Племена фатьяновской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Племена фатьяновской культуры.



В первой половине II тысячелетия до н.э. в Волго-Окском междуречье и соседних с ним областях широко распространяются новые племена, которые резко отличаются от старого неолити­ческого населения лесной зоны Восточной Европы. Культуру этих племён принято называть фатьяновской по названию дер. Фатьяново близ Яро­славля, где был открыт первый могильник данной культуры. Племена фатьяновской культуры занимали громадную территорию. На западе границы распространения фать­яновских памятников доходят до Десны и верховьев Днепра, на востоке фатьяновцы доходили до Вятки и Камы. Северные и южные границы менее определены. Южные, по-видимому, не уходили далеко за реку Оку в лесо­степь, а северные границы доходили до нашего края, о чём свидетельствуют находки своеобразной керамики фатьяновцев.

Ближайшие к Тихвинскому краю памятники фатьяновской культуры расположены на востоке – в бассейне реки Мологи, а на западе они расположились вдоль реки Волхов близ Великого Новгорода (Бронницы), Новой Ладоги (д. Вельсы) и гор. Волхов. Археолог В.И. Равдоникас ещё в начале ХХ века предполагал наличие памятников фатьяновской культуры в Тихвинском крае.[3]

Племена фатьяновской культуры отличались от соседнего населения ярко выраженными особенностями. Основные сведения о материальной куль­туре фатьяновцев собраны по материалам раскопок многочисленных могиль­ников, так как их поселения найти трудно, и они встречаются археологам крайне редко. Особенностью фатьяновских могильников является обряд за­хоронения покойников в скорченном положении на боку. Изредка встречаются парные погребения мужчины с женщиной или коллективные могилы нес­кольких человек.

В фатьяновских могильниках археологи находят много вещей: шаро­видных, богато украшенных своеобразным орнаментом сосудов шнуровой ке­рамики; плоских каменных шлифованных клиновидных топоров, долот, крем­нёвых ножей и наконечников стрел; и, главное, разнообразных боевых сверлёных ладьевидных топоров-молотов, часто покрытых рельефными узо­рами. Находки незаконченных обработкой топоров свидетельствуют о том, что крупнейший в Европе центр распространения этого оружия находился на территории фатьяновской культуры. Именно в основном по типам данно­го оружия вся территория, занимаемая племенами фатьяновской культуры, была разделена археологами на несколько районов данной культуры: ярос­лавско-тверской, московский, чувашский и днепро-деснинский. Необходимо также отметить, что с запада к территории занимаемой фатьяновцами при­мыкала культура боевых топоров и шнуровой керамики Прибалтики.

Фатьяновские могильники богаты и металлическими изделиями. Среди них бронзовые проушные вислообушные топоры, близкие по форме к вол­го-камским и степным катакомбно-кавказким топорам конца III - начала II тыс. до н.э.. Кроме топоров распространены также бронзовые копья, шилья и различные украшения, с орнаментом подобным выполненных на со­судах, что доказывает местную обработку бронзы.

Фатьяновскую культуру на земле оставили скотоводческие племена, разводившие овец, коз, свиней, коров и лошадей. Достоверных фактов о развитии земледелия у фатьяновцев нет, хотя в небольших масштабах оно несомненно было, о чём свидетельствуют встреченные среди фатьяновских древностей каменные зернотёрки.

Жизнь фатьяновцев в окружении обычно враждебно настроенных неоли­тических племён была беспокойной и полной опасностей. Приходилось с оружием в руках отстаивать выпасы и охранять стада. Может быть, по это­му и хоронили фатьяновцы своих мужчин-воинов с оружием, подчёркивая, что они прежде всего были воинами, охраной племени, а не мирными ско­товодами. Фатьяновцы хорошо владели верховым конём, что подтверждается тем, что у носителей культуры боевых топоров широко использовался ка­менный топор-молот. Как оружие пешего боя он совершенно нерационален, а как оружие всадника каменный топор-булава весьма эффективен. Недаром подобное оружие дожило в конных войсках до XYIII века в виде булав и «топоров с поворозою»(темляком).

Не исключено, что фатьяновские племена сами были настоящими раз­бойниками для местных племён, и совершали далёкие походы с грабитель­скими целями. При этом завоеватели могли нести и серьёзные потери. Об этом также свидетельствуют археологические находки. На стоянке Нико­ло-Перевоз на реке Дубне найдены погребения девяти человек, при кото­рых были типичные фатьяновские вещи, а вот наконечники стрел, которыми они были убиты, местные. Находки такого типа не единичны и расположены по всей периферии обитания фатьяновских племён.

Вероятно во время одного из походов, какая-то родоплеменная группа фатьяновцев дошла до нашего края, продвигаясь вдоль притоков Волги - Мологи и Чагодощи. На определённое время они обосновались на поселении Забелье на Вожанском озере, обитаемом со времён мезолита и неолита. Здесь при проведении раскопок неолитического поселения и на­шёл следы обитания фатьяновцев в нашем крае летом 1989 года археолог Ю.Н. Урбан. Фатьяновские племена были индоевропейцами, появились они на тер­ритории Волго-окского междуречья и близлежащих территориях ранее засе­лённых предками угро-финских племён около 1800 г до н.э. и через 300 лет следы их на данной территории исчезают.

Возможно, фатьяновцы были поглощены основной массой населения лесной зоны и ассимилированы. По другой версии, они переместились в лесостепную зону вместе со своими стадами скота и слились там с другими формирующимися племенами. Так неудачно завершилась первая попытка части индоевропейцев, представляю­щих предков германцев, балтов и славян, вернуться на историческую ро­дину своих мезолитических предков. Последовавшее через тысячу лет пос­ле фатьяновцев новое продвижение индоевропейцев (теперь уже славян) увенчается успешным освоением ими новых территорий Восточной Европы, в том числе и нашего края.

 

Сенсационное открытие (древнейшая письменность индоевропейцев).

Летом 1989 года при раскопках неолитического поселения Забелье (Соминская волость) археологом Юрием Николаевичем Урбаном были найдены следы обитания фатьяновцев на данном поселении. Ничего необычного в этом не было, по-видимому на какой-то период фатьяновцы заня­ли удобное для них поселение местных лесных племён, скорее всего силой. И в находках также не было ничего необыкно­венного - обычные, казалось бы, образцы керамики фатьяновских шарооб­разных сосудов, украшенные штриховым орнаментом. Сенсация прозвучала позднее - летом 1998 года, когда Ю.Н. Урбан публично озвучил по област­ному радио результаты изучения штрихового орнамента с фрагментов фать­яновского сосуда со стоянки Забелье. То, что вначале принималось просто за орнамент, было древнейшей в Европе письменностью. В тексте были вы­явлены 31 знак древнего письма и 4 особых черточки, играющие ту же роль, что и разделительные знаки (вирамы) в древнеиндийском письме. Учёным удалось выделить 5 законченных слов текста.

В истории культуры человечества II тысячелетие до н.э. отмечено тем, что именно тогда было положено начало созданию алфавита, затем распространившего у всех европейских и многих азиатских народов. Но произошло это в Передней Азии и у народов стоящих на уровне классового общества или хотя бы на уровне его зарождения. Находки в Забелье меня­ют многие устоявшиеся взгляды на возникновение письменности у древних народов.

Как средство закрепления речевой информации - письмо первоначаль­но возникло в эпоху мезолита или неолита в виде серии связанных с друг другом рисунков - пиктограмм. Это было вызвано усложнением форм обще­ния людей, с необходимостью передачи на расстояние информации, охот­ничьих и военных сообщений, закреплению ритуально-магических норм и положений. Однако пиктограммы могли передавать лишь простейшие сообще­ния. Переход от пиктограмм к древнейшим системам письменности, как уже говорилось выше, происходил у разных народов с возникновением классо­вых отношений и примитивной государственности. Развитие звукового письма, которым пользуются индоевропейские и другие народы начинается с создания финикийского алфавита, ставшего позднее основой для гречес­кого, латинского, кириллицы и других алфавитов.

В мире существует немало загадок, связанных с появлением и рас­пространением письменности. Со II века н.э. известны рунические надпи­си германского происхождения распространённые не только в Скандинавии и Северной Европе, но и в Старой Ладоге и Новгороде. Известны однотип­ные с ними по элементам и общему начертанию рунические надписи тюрков Сибири и Средней Азии. Недавно найденные надписи «пещерных городов» Саракамышской впадины (Зап. Казахстан и Туркменистан), расположенные на путях переселения индоариев, также близки к рунической письменности. Некоторые исследователи определяют область возникновения рунической письменности в нынешней средней России - прародине индоевропейских на­родов.[4]

В связи с этим открытие Ю.Н. Урбана логически подтверждает данную теорию. Найденная им неизвестная письменность носит штриховой характер изображения и может лежать, в силу своей исторической древности и при­надлежности к индоевропейцам (фатьяновцам), в основе последующих форм письменности индоевропейцев - протоиндийской, рунической, а может быть и той системы письма, о которой упоминал древнерусский летописец, ут­верждая, что славяне до кириллицы имели своё письмо в виде «черт и ре­зов».

Ещё 300 лет назад было высказано предположение о том, что руни­ческая графика письма могла возникнуть только как система письменности на бересте, подобно тому, как вавилонская клинопись появилась как гра­фика на глиняных табличках, а египетская или китайская иероглифика - как система письменности на папирусе или бумаге. Это утверждение также верно и для письма фатьяновцев из Забелья. Берёза священное де­рево древних ариев. Береста употреблялась ими для записи лишь священ­ных текстов.[5]

Вполне вероятно, что для письма фатьяновские жрецы в большей степени использовали бересту, чем свои шарообразные сосуды в момент их изготовления. Просто береста истлела за 3,5 тысячи лет, а обломки сосуда с письменностью фатьяновцев сохранились в земле Забелья до наших дней.

На близость графики надписи из Забелья с протоиндийской письмен­ностью и письменностью других древнейших индоевропейских народов ука­зывает Ю.Н. Урбан в пояснительной записке к экспонатам археологической выставки Пикалёвского краеведческого музея. Выставка, где представлены для широкого обозрения фрагменты керамики с письменностью фатьяновцев, имеет постоянный характер и является гордостью музея.

Но, по-видимому, должны пройти годы, и нужны новые образцы письма фатьяновцев, прежде чем это сенсационное открытие станет достоянием широких научных кругов и сформирует новые взгляды на формирование письменности на заре цивилизации, а точнее ещё в её сумерках в период бронзового века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.01 с.)