Правовая основа отчетов должных лиц территориальных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа отчетов должных лиц территориальных



Органов МВД России перед законодательными

(представительными) органами государственной власти

Субъектов Российской Федерации

(на примере Волгоградской области

Кудимова В.В.,

Магистрант Юридического факультета ВИУ (ф) РАНХиГС

Аннотация. В данной статье автором рассматривается форма взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с органами законодательной власти субъекта Российской Федерации. На примере Волгоградской области подробно раскрывается тема о заслушивании отчета начальника регионального Главного Управления МВД России перед депутатами Волгоградской областной Думы о состоянии правопорядка в регионе и об итогах работы подразделений органов внутренних дел. В статье приведены конкретные примеры решения на уровне субъекта Российской Федерации отдельных вопросов, поднимаемых в ходе отчета, направленных на укрепление правопорядка и обеспечение безопасности граждан.

Ключевые слова: законодательный орган государственной власти субъекта РФ, отчеты должностных лиц, территориальный орган МВД России, парламентский контроль, Волгоградская областная Дума, профилактика правонарушений, взаимодействие ветвей власти.

The legal basis of the records of the officials of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in front of the legislative

(representative) bodies of state power of subjects

Of the Russian Federation

(on the example of Volgograd region)

Kudimova V.V.

Abstract: In this article the author considers the form of interaction of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia at the regional level with legislative authorities of the subject of the Russian Federation. On the example of the Volgograd region, the topic of hearing the report of the head of the regional Main Department of the Ministry of internal Affairs of Russia before the deputies of the Volgograd regional Duma on the state of law and order in the region and the results of the work of the departments of the internal Affairs bodies is revealed in detail. The article provides specific examples of solutions at the level of the subject of the Russian Federation of certain issues raised during the report aimed at strengthening the rule of law and ensuring the safety of citizens.

Keywords: legislative body of the state power of the subject of the Russian Federation, reports of officials, territorial body of the Ministry of internal Affairs, parliamentary control, Volgograd regional Duma, prevention of offences, interaction of the branches of power.

Одной из актуальных задач российского государства являются обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает наличие у региональных органов государственной власти полномочий в правоохранительной сфере, а также их взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти в указанной сфере.

Взаимодействие региональных и федеральных органов государственной власти в правоохранительной сфере осуществляется в разнообразных формах. Одной из них являются отчеты должных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Какова правовая природа таких отчетов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации? Чтобы разобраться в этом вопросе следует обратиться к нормам федерального законодательства.

Противодействовать преступности, охранять общественный порядок, обеспечивать общественную безопасность в России призвана полиция. Согласно статье 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации и федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации контрольными полномочиями в отношении органов полиции Федеральный закон не наделяет.

Вместе с тем Федеральный закон «О полиции» содержит норму об отчетах территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральный законодатель, помещая норму об отчете в статью 8 «Открытость и публичность», относит отчет к одному из способов информирования полицией общества о своей деятельности. Следовательно, заслушивание отчета должного лица территориального органа МВД России нельзя отнести к контрольным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, скорее это одна из форм взаимодействия полиции с региональными органами государственной власти.

Это вполне соответствует выводам ученых-юристов о том, что современный этап реформирования органов внутренних дел ориентирован на усиление централизованной формы управления в сфере внутренних дел [1, с. 194-197]. При этом О.В. Петрова отмечает, что для эффективного решения проблемы организации правоохранительной деятельности на уровне региона требуется комплексный подход, предусматривающий укрепление территориальной составляющей этой деятельности путем совершенствования механизма взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти по субъектам Российской Федерации. Поэтому характер данных взаимоотношений, объем их компетенции в вопросах организации деятельности органов внутренних дел нуждаются в корректировке [2, с. 147-149].

Видимо поэтому федеральное законодательство постоянно совершенствуется. Так в 2017 в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральным законом от 29.07.2017 № 227-ФЗ были внесены изменения, согласно которым законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации теперь заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации. По приглашению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях законодательного (представительного) органа с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации и отвечает на вопросы депутатов в порядке, определенном регламентом или иным актом, принятым законодательным (представительным) органом. Эти изменения в законодательстве означают серьезное усиление роли органов государственной власти субъектов РФ в регионах.

Возвращаясь к вопросу об отчете должностных лиц территориальных органов МВД России, следует отметить, периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться, определяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел. Так МВД России издан Приказ от 30.08.2011 № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России», которым утверждена Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. Инструкция детально регламентирует форму отчета, определяет задачи проведения отчета, устанавливает правило о ежегодном отчете и устанавливает сроки его проведения. Инструкцией определен перечень информации, которая должна быть отражена в отчете.

Согласно пункту 3 указанного Приказа министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации было поручено внести до 1 октября 2011 года в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об утверждении порядка отчета перед ними о деятельности подчиненных органов внутренних дел с учетом требований утвержденной Инструкции.

Волгоградской областной Думой специальный правовой акт о порядке отчета начальника ГУ МВД России по Волгоградской области не принимался. Отчет начальника ГУ МВД заслушивается Волгоградской областной Думой в ходе «парламентского часа», порядок проведения которого определяется статьей 103 Регламента Волгоградской областной Думы. Согласно Регламенту на заседаниях Думы в рамках осуществления контрольных полномочий и взаимодействия Думы и органов исполнительной власти Волгоградской области, а также в целях информирования о процессах экономического и социального развития Волгоградской области предусматривается время («парламентский час») для ответов на вопросы депутатов приглашенными на заседания Думы Губернатором Волгоградской области, представителями Администрации Волгоградской области, руководителями иных органов исполнительной власти Волгоградской области и иными должностными лицами. По итогам «парламентского часа» на очередном заседании принимается постановление Волгоградской областной Думы.

Следует отметить, что в Волгоградской областной Думе практика заслушивания отчетов начальника ГУ МВД сложилась достаточно давно, еще до принятия Федерального закона «О полиции». Так в период с 2007 по 2010 гг. руководитель ГУВД по Волгоградской области ежегодно информировал депутатов Волгоградской областной Думы о деятельности органов внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка. В заседаниях принимали участие также представители областной Прокуратуры, Управления федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков по Волгоградской области, Главного государственного инспектора пожарного надзора Волгоградской области, Волгоградской областной административной комиссии. В ходе заседаний Думы обсуждались вопросы обеспечения правопорядка, реализации областных целевых программ, направленных на профилактику правонарушений и повышения безопасности дорожного движения в регионе, противопожарной безопасности и ряд других вопросов. По итогам Волгоградской областной Думой принимались постановления, содержащие рекомендации в адрес федеральных органов государственной власти (Государственная Дума Федерального Собрания РФ и МВД России), региональных органов исполнительной власти (Администрация Волгоградской области), а также в адрес органов местного самоуправления с конкретными предложениями по решению наиболее важных проблем в сфере общественной безопасности. 

С принятием Федерального закона «О полиции» практика заслушивания отчетов начальника ГУ МВД в Волгоградской области была продолжена. В своих отчетах начальник ГУ МВД особое внимание уделял вопросам борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, безопасности дорожного движения, вопросам борьбы с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, учетно-регистрационной дисциплины, кадрового обеспечения органов внутренних дел. В отчете указывались конкретные проблемы ряда муниципальных образований Волгоградской области. Депутаты Волгоградской областной Думы знакомились со статистической информацией, задавали интересующие вопросы, обсуждали региональные проблемы в правоохранительной сфере.

Представляется, что заслушивание отчета начальника ГУ МВД позволяет депутатам на принципах открытости и публичности получить достоверную информацию о деятельности органов внутренних дел, а руководителю территориального органа МВД России услышать вопросы депутатов, представляющих интересы своих избирателей.

Есть в таких мероприятиях и большое практическое значение. В качестве примера можно привести реализацию областных целевых программ «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» и «Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области». Депутатским корпусом на протяжении ряда лет последовательно решался вопрос о внедрении в Волгоградской области комплекса камер видеонаблюдения и фото-видео фиксации правонарушений. В настоящее время данный вопрос нашел свою практическую реализацию в регионе. Еще одним примером может служить решение вопроса о создании в Волгоградской области специального учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ. На решение этого вопроса потребовалось значительное количество времени и финансовых затрат, и в настоящее время учреждение создано.

Однако не все вопросы удается решить. Так уже несколько лет не находит своего решения вопрос о заключении соглашения между Министерством внутренних дел РФ и Администрацией Волгоградской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Очередной «парламентский час» состоялся в Волгоградской областной Думе 22 марта 2018 года на тему «О состоянии законности и правопорядка на территории Волгоградской области по итогам 2017 года». В ходе парламентского часа был заслушан отчет начальника ГУ МВД России по Волгоградской области, рассмотрены сведения о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области за 12 месяцев 2017 года. В ходе заседаний депутаты поднимали вопросы обеспечения правопорядка на проводимых в Волгограде играх Чемпионата мира по футболу, недопущения рекламы наркотиков среди подростков в сети Интернет. Депутатами было отмечено снижение количества преступлений коррупционной направленности, улучшение обстановки на региональных автострадах и, как следствие, уменьшение числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. По мнению участников заседания, итогом предпринятых в регионе скоординированных мер стало недопущение в 2017 году террористических актов, массовых экстремистских проявлений, нарушений общественного порядка, межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

По итогам «парламентского часа» принято постановление ВОД от 25 апреля 2018 г. № 55/3990 «О рекомендациях парламентского часа». Информация о проведенном мероприятии размещена на официальном сайте Волгоградской областной Думы [3].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что такая форма взаимодействия между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и территориальным органом МВД России как отчет на заседании законодательного органа должных лиц территориальных органов МВД России повышает эффективность обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка в регионах.

 

Библиографический список:

1. Петрова О.В. Сущность принципа сочетания централизации и децентрализации в управлении органами внутренних дел// Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 194-197

2. Петрова О.В. О разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны// Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 147-149// https://elibrary.ru/item.asp?id=25518480.

3. http://volgoduma.ru/deputatskie-slushaniya-parlamentskie-chasy/23812-parlamentskiy-chas-ot-22-marta-2018-goda-na-temu-qo-sostoyanii-zakonnosti-i-pravoporyadka-na-territorii-volgogradskoy-oblasti-po-itogam-2017-godaq-.html.

 


УДК 342.98

ББК 67.7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.068 с.)