Понятие, сущность правового института государственная служба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность правового института государственная служба



С правовой точки зрения о государственной службе говорят как об особом правовом институте. В теории права термин "институт" означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. С точки зрения современной административно-правовой теории, под институтом административного права понимается "наиболее полная нормативная характеристика материальных и процессуальных механизмов отношений относительно определенного предмета (сферы) правового регулирования методами и средствами административного права"[2].

Главная функция правового института состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида. Многообразные управленческие отношения, отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые правом, группируются в однородные комплексы, т. е. выделяются такие их группы, которые объединяют нормы по признаку регулирования однородных отношений. Нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, имеющие общий характер для всех направлений управленческой деятельности.

Институт государственной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения государственности, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов, т. е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства. С другой стороны, этот правовой институт активно используется для формирования правовых режимов других правовых отраслей.

Современный правовой институт государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных пединститутах, входящих в структуру института государственной службы).

Институт государственной службы состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Государственно-служебные нормы могут функционировать только при условии их внутренней согласованности и скоординированности. Можно сказать, что на сегодняшний день формирование и системность нормативных обобщений в сфере государственной службы приближается к завершению. Правотворчество в этой области, опираясь на потребности государственного строительства, на данные юридической науки, достижения правовой культуры, способно придать юридическим нормам значительную степень абстрактности, сформулировать нормы-принципы, нормы-задачи, унифицировать, согласовать весь правовой материал в системе государственной службы, подчинить его определенным юридическим задачам, конкретному правовому режиму регулирования. Указанные задачи могут быть решены посредством системного, кодификационного правотворчества. Именно в кодифицированных актах получают развитие нормативные обобщения, и таким путем идет процесс построения логически завершенной, структурно замкнутой правовой системы. Первыми шагами в этом направлении стали утвержденное в декабре 1993 г. Указом Президента РФ Положение о федеральной государственной службе и принятый Государственной Думой 5 июля 1995 г. ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". А в настоящее время идет дискуссия по поводу разработки проекта Кодекса РФ о государственной службе[3]. В Послании Президента РФ от 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох" как серьезное достижение в рамках процесса совершенствования организации системы государственной службы указывается на "подготовку проекта Кодекса РФ о государственной гражданской службе, который должен стать настоящим кодексом поведения "человека-власти". Его принятие позволит повысить результативность функционирования государственного аппарата, сделать его более восприимчивым к современным требованиям, а также создать эффективные антикоррупционные механизмы".[4]

Следует отметить, что государственной службе присущ также особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной системой регулятивного воздействия на государственно-служебные отношения и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и пр.).

Правовые средства, используемые в сфере государственной службы, связаны едиными регулятивными началами, т. е. все они функционируют в особой, характерной именно для этого правового режима среде. В специфическом юридическом режиме в системе государственной службы выделяются конкретные средства и приемы регулирования, существует специфика регулятивных свойств государственной службы. Вместе с тем здесь обнаруживается действие принципов, которые пронизывают все содержание государственной службы. Особенностями государственной службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, связывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т. д.

Среди важнейших административно-правовых средств, используемых в институте государственной службы и носящих публично-правовой характер, выделяются правовое стимулирование и правовое ограничение. Следует согласиться с мнением, согласно которому эти правовые средства имеют более широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, так как сам метод может выступать в качестве либо стимулирующего, либо ограничивающего фактора.[5]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.004 с.)