Виды профессионального отбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды профессионального отбора



 

Различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Психофизиологический отбор занимает важное место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминировать физиологическими системами организма, прежде всего, центральной нервной системой. Психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают высокой прогностичностью.

 

Психофизиологические особенности подростка

 

Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строение организма, состояние здоровья.

Каждый человек обладает определённым психофизиологическим качеством. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному обладанию определённой профессией или группой профессий [2, с.302].

Назначение на работу лиц, не обладающих должностными качествами центральной нервной системы и анализаторов, может сказаться на состоянии здоровья функциональном нарушении центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Однако выделение людей с профессиональной непригодностью лишает их профессиональной деятельности. Непригодные к одной специальности, они могут войти в группу с высокой пригодностью к обучению и работе по другой специальности.

Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяют три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый.

Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряжённую и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как, например, авиадиспетчер, оператор энергосистемы, оператор почтовой линии, аппаратчик химических, производственных услуг. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но эта особенность компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что даёт преимущества при овладении профессиями, к которым предъявляют повышенные требования к мышечной суставной чувствительности двигательного анализатора точности глазомера. Это касается профессий часовой и радио электронной промышленности, где предполагается такая работа с мелкими деталями и т. п.

Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и её чувствительностью. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе, сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.

Помимо традиционных типологических свойств существую и другие, в частности, мобильность. Она определяется способностью человека выполнять движения с большей или меньшей частотой.

Следовательно, предполагается определять по трём показателям: по отношению к возбуждению, по отношению к торможению и уравновешенности по данному свойству.


Цель жизни человека

 

Центральным теоретическим конструктором для каждого человека является «цель жизни». Цель жизни – это словосочетание, которое относительно редко встречается в психологической литературе. Вместе с тем существует и практическая проблема, поскольку у молодых людей в определённом возрасте (12 – 14 лет) неизменно возникает вопрос о своём предназначении в этом мире. Но прямо им на этот вопрос никто не может дать ответа – ни родители, ни учителя, ни сверстники, и консультанты. Они только могут дать совет им при выборе профессии. Необходимо сформулировать концептуальное и практическое решение этой проблемы. Очевидно, что процессы жизненного целеполагания у подростка очень тесно связаны с процессами его жизненного самоопределения. В подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии.

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Тру работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и является источником существования людей [1, с.36].

Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессионального совершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства.

Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Вообще, начало профориентации нередко относится к 1908 году – к моменту открытия первого профконсультационного бюро в городе Бостоне (США). Однако профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества.

Мнение родителей оказывает огромное влияние на выбор профессии для подростка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.007 с.)