Малые обители Тихвинского края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малые обители Тихвинского края.



В центре и на окраинах Тихвинского края в XVI - XVII вв. существовали небольшие, большей частью лесные, обители в сакральных тихих уголках, как бы составляющие из местночтимых святынь ожерелье к главной святыне тихвинской земли иконе Тихвинской Богоматери и её хранителю Успенскому мужскому монастырю. Некоторые из них исчезли навсегда в Смутное и другое время, другие сохранились и даже достигли определенного расцвета и знаменитости. Из расположенных около Тихвина монастырей Николо-Беседный монастырь был восстановлен только к 1648 году, в то время какАнтониев Дымский монастырь был восстановлен в 1626 году по повелению царя Михаила Феодоровича Романова и по благословению патриарха Филарета. Среди жертвователей на восстановление его монастырских строений была царица-старица Дарья (Анна Колтовская), завещавшая в обитель 5 рублей.

Повышению авторитета своих монастырей способствовали незаурядные монастырские подвижники, такие как строительНиколаевского Боровинского мужского монастыря Елисей; игумен Николо-Беседного монастыря Досифей и монах Феодосий, произведшие в 1668-1669 гг. перестройку каменных церквей монастыря; игумен Антониевского Дымского монастыря Филарет, при котором в обители в 1655 году построена церковь во имя иконы Казанской Божьей матери или бывший инок, а затем игумен Убогой Зеленой пустыни Корнилий, ставший новгородским митрополитом в 1674 – 1698 гг. При нем пустынь достигла своего расцвета и стала Троицким Зеленецким монастырем.

В конце XVII века в Зеленце были возведены все основные каменные постройки и получены новые монастырские вотчины, в том числе в Ильинском Сясьском и Петровском Мелигежском погостах. После смерти митрополита Корнилия в 1698 году Троицкий Зеленецкий монастырь стал приписным к Новгородскому (Софийскому) архиерейному дому.

Некоторые малые обители Тихвинского края обладали вотчинами с зависимыми крестьянами и бобылями. Антониев Дымский монастырь, имеющий вотчины в Дымском и Тервиничском погостах и 61 душу зависимого населения в 1678 году, был скорее средним, чем малым монастырем. В вотчине Убогой Зеленой пустыни пожалованной царем Михаилом Федоровичем в 1624 году к середине XVII века проживало 8 монастырских крестьян-бобылей.

Оскуйский Спасо-Преображенский благополучно пережил Смутное время и в 1615 году отмечены «…на Оскуи два храма, Спас да Никола чудотворец деревяны…». В середине XVII в. в своей вотчине монастырь имел 4 взрослых души зависимого населения, в 1676 году – 7 человек. Некоторые малые обители погибли в Смутное время. Так о восстановлении расположенного на «Тифинской дороге» на берегу реки Пчевжи, в 75 верстах к юго-западу от Тихвина, Середокоротном Стефановском монастыре сведений нет.

Большинство малых монастырей центра Нагорной половины Обонежской пятины (на окраинах Тихвинского края) в XVII веке утратили свою самостоятельность и стали приписными к Тихвинскому Успенскому монастырю или к новгородскому Софийскому собору (резиденции новгородских митрополитов). Так, самый значительный из малых тихвинских монастырей Антониев Дымский монастырь в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года указан как приписной к Софийскому дому.

Вслед за восстановлением старых монастырей в Тихвинском крае возникли новые монастырские обители. На севере Тихвинского края к 1654 году в Спасском Шиженском погосте на Пустынском озере была основана Ладвушская пустынь[18]. Ещё до 1642 года на берегу рек Сарки и Суксы (притоке Паши) учреждается Троицкий Сарожский монастырь (Сароцкая пустынь). На юге Тихвинского края строится Свято-Троицкая Реконьская пустынь, история которой прослеживается по документам с 80-х гг. XVII века. Строителем пустыни старцем Арсением возведена в 1672 году и освящена 3 октября 1676 года деревянная Троицкая церковь, сохранившаяся до наших дней, благодаря перенесению её в музей деревянного зодчества «Витославицы». В Троицкой церкви хранилась главная святыня монастыря – явленная икона Живоначальной Святой Троицы, имеющей «тип древности неприкосновенной», и два Евангелия 1607 и 1631 годов. Царем Алексеем Михайловичем «по чудесам иконы Троицы Живоначальной» Реконьской пустыне было пожаловано 1800 десятин земли.

В 1686 году Свято-Троицкая Реконьская пустынь была приписана к Тихвинскому Успенскому монастырю. По указу новгородского митрополита Корнилия и распоряжению архимандрита Успенского Тихвинского монастыря Макария, священником Николаевского погоста Александром была составлена очень подробная, передаточная опись всего имущества и земель. По описи 1686 г. предстает облик средневековой лесной обители состоящей из одной небольшой деревянной церкви со звонницей, двух монашеских келий и скотного двора для лошади и коровы с приплодом. Все обнесено простейшей оградой из бревен, забранных в столбы. В ограде двое ворот, из которых только главные "святые" покрыты тесом. Другие и все стены без покрытия. Зависимого населения в своей вотчине обитель не имела. Рядом с монастырем находилось поселение в 3 двора, где жили поп и дьячок, а третий был пуст[19]. И в последующие годы, вплоть до XIX века, Реконская пустынь продолжала оставаться тихой провинциальной обителью Петровского Пчевжского погоста на юге Тихвинского края[20].

Во второй половине XVII века на востоке Тихвинского края в Егорьевском Койгушском погосте на берегу речки Лепрудки, впадающей в Тутоку, при содействии местных помещиков Унковских, была основана Пятницкая Лепрудская пустынь. В 1681 году на месте утраченной была построена новая деревянная церковь во имя святой Параскевы Пятницы. Строителем церкви был плотник "Олонецкого уезда дворцовой мегорской волости Василий Иванов сын Квасов", подлинный договор которого, датированный 20 сентября 1681 года, хранился в архиве Тихвинского Успенского монастыря. Главная достопримечательность удаленной обители - местночтимаяикона Параскевы Пятницы, выполненная на доске размерами 16 на 12 вершков[21]. По сведениям И.П. Мордвинова, составившего рукописный исторический очерк пустыни, из принадлежностей обители XVII века сохранились антиминс 1670 года и синодик, находящийся в Румянцевском музее (Славяно-русские рукописи Ундольского, Москва, 1840, № 158). В нем упомянуты священно-иноки пустыни – Геронтий, Игнатий, Александр, Яков[22]. Обитель большую часть своего существования находилась в приписке к Тихвинскому Успенскому мужскому монастырю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.223 с.)