Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Городище дьяковской культуры.
С исчезновением с территории края фатьяновских племён в середине II тыс. до н.э. господствующим населением края снова становятся предки угро-финских племён. Пока неизвестно, было ли это прошлое население, пережившее фатьяновское вторжение, или пришли новые племена прибалтийско-финнского происхождения. По материальной культуре они стояли ниже фатьяновцев, и бронзовый век продлил своё существование почти до середины I тысячелетия до н.э., когда в хозяйство данных племён началось широкое использование железных орудий труда. Весь период с середины I тысячелетия до н.э. и в первые века нашей эры огромную территорию Верхнего Поволжья, берега Оки и область Валдайской возвышенности занимала большая группа племён, названных археологами племенами дьяковской культуры по имени городища у села Дьякова, расположенного под Москвой. Характерной формой поселений людей дьяковской культуры являются небольшие городища, расположенные, как правило, на высоких береговых мысах с крутыми склонами. Со стороны поля дьяковские поселения укреплялись одним или несколькими рядами валов и рвов. По гребню вала, а иногда и вдоль склонов мыса по всему периметру поселения, ставили деревянный тын. Наиболее ранние дьяковские городища датируются YI-IY вв. до н.э., а наиболее поздние - YI в. н.э.. С первых веков нашей эры наряду с городищами возникают открытые поселения - селища. На территории Тихвинского края, который географы называют Северным Валдаем,[6] на восточном склоне Тихвинской гряды, на реке Чагоде находится городище дьяковской культуры. Оно расположено в 400 метрах к югу от дер. Городок Климовской волости на мысу второй надпойменной террасы левого берега реки, в 150 метрах от воды. В 1964 году тихвинский археолог И.П. Крупейченко обследовал данное городище. Площадь городища составляла около 600 квадратных метров. С напольной (западной) стороны располагались расплывшийся ров глубиной до 1 метра и вал высотой до 3 метров. Толщина культурного слоя составляла 0,8 м. При повторном посещении городища в 1971 году было установлено, что высота вала упала до 1-1,3 м, ров имел глубину не более 0,7 м. К западной стороне городища примыкало пахотное, улучшенное мелиорацией поле, и из года в год трактористы при пахоте, стараясь спрямить участок, заезжали на вал, постепенно разрушая его. В 1989 году при новом обследовании городища О.И. Богуславским следов вала не было обнаружено. В 1992 году городище было раскопано археологом А.Н. Башенькиным, а собранный материал поступил в Пикалёвский краеведческий музей.
При раскопках городища были обнаружены несколько углублённых в землю жилищ и большое количество разнообразного бытового инвентаря и костей животных. Много орудий было ещё изготовлено из кости и рога, железо шло на изготовление топоров, ножей, серпов. Среди украшений присутствовали в основном металлические височные кольца. О знакомстве жителей городища с литейным производством говорят находки формочки и льячки. Глиняная посуда представлена плоскодонными горшками, украшенными отпечатками тканей (сетчатый орнамент). Сделана она от руки, без гончарного круга. Определяющими вещами явились найденные при раскопках применяемые в ткачестве глиняные грузики специфического «дьякова типа». Обитатели городища занимались скотоводством и примитивным мотыжным земледелием. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь использовалась для верховой езды. О земледелии свидетельствуют находки тёрочника и серпа. Помимо скотоводства и земледелия дьяковцы занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой, что подтверждается найденными на городище большим количеством костей различных диких животных. Дьяковцы вполне освоили металлургическое производство и различные способы обработки металлов: изделия изготовлялись при помощи литья, ковки, чеканки. Дьяковское городище у дер. Городок Климовской волости является пока единственным памятником подобного типа в нашем крае. Возможно, что поселения дьяковцев были и на реке Лидь, в районе одноимённой реке деревни Подборовской волости, где А.Н. Башенькиным обнаружено селище Лидь-3 эпохи раннего металла или на реке Колпь, где им же обследовано многослойное поселение Лиственка-1, верхние слои которого относятся к эпохе раннего металла и содержат сетчатую керамику. Не исключено, что дьяковское городище у дер. Городок Климовской волости является крайним на севере ареала распространения племён дьяковской культуры. Большинство учёных считает данные племена предками летописных веси, мери и муромы. Но это предположение не подтверждается антропологическими материалами, так как дьяковские могильники не обнаружены, а следовательно черепа и скелеты, необходимые для исследований, отсутствуют. По-видимому, у дьяковцев существовал обычай наземного погребения или же они хоронили своих мёртвых на деревьях, как делали до недавнего прошлого некоторые сибирские народы. Возможно, захоронения производились в «домиках мёртвых», подобных найденному сравнительно недавно близ Звенигорода археологом Ю.А. Красновым и датируемым YIII-YI вв. до н.э. Обнаруженный «домик мёртвых» представляет собой полуземляночное срубное сооружение, в котором размещались в сосудах-урнах остатки трупосожжений.
Отсутствие могильников затрудняет изучение общественных отношений у дьяковских племён. Также ряд учёных сомневается в их полной принадлежности к угро-финскому населению и приписывает часть дьяковских городищ в западном ареале их распространения к предкам славян или балтов Для нашего края принадлежность дьяковских городищ угро-финнам не оставляет больших сомнений. Будучи предками веси, они в IY в. н.э. жили уже не родовыми, а территориальными общинами и, по-видимому, на протяжении всей первой половины I тысячелетия н.э. в их среде шёл сложный процесс распада патриархального строя. То обстоятельство, что территориальные общины охотнее принимают новых членов, чем родовые общины, несомненно, способствовало появлению в нашем крае в третьей четверти I тысячелетия н.э. новых поселенцев, в том числе и славян. [1] Садоков К.А. Геология и полезные ископаемые. // Сб. статей: Природа Вологодской области. – Вологда: 1957.- с. 55-56. [2] Егоров С. Б. Неожиданные новосёлы. // «Новый путь», 1990, № 60. [3] Равдоникас В.И. Доисторическое прошлое Тихвинского уезда. - Тихвин: 1924. - с. 15. [4] Доманский Р. Горнило народов. //Родина, 1997, № 5. - с. 26. [5] Антоненко С. Русь арийская? // Родина, 1997, № 8. - с. 78. [6] Советский Союз. Том Российская Федерация. Европейский Север. - М. 1971.- с. 329.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.233.176 (0.161 с.) |