Весь в составе древнерусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весь в составе древнерусского государства.



Начало формирования весских племён относится к III-IV вв. н.э. В VI веке о них уже знает готский историк Иордан. Произошли весские племена от этнической общности, существовавшей на основе позднекаргопольской культуры в I тысячелетии до н.э., близкородственной верхневолжской дьяковской культуре. Допустимо участие периферийных дьяковских племён, проживающих в Молого-шекснинском регионе, в формировании средневековой весской народности. Приход первых групп славян-кривичей в Приильменье и Помостье в V-VI вв. вызвал подвижку местного финно-угорского населения в Юго-восточное Приладожье и Юго-западное Белозерье, где оно также приняло участие в образовании весской народности.

Центром формирования весской народности вплоть до начала XII века было Белозерье. Именно здесь археологами выявлены крупные населённые пункты, в том числе и те, которые возникли до прихода скандинавов и славян в Белозерье. Найденное археологами городище в низовьях реки Шолы, впадающей в Белое озеро, имеет впечатляющие размеры. Длина укреплённой части древнего города по периметру составляет около восьми километров. Посад делился ручьём на две не вполне равные части и в каждой из них был свой укреплённый детинец (кром). Оба крома были обнесены двумя рядами укреплений, а кроме них ещё выделяется отдельное небольшое обвалованное укрепление, стоящее на бывшем острове и соединявшееся с сушей дамбами.[8]

Город на р. Шоле древнейший из найденных в Белозерье. Он существовал до IX-X вв. и являлся, по-видимому, центром притяжения основной массы весских племён и зарождающейся государственности.

Событиям, развернувшимся в 859-862 гг. в Верхней Руси и известным как летописное «призвание варягов» должны предшествовать другие. Летописные данные – «В лето 6367 (859 г.) имаху дань варязи из Заморья на чюди, на словенах, и на мери, и на всех кривичах от мужа по беле векшици» - не дают начала установления скандинавского господства в Верхней Руси. Очевидно, оно происходило постепенно, в период с 750 года, когда была основана Ладога и до середины IX века. Скандинавы постепенно облагали местные племена будущей Верхней Руси. Они первыми нарушили начавшуюся складываться весскую государственность, проложили Волжско-Балтийский путь через земли веси и мери на Волгу.

Варяги грабили местное население, разрушили их зарождающие города, организовали на данной территории опорные пункты и обложили данью, которую весь и другие племена выплачивали мехами. Так норманны-викинги вели себя в Западной Европе, так они поступали и в Восточной Европе. Только в отличие от Западной Европы, где норманны начали массовое переселение в Англию и Францию (провинция Нормандия) и в другие места, массового переселения в Восточную Европу не происходило. Викинги-варяги в данных, отличных от западных условиях, изменили тактику и привлекли часть местного населения в свои ряды. Это население (колбяги), часть племенной верхушки отдельных групп веси, активно участвовали в скандинавском освоении края.

Согласно летописным данным в 859 году члены северной предгосударственной федерации славянских и угро-финских племён восстали против варягов. «Воссташа кривичи, и словене, и чюдь, и меря на варяги, изгнаша их за море, и не даша им дани, и начаша сами себе владети и грады ставити».[9] Начавшаяся междоусобица между племенными группировками привела к широко известному призванию варягов. Далее мы видим, что одному из братьев легендарного Рюрика, не менее легендарному Синеусу, было отдано во владение Белоозеро, где по летописным данным «сидела весь». В Белозерье «варяжский городок», связанный с приходом в IX веке князя Синеуса с дружиной, отождествляется с городищем на реке Киснемке на северном берегу Белого озера.

Время Синеуса было быстротечным, по летописным данным он умирает через два года после призвания варягов в 862 году. Само призвание, по свидетельству Пискарёвского летописца, получившего широкую известность среди специалистов, было далеко не мирным актом. Рюрик и его братья Трувор и Синеус «начаша воевати всюду». Весские племена были приведены к покорности, платили дань Рюрику – новому правителю Верхней Руси.

После смерти Князя Синеуса в Белоозеро, как важный центр новой державы Рюрик назначает для управления «мужей своих». После смерти Рюрика, его преемник Олег организует походы в Поднепровье и собирает войско из всех подвластных ему областей Верхней Руси. В его походе 882 года на Киев принимает участие весь. По всей видимости, в походе князя Владимира из Новгорода на Киев, во время одной из первых княжеских междоусобиц в 980 г., принимала участие белозерская русско-варяжская дружина, в которой значительная часть воинов имела происхождение от местной веси.

В Х веке весь, располагавшаяся на большей части территории Межозерья, оказывается в разных административно-политических образованиях. На востоке региона формируется Белозерская земля, а на западе, особая Обонежская земля, тесно связанная с Ладожской городовой волостью и в конце Х столетия путём слияния последних, образуется Ладожская земля, которой управляют выходцы из Скандинавии (Швеции).

В X-XI вв. новый поток славянских переселенцев начал осваиваться в южной части Тихвинского края и в Белозерье. Начинается частичная ассимиляция веси славянами. По сообщению Троицкой летописи князь Владимир крестил белозерскую весь, что ещё больше способствовало её сближению со славянами. В другие группы веси христианство пришло позднее.

Данные процессы подтверждаются археологическими данными. В XI - начале XII вв. существенные изменения происходят в погребальном обряде веси и кремация умерших повсеместно заменяется ингумацией. В вещевом инвентаре археологических памятников веси данной эпохи повсеместно встречаются предметы славянского происхождения. Особенно показательны изменения в керамике. Во второй половине Х – начале XI в. фиксировалось единичное проникновение в регион заселения веси раннегончарной посуды; во второй половине XI века наблюдалось повсеместное сосуществование лепной керамики и выполненной на гончарном кругу; в начале XII в. налицо полное вытеснение лепной (сделанной от руки) керамики гончарной посудой. Это одно из прямых свидетельств усиливающегося славянского влияния на весь.

В XI в. в Белозерье происходят важные события. В 1071 году в Ростовской земле началось восстание волхвов, перекинувшееся на Белоозеро, где оно получило новую силу. Большинство исследователей отмечают его направленность против местной феодальной верхушки. Однако то, что восставшими руководили волхвы, приверженцы старых порядков, свидетельствует также и о том, что данное выступление носило не только антифеодальный, антихристианский, но и национальный характер, являясь одной из последних негативных реакций белозерской веси на славянское порабощение и ассимиляцию.

После событий 1071 года Белозерская земля становится всё более связанной с Ростово-Суздальской землей, а затем и объектом ссор Великого Новгорода с Владимиро-Суздальским княжеством. Ассимиляция веси славянами в Белозерье усилилась, лишь на западе края отдельные группировки веси продолжали своё существование и трансформировались в вепсскую народность благодаря непосредственным связям с шимозерскими вепсами.

Основная масса весского населения с XII века оказалась в составе Новгородской земли. Самостоятельность Ладожской земли, в которую в X-XI вв. входила большая часть Тихвинского края, в XII веке была ликвидирована и юго-восточное Приладожье обрело статус Обонежского ряда Великого Новгорода и весское население, наравне со всем местным населением, было обложено церковной десятиной и княжескими повинностями.

Погосты с весским (древневепсским) населением занимали значительную часть Тихвинского края. В XV веке граница русских и вепсских поселений шла по реке Тихвинке, в среднем её течении переходила в бассейн реки Паши; её верховья и земли по притоку Капши оставались в зоне расселения вепсов. Частичная ассимиляция вепсов продолжилась в XV-XVIII вв. К концу данного периода на территории бассейнов рек Тихвинки, Явосьмы, Паши, нижнего течения Капши уже проживало полностью обрусевшее население.

На северо-востоке Тихвинского края вепсы сохранили свой язык и культуру. Этому способствовало то, что, заселяя наиболее глухие и малообжитые местности, вепсы были отделены от всех дремучими лесами и непроходимыми болотами, озёрами и несудоходными реками. Однако природный фактор был не единственной причиной сохранения вепсов, существовали другие факторы, благодаря которым русское население в своём продвижении на северо-восток частично обошло коренные земли веси. Важнейшую роль играло возросшее этническое самосознание древних вепсов. В отличие от волжских племён мери, этнически близких веси, полностью ассимилированных славянами, весским племенам удалось сохранить себя как этнос и трансформироваться в небольшую народность вепсов.

[1] Зайцева М.И. Вепсы. //Вопросы истории, 1973, № 9. - с. 215.

[2] Пименов В.В. Вепсы. - М.-Л.: 1965. - с. 20.

[3] Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. – СПб.: 1997.- с. 93.

[4] Пименов В.В. Ук. соч., с. 35.

[5] Равдоникас И.В. Чухари. –Тихвин: 1925. - с. 13-18.

[6] Мордвинов И.П. Тихвинская старина. – Новгород: 1911.

[7] Березович Е.Л. «Чужаки» в зеркале фольклорной ремотивации топонимики. // Живая старина, 2000, № 3. - с. 13.

[8] Кудрявцев М.. Поиски северной столицы. // Памятники Отечества, 1993, вып. 30. - с. 34.

[9] ПРСЛ, т. 34. Пискаревский летописец. - М.: 1978. - с. 34.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.012 с.)