовных дел и Стряпчий казенных дел, определяются по представлению Палат Сенатом.

80. Уездные Стряпчие определяются Наместническим (Губернским) Правлением.

Примеч. Выбор по баллам производится на основании Депутатского выбора 1766 года 14 декабря.

 

Гл. X. О Палатах вообще

 

124. Палаты да не решат инако, как в силу Государственных узаконений.

125. Палата да не пошлет указы, токмо в подчиненные ей места.

126. Палатские решения не инако объявляются, как прочтением при открытых дверях решительного определения той Палаты.

127. Буде решение которой Палаты к обнародованию для публики той Губернии следует, да пошлется для того (в Губернское) Наместническое Правление.

128. Буде которой Палате нужно по делам сообщение с равным ей местом, да произведут сообщение между собой, в случае же медленного ответа, да требуют вспоможения от своего (Губернского) Наместнического Правления, откуда пошлется требование в то Правление, от которого зависит место, в котором оказалось медление.

129. Палата всякая избегает случая входить во власть другой Палаты и не пересылается с подчиненным другой Палате местом.

130. Одна Палата не может отменить решения другой Палаты, ни собственных своих перевершивать.

131. Буде кто не доволен решением Палаты, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат, как и ныне на Коллегии; но наперед да внесет 200 рублей в Палату. Сии деньги в Палате верно и хранятся до решения Сената. Сверх же того переноситель да распишется сам вместо присяги, что он поистине думает, что он правое дело имеет, и буде Сенат его обвинит, тогда внесенные деньги из Палат отдадутся в Приказ Общественного Призрения. Стряпчие казенных и уголовных дел от взноса 200 рублей увольняются, ибо их должность есть общественная, только вместо присяги расписаться должны.

132. Перенос дел из Палат в Сенат запрещается, буде тяжба идет о деле, которого цена ниже 500 рублей.

133. Решения Палат в гражданских делах исполняются, несмотря на перенос.

 

Гл. XX. О городах

 

277. Старостам и Словесному Суду по городам остаться на прежнем основании, и выбирать старост и Судей Словесного Суда мещанству и купечеству в начале всякого года по баллам.

278. Ратушам быть только по посадам, и выбирать в них людей через всякие три года по баллам; в малых же посадах, где менее 500 душ, дозволяется выбирать по одному Бургомистру и по два Ратмана, а в больших посадах выбирать число Бургомистров и Ратманов против городов.

279. В городах остаться имеют Городовые Магистраты; в оных присутствовать двум Бургомистрам и четырем Ратманам, из коих трем, то есть одному Бургомистру и двум Ратманам, дозволяется по очереди быть в отлучке.\

280. Бургомистры и Ратманы выбираются городовым купечеством и мещанством через всякие три года по баллам.

281. По окончании службы старост, Судей Словесного Суда, Ратманов и Бургомистров (буде справедливостью и добропорядочными поступками то заслужили) дать старостам и Судьям Словесного Суда от городовых дел, а Ратманам и Бургомистрам от общества похвальный лист. Когда же лист получат, тогда иметь им в городском обществе после бывших в Магистрате людей первое место; Бургомистров же отличать названием степенных, и в другие нижние службы их не выбирать.

282. По окончании службы старост, Судей Словесного Суда, Ратманов и Бургомистров, дозволяется городовому обществу имена их баллотировать с прочими; но запрещается того, который похвальный лист имеет, унизить должностью, то есть из Бургомистров в Ратманы, из Ратманов в Судьи Словесного Суда определить. При той же должности кого оставить, или должностью повысить, от воли городового общества зависит.

283. Городовой Магистрат, или Ратуша сами собой не вступаются ни в какой разбор Уголовного или Гражданского Суда, но принимаются за дело или по жалобе, или иску частных людей, или стряпчих, или по сообщению другого Суда, или Городничего, или по повелению той Губернии (Губернского) Наместнического Правления, или Палат, или Губернского Магистрата.

284. Дела же такого рода, кои касаться могут вообще как до Городового Магистрата, или Ратуши, так и до Уездного Суда, или до Нижней расправы, должны быть разобраны и решены обще теми же Судами.

285. Буде кто не доволен решением Городового Магистрата, или Ратуши, тот через неделю неудовольствие свое да объявит сему Суду сам, или через стряпчего, и тогда жалобу свою внести может в Губернский Магистрат; но наперед да внесет 25 рублей в Городовой Магистрат, или Ратушу. Сии деньги в Городовом Магистрате, или Ратуше верно и хранятся до решения Губернского Магистрата. Сверх же того переноситель да распишется вместо присяги, что он поистине думает, что он правое дело имеет, или стряпчий его то уже учинит; и буде Губернский Магистрат найдет, что перенос, или апелляция учинены без всякой правости, и Городового Магистрата, или Ратуши решение оправдает; тогда внесенные деньги останутся в Городовом Магистрате, или Ратуше, и отдадут их в проценты, кои употребляются по определению и произволению Городового Магистрата, или Ратуши, по прошествии всякого года.

286. Перенос дела из Городового Магистрата или Ратуши в Губернский Магистрат запрещается, буде тяжба идет о деле, которого настоящая цена ниже 25 рублей.

287. Буде срок переноса кто пропустит, денег не внесет в Городовой Магистрат, или Ратушу, и не распишется вместо присяги, как о сем в 285 статье предписано, тот теряет право переноса.

288. Когда же и срок сохранен, и деньги внесены и расписка в Городовом Магистрате, или Ратуше отдана; тогда Городовой Магистрат, или Ратуша, уведомляет о том Губернский Магистрат, и дело в Губернский Магистрат отсылается; и буде Губернским Магистратом оправдан будет переноситель, или Губернский Магистрат малое что переменит в решении Городового Магистрата, или Ратуши, тогда деньги из того Суда возвратятся переносителю; о чем Губернский Магистрат при всяком решении упомянуть не оставит.

289. Буде же кто неимущ, и под присягой сам, или через поверенного утвердит распиской, что по неимуществу своему не имеет 25 рублей для внесения в Городовой Магистрат или Ратушу; тогда дело его безденежно перенесется в Губернский Магистрат.

290. Кто в городе купит дом, или иное строение, или землю, тот купчую да объявит в Городовом Магистрате, или Ратуше; Городовой же Магистрат, или Ратуша к судейским дверям прибьет лист, что дом, или иное строение, или земля таковая куплена таким и за такую цену, и о сем сообщит в Губернский Магистрат, дабы сей то же учинил; и буде через два года никто не явится для спора, то впредь всякий спор да уничтожится, и купленное за покупщиком да утвердится.

291. Городового Магистрата, или Ратуши Члены, будучи всегда налицо, могут присутствовать беспрерывно, кроме табельных дней.

292. Городовому Магистрату, или Ратуше предписывается оканчивать в один срок, предписанный другим Судом дела, по которым кто содержится под стражей, и буде на Городовой Магистрат, или Ратушу жалобы будут, что дело таковое оставлено три срока заседаний без решения, то Члены Городового Магистрата, или Ратуши лишатся годового жалования в пользу терпящего, или его наследников, или городовых школ.

 

Учреждение для управления губерний Всероссийской империи. 1775 г.

Система местного управления и правосудия, сложившая в XVI-XVII вв. и соответствующая сословно-представительной монархии, была ликвидирована в начале XVIII в. при переходе к абсолютизму. Новой эффективной и устойчивой организации местной власти не удалось создать ни Петру Великому, ни его ближайшим преемникам. Первый император дважды реформировал местное управление, после его смерти также проводились преобразования, также оказавшиеся малоуспешными. В частности, губернские и провинциальные канцелярии подчинялись сразу всем коллегиям, т.е. никому. Восстание Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.) показало беспомощность местной администрации и ускорило подготовку преобразовании, утверждённого императрицей Екатериной II 7 ноября 1775 г.

Создана реформой 1775 г. система управления отличается внешней стройностью. Страна была разделена на губернии и уезды с примерно одинаковым населением. Было чётко регламентировано устройство и компетенция административных и судебных учреждений. Местная администрация стала более эффективной с точки зрения борьбы с бунтами и выполнения указаний сверху. Впервые в русском праве важное место было уделено социальным вопросам, а именно заботе о вдовах и сиротах и сохданию больниц.

В то же время эффективностью с точки зрения защиты прав обывателей екатерининская система, особенно судебная, не отличалась. Суды не были последовательно отделены от администрации и оставались сословными. Сохранялось большое число инстанций, а также перенос дел в высшую без жалоб сторон, в ревизионном порядке. Избранные сословиями (прежде всего дворянством) члены суда были, как правило, некомпетенты и являлись мелкопоместными дворянами, желающимим «покормится». Поэтосу решения в основном зависели от доклада канцелярии. Служба в ней оплачивалась очень плохо и не давала перспектив, поэтому эти канцелярии комплектовались всякого рода неудачниками и были крайне коррумпированы.

В своих основных чертах созданная Учреждением 1775 г. система просуществовала до реформ 1860-х гг. Некоторые её положения, прежде всего само административное деление, сохраняли силу до 1920-х гг.

Из-за очень большого объёма вниманию читателям предлагается I часть закона. Во II части содержатся второстпенные подробности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.089 с.)