Архитектурный ансамбль Тихвинского Успенского мужского монастыря. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурный ансамбль Тихвинского Успенского мужского монастыря.



Вторая половина XVII века была временем завершения формирования каменного ансамбля Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря. Его основу составляли сооруженные в XVI веке здания Успенского собора (1515 г.), каменной двухэтажной трапезной палаты с церковью Рождества Богородицы (1581 г.), Святых ворот с Вознесенской церковью и приделом Федора Стратилата (1593 г.) и пятишатровой каменной звонницы (1600 г.). Смутное время затормозило развитие каменного монастырского архитектурного ансамбля. К середине XVII века значительное количество монастырских построек оставались деревянными.

С начала основания Тихвинский Успенский монастырь выполнял также оборонительные функции на Северо-Западе России. В 1613 году он представлял собою среднюю по размерам крепость, имевшую «… около монастыря острог стоячей» с тремя деревянными башнями: Воротной – над западными воротами, Наугольной – в северо-западном углу стены и Мельницкой – в северо-восточном углу стены. Ров и естественные природные преграды дополняли оборонительные возможности монастыря. Всё это позволило тихвинцам выдержать осаду шведских войск, сопровождаемую неоднократными приступами.

В период шведской осады и особенно во время грандиозного пожара 29 июня 1623 года монастырь сильно пострадал. Пожар, начавшись со звонницы, охватил все монастырские строения. В результате этого несчастья каменная звонница, в которой хранились запасы пороха, взорвалась, были разрушены четыре пролета; упали, разбились и оплавились частично колокола. Получили повреждения стены и купола Успенского собора, здание церкви Рождества Богородицы, Святые ворота. От деревянных монастырских строений остались одни пепелища.

Восстановление монастыря стало всенародным делом. На объявленный сбор пожертвований и вкладов икон отозвались не только тихвинцы и новгородцы, но и жители ближних и дальних городов, сел и деревень. При игумене Вассиане в 1624-1631 гг. был отремонтирован и освящен Успенский собор с новым иконостасом и восстановлена каменная колокольня. Восстановительные работы проводил ладожский каменщик В. Ладожанин и новгородские мастера, присланные новгородскими воеводами И.И. Одоевским и князем Д.М. Пожарским, по просьбе новгородских митрополитов Макария (бывшего игумена Тихвинского Большого монастыря) и Киприана. Царствующий покровитель монастыря Михаил Федорович в 1630 году внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенского собора. Святые ворота были восстановлены в 1639-1641 гг. Тогда же возобновлена поврежденная пожаром надвратная церковь Вознесения Господня с приделом Федора Стратилата. В начале 40-х гг. XVII века восстановление монастыря было полностью завершено. В ходе восстановления были обновлены монастырские крепостные сооружения; началась замена «тына стоячего» на стены рубленые «тарасами». Однако полная реконструкция крепостных сооружений не была проведена.

С начала 1630-х гг. в условиях угрозы новой войны со Швецией, начинаются работы по восстановлению и строительству цепи крепостей на Северо-Западе России. Они должны были заменить прежние, утраченные по Столбовскому мирному договору. В 1631 году с ремонта Земляного города в Великом Новгороде началось строительство оборонительных сооружений, при этом деньги «на острожное дело» по царскому указу взимались со всего, без исключения, населения новгородских пятин[57]. В 1631 г. обветшавший острог в Вологде был заменен стеной, рубленой "тарасами". Новая деревянная стена с навесными бойницами и бревенчатыми парапетами имела 12 шестигранных рубленых башен, что резко повышало оборонительные возможности осажденных. В 1632 году в соседней Устюжне Железнопольской также начинается строительство «нового острога». Устюженская крепость была деревянной, имела 18 башен и по своим размерам относилась к числу крупнейших[58]. Строились крепости в Олонце, Каргополе и в других городах.

Неудачная для России война со Швецией 1656-1658 гг. привела к новому этапу строительства крепостей на северо-западных приграничных территориях. В 1657 году в Великом Новгороде фактически заново строится Окольный город на Софийской стороне. В 1654 - 1680 гг. под руководством крестьянина-зодчего Кирилла Серкова Кирилло-Белозерский монастырь превращается в каменную «великую государеву крепость».

Укрепления Тихвинского Успенского монастыря требовали капитального ремонта с частичной заменой крепостных построек. На фоне развернувшегося грандиозного крепостного строительства на Северо-Западе России до укреплений Тихвинского Успенского мужского монастыря у правительства не доходили руки, по-прежнему вследствие недостатка средств. Лишь в 1657 году присланный из Москвы в Тихвин воевода И.И. Баклановский провел ряд мероприятий по повышению оборонительных возможностей Богородицкого Успенского Тихвинского мужского монастыря, проведя ремонт обветшалых укреплений.[59] С 1658 года была введена должность «городничего старца» ответственного за содержание крепостных укреплений, вооружения и боеприпасов, и должным надзором за гарнизоном из тихвинских посадских людей.

Не дождавшись субсидий правительства или хотя бы возвращения заимствованных в ходе войны денежных средств, монастырские власти Тихвинского Успенского мужского монастыря пошли на новые большие расходы. В период с 1668 до 1680 г. монастырь на свои средства и силами зависимого от него населения, провел большие строительные работы в монастыре. Восстановлению подлежали обветшавшие и сгнившие деревянные стены и башни, часть из них сооружалась в камне.

Одновременно шло строительство келейных и других палат. В 1668 году началось строительство Казенных келий - двухэтажного здания, сооружение которого происходило в два этапа: вначале новгородцами Ларионом Осиповым и Иваном Кашинцем был построен первый этаж, а в 1678 году тихвинский каменщик Яков Агапитов надстроил его вторым этажом. Сочетание красного цвета стен с белыми деталями декора, широкое использование декоративной отделки придали Казенным кельям светский характер. В XVII веке в них размещалась Приказная монастырская изба, созданная для управления многочисленными монастырскими вотчинами.

В 1669 году на средства московского дьяка Богдана Силина была сооружена западная башня - Введенские ворота. Руководил строительством новгородский каменщик Ларион Осипов.

Архитектурный облик Успенского мужского монастыря второй половины XVII века изображен на плане Ивана Зеленина (1678 г.) и копии плана, составленной И. Квасниковым (1679 г.)[60]. Благодаря особенностям создания древнерусского чертежа-рисунка Успенский мужской монастырь представлен на нем с высоты птичьего полета. С первого взгляда на чертеж монастыря бросается в глаза центральное расположение громадного Успенского собора, окруженного по периметру монастырскими каменными и деревянными постройками. Обилие деревянных сооружений в монастыре подчеркивается наличием рубленных из дерева монастырских стен и башен с шатровыми завершениями.

Доминирующее здание архитектурного ансамбля монастыря - Успенский собор - к 1678 году имел, искажающие его первоначальный вид, приделы: с северной стороны – во имя Иоанна Богослова, с южной стороны – во имя пророка Ильи. Они были возведены при архимандрите Ионе (Баранове) в период между 1669 и 1671 годами[61]. Наружные росписи храма были сделаны новгородскими и тихвинскими мастерами.

Проход к храму со стороны западных Введенских (Передних) ворот, устроенных во внешней ограде монастыря, шел через Святые ворота, украшенные арочными входами. Над бочкообразными завершениями здания Святых ворот возвышались устремленные вверх главы Вознесенской церкви и придела Федора Стратилата. Главы покоились на каменных барабанах, сооруженных над поставленными «в разбежку» кокошниками крыши церкви. Стены здания Святых ворот были расписаны изображением христианских святых, на арках входов сделаны в 1662 году надписи об основании монастыря и произведенных росписях. Парадность главного входа подчеркивала значимость места хранения чудотворной иконы Тихвинской Богоматери.

В четырехугольнике зданий, окружающих Успенский собор, на плане монастыря справа от главного входа указана Покровская церковь с трапезною. В трапезную, отличающуюся громадными для времени её строительства в XVI веке размерами, имелся вход на уровне второго этажа по специальной лестнице. К Покровской церкви примыкала пятипролетная монастырская звонница. Колокольный звон обеспечивался десятками больших и малых колоколов, из которых выделялись своими размерами Полиелейный колокол весом в 300 пудов, пожертвованный царем Федором Иоанновичем в монастырь в 1589 году, и Ранний колокол весом около 120 пудов, впервые установленный на ещё деревянной звоннице Успенского собора в 1549 году[62]. На фасадной стене звонницы к середине XVII века были установлены часы с боем.

Далее по южной стороне центральной части монастыря, вплотную к колокольне, были поставлены Казенные палаты. К моменту составления плана монастыря Ивана Зеленина (1678 г.) их строительство только что было закончено; возможно, шла ещё отделка печей специально изготовленными в Иверском Валдайском монастыре цветными «мурамзелеными» изразцами[63]. Южные братские кельи, строительство которых в камне началось в 1688 году, на плане отсутствуют. На восточной стороне, напротив вторых ворот ведущих в монастырь и используемых в хозяйственном отношении, расположилось двухэтажное здание Больничных палат с церковью Андрея Первозванного. Церковь только что возведена, но ещё не освящена, и в плане на главе церкви нет креста. Вся северная сторона центральной части монастыря на плане представлена деревянными строениями. В северо-восточной части территории монастыря показан ряд амбаров и других хозяйственных построек монастыря. В амбарах хранилось изрядное количество соли, запасенной монастырем в период установления государственной монополии на продажу соли, приведшую в «соляным» бунтам в России.

По всему периметру территории монастыря составителем чертежа-рисунка показаны деревянные стены с башнями. Несмотря на утверждение в ябедной челобитной игуменьи Введенского женского монастыря Параскевы от 14 августа 1680 года о том, что «…ныне успенские власти, по своему великому богатству и многолюдству, завели каменный город и кельи»[64], собственно «город» (крепость) большей своей частью оставался деревянным.

Каменными в XVII веке были обе воротные башни (Введенских и Никольских ворот) и небольшая часть стен, примыкающая к ним. Ограда монастыря была рублена тарасами, по ним был настлан боевой ход, крытый двускатной тесовой крышей. Названия всех башен были перечислены в смотровой специальной книге «городничим старцем» Кириллом Варенцовским в 1666 году. Башен было девять: Введенские ворота, Федоровская угловая, Омутная, Тайничная, Никольские ворота, Мельницкая угловая, Раскат, Озерная и Столповая. На плане Зеленина, в силу его особенностей составления, не показана Озерная башня, но она существовала в действительности, и была изображена на чертеже 1747 года, составленном И. Слядневым. Из семи деревянных башен четыре были рублены шестериком, три были квадратными в плане. Все башни, включая воротные, имели шатровые завершения.

В последней четверти XVII века при архимандритах Успенского мужского монастыря Варсонофии, Макарии, Евфимии и Боголепе продолжается интенсивное строительство с заменой деревянных сооружений монастыря на каменные. В 1679 году под руководством Якова Агапитова закончилось сооружение двухэтажного здания больничных палат с церковью св. Андрея Первозванного. Данная церковь, как уже указывалось, была отмечена на плане Зеленина. В отделке фасадов палат были использованы декоративные элементы так называемого «узорочья» XVII века. Церковь имела в своем завершении кокошники, расположенные трехрядно «в разбежку». К 1685 году она была переосвящена во имя Двенадцати апостолов.

С 1682 по 1690 года тихвинскими каменщиками, тем же Яковом Агапитовым совместно с Ларионом и Гаврилой Санковыми и Игнатом Петровым, были выстроены архимандричьи, келарские и южные братские кельи. Фасады упомянутых зданий были декорированы нарядными наличниками и порталами с килевидными завершениями, типичными для жилых монастырских зданий XVII века. В 1687-1689 годах с восточной стороны монастырского комплекса (крепости) Яков Агапитов возводит Никольскую надвратную башню

Последней постройкой XVII века была церковь Покрова Богородицы с примыкавшими к ней житничными кельями. Её начали строить в 1691 году, завершили строительство в 1702 году; позднее церковь дважды перестраивалась и сменила своё наименование на Крестовоздвиженскую.

Формирование архитектурного ансамбля Тихвинского Большого монастыря продолжалось в XVIII веке. Масштабные строительные работы, начатые при императоре Павле I, завершились в 1801 году. Все остававшиеся деревянными башни и крепостные стены были полностью заменены каменными сооружениями. В древних надвратных башнях устроены церкви: в восточной - церковь св. Николая Чудотворца, в западной - церковь в честь Тихвинской иконы Богоматери.

Таким образом, на протяжении XVI – XVIII вв. сложился архитектурный ансамбль Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря, чей облик в несколько искаженном и добавленном виде сохранился до наших дней. Наличие высокочтимой святыни – иконы Тихвинской Богоматери - и Успенского собора вместе с другими постройками, предназначенными для хранения чудотворного образа, позволяло в XVII веке называть монастырь Богородичной Лаврой. В царствование Петра Великого его стали называть Тихвинским Большим монастырем.

 

План-схема усадьбы Апрелевых.

Нагорная половина

Обонежской пятины. 1696 г.

 

[1] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб., 2004. С. 180.

[2] Розов Н.Н. Искусство книги Древней Руси и библиогеография (по новгородско-псковским материалам). // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С.36.

[3] Витославлицы. - www.Novgorod.ru/city/history/zodchestvo/part2/kult_cer/nikulino.htm

[4] Маркелов А. Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли. www.rusvera.mrezha.ru/471/10.htm

[5] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб. 2004. С. 178-184.

[6] Случевский К.К. По Северо-Западу России. Т. II. СПб., 1897. С. 312.

[7] Серебрякова Е.И. Лицевые рукописи повествований о чудотворной иконе Богоматери Тихвинской в собрании ГИМ // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание. СПб., 2001. С. 46.

[8] Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, СПб., 1999. С. 32-33.

[9] Мордвинов И.П. Там же. С. 33.

[10] Немировский Е.Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV – начала XVII в.// Кн.I.: Возникновение славянского книгопечатания. М., 2003. С. 425.

[11] Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. С. 68.

[12] Пуцко В. Новгородские иконы святых столпников //София. 2003. № 4.

[13] История русского искусства. Т.II. М., 1954. С.258.

[14] Русское искусство XV-XX веков из фондов Государственного Русского музея. Альбом / сост. Е.Н.Петрова. Л., 1989. С.219 -220.

[15] Смирнова Э, Ямщиков С. Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV-XVIII веков. Л., 1973. С.19.

[16] Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. – www.oblmuseums.spb.ru/rus/museums/25/guite.html

[17] Русское искусство XV-XX веков из фондов Государственного Русского музея. Альбом / сост. Е.Н.Петрова. Л., 1989. С. 219.

[18] Тихвинский Фольклорный Архив. Исследования и материалы. СПб., 2000. С. 135.

[19] Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси. Л., 1970. Ил. 31, 32.

[20] Русское искусство XV-XX веков из фондов Государственного Русского музея. Альбом / сост. Е.Н.Петрова. Л., 1989. С. 219.

[21] Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Л., 1971. С. 138.

[22] Колесникова Л.А. Об истории реставрации чудотворной иконы Богоматери Тихвинской //Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание. СПб., 2001. С. 27.

[23] Стерлигова И.А. Драгоценный убор Тихвинской иконы Богоматери // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание. СПб., 2001. С. 42-44.

[24] Шалина И.А. Тихвинский иконописец Родион Сергеев и вопросы монастырского иконописания XII в. – www.archi.ru/conference/thesis/fili/shalina.htm

[25] Колесникова Л.А. К вопросу об организации иконописного промысла на Тихвинском посаде XVII в.

(по материалам архива Тихвинского Богородицкого монастыря) //«Уваровские чтения – III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность» / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря, Муром, 17–19 апреля 1996 г. Муром, 2001. – www.museum.murom.ru

[26] Рыжова И.П. Роспись Успенского собора в Тихвине. СПб., 2001. С. 9-12.

[27] Соловьева И.Д. Иконописание в Александро-Свирском монастыре в XVI - XVII веках (по материалам архивов). - www/booksite.ru/fulltext/7vo/isk/1.htm

[28] Сербина К.Н. Очерки …С. 153.

[29] Пуцко В.Г. Образ Богоматери Тихвинской в пластическом искусстве // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание. СПб., 2001. С. 49.

[30] Рыбаков А.А. Живопись Вытегорского ареала художественной культуры Обонежья XVI-XVII вв. // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Петрозаводск, 2003. -

www.kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2003/05_08.htm

[31] Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 1987. С. 90.

[32] Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С.30-31.

[33] Варенцов В.А., Коваленко Г.М. В составе Московского государства. СПб., 1999. С. 59.

[34] Историко-статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оного преподобного Антония. Новгород, 1885. С. 14.

[35] Трифонова Т.К. Памятник деревянного зодчества. //Новый путь, 1983. 22 ноября.

[36] Гущина В.А. К вопросу об истоках формирования Кижского архитектурного ансамбля. // Кижский вестник. 2004. № 9 - www.kizhi.karelia.ru/specialist/pub/vestnik9.htm

[37] Савандер К.Ю. Ступенчатые покрытия в деревянной храмовой архитектуре российского Севера // Православие в Карелии. Материалы республиканскойнаучной конференции (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск. 2000., С. 34-41.

[38] Бокситогорский район Ленинградской области. Историко-архивные исследования, инвентаризация памятников и натурное обследование// Натурное обследование Климовского сельсовета Т. VII. Л., 1982. С. 199-200.

[39] Писцовая книга 1583 г. Временник императорского Московского общества истории и Древностей Российских. Кн. 6. М., 1850. С. 305.

[40] История русского искусства. Т.III. М., 1955. С. 415.

[41] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб., 2004. Прим. 16.

[42] Мильчик М.И., Ушаков Ю.С.. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С. 121.

[43] Земля Невская православная. СПб., 2000. С. 150.

[44] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. … С. 73.

[45] История русского искусства. Т. III. М., 1955. С. 274

[46] Мильчик М.И., Варакин Е.П. Иконография деревянного Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция // Народное творчество. Петрозаводск, 1992. С. 141-154.

[47] Тихвин. Альбом. М., СПб., Тихвин, 2004. С. 144

[48] Красноречьев Л.Е., Тынтарева Л.Я. «…как мера и красота скажут». Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971. С. 36-43.

[49] Жегалова С.К. Крестьянское жилище Русского Севера XVII-XVIII вв.// Памятники Отечества. 1986. № 1. С. 140.

[50] Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С. 27.

[51] Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в. // История СССР. 1971. № 5. С. 212.

[52] Громов Г.Г. Русское крестьянское жилище XVI-XVII вв. (по графическим источникам) // Вестник Московского университета. 1967. № 3. С. 77.

[53] Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. Ук. соч. С. 218, 221.

[54] Мордвинов И.П. Ук. соч. С. 14.

[55] Тихвинский Фольклорный Архив. Исследования и материалы. СПб., 2000. С. 85.

[56] Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 221.

[57] Варенцов В.А., Коваленко Г.М. В составе Московского государства. СПб., 1999. С.47-48.

[58] Пугач И.В. Устюжна Железнопольская и уезд в XVI – первой половине XVII в.: территория, население, хозяйство. Вологда. 1999. С. 108-111. – www.booksite.ru/fulltext/us/tyi/jna.htm

[59] Сербина К.Н. Очерки … С. 46.

[60] Мильчик М.И. Древнерусский архитектурный ансамбль на чертежах и иконе XVII века // История СССР. 1974. № 2. С. 202 – 216.

[61] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб., 2004. С.133-134.

[62] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. … С. 146.

[63] Степанова Л.В. Архитектурный ансамбль Тихвинского Успенского монастыря. Тихвин, 1979. б.с.

[64] Сербина К.Н. Очерки… С. 49.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.047 с.)