В составе Новгородской епархии. Тихвинские монастыри. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В составе Новгородской епархии. Тихвинские монастыри.



Русская православная церковь в XIX веке предстаёт как мощная, разветвлённая организация тесно связанная с государством, которое признавало её “господствующей и первенствующей”. По закону о престолонаследии от 5 апреля 1797 года, утверждённому императором Павлом I, российский император именовался главой православной церкви. В 30-х годах XIX века сложилась теория официальной народности (православие, самодержавие, народность), основные положения которой оставались неизменными на протяжении дальнейшего существования монархии в России.

Управление церковными делами осуществлялось Синодом, членов которого (обычно семь) назначал император из числа высших церковных иерархов, а надзор за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор Синода - светское лицо из военных или гражданских лиц- также назначенный императором.

Территориально русская православная церковь состояла из епархий, которых в 1825 году было 37, а к 1861 году увеличилось до 58. Тихвинский край входил в состав Новгородской епархии, которая с 1775 по 1892 год была объединена с Санкт-Петербургской епархией. Во главе епархии стоял епархиальный преосвящённый – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а 1864 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский с добавлением к титулу «Первоприсутствующий Член Святейшего Синода и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». В управлении Новгородской епархией ему помогал викарий, епископ Старорусский. В 1892 году была проведена существенная перестройка в управлении Новгородской епархией. Во главе епархии был утвержден высокопреосвященный Феогност, архиепископ Новгородский и Старорусский; викарием стал преосвященный Арсений, епископ Кирилловский.

По роду своей деятельности руководители епархии неоднократно бывали в Тихвинском крае, посещая тихвинские монастыри. Из приходских церквей, честью неоднократного пребывания преосвященных особ была удостоена церковь Архистратига Михаила в Званах, находившаяся в усадьбе родовитых дворян Кобылиных. Из данного рода происходил тихвинский архимандрит Владимир, что также способствовало визитам иерархов в Званы, главным образом приуроченных к очередному празднику иконы Тихвинской Богоматери[1].

Церковно-административное и хозяйственное управление велось Новгородской духовной консисторией. Она также проводила цензуру книг духовного содержания, издавала их и рассылала по духовным училищам и церквям; собирала различные сведения о движении народонаселения и о лицах духовного звания; контролировала строительство церквей и домов духовенства, следила за поведением священно-церковнослужителей, а также за расходованием церковных доходов.

В епархии действовало несколько духовных правлений, одним из которых было Тихвинское, обычно возглавляемое архимандритом Тихвинского Богородицкого монастыря. Роль духовных правлений, сохранивших некоторые коллегиальные черты управления и выборности, в начале 60-х годов XIX века сошла на нет, и они закрывались. Первичным объединением верующих был приход. Руководство приходами со стороны архиерея шло непосредственно через консисторию и благочинных.

Новгородская епархия отличалась от других значительным числом монашествующего сословия. В 1859 году в ней было 23 мужских и 6 женских монастырей.[2] К концу XIX века их число возросло до 25 мужских и 18 женских монастырей. В Тихвине и в уезде располагались мужские монастыри: Тихвинский Богородицкий Успенский большой, Тихвинский Николо-Беседный, Антониево-Дымский, Реконская пустынь, а также Тихвинский Введенский женский монастырь. Число монашествующих лиц в Тихвинском уезде в 1861 году составляло 169 человек, из них - 103 мужчины и 66 женщин[3], в 1894 году их число возросло до 312 человек, из них - 95 мужчин и 217 женщин[4].

      Тихвинский Богородицкий Успенский большой мужской монастырь, способный равняться с первейшими российскими православными обителями, в 1854 году был переведен в состав монастырей I – го класса. Главным храмом монастыря являлся Успенский собор, в котором находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, украшенная драгоценными камнями и бриллиантами. Перед образом была устроена золотая лампада работы Франца Дюваля, принесенная в дар в 1807 году графом Н.П. Шереметевым.

В 1836 году была сделана золотая риза для иконы «по благословению Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, тщанием архимандрита Иллариона с братией, общим же пособием христиан боголюбивых» общей стоимостью – до 62 тысяч рублей. Вес ризы с короной составил почти 8,5 килограммов чистого золота. На украшение ризы ушло 4809 бриллианта. 141 крупный алмаз. 412 зерен отборного морского жемчуга. 4 изумруда. 5 яхонтов, рубин, и множество мелких изделий (крестов, розочек), также с бриллиантами.

Икона, как и прежде, на протяжении всего XIX века помещалась в храме на правом столпе (первом по входе в церковь) в серебряном киоте со створами, изготовленном тихвинским мастером Калашниковым, накануне переноса иконы в Успенский собор императором Павлом I в 1898 году.

По состоянию на 1829 год на территории монастыря находилось ещё шесть церквей: во имя Вознесения Господня, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, во имя Двенадцати Апостолов, во имя Покрова Богородицы, во имя св. Николая Чудотворца и во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вне монастыря находились две монастырские церкви: во имя Всех святых и во имя Божией Матери всех скорбящих радости.[5]

Строительные работы на территории монастыря с 1825 по 1900 гг. проводились в незначительных масштабах. Церковь Рождества Богородицы в 1871 году была отремонтирована и переименована в честь Покрова Богородицы. Один из её приделов был освящен во имя св. Великомученицы Варвары, другой оставлен без изменения во имя Старорусской иконы Божией Матери. Окна во всем храме были увеличены в высоту и ширину; вместо узкой средней арки был сделан во всю ширину церкви пролет, что позволило добиться более полного освещения храма. С 1886 года теплая Покровская церковь предназначалась для зимнего размещения Тихвинской иконы Богоматери.

Церковь Покрова Богородицы, пришедшая в полный упадок, была перестроена, и на её месте к 1877 году был сооружен великолепный каменный храм по проекту архитектора Н.Л. Бенуа, увенчанный 9 главами и обширным куполом, во имя Воздвижения животворящего креста. В данном храме и в переименованной Покровской церкви с приделами были проведены объемные работы по внутреннему благоустройству с заменой иконостасов и размещением икон новейшего письма.[6]

В 1860-1865 гг. архитектором Н.Л. Бенуа была пристроена часовня «Крылечко» к церкви Тихвинской иконы Божией Матери, на месте чудесного исцеления тихвинского мещанина А.А. Боровского 31 января 1856 года. Находящиеся вне монастыря церкви Всех скорбящих радости (при монастырской богадельни) и церковь Всех Святых (бывшая полковая) были обновлены: соответственно, первая до 1877 года, и вторая в 1886 году. Систематически ремонтировались келейные корпуса и перестраивались в стенах монастыря и вне его различные специальные и хозяйственные постройки: флигеля, дворы, гумно, а также деревянная изба на берегу оз. Ланского для проживания монастырских рыболовов.

Управляли Тихвинским Богородицким монастырем авторитетные настоятели. С 1823 года по 1851 год, с небольшим перерывом в 1840 году, во главе монашествующих стоял архимандрит Илларион. Его сменил архимандрит Петр, прибывший из Валдайского Иверского монастыря. Последний скончался 29 июля 1855 года в Санкт-Петербурге, и похоронен в Тихвинском Богородицком монастыре. С 19 сентября 1855 года по 17 июня 1877 года настоятелем монастыря был архимандрит Владимир, происходивший из знатного местного дворянского рода Кобылиных.

Данный настоятель родился в усадьбе Званы на реке Тихвинке. С 1826 по 1838 г. служил в гвардии и неожиданно для всех вышел в отставку, уже имея чин полковника. В 1838 году он принял пострижение в Сергиевой пустыне близ Санкт-Петербурга. В 1852 году был посвящён в архимандриты с назначением настоятелем в Старорусский Спасский монастырь, откуда затем был переведён в Тихвинский Большой монастырь. Исполнял обязанности благочинного монастырей. Был награжден орденом св. Анны 2-й степени с императорскою короною и золотым наперсным крестом. Скончался в усадьбе Марусине и был похоронен в Тихвинском Богородицком монастыре.

Архимандрита Владимира Кобылина сменил архимандрит Никанор Приселков, переведенный в Тихвин из Кирилло-Новоезерского монастыря. Он находился во главе обители до своей смерти 12 октября 1884 года. Могила его была устроена рядом с могилой архимандрита Петра, с которым пересекались его жизненные пути ещё в период пребывания настоятеля Никанора игуменом Николо-Беседного монастыря.

В последующие годы монастырем управляли архимандрит Иннокентий Данилов, которого сменил архимандрит Евгений. При нем в 1888 году состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу. Следующим настоятелем монастыря был бывший епископ астраханский Исаакий Положенский, скончавшийся 11 мая 1894 года[7]. Последним в XIX веке руководителем монастыря был архимандрит Иоанникий.

Количество монашествующих в монастыре было почти постоянным. К началу XX века в обители насчитывалось 26 монахов и 32 послушника. Монастырь имел в собственности 208 десятин земли. На содержание монастыря ежегодно из казны поступали средства, ассигнованные хозяйственным управлением Синода. В середине 70-х гг. XIX века они составляли 1307 руб. 33 коп. В дополнение данной суммы монастырь получал 200 рублей за недостающую, согласно положению, площадь земельных угодий[8].

Монахи Тихвинского Большого монастыря систематически направлялись для несения службы на корабли Балтийского флота. В годы Крымской войны на Балтике получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который он совершил 28 и 29 июля 1855 года во время нападения неприятельского англо-французского флота на крепость Свеаборг. Находясь на корабле «Иезеркиль» о. Кирилл служил молебны во время сильной перестрелки с кораблями противника, воодушевляя своим примером матросов[9]. В послевоенные годы служба монахов на боевых кораблях флота была продолжена. Так, в 1879 году благодарность за службу от военных и церковных властей получил иеромонах Агафатор, служивший на броненосном корабле «Первенец».[10] В 1888 году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени[11].

В Тихвине под эгидой монастыря в течение первой половины XIX века (с 1809 г.) действовали два духовных училища: уездное и приходское. В 1854 году они были объединены в одно под наименованием Тихвинского духовного уездного училища. Относилось оно к разряду низших духовных заведений со сроком обучения три года, и было подчинено Новгородскому семинарскому правлению. Непосредственными руководителями духовного училища были настоятели Тихвинского Богородицкого монастыря или специальные смотрители из числа монахов.

В 1864 году смотрителем училища был настоятель монастыря архимандрит Владимир. Должность инспектора, непосредственного организатора учебного процесса, занимал титулярный советник А. Реданский. Преподавание по 12 предметам вели учителя А.П. Семеновский, А.И. Пушторский, И.В. Ферапонтов, М.М. Онуфриевский. В училище насчитывалось 79 учеников. В низший класс училища поступило 29 человек, выбывших выпускников высшего класса насчитывалось 22 человека.[12]

В 1878 году смотрителем училища и законоучителем был кандидат богословия В.И. Старцев. Учителями работали Ф.И. Грацианов, П.Ф. Камчатов, М.В. Рождественский, И.Е. Криницкий, М.В. Призренов и А.И. Старцев. Контроль и попечительство над училищем осуществляло особое правление, в состав которого входили соборный протоиерей А.М. Благовещенский, священник А.Н. Благовещенский, врач А.В. Лесницкий и почетный блюститель купец И.Г. Злынский[13].

В 1882 году Тихвинское духовное училище было переведено в г. Новгород. Здание, в котором оно размещалось, было отдано под монастырские кельи. Через несколько лет назрела необходимость восстановления духовного училища в Тихвине для обучения детей священно-церковнослужителей. В конце XIX века в Тихвине возвели по проекту новгородского архитектора Ф.И. Воронец трехэтажное здание для размещения четырехклассного духовного училища. 21 августа 1899 года в торжественной обстановке при большом стечении народа Тихвинское духовное училище было открыто[14].

Смотрителем училища был назначен кандидат богословия священник И.И. Семеновский, его помощником - кандидат богословия священник Н.И. Зарницкий. Преподавателями русского языка были Н.И. Доброхотов и И.Н. Мудролюбов, греческого языка - Г.А. Кириллов, латинского языка - Д.Л. Тогатов, арифметику и географию преподавал Ф.И. Миловидов, уроки пения вел В.С. Яковлев. Почетным блюстителем по хозяйственной части являлся купец Г.В. Пагольский, врачом при училище состоял лекарь С.И. Вендель.

Работа Тихвинского духовного училища проходила под контролем Тихвинского отделения епархиального училищного совета во главе с протоиереем В. Волотовским, одним из членов училищного совета являлся архимандрит Тихвинского Большого монастыря Иоанникий.[15]

 

Тихвинский Введенский женский второклассный монастырь располагал к 30-м гг. XIX века соборной церковью во имя Введения в храм Богоматери, сооруженной в XVII веке, и каменной церковью во имя Рождества Богородицы с приделом во имя св. Иоанна, архиепископа Новгородского. Церкви, монастырские кельи и хозяйственные постройки требовали капитального ремонта.

В период с 1742 г. по 1900 г. монастырь находился в составе Санкт-Петербургской епархии. В 1823 году игуменьей монастыря была назначена монахиня новгородского Зверина женского монастыря Августа (в девичестве Свешникова). За годы её тридцатипятилетнего правления произошло обновление монастыря, которое коснулось не только перестройки монастырской жизни, но и внешнего благоустройства обители.

В 1834-1836 гг. на месте старой разобранной была построена новая каменная колокольня с различными функциональными назначениями помещений её ярусов. Автором проекта был архитектор И.И. Шарлемань (1782-1861), ученик Ч. Камерона и помощник архитектора Л. Руска. В 1830-1840 годах он был одним из ведущих петергофских архитекторов. Приверженность его к стилю «русского ампира» позднейшего классицизма отразилась на облике трехъярусной колокольни Введенского монастыря.

В первом двухэтажном ярусе нового сооружения были устроены Святые ворота, несколько служебных помещений и келий для сестер. Второй ярус занимала надвратная церковь во имя св. Екатерины и мц. Августы, в которой был сооружен одноярусный иконостас белого цвета, с колоннами и золотою резьбою и золотым крестом в завершении. На третьем ярусе располагалась звонница с открытыми арками проемов с каждой из сторон. В звонах были размещены 9 колоколов, наибольший из которых имел вес 158 пудов (2,6 т). Завершала колокольню невысокая ротонда, увенчанная куполом, на котором был установлен крест. Сооруженная колокольня стала доминантой северо-западной части города Тихвина.

При игуменьи Августе была расширена территория монастыря, для чего пришлось осушить добавленные участки земли. Вокруг монастыря была устроена каменная ограда с угловыми башенками. Внутри монастыря построили два двухэтажных корпуса, в которых разместились покои игуменьи, сестринские кельи, служебные и хозяйственные помещения.

Игуменья Августа управляла Введенским женским монастырем до дня своей кончины, последовавшей 21 февраля 1858 года на 81 году жизни. Благодарственная эпитафия, сделанная насельницами обители, сохранилась благодаря размещению в 1914 году в «Русском провинциальном некрополе», а могильная плита исчезла в безбожное время.[16]

После смерти настоятельницы Августы Введенскую обитель возглавила игуменья Серафима (Тимковская), которой она управляла до своей смерти в 1876 году. В её настоятельство 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II и принес в дар монастырю три ризы и два стихаря серебряной парчи, а также наперсный золотой крест. С 1861 года в монастыре проходила послушничество будущая широко известная игуменья Леушинского монастыря Таисия. 13 мая 1870 года во Введенском соборе она приняла постриг, а в 1872 году перешла в другой монастырь. О своем пребывании во Введенском монастыре она оставила подробные воспоминания.

Следующая игуменья Рафаила (из дворянского рода Варнот) продолжила обновление монастыря[17]. В 1882 году был реставрирован Введенский собор с двумя приделами: во имя св. Николая Чудотворца и во имя преподобного Кирилла Белозерского. Особой заботой обоих настоятельниц было дальнейшее благоустройство территории монастыря, развитие садовых насаждений.

В 1888 году игуменья Рафаила, со старшими сестрами обители, в память спасения царской семьи Александра III во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года, учредили при монастыре приют для десяти девочек, преимущественно сирот, а также для других приходящих детей, с целью обучения их чтению, пению, письму, хозяйству и рукоделию.[18]

В отличие от тихвинских мужских монастырей численность монахинь и послушниц Введенского женского монастыря постоянно увеличивалась. В 1861 году число монашествующих составляло 66 человек[19]. К 1887 году их число увеличилось до 84 человек.[20] В 1894 году в монастыре обитали 217 насельниц[21], из них: монахинь - 42, послушниц - 175. В пользовании монастыря находилось 182 десятины земли. Ежегодные средства, выделяемые на содержание монастыря, были невелики, в 1875 году они составляли 461 руб. 70 коп[22].

 

Николаевский Беседный или Тихвинский меньшой Беседный мужской заштатный монастырь, находящийся в трех верстах от города Тихвина числился в Тихвинском уезде Новгородской губернии.[23] В первой половине XIX века Николо-Беседный монастырь подвергся капитальной перестройке. Первой была перестроена с соблюдением прежней архитектуры и сохранением небольшой части каменного здания в 1826-1829 гг. церковь Усекновения Чесныя Главы Иоанна Предтечи. При освящении храм был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел, устроенный в трапезном притворе был сооружен во имя Иоанна Предтечи. На первом этаже двухэтажного деревянного храма размещались различные монастырские хозяйственные службы. На крыше храма возвышался восьмигранный с фальшивыми окнами купол, глава которого была покрыта листовым железом, а над ней устроен продолговатый фонарь с луковкой, увенчанной крестом.

Внутри храма располагался трехъярусный иконостас, окрашенный под красный мрамор с позолоченными резьбовыми карнизами, колонками и капителями. С правой стороны за клиросом в резном киоте, одинакового стиля с иконостасом, находилась древняя икона св. Николая Чудотворца, с правой стороны в таком же киоте – икона Беседной Божией Матери[24].

Соборная Никольская церковь - главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н. Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим».

Храм хорошо вписался в более ранние постройки монастыря. Он был соединен с трехъярусной каменной колокольней, завершенной строительством в 1818 году под руководством иеромонаха Аркадия. Внутри храма были устроены иконостасы. Главный иконостас был выполнен в три яруса, украшен карнизами, витыми колонками и резными пилястрами и покрыт позолотою. Новые иконы для главного иконостаса был исполнены в византийском стиле осташковским мастером Н. Т. Глазуновым. Из старинных икон, особо почитаемым был образ Господа Саваофа, по преданию сделанный из соснового обрубка на котором восседала Богоматерь при чудесном явлении клирику Георгию. Он находился в резном киоте на правой стороне церкви. С левой стороны располагались иконы апостолов Петра и Павла, а также Тихвинская икона Божией Матери.[25]

В 1848-1849 гг. капитальное строительство Николо-Беседного монастыря было завершено сооружением трех одноэтажных каменных корпусов для размещения монашествующих и хозяйственных служб. На северо-восточной стороне монастыря возвели святые ворота со сводом в виде арки и башенкою вверху, увенчанною восьмиконечным крестом. Вокруг всего монастыря построили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями.

Несколько ранее (в 1843 г.) к северу от святых ворот по замыслу строителя иеромонаха Сосфена была построена новая каменная часовня у самого Ярославского тракта. Рядом с часовней возвели каменную караулку для помещения служащего при часовне монаха и сторожа. Часовня была кубической в основании с овальным усечением углов и куполообразной в завершении, покрытой на восемь скатов листовым железом. На куполе находилась деревянная восьмигранная башенка-фонарь и круглая главка, увенчанная восьмиконечным крестом.

Вход в часовню располагался с западной стороны. Внутреннее благоустройство часовни было проведено старанием игумена Никанора и монаха Алексея в 1857 году. Главной святыней часовни являлся Животворящий Крест Христов с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, размещенный в вызолоченном и украшенном резьбою киоте. Живопись часовни выполнена неизвестными мастерами. В куполе часовни написано изображение Триупостасного Божества, окруженного херувимами, а на углах изображение четырех евангелистов. Под куполом стены были расписаны изображениями чудес, явленных Божией Матерью.[26]

Число монашествующих лиц в Николо-Беседном монастыре было невелико. В конце XIX века их число приближалось к 10. Примерно столько же пользовались монастырским гостеприимством из числа прибывших на богомолье по обету. Новгородская консистория систематически направляла в обитель различных лиц духовного звания для проживания на различные сроки за неодобрительное поведение и промахи по службе. Для ведения хозяйства монастырь располагал 263 десятинами земли, часть которой сдавалась в аренду. Государственных средств на своё содержание монастырь не получал.

Управляли монастырем игумены, редко находящиеся в сане архимандрита. Игумен Никанор, управлявший монастырем в 50- 60-х гг. XIX века, имел наперсный крест от Св. Синода. Его сменил игумен Исайя, которого в свою очередь в 1870 году сменил иеромонах Николай. С 1879 г. по 1893 г. монастырем управлял игумен Митрофан, которого сменил на непродолжительное время архимандрит Иоанн. Управление монастырем в конце XIX века осуществлял игумен Амвросий, а на стыке веков – игумен Сергий. Последний составил «Сказание о явлении Пресвятыя Богородицы и святителя Николая клирику Георгию в пустыне, с приложением стихотворения на явление и проч., и краткой летописи Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря с 1383 г. по 1898 год». Книга была издана в Новгороде в 1898 году и имела объём в 36 страниц.

В конце XIX века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 года об усовершенствовании системы и методов исправления несовершеннолетних преступников, Новгородская консистория утвердила список монастырей, предназначенных для содержания в них малолетних правонарушителей. В данный список вошли все тихвинские монастыри.

Прибытие в Николо-Беседный монастырь подсудимого из Ревеля, сына капитана Штофа, вызвало в нем полное недоумение. Игумен Сергий обратился в консисторию с вопросом о том, какое послушание должен нести подсудимый и какое нужно иметь за ним смотрение. Спустя короткое время игумен Сергий посылает жалобу самому архиепископу Новгородскому и Старорусскому на несовершеннолетнего Штофа, который «оказывается для обители в великую тягость, на послушание никуда не способен, качеств самых буйных и упрямых, поведение его весьма опасное для монастыря, произносит всякие кощунные и нецензурные слова и производит страх с угрозою ножа. В настоящее время Штоф помещен в кухонной келии с поварами, но и те его боятся, книг духовных не читает, в церковь на богослужение не ходит». Далее в своем письме игумен просит Его Высокопреосвященство удалить, куда следует, Штофа из вверенного ему монастыря.[27]

Из-за различного рода бюрократических проволочек новгородская консистория только спустя несколько лет обратилась в Синод с просьбой ходатайствовать перед правительством об освобождении монастырей от помещения в них несовершеннолетних преступников. Действительно, принятый по инициативе правительства закон пагубно отразился на моральном состоянии насельников обителей и посещающих их богомольцев.

 

Дымский Антониев мужской заштатный монастырь, старейший в крае, располагался в 17 верстах к юго-востоку от Тихвина на берегу Дымского озера и оставался по-прежнему тесно связан с Тихвинским Богородицким монастырем. Главным храмом монастыря был двухэтажный каменный Троицкий собор, в своей основе возведенный в XVII веке, перестроенный в начале XIX века и отремонтированный внутри и снаружи в 1840 году. На первом этаже собора находились приделы во имя иконы Казанской Божией матери и во имя преподобного Антония Великого. На втором этаже собора разместились приделы во имя Живоначальной Троицы и во имя преподобного Антония Дымского.

Другим храмом монастыря была деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. При строителе Иларии в 1843 году она была отремонтирована, обшита тесом и покрыта листовым железом. Монастырские часовни располагались: одна, деревянная - на берегу Дымского озера (1824 г., перестроена в 1866 г.); другая, также деревянная, (расположенная рядом) была возведенна в 1887 году и каменная, - на Ярославском тракте в деревне Галично (1805 г.).

В 1839 году вокруг монастыря была сделана каменная ограда с четырьмя угловыми башнями и маленькою часовнею возле главных ворот. В 1840 году завершено строительство каменного одноэтажного с мезонином братского корпуса. В 1846 году был построен двухэтажный каменный настоятельский корпус с братской трапезною и кухнею, а также небольшая деревянная одноэтажная гостиница, позднее перестроенная. В 1849 – 1853 годах в монастыре было сооружено до десятка различных хозяйственных строений, среди них конюшня, скотный двор, амбары, гумно, изба и баня.

В 1867 году возвели каменную двухэтажную гостиницу для богомольцев, длиной – 23,75 м, шириной – 15,1 м, высотой – 7,6 м. В здании имелось 16 комнат; помещения отапливались 2 изразцовыми и 6 кирпичными столбовыми печами, обтянутыми листовым железом. Крышу гостиной покрыли железными листами и покрасили. В стене, противоположной от фасада, соорудили деревянную пристройку для туалета. В конце XIX века перестроили или возвели вновь ещё до десятка хозяйственных сооружений.[28] В распоряжении монастыря имелось 315 десятин земли, позволяющих вести обширное хозяйство.

Почитаемыми святынями Дымского монастыря являлись хранящиеся под спудом мощи преподобного Антония Дымского, храмовая икона Казанской Богоматери древнего письма и восьми фунтовая железная шляпа, по преданию принадлежащая Антонию Дымскому. К достопримечательностям монастыря, позднее определенных И.П. Мордвиновым, относились старинный иконостас на плоских расписных тяблах новгородского письма, подписные иконы, царские врата XVI века и заклиросные доски.

Количество проживающих в Дымском монастыре было сравнительно невелико. В нем находилось менее двух десятков монахов и некоторое количество послушников, часть которых была уже зачислена в монастырский штат и готовилась к пострижению. Часть послушников, судьба которых ещё не была определена, находилась на различных послушаниях. В монастыре, почти постоянно, проживали несколько человек, временно работающих в монастырском хозяйстве по обету, а также два-три присланных на исправление провинившихся священно- и церковнослужителей. Содержание монастыря производилось за счет собственных средств и доброхотных пожертвований.

В монастыре на покое доживали свой век некоторые одинокие престарелые священники, в том числе из соседних епархий, подобно А.С. Соколову, ранее служившему в Новоладожском соборе, а затем поступившему в Антониев Дымский монастырь и скончавшемуся в 1846 году.

Настоятели, управлявшие Дымским монастырем в середине XIX века, были рачительными хозяевами, постоянно заботящимися о процветании монастыря и привлечении в него богомольцев. В 1826-1830 гг. строителем монастыря был Иннокентий, затем в 1830-1835 гг., назначенный из братства Тихвинского Богородицкого монастыря настоятель Израиль. После его смерти во главе монашествующих стал Амфилохий, перемещенный в 1839 году игуменом Коневского монастыря. Обширное строительство в монастыре провел настоятель Иларий в период с 1839 по 1851 год. После перемещения его игуменом в Отенский монастырь Дымскую обитель в 1851-1859 гг. возглавлял игумен Зоровавель, назначенный из казначеев Вяжищского монастыря. Строитель Иоанн, бывший казначей Тихвинского Богородицкого монастыря, находился во главе монастырского братства в 1859-1863 гг., после чего был назначен игуменом Николаевского Ладожского монастыря[29].

Следующий строитель Дымского монастыря иеромонах Иоанн, награжденный золотым наперсным крестом[30], управлял обителью в 1863-1870 гг. Его сменил архимандрит Парфений, стоявший во главе обители до 1880 года. В 80-е годы XIX века во главе монастыря находился игумен Паисий, смененный в 1891 году игуменом Амвросием.[31] В конце XIX века возглавлял монастырь архимандрит Варлаам.[32]

При нем в 1897 году к только что перестроенному деревянному странно-приемному дому возвели в одну линию с ним деревянное строение, используемое в летнее время для чайной. Содержание и благоустройство заштатного монастыря находилось в прямой зависимости от количества богомольцев, посетивших его, и их пожертвований. Поэтому для пребывания паломников в монастыре создавались все необходимые условия.

Широко отмечались в монастыре местные празднования, приходящиеся на 17 января и 24 июня (30 января и 7 июля по новому стилю). В день кончины преподобного Антония 24 июня при большом стечении народа совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро. Среди богомольцев, по-прежнему, сохранялся обычай по пути в главный Тихвинский монастырь к празднованию иконы Тихвинской Богоматери (26 июня – ст. стиль), прежде заходить в обитель Дымскую для поклонения преподобному Антонию.

 

Свято-Троицкая Реконская пустынь, закрытая в результате монастырской секуляризации 1764 года, была восстановлена 13 февраля 1860 года. Произошло это в соответствии с высочайшим повелением о назначении пустыни в самостоятельную монашескую обитель с наименованием её заштатным общежительским монастырем. Воссоздание обители тесно связано с многолетней деятельностью старца Амфилохия, впервые объявившегося в тихвинских пределах в 1813 году.

В тот период под личностью будущего старца выступал Андрей Иванович Шапошников. Он был финном по национальности, родился в семье лютеранского пастора в г. Риге. Будучи взрослым, принял крещение, сменил имя и через несколько лет неспокойной мирской жизни стал скитальцем по святым местам. В Рекони он поселился по совету тихвинского блаженного Бориса, с которым встретился, при поклонении тихвинским святыням.[33]

Благочестивым поведением скиталец, после ряда недоразумений, получает доверие местных жителей. По их просьбе в 1816 году митрополит Новгородский и Санкт-петербургский Амвросий официально разрешает ему жить при реконском храме Живоначальной Троицы и смотреть за ним в качестве пономаря[34].Через несколько лет, приняв тайное пострижение в Тихвинском Большом монастыре, старец Амфилохий начинает борьбу за восстановление Реконского монастыря.

Многие годы его ходатайства перед светскими и церковными властями о восстановлении обители и возврате монастырских земель отвергались. Старец терпит насмешки и унижения, его избивают плетьми и сажают в тюрьму, но он не сдается и в своих обращениях доходит до Сената и императора. Наконец, в дело вмешивается император Александр II, и спор о земле решается в пользу пустыни; присуждается также вознаграждение в сумме 42 856 руб. 14 коп., которое позволяло приступить к восстановлению обители[35].

В мае 1860 года строителем возрождаемого монастыря был назначен заведующий Санкт-Петербургскою Валаамскою часовнею иеромонах Даниил. Он прибыл в Реконь с тремя валаамскими монахами, ставшими первыми насельниками вновь открытого монастыря. Первоначально в нем находилась лишь деревянная Троицкая церковь постройки 1672 года, требующая ремонта. Вскоре в обители начинается активное строительство.

8 января 1861 года была освящена новая деревянная церковь во имя Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. На правом берегу реки Реконьки были сооружены настоятельские и братские кельи. На левом берегу была возведена первая каменная постройка монастыря – двухэтажный каменный странноприемный дом. Соорудили также помещения для проживания рабочих, число которых постоянно увеличивалось с расширением масштабов строительства. Возвели кузницу, конюшню, скотный двор и другие хозяйственные постройки. Были прорублены первые просеки и проложены дороги, расширены сенокосы и заведена небольшая пашня в расчищенных лесных угодьях. В 1864 году строитель Даниил за успешное восстановление монастыря был возведен в сан игумена.

В данный период старец Амфилохий был уже в преклонных годах. Забота о восстановлении обители в основном легла на плечи игумена Даниила. В 1865 году он добивается наделения монастыря новыми участками земли, в частности в Рудногорской лесной даче. Авторитет старца Амфилофия также постоянно возрастал, и на встречу к нему устремилось множество людей, росли пожертвования в пользу пустыни.

Наплыв богомольцев в монастырь вынудили старца Амфилохия перебраться на новое место жительства, находящееся в трех верстах от монастыря на островке среди болота. Здесь был устроен скит, в котором кроме кельи пустынника, был сооружен небольшой деревянный храм во имя св. Тихона Задонского. Предвидя свою близкую кончину, старец уходит ещё дальше в верховья реки Реконьки, на сопку Березня, расположенную в 12 верстах от обители близ деревни Зобище. Здесь он живет в землянке с одним из приставленных к нему монахов. В августе 1865 года старец Амфилохий умирает. Его останки были перенесены в монастырь и захоронены близ Троицкой церкви в небольшой часовне.[36] Днями его почитания были установлены – 9 августа (день преставления) и 23 ноября (день памяти).

К концу 60-х гг. в Реконском монастыре насчитывалось до 50 человек монашествующих и послушников. Хозяйство монастыря разрасталось. Заручившись поддержкой благотворителей, игумен Даниил решил начать новое каменное строительство храмов и других построек. Осенью 1869 года он достиг соглашения с петербургским архитектором профессором М.А. Щуруповым о проектировании будущего монастырского комплекса. В январе 1870 года чертежи пятиглавого собора и колокольни были готовы.

Храм и отдельно стоящая колокольня были возведены к концу 1873 года и к середине 1874 года соответственно. В том же году началось возведение кладбищенской церкви, каменной ограды с башнями, сторожки и Святых ворот. 21 июля 1877 года главный храм монастыря был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы при громадном стечении народа из ближних и дальних мест. Немного позже были освящены приделы – во имя св. Иоанна Златоуста и преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Частичная отделка иконостасов приделов была выполнена в Санкт-Петербурге в мастерской Ивана Савельева.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.055 с.)