Новгородские монастыри на территории Тихвинского края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новгородские монастыри на территории Тихвинского края.



Монастырское землевладение на территории Тихвинского края на протяжении XVII века укрепило свои позиции и лишь немного уступало по количеству зависимого населения поместному дворянскому землевладению. Новгородские монастыри продолжали владеть вотчинами и приумножать крестьянское население в них, несмотря на изменение своего положения, подобно Спасскому Ковалеву монастырю. Ранее бывший крупным новгородским монастырским феодальным собственником на территории Тихвинского края и владевший вотчинами в Михайловском Озерском и Спасском Шугозерском погостах на протяжении нескольких веков, он потерял свой статус авторитетного монастыря и в конце XVII века стал приписным к Софийскому дому. Однако вотчины Спасский Ковалев монастырь сохранил, и численность зависимого населения на протяжении XVII века почти удвоил.

Новгородский (Софийский) архиерейный дом на территории Тихвинского края по количеству зависимого населения уступал лишь Тихвинскому Успенскому мужскому монастырю. Его владения находились в Егорьевском Пашекожельском и Михайловском Тервиничском погостах, где в отдельных поместьях проживали «софийские дворяне», испомещенные новгородским митрополитом.

Из числа крупных новгородских монастырей на территории Тихвинского края вотчинами в Дмитриевском Капецком погосте владели Антоньевский Римлянина и Спасский Хутынский монастыри. Отенский монастырь имел в Михайловском Черенском погосте вотчину в составе нескольких деревень, включая дер. Рудная Горка. В Климентском Колбекском погосте небольшую вотчину имел Духов монастырь. В том же погосте несколько деревень принадлежали Покровскому Зверинскому девичьему монастырю, ему же принадлежали земли населенные зависимыми крестьянами в соседнем Никольском Дрегольском погосте.

Ефимьев девичий монастырь владел вотчиной в Никольском Явосемском погосте. По соседству с нею в дер. Верховье располагалась церковная вотчина, принадлежащая церкви Николая Чудотворца, что была в пределе церкви Бориса и Глеба в Великом Новгороде. Старинной вотчиной в Воскресенском Лученском погосте на протяжении всего XVII века владел Никольский Вяжицкий монастырь. Никольскому Островскому монастырю принадлежала старинная вотчина в Михайловском Озерском погосте, включающая деревни расположенные вокруг озера Еглино.

В Тихвинском крае, как и во всей Обонежской пятине, монастырских вотчин было больше чем в других новгородских землях. В Спасском Шугозерском и Михайловском Озерском погостах вотчины новгородских монастырей превосходили земельные владения местных помещиков по занимаемой площади и количеству зависимого крестьянского населения.

 

Тихвинский посад.

Экономическим центром Тихвинского края в XVII веке являлся Тихвинский посад. Фактически это был частновладельческий город, принадлежащий Тихвинскому Успенскому монастырю, что было уникальным явлением, фактически уже исчезающим в России. Его жители были не свободными посадскими людьми, а феодально-зависимыми от монастыря. В официальных документах того времени они именовались и как «посадские люди», и «Тихвина монастыря крестьяне», и «тихвинские монастырские крестьяне торговые люди», и просто «жильцы».

Восстановление Тихвинского посада началось с окончания Смутного времени и в писцовой книге 1620 года были уже отмечены 23 вновь построенных двора. На протяжении следующих двух десятилетий посад полностью отстроился и насчитывал в 1647 году 330 дворов. Во второй половине XVII века рост посада продолжается, перепись 1678 года насчитывает 430 дворов, перепись 1686 года – 550 дворов, а по данным 1697 г. на посаде было 622 двора. Фактически посад представлял собой средневековый город, имеющий свыше 3 тыс. населения[23].

Население Тихвинского посада возрастало не только за счет естественного прироста, монастырские власти всегда стремились поселить на своем посаде каждого свободного человека. В первые годы после Смутного времени были отысканы и возвращены на посад разбежавшиеся во время шведско-польской интервенции его жители. Пожелавшим поселиться на посаде предоставлялись льготы, а на уходивших из под власти монастыря накладывались большие, заранее оговоренные, иски.

Согласно порядной грамоте 1628 года крестьянина Гаврилы Михайлова Тихвинскому Успенскому монастырю предусматривалась выплата громадной для простого человека суммы в 50 рублей за уход с посада к другому светскому или церковному феодальному владельцу. Только при таких условиях монастырские власти разрешили Гавриле жениться на жительнице Тихвинского посада Татьяне Агиевой и поселиться на посаде. Тем самым монастырь подстраховывал себя на случай потери монастырской крестьянки в случае ухода Гаврилы Михайлова с семьей с посада, что было возможным до принятия Соборного Уложения 1649 года[24].

В середине XVII века население Тихвинского посада пополнилось за счет карел - «выходцев из-за свейского рубежа», которые в немалом количестве обосновались на посаде и в вотчинах Тихвинского Успенского монастыря, не смотря на официальный запрет государственной власти[25]. Во второй половине XVII века на житье в посад приходят последние свободные люди из ближних и дальних окрестностей Тихвина, вынужденные в связи с полным оформлением крепостничества в России искать себе феодального покровителя. В 60-70 гг. XVII века только из одного Иванского Вольского погоста пришли жить на посад 10 «государевых вольных людей»[26].

Население Тихвинского посада делилось на три категории: торговых, ремесленных и пахотных людей. Доля последних постоянно сокращалась, к концу XVII века лишь в каждом седьмом дворе на посаде земледелие и разведение скота было главным занятием его обитателей. Дворы пахотных людей находились на окраинах Тихвинского посада. Дворы торговых людей тяготели к центру посада, ремесленники расселились по всему посаду, лишь кузнецы жили в специальной слободе, именуемой просто «Кузнецами» и перенесенной после пожара 1693 года в юго-западный конец посада на Романиху поближе к реке Тихвинке.

На плане Тихвинского монастыря и посада 1678 года с достаточной точностью воспроизведены основные объекты Тихвинского посада. Главная улица посада (Белозерская или Большая) вела на городскую базарную площадь, на восточной стороне которой стояли соборная церковь Преображения и церковь Никиты, епископа новгородского. На выходе из главной церкви справа, на северной стороне площади, находились таможня и «важня» - городские весы. На юго-западной стороне площади находился гостиный двор с 6 рядами: Большим, Серебряным, Соляным, Мясным, Рыбным и Калашным (безлавочным). В каждом ряду было до 10-15 лавок, торговали также с «мосцов» и «полков», особенно в дни ярмарки. Товары хранили в амбарах и «житницах». В 1675 году в Тихвинском посаде насчитывалось лавок – 85, житниц – 13, амбаров – 16.

Торговые люди Тихвинского посада и наиболее зажиточные из ремесленников жили поближе к торговым рядам. Всего в середине XVII века на посаде было 14 улиц и 2 переулка. Главная Белозерская улица имела 68 дворов, на Береговой улице находилось 57 дворов, на Кабановой улице до 49 дворов. Большая Романицкая улица в 26 дворов относилась к средним по величине улицам посада. Она и другие улицы на Романихе и в ближайшей округе составляли второй церковный приход с церковью Флора и Лавра и Знаменской церковью, который объединял основную массу старых тихвинских кузнецких семей и менее зажиточных посадских людей.

Дворы Тихвинского посада представляли собой городские усадьбы, имеющие в своем составе жилые избы и подсобные помещения (клети, амбары, конюшни), набор которых соответствовал занятиям хозяина и членов его семьи. Ремесленники и часть торговцев продолжали заниматься огородничеством, которое, как и содержание скота, требовало наличия определенных площадей под огороды и сенокосы. Хлеб был привозным. Все земли Тихвинского посада принадлежали Тихвинскому Успенскому монастырю и были распределены между его жителями. Посадские пашенные люди также арендовали землю в окрестностях у соседних помещиков и их крестьян.

Строения Тихвинского посада сплошь были деревянными и страдали от частых пожаров. В 1662 году выгорела вся центральная часть посада вместе с гостиным двором, церквами Преображения и Никиты и значительным количеством посадских дворов. Грандиозный пожар 1693 года вновь уничтожил центральную часть Тихвинского посада; от пожара 10 апреля 1697 года погибла половина посада[27]. От пожаров пострадало множество посадских людей, как ремесленников, так и торговцев. Количество лавок, амбаров, житниц к концу века несколько сократилось. Монастырские власти вынуждены были предоставлять погорельцам определенные льготы.

Управление Тихвинским посадом находилось в руках его владельца - Тихвинского Успенского монастыря. В пользу монастыря жители посада платили оброк и выполняли различные повинности (монастырское уделье, поденщина, караулы, подводная повинность). От государственных податей и повинностей жители посада были освобождены на основании жалованной грамоты царя Федора Ивановича. Данное положение подтверждалось последующими царскими грамотами. Царь Алексей Михайлович 7 мая 1646 года также подтвердил освобождение тихвинских посадских людей от государственных налогов. Однако уже с 1647 года началось взимание с Тихвинского посада вначале разовых чрезвычайных, а затем постоянных налогов. Во второй половине 50-х гг. XVII века жители Тихвинского посада уплачивали все городские налоги и сборы, подобно жителям других русских городов («ямские деньги», «стрелецкая подать», «десятая деньга» в отдельные годы, «рублевая пошлина», «деньги даточным людям на жалование» и другие).

Сбор государственных налогов производился по требованию воевод Великого Новгорода, которые присылали в монастырь грамоты с указанием срока и суммы сбора. Архимандрит Тихвинского Успенского монастыря через монастырского слугу передавал на посад требование выбрать окладчиков по «новому окладу». Избранные посадским населением окладчики приводились к присяге в Тихвинском монастыре и приступали к окладу посадских людей, собирая их в таможенной избе. После этого публично зачитывались результаты расклада, и специальные сборщики приступали к сбору денег. Собранные деньги и окладные книги, по которым производился сбор налога, отвозились в Великий Новгород, где окладчики отчитывались в произведенном ими сборе налога.

Несмотря на определенную демократичность условий расклада государственных податей, каждое новое распределение государственного налога сопровождалось «спорами и ссорами» на посаде, вызовами спорщиков в монастырь, посылкой ходоков в Новгород и Москву, наказанием ослушников «плетьми нещадно». Борьба за передел условий налогообложения привела к тому, что, начиная с 1666 года, все государственные и монастырские налоги тихвинские посадские люди платили не поровну «со двора», а с «прожиточности». Также постепенно с 70-х годов XVII века некоторые монастырские натуральные повинности стали заменяться денежным оброком.

Двойственность положения тихвинских посадских людей в отношении налогообложения и выполнения повинностей заключалась также и в том, что они подобно крепостным крестьянам платили оброк и выполняли барщину в пользу монастыря, и, в тоже время, несли специфические городские повинности и налоги. Всё это вело к неминуемой борьбе посадского населения с монастырскими властями, особенно проявившейся в XVIII веке.

В середине XVII века Тихвин становится одним из важных центров ремесленного производства на Северо-Западе России. Ремесленники или «промышленные люди» составляли до половины тяглового населения посада. Их численность постоянно росла и достигла во второй половине XVII в. около 200 человек[28].

Всего на Тихвинском посаде насчитывалось до 30 ремесел, а самой многочисленной группой тихвинских ремесленников были кузнецы. Они составляли до 40 % всех тихвинских ремесленников и от работы на заказ перешли к работе на рынок, обслуживая всероссийский рынок. Серебреники, гребенщики, свечники, шапочники обслуживали региональный и местный рынки. Овчинники, сыромятники, красильщики, портные, иконописцы производили свои изделия по заказу потребителя.

Среди ремесленников наблюдалась сильная конкуренция, шла имущественная дифференциация. Часть ремесленников совмещала ремесло с торговлей, занималась скупкой готовых изделий и переходила в группу торговых людей, подобно представителям рода Чаплиных, тихвинских кузнецов, известных с XVI века.[29] Развитие ремесла шло параллельно с развитием внутренней и внешней торговли. Ежегодно «о зборное воскресение», т.е. к воскресению первой недели великого поста на Тихвинском посаде собиралось множество народа. В течение трех-четырех дней шла знаменитая тихвинская ярмарка, привлекающая торговцев из 30-40 городов Российского государства и различного рода людей из волостей Олонецкого, Новгородского, Белозерского, Устюженского и других уездов.

Наличие в Тихвине святынь общерусского масштаба также способствовало развитию Тихвинского посада и превращению его в XVII веке в развитый экономический и культурный центр Северо-Запада России.

 

Зарубежная торговля.

Важную роль в становлении и развитии Тихвинского посада имела зарубежная торговля. В середине XVII века в силу своего приграничного положения Тихвин становится одним из центров международной торговли. Условия Столбовского мирного договора предусматривали развитие торговых отношений между Россией и Швецией, но тяжелое экономическое положение в русских землях, вызванное Смутным временем, не способствовало быстрому налаживанию торговых связей. В первые мирные годы были лишь единичные случаи торговых поездок русских и шведских купцов. С 1626 года постоянную торговлю со шведами начали вести новгородцы. Вслед за ними торговые поездки в Стокгольм регулярно начали совершать торговые люди из Тихвина, Олонца, Ладоги, а затем и других русских городов.

В 1637 году в Стокгольме был сооружен временный Русский гостиный двор, имевший 21 торговое помещение. В построенном к началу 1640-х гг. постоянном Русском гостином дворе было 33 торговых помещения. В дальнейшем, вследствие пристройки новых помещений, их число выросло к 1649 г. до 55, а к 1654 г. – до 74.[30] В 1673 году было построено каменное здание Русского гостиного двора, получившее название «Большой двор», а сохраненные старые постройки стали именоваться «Малым двором».

Тихвинские торговые люди прочно заняли второе место (после новгородцев) в русской торговле в Стокгольме как по количеству поездок, так и по сумме торгового оборота. В отдельные годы в Швецию приезжало тихвинских купцов больше чем новгородских, но, в основном, это были обладатели небольших торговых капиталов. В 1662 году в Швеции побывал 21 тихвинец, а на Тихвинский посад приехало 17 иностранных купцов; в 1667 году за рубеж отправились 12 тихвинских торговых людей, а иностранцев прибыло 7 человек. В развитии русско-шведской торговли был заинтересован владелец посада – Тихвинский Успенский монастырь, и монастырские власти энергично хлопотали за снятие различных ограничений во внешней торговле, которая занимала в торговых операциях тихвинцев от 33 до 52 % торговых оборотов[31].

Каждую зиму тихвинские торговые люди, принявшие решение отправиться за рубеж, запасались необходимыми товарами во время тихвинской ярмарки и поездок в другие города и села. Приобретенные товары складировались в Тихвине или доставлялись санным путем в с. Сясьское устье, откуда начинался для тихвинцев морской путь за рубеж, и где находилась пограничная застава и таможня[32]. Весной по полной воде тихвинцы на лодках сплавлялись с товарами по Тихвинке и Сяси до устья последней. Но тихвинцы знали и «тайные» речные и сухопутные дороги, открывавшие широкие возможности для беспошлинного вывоза и ввоза товаров.

В Сясьском устье проводилась перегрузка товаров на морские суда – карбасы, вместимостью до 2,5 – 3 тыс. пудов (40 – 50 т.). Богатые тихвинцы имели собственные карбасы, к весне отремонтированные, просмоленные и оснащенные. Мелкие торговцы нанимали карбасы вместе с судовщиками вскладчину или примыкали к богатым соседям. В путь отправлялись вместе, помогая друг другу во время плавания длившегося 3-4 недели. Путь лежал вдоль ладожских берегов в Неву. В её устье перед выходом в дельту Невы и Финский залив на короткое время останавливались в Ниеншанце (русские Канцы, современная Охта). Здесь небольшая часть тихвинских торговых людей оставалась для торговли со шведскими купцами, большая часть отправлялась в Швецию, следуя Финским заливом и шхерами Аландского архипелага. Весенне-летний переход, совершавшийся, как правило, в хорошую погоду, заканчивался в Стокгольме на пристани Русского гостиного двора.

Тихвинские торговые люди находились в Стокгольме, как правило, до осени, но были и отдельные купцы, которые оставались на зиму. Русским купцам было запрещено заниматься в шведских городах розничной торговлей, однако этот запрет не всегда выдерживался, и существовали отдельные дни и отведенные места для проведения розничной торговли.

Все возрастающее количество в Стокгольме русских торговых людей и их обслуги в лице приказчиков, судовщиков, сторожей требовало проведения богослужения по родным православным обрядам. Условия Столбовского мирного договора запрещали возведение за рубежом церквей. Но выход был найден. С 1646 года в Стокгольме богослужения проводились в «молитвенном амбаре» (часовне) новгородскими или тихвинскими священниками, ежегодно направляемыми в Стокгольм на летний торговый период. Священники использовались не только для церковной службы. Когда в 1691 году в Стокгольме умер богатый тихвинец Семен Иванов сын Попов, находившийся в то время на Гостином дворе новгородский священник Василий Андреев возглавил комиссию из тихвинцев для описи покойного и распорядился уплатить долг покойного одному из местных купцов.[33]

Обратный путь тихвинцев на родину проходил в осеннее время и был значительно сложнее ввиду осенней штормовой погоды. Среди тихвинцев существовала поговорка: «Как бог из Стекольна вынесет», однако трудности и опасности, а иногда и гибель русских судов, ходивших по морю в Стокгольм, не сдерживали развитие русско-шведской торговли в XVII веке.

Тихвинские купцы торговали в Швеции в основном товарами русского ремесла и продукцией сельского хозяйства.[34] Из Стокгольма вывозились также шведская товарная продукция и частично некоторые транзитные товары из других стран Западной Европы. Ассортимент товаров тихвинского торгового человека С. Попова по описи 1691 года состоял как из ремесленных изделий - простые ткани, одежда, кожи и изделия из кожи, рукавицы, мыло, деревянные изделия, так и из сельскохозяйственной продукции – лен, пенька, хмель, крупа, воск, а также пушнина. Особым спросом пользовались русские шерстяные рукавицы, один только тихвинец Артемий Васильев привез в 1675 году в Стокгольм 3 тыс. пар рукавиц, а всего их в данном году было привезено 6729 пар, а двумя годами раньше – 16118 пар. Таким образом, значительная часть населения шведской столицы носила зимой русские рукавицы[35].

Значительную роль в зарубежной тихвинской торговле играли поставки в Швецию хлеба, мяса, сала, рыбы. Однако торговля продовольствием не была постоянной и часто нарушалась по политическим соображениям и в неурожайные годы. В 1675 году русские власти запретили вывоз мяса в Швецию, и на пограничной заставе в Сясьском устье были задержаны грузы сушеного мяса в количестве 1970 пудов, принадлежащие 14 тихвинским торговым людям. Большое место в вывозимых товарах тихвинских купцов занимала пенька, необходимая в парусном судостроении и юфть – кожа специальной высококачественной выделки, производимая только в России. Данные товары в больших количествах приобретались в Тихвине также шведскими купцами.

В русском вывозе из Швеции, несмотря на значительное количество ремесленных изделий, преобладал чистый металл в слитках и в металлическом ломе: медь и высококачественное железо. В XVII веке выпуск российских медных денег производился из шведской меди, из неё отливались пушки, колокола и различные бытовые изделия. Тихвинские купцы привозили из Швеции в Тихвин "шкилевую медь". Под этим названием фигурировали мелкие шведские монеты достоинством в 1-2 эре, измерялись они пудами или бочками[36].Высоко ценились «плоты» - большие медные доски с вычеканенным на них шведским государственным гербом, выполнявшие роль денег, а также полуфабрикаты и промышленные изделия из качественной меди. Так, тихвинец Ульян Васильев привез в 1676 году из Стокгольма только «шкилевой меди» 3 пуда, Фрол Корольков привез из-за «Свейского рубежа» в 1680 году 253 пуда меди всех сортов и 288 пудов железа. В 1696 году самый крупный из торговых людей Тихвинского посада – Гаврила Самсонов – вывез в один прием из Швеции 490 пудов железа, 140 пудов меди, 2 медные пушки, 2 паникадила, 1 рукомойник, 50 стоп оловянных. Все это он увез в Москву, оставив для себя только сковородку медную, часы, 2 конца сукна «аглицкого» и 2 солонки.[37] Другой богатый тихвинский купец Июда Васильев Фишевский в 1693 году вывез из Швеции 305 пудов «меди-ветоши» и 120 «колес» медной проволоки весом 94,5 пуда, а также 137 медных котлов[38].

Иностранные купцы, торгующие в Тихвине, также привозили значительное количество металла и металлических изделий. В 1665 году купец из Ниеншанца Лавва Матфеев (такой была русская транскрипция фамилии шведского купца, занесенного в таможенную книгу) привез в Тихвин 28 фунтов плотовой меди, 6 фунтов медной проволоки, 90 замков, более тясячи ножей, 6 тыс. игол, 358 шляп, много дорогих материй (120 аршин камки, 70 аршин бархата черного, 30 аршин. тафты, 37 тюков полотен тонких и т.д.) - всего на сумму в 1027 рублей[39].

Ассортимент ввозимых и вывозимых товаров на протяжении всего XVII века почти не менялся. Большинство импортных товаров доставленных в Тихвинский посад, продавалось на местной ярмарке иногородним купцам или вывозилось в другие города. По таможенным книгам Тихвина, его торговые связи распространялись не меньше, чем на 30 городов помимо многочисленных сельских пунктов. Территория, охваченная этими связями, включала все Заонежье, значительную часть Поморья, верхнюю и среднюю Волгу приблизительно до Казани, новгородские и псковские земли, Москву, Ярославль, часть замосковных городов и более крупные города по западной границе (Вязьма, Торопец)[40].

Несмотря на успехи в зарубежной торговле тихвинских торговых людей, в целом внешняя торговля России через Балтийское море не соответствовала её потребностям. Швеция держала данную торговлю в своих руках, не разрешала вести её с западноевропейскими странами через свою территорию, а также препятствовала ввозу в Россию оружия и ряда товаров. Попытка России пробиться на берега Балтики в 1656-1658 гг. закончилась неудачей. В завершающем году XVII века царь Петр I начал новую войну за возвращения выхода к Балтийскому морю.

С началом Северной войны зарубежная торговля тихвинских торговых людей прекратилась. 9 октября 1700 года все находившиеся в Стокгольме на Русском гостином дворе русские люди были арестованы и препровождены в тюрьму. Их товары и деньги были конфискованы. Многие не выдержали долгих лет плена Уцелевшие тихвинцы во главе с Варлаамом Саньковым и Июдой Васильевым Фишевским в 1711 году вернулись из плена в результате обмена на пленных шведов.

После окончания Северной войны русско-шведская торговля была восстановлена. Русский гостиный двор, куда так стремились тихвинские торговые люди, продолжал функционировать вплоть до 1874 года, но основание Санкт-Петербурга и превращение его в центр международной торговли свело на нет зарубежную торговлю Тихвина.

 

[1] Российское законодательство X-XX веков. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. С. 69.

[2] Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. СПб., 1999. С. 24-25.

[3] Селин А.А. Ладога при Московских царях. Ст. Ладога – СПб., 2003. С. 26.

[4] Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в XVII столетии // Законодательство. 2005..№ 8. - www.garant.ru/dosug/76.htm

[5] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб., 2004. Приложение. С.XXXVIII.

[6] Секретарь Л.А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верендовского, Спасского Верендовского. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 217.

[7] Воробьев В.М., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение от «Смутного времени» до кануна Петровских реформ. Л., 1986. С. 151.

[8] Маркина Н. Тихвинская Богоматерь.// Родина. 1998. №4. С. 102.

[9] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.. 1991. Кн. 7. Т. 13. С. 122.

[10] Седов П.В. Подношения в московских приказах XVII века. С. 144. -www.auditorium.ru/books/4506/ct9.pdf

[11] Пугач И.В. Устюжна Железнопольская и уезд в XVI – первой половине XVII в.: территория, население, хозяйство. Вологда., 1999. С. 244. – www.booksite.ru/fulltext/us/tyu/jna/1.htm

[12] Пугач И.В. Устюжно-Железнопольский уезд в XVI – первой половине XVII века. //Устюжна. Т.4. Вологда, 2000. С.56.

[13] Воробьев В.М., Дегтярев А.Я. Ук. соч. С. 151

[14] Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 2000. С. 468.

[15] Мильчик М.И. Древнерусский архитектурный ансамбль на чертежах и иконе XVII века // История СССР. 1974. № 2. С. 203 – 204.

[16] Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической жизни русского города. М., 1951. С.190 – 191.

[17] Сербина К.Н. Несколько новых документов из истории восстания С. Разина.//Исторический архив. 1936. № 1.

[18] Земля Невская православная. СПб., 2000. С. 146.

[19] Троицкая церковь из Рёконьской пустыни в музее Витославицы (г. Новгород)-www.novgorod.ru/city/hitory/zodchestvo/part2/kult_cer/rekon.htm

[20] Яковлев Н., Соболева К. "Рёконь - место тихое и святое". // Община XXI век. Православное обозрение. 2004. № 2. - www.21v.ru/avarya/rekony/rekony.htm

[21] Тихвин. Альбом. М., СПб., Тихвин, 2004. С. 149-150.

[22] Тихвинский земский календарь справочник на 1917 год. Петроград, 1916. С. 71.

[23] Сербина К.Н. Очерки … С 54-55.

[24] Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. М., 1903. С. 112.

[25] Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII в. Петрозаводск, 1956. С. 29.

[26] Сербина К.Н. Очерки… С. 57.

[27] Сербина К.Н. Очерки… С.52-53.

[28] Хромов П.А.Экономическая история СССР. Первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. М., "Высшая школа", 1988.

[29] Сербина К.Н. Очерки… С. 52.

[30] Шаскольский И.П. Русская морская торговля на Балтике в XVII в. СПб., 1994. С. 43-44.

[31] Сербина К.Н. Очерки… С. 270.

[32] Селин А.А. Ук. соч. С.28.

[33] Шаскольский И.П. Ук. соч. С. 98.

[34] Рухманова Э.Д. Русско-шведская торговля по Невскому пути и г.Канцы (XVII) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1976. С. 155.

[35] Шаскольский И.П.Ук.соч. С. 82.

[36] Быков В.А. Медные шведские монеты на территории Русского Севера в XVII веке.// Культура Русского Севера. Вологда, 1994. С. 72.

[37] Сербина К.Н. Очерки… С.271.

[38] Шаскольский И.П. Ук. соч. С. 87.

[39] Шаскольский И.П. Ук. соч. С. 176.

[40] Базилевич К. Таможенные книги как источник экономической истории России // Проблемы источниковедения. Сборник первый. М. - Л., 1933. С. 110-129. - www. opentextnn.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.239 с.)