Организация и деятельность чрезвычайных органов управления советского государства в период Гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и деятельность чрезвычайных органов управления советского государства в период Гражданской войны



Крупецкий Д.В.,

магистрант факультета подготовки руководителей

(начальников) территориальных органов МВД

Академии управления МВД России.

Аннотация: в статье с историко-правовых позиций рассматриваются организация и деятельность чрезвычайных органов управления советского государства в период Гражданской войны. С использованием впервые вводимых в научный оборот архивных документов, автор анализирует порядок формирования, систему и компетенцию названных чрезвычайных органов.

Ключевые слова: Гражданская война, чрезвычайные комиссии, Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, революционные Военные Советы Республики, революционные комитеты, комитеты бедноты, революционные трибуналы.

Organization and operation of emergency management bodies

Of the Soviet State during the civil war

Krupetski D.V.

Abstract: in this article with historical and legal positions are considered the Organization and operation of emergency management bodies of the Soviet State during the civil war. Using for the first time entered into scientific circulation of archival documents, the author analyzes the procedure for the formation and competence of the system called emergency authorities.

Keywords: civil war, the extraordinary Commission, Council of the working and peasant defense, revolutionary Military Councils of the Republic, the revolutionary committees, committees of poor peasants, revolutionary tribunals.

 

Чрезвычайные обстоятельства гражданской войны вызвали необходимость максимального приспособления советского государственного аппарата к ее суровым условиям. Она повлекла за собой создание новых чрезвычайных центральных и местных государственных органов, которые Конституцией РСФСР 1918 г. предусмотрены не были, а также наделение чрезвычайными полномочиями ряда государственных органов, возникших на предшествующем этапе.

Чрезвычайными по своему характеру государственными органами в годы Гражданской войны были чрезвычайные комиссии (ЧК), Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО), революционные Военные Советы Республики (РВСР), революционные комитеты (ревкомы), комитеты бедноты (комбеды), революционные трибуналы (ре6втрибуналы). В годы гражданской войны эти органы сосредоточили у себя всю полноту государственной власти, когда военная обстановка вызвала необходимость срочного принятия чрезвычайных мер.

Как это станет видно далее, слияние воедино законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществленное в изучаемый период советским правительством, привело к смешению институтов управления государством. В этой связи чрезвычайные комиссии и революционные трибуналы, призванные вести борьбу с наиболее опасными контрреволюционными и общеуголовными преступлениями, одновременно являлись элементами системы органов управления советским государством, как обычных, так и чрезвычайных, призванным своей карательной практикой обеспечить функционирование и тех и других.

В годы Гражданской войны произошло значительное усиление возникшей на предыдущем этапе Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, прежде всего за счет образования ее местных органов. В связи с крайним обострением классовой борьбы, полномочия органов ВЧК приобрели чрезвычайный характер, их основным содержанием стала внесудебная расправа с контрреволюционными элементами.

Это было особенно актуально для наведения в стране порядка и защиты завоеваний революции. Учитывая решения 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11 – 14 июня 1918 г., при каждом областном, губернском Совете, а также при крупных уездных Советах, узловых железнодорожных центрах, крупных портах, пограничной полосе была создана централизованная сеть чрезвычайных комиссий. При малых уездных и волостных советах, шоссейных пограничных проездах и т. п. функции чрезвычайных комиссий исполняли комиссары [36, с. 138]. К июлю 1918 г. в РСФСР функционировали уже 40 губернских ЧК и 365 уездных. В сентябре 1918 г. ВКЧ было принято Положение о местных ЧК, а 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности [39].

Согласно названному Положению, ВЧК являлась органом Совета Народных Комиссаров, который ее формировал и работала в тесном контакте с Наркоматами внутренних дел и юстиции. Всеми делами по непосредственной борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными общеуголовными преступлениями ведали организованные местными Советами или их исполкомами на одинаковых правах с остальными своими отделами местные ЧК. Их члены назначались и отзывались местными исполкомами. Председатели местных ЧК также избирались местными исполнительными комитетами, однако утверждались в должности непосредственно ВЧК.

Система органов ВЧК была строго централизованной. Порядок деятельности местных чрезвычайных комиссий определялся возглавлявшей их ВЧК. Вышестоящие органы ЧК были вправе посылать в нижестоящие своих представителей, с правом решающего голоса. Постановления местных ЧК могли быть приостановлены и отменены вышестоящей чрезвычайной комиссией. ВЧК и все местные ЧК наделялись правом организации при себе особых вооруженных отрядов. Их численность устанавливалась местными исполкомами Советов по согласованию с ВЧК. Названные отряды находились под контролем и на учете Революционного Военного Совета Республики.

Некоторое время ЧК действовали под разными наименованиями, как например комитет по борьбе с контрреволюцией в Перми, чрезвычайный штаб в Саратове [35, с. 10]. В ряде случаев, как например, в Липецке, Петроградском уезде, ЧК явились составными частями отделов управления местных Советов [31, л. 33], хотя согласно названному Положению от 28 октября 1918 г. они должны были существовать как самостоятельные отделы исполкомов.

По образу и подобию ВЧК, аппарат губернской ЧК включал отделы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией, по борьбе с саботажем (впоследствии с преступлениями по должности), тюремный, занимавшийся организацией местных ЧК иногородний (организационный), военный и транспортный.

Характерно, что решение об образовании ЧК принималось соответствующими исполкомами самолично, учитывая местные условия и насущные потребности в таковых. Например, 29 октября 1918 г. вопрос о целесообразности организации чрезвычайной комиссии «по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и преступлениями по должности» в Черноярском уезде (Астраханская, затем Царицынская губерния) был рассмотрен на заседании местного исполкома. Учитывая обширную территорию уезда и его нахождение в прифронтовой полосе, по этому поводу было принято положительное решение. При этом ЧК была образована «на автономных началах» в качестве подотдела отдела внутреннего управления исполкома. Примечательно, что смета расходов была составлена одновременно применительно к вновь создаваемым уездной и волостным ЧК [18, л. 20]. В составе Черноярской уездной ЧК были образованы отделы: общий, по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности, по борьбе со спекуляцией и мародерством, следственная комиссия, комендантская часть. Характерно, что обязанности между сотрудниками названной ЧК были распределены нечетко. Так, председатель комиссии одновременно возглавлял отдел по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности и был членом следственной комиссии [19, л. 26 - 27].

Наряду с изложенным следует признать, что основным поводом к образованию региональных ЧК в первую очередь и в большинстве случаев являлись массовые злодеяния и восстания контрреволюционеров. Так, именно по этой причине комитет РКП(б) и исполком Камышинского уезда были вынуждены летом 1919 г. создать в составе последнего отдел по борьбе с контрреволюцией [30].

Система чрезвычайных комиссий в годы Гражданской войны была усилена также за счет специальных ЧК. Так, летом 1918 г. были образованы пограничные и транспортные ЧК. В конце этого же года фронтовые специальные ЧК были реорганизованы в особые отделы ВЧК – органы борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии и на флоте. Кроме того, был образован корпус войск ВЧК, мобильность которого обеспечивалась за счет использования конницы. Перечисленные мероприятия не только обеспечивали бесперебойную деятельность органов советской власти, но и охрану тыла. Благодаря этому удалось избежать крупных мятежей на контролируемой советской властью территории.

Предварительное расследование и розыскные мероприятия по делам, относящимся к компетенции чрезвычайных комиссий, осуществлялись ими с участием представителей профсоюзных организаций, местных советов и органов юстиции. Координацией всех мероприятий в названной сфере занималась особая межведомственная комиссия, члены которой утверждались СНК.

Не вдаваясь в детали регламентации и практики осуществлявшегося ЧК «красного террора», которые выходят за пределы нашего исследования, отметим, что в условиях критической обстановки, сложившейся для советской власти в годы Гражданской войны, чрезвычайные комиссии превратились в карательный орган, проникший во все сферы государственного управления и наделенный правом непосредственной расправы для противодействия контрреволюционным преступлениям.

Наряду с этим чрезвычайные комиссии использовались в качестве инструмента борьбы с наиболее опасными общеуголовными преступлениями, а также решения иных насущных задач образовавших их органов советской власти, особенно в тех случаях, когда требовалось силовое вмешательство. При этом ЧК часто приходилось выходить за рамки возложенных на них полномочий. Так, 12 сентября 1918 г. председателю Черноярской уездной ЧК исполкомом было предписано выехать в поволжские села для проведения мобилизации в РККА, установления советской власти, организации комбедов и проведения в жизнь всех распоряжений как центральной власти, так и уездного исполкома. С этой целью, при помощи имеющегося при ЧК вооруженного отряда, ему было предоставлено право ареста контрреволюционеров и других врагов советской власти, конфискации их имущества и капиталов, а также иные «самые широкие полномочия» вплоть до расстрелов [20, л. 39-40].

ЧК служили эффективным механизмом реквизиций и конфискаций, осуществлявшихся местными органами советской власти. Например, упомянутая Черноярская ЧК не погнушалась изъять у одного из красноармейцев имущество, «превышающее норму потребления», о чем ее председателем и было доложено на заседании исполкома. Последним было принято решение оставить названному красноармейцу только то, что необходимо, а остальное реквизировать [23, л.55]. Согласно приказу председателя названной ЧК от 10 октября 1918 г., только ей принадлежало исключительное право конфискации имущества и продовольственных запасов у граждан, равно как и производство арестов, обысков, облав, выемок документов. Что касается реквизиций, то они осуществлялись ЧК с ведома отдела реквизиций местного Совета [19, л. 26-27]. Председатели ЧК под страхом ареста и предания суду особо предписывал своим сотрудникам при обысках, арестах и допросах обвиняемых вести себя вежливо, не дискредитируя своей грубостью советскую власть [19, л. 35].

Руководство исполкомов нередко прибегало к помощи состоящих при них ЧК для наведения порядка среди подчиненных ему должностных лиц. Например, в сентябре 1918 г. председатель Черноярского исполкома обратился к ЧК с поручением «обратить внимание» на председателя совета местной больницы, который игнорировал его требования [19, л. 35].

Губернские ЧК были обязательной инстанцией по предварительной проверке граждан, претендующих на замещение постов в государственных учреждениях и организациях, на наличие в отношении них препятствующих к этому компрометирующих сведений [43].

Характерно, что при наступлении непосредственной военной опасности, сотрудники местных ЧК практически в полном составе вливались в ряды действующей Красной Армии. Так, 14 октября 1918 г. ввиду создавшейся угрозы захвата г. Черный Яр белогвардейцами, председатель местной ЧК своим приказом передал военному комиссару для отправки на фронт всех своих сотрудников и даже канцелярских работников [19, л. 54].

2 сентября 1918 г., ВЦИК своим декретом объявил Советскую республику «военным лагерем» [48]. При этом во главе всех фронтов и военных учреждений был поставлен Революционный военный Совет Республики (РВСР), наделенный широкими полномочиями. Он стал высшим чрезвычайным органом по всем вопросам, связанным с ведением войны, военным управлением и политическим руководством войсками. Председателем РВСР был назначен Л.Д.Троцкий.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял постановление об образовании нового высшего чрезвычайного органа в государстве - Совета Рабочей и Крестьянской обороны (СРКО) под председательством В.И.Ленина, как председателя Совета Народных Комиссаров [49]. Тем самым, выражаясь языком газеты «Правда», в стране была провозглашена военная, рабоче-крестьянская диктатура [47].

Первоначально СРКО составили председатель РВСР Л.Д.Троцкий, Народный Комиссар Путей Сообщения В.И.Невский, заместитель Народного Комиссара Продовольствия Н.П.Брюханов, Председатель Чрезвычайной Комиссии по производству снабжения РККА Л.Б.Красин, а также представитель ВЦИК И.В.Сталин. Впоследствии в него были включены В.П.Милютин (от ВСНХ) и С.С.Данилов (от Главтруда).

В последствии, по мере завершения военных действий и усиления милитаризации труда, направленного на восстановление народного хозяйства, в апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО), состав которого был более многочисленным.

Названный Совет стал основным чрезвычайным военно-хозяйственным и плановым центром советского государства в период Гражданской войны. СРКО контролировал деятельность РВСР, а также иных органов военного управления. Согласно Постановлению от 30 ноября 1918 г., СРКО был призван обеспечить армию снабжением и с этой целью повысить производительность труда; обеспечить армию и флот, а также Москву, Петроград, все другие промышленные и военные центры продуктами. Кроме того, на Совет возлагалась обязанность заставить все продовольственные и железнодорожные органы в центре и на местах работать с высшими напряжением и добросовестностью. Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности СРКО должен был установить военный режим. Под таковым понимался режим суровой трудовой дисциплины, отвечающий положению страны, которую «бандиты империализма» вынудили превратить в военный лагерь.

К компетенции СРКО относились вопросы военного производства, транспорта, продовольствия, а также пополнения Красной Армии и флота личным составом, обеспечения их вооружением, боеприпасами, питанием, обмундированием и т.п. Кроме того, Совет занимался обеспечением РККА командным составом и политработниками.

Например, 9 июня 1920 г. СТО своим постановлением возложил на руководителей всех учреждений, организаций и предприятий обязанность по тщательной проверке всех подчиненных им сотрудников и работников, на предмет выявления лиц, подлежащих призыву в Красную Армию. Надзор за исполнением данного постановления был возложен на центральную комиссию по борьбе с дезертирством, которая была наделена правом привлечения к этой работе представителей Рабоче-крестьянской инспекции [5, л. 100].

СРКО отличало то, что он не подменял партийные, правительственные и военные органы, а осуществлял в основном координационные функции. Его взаимоотношения с советским правительством определялись вхождением собственных членов в его состав под общим руководством. В результате СРКО по сути представлял собой постоянно действующий военно-хозяйственный комитет Совета Народных Комиссаров.

В деле мобилизации всех сил и средств страны в интересах обороны Совету Обороны предоставлялась вся полнота прав. Для всех ведомств и учреждений, центральных и местных, для всех граждан постановления СРКО являлись безусловно обязательными.

4 ноября 1920 г. ВЦИК и Совет Труда и Обороны приняли Декрет «О местностях, объявленных на военном положении» [55]. До этого военное положение СТО вводилось лишь в отдельных местностях, как например 28 мая 1920 г. в Казанской губернии [46].

Для выполнения специальных заданий на местах, Совет мог выделять из своего состава или состава СНК своих чрезвычайных (особых) уполномоченных. В регионах, на территории которых складывалась непосредственная угроза Советской власти, СРКО(СТО) создавались местные чрезвычайные органы власти и управления. Так, в конце 1918 - начале 1919 гг. в прифронтовых городах по образу и подобию СРКО организовывались местные советы, комитеты содействия обороне, комитеты обороны и т.п.

23 июля 1919 г. Совет предпринял попытку определить структуру, компетенцию и права данных структур. В изданном по этому поводу решении СРКО, касающемся Петрограда и его окрестностей, содержалось требование превратить их в укрепленный район радиусом до 15 верст. Во главе его был поставлен Комитет обороны, подчиненный в оперативном отношении Реввоенсовету 7-й армии. Возглавил комитет секретарь Петроградского комитета РКП(б) Г.Е.Зиновьев. В качестве членов он включал А.П.Розенгольца (от Петроградского Совета), Я.Х.Петерса (коменданта укрепрайона) и Е.И.Козловского (военкома Петрограда).

Перед Петроградским комитетом обороны были поставлены задачи согласования деятельности обслуживающих армию предприятий и учреждений; обеспечение использования для оборонительных нужд всех размещенных в укрепрайоне материальных ценностей, независимо от их ведомственной принадлежности; проведение разного рода мобилизаций; эвакуации г. Петрограда; руководства фортификационными работами; разработки плана укрепрайона и принятия всех, необходимых для подготовки обороны, мер; борьбы с контрреволюцией и охраны порядка [53]. Военные комиссариаты, воинские и флотские реввоенсоветы и иные число военные органы под юрисдикцию названного комитета обороны не попали и действовали самостоятельно [33, с. 588 - 589]. Деятельность Петроградского Комитета Обороны продолжалась до конца 1919 г.

С середины 1919 г. в советском государстве получают распространение новые местные чрезвычайные органы власти и управления – революционные комитеты (ревкомы). В отличие от действовавших параллельно с Советами и их исполкомами городских комитетов (советов) обороны, они зачастую полностью подменяли собой конституционные органы советской власти и устанавливали в пределах своей деятельности военную диктатуру большевистской партии.

Первыми были созданы республиканские и краевые ревкомы, функционировавшие в качестве центральных органов национальных окраин. Например, еще в ноябре 1918 г. был создан ревком Белорусской советской республики, в марте 1919 г. ревком Башкирской ССР, в июле 1919 г. – ревком по управлению Киргизским (Казахским) краем, в августе 1919 г. Сибирский ревком. 27 сентября 1919 г. в пределах всей полосы деникинского наступления, в районе Москвы, Витебска, реки Днепр, Чернигова, Воронежа, Тамбова и Шацка, СРКО учредил ревкомы в губерниях и уездах, а также крупных населенных пунктах, на железнодорожных станциях и т.п. Они включали трех представителей местной советской власти, в т.ч. военного комиссара. На ревкомы возлагалась организация «упорной обороны» соответствующих районов [37, с. 465]. Основные задачи ревкомов на данном этапе были сформулированы ЦК РКП(б) циркулярными письмами на места. Они включали организацию обороны, мобилизацию населения на строительство оборонительных рубежей, создание партизанских отрядов, чистку и обучение командного и политического состава частей Красной Армии, налаживание связи, снабжение продовольствием и размещение воинских гарнизонов. Нередко, как того требовала складывавшаяся военно-политическая ситуация, ревкомы могли становиться органами внесудебной расправы.

Одним из первых в советской России, приказом Реввоенсовета 10-й армии от 16 января 1919 г. военно-революционный комитет был образован в прифронтовом Царицыне. Согласно названному приказу его составили особо уполномоченный Реввоенсовета 10-й армии П.П.Богатин (председатель), а также председатель исполкома Царицынского Совета Р.Я.Левин, губернский военный комиссар К.Я.Федотов, председатель Царицынского комитета ВКП(б) С.С.Литвиненко, комиссар Царицынского железнодорожного узла и председатель Царицынской ЧК Д.А.Лавин [27, л. 2].

Характерно, что хотя названный губернский ревком и был «сконструирован» командным составом 10-й армии, участия в его деятельности тот практически не принимал, очевидно не имея возможности заниматься хозяйственными делами в ущерб военным действиям. Даже председатель ревкома, назначенный в указанном порядке в последний момент, в нем так и не появился. Данное обстоятельство, очевидно, и послужило причиной тому, что в указанном составе царицынский губернский ревком оказался нежизнеспособным и к действию не приступил.

14 марта того же года, в связи с образованием Царицынской губернии и для управления ею вплоть до созыва регионального съезда Советов и организации исполкома, названный ревком был образован уже в новом составе, теперь уже из 9 членов. Состав его уже свидетельствовал о стремлении обеспечить реальное функционирование данного чрезвычайного органа. Предпочтение при этом было отдано компетентным работникам органов советской власти, - трое из них являлись представителями городского Совета, трое – уездных. Один из членов ревкома представлял царицынский центральный совет профсоюзов и один – политотдел 10 армии [26, л. 17]. Примечательно, что командование частей и соединений РККА неохотно включало в состав ревкомов военнослужащих и возвращало их обратно при любом удобном случае. Более того, увлечение избранными красноармейцами, красными командирами и политработниками работой в органах советской власти, ревкомах в частности, было чревато обвинением в дезертирстве со всеми вытекающими последствиями.

Характерно, что персональный состав ревкома формировался путем тайного голосования на местах. Руководство ревкомом осуществлялось коллегиально его президиумом, в который вошли только представители горсовета. Из их числа был назначен и председатель ревкома [10, л. 1].

24 октября 1919 г. ВЦИК принял «Положение о революционных комитетах», которым в законодательно порядке было закреплено их единовластие [14, л. 219]. Ревкомы были квалифицированы названным Положением как временные чрезвычайные органы власти. Наряду с этим провозглашалось создание условий для передачи власти обычным органам советской власти в последующем. Согласно названному положению создавались три типа ревкомов: прифронтовой полосы; тыловые и местностей, освобождаемых от неприятеля.

К губернским, уездным, волостным и железнодорожным ревкомам тыла, относились создаваемые на территории, располагавшейся на 50 и более верст от линии фронта [2, л.284]. 6 ноября 1919 г., учитывая вызванные войной экономические трудности, по решению Политбюро ЦК РКП(б), полоса, в пределах которой вместо исполкомов Советов действовали подчиненные реввоенсоветам тыловые ревкомы, была расширена с 50 до 100 верст. Они включали от 3 до 5 человек, в том числе председателя, одного из членов исполкома и местного военного комиссара. Структурными подразделениями названных ревкомов были разного рода комиссии и отделы, в т.ч. продовольственный, военный и земельный.

Тыловые губернские и уездные ревкомы создавались постановлением СРКО, реввоенсоветами действовавшей на соответствующей территории армии при участии местных органов советской власти. Губернские ревкомы подчинялись Реввоенсовету республики. Уездные ревкомы подчинялись губернским по территориальности.

Ревкомы тыла действовали параллельно с Советами и своего аппарата не создавали. Для решения своих вопросов они использовали аппарат обычных органов советской власти губерний и уездов, приспособленный для нужд обороны. К компетенции ревкомов этой категории относились поддержание в тылу революционного порядка; борьба с контрреволюционными выступлениями, мятежами и дезертирством; материальная помощь Красной Армии; мобилизация трудящихся в РККА и на строительство оборонительных сооружений; налаживание бесперебойной работы транспорта; содействие тыловым военным органам в военно-заготовительных работах; реквизиция необходимых для Красной Армии имущества и материалов. Таким образом, в тылу обычные органы советской власти хотя и продолжали действовать, но уступали ревкому все дела, связанные с обороной и охраной порядка. Следует отметить, что в тыловых районах ревкомы и президиумы исполкомов фактически представляли одно целое. Поскольку основным предназначением ревкомов этой категории была подготовка выборов в Советы, после своей ликвидации они передавали свои полномочия их исполкомам.

Ревкомы прифронтовой полосы, согласно названному Положению создавались реввоенсоветами армий при участии местных губернских исполнительных комитетов в составе представителей тех и других. Лишь в порядке исключения ревкомы могли действовать параллельно с Советами. Как правило, прифронтовые ревкомы выполняли боевые по сути задачи, а именно: помогали частям и соединениями действующей Красной Армии в военных действиях; контролировали на вверенной территории революционный порядок; обеспечивали сохранность государственного имущества; организовывали эвакуацию советских учреждений; осуществляли борьбу со шпионажем; содействовали органам воинского комплектования при проведении мобилизаций; размещали на постой личный состав воинских частей; организовывали и контролировали политическую и пропагандистскую работу как среди населения, так и в частях Красной Армии. Таким образом, деятельность ревкомов прифронтовой полосы была полностью направлена на удовлетворение насущных нужд РККА. Находясь в непосредственном подчинении реввоенсоветов фронтов и армий, указания которых должны были беспрекословно выполнять, они также были подотчетны «центральной советской власти». После того как надобность в ревкомах этой категории миновала, реввоенсовет соответствующей армии их распускал, после чего власть в губернии (уезде) переходила к исполкомам.

Уже упоминавшийся прифронтовой царицынский губернский ревком может служить наглядным свидетельством того, насколько непоследовательно применялось на практике названное Положение от 24 октября 1919 г., а также той конкуренции, которая складывалась у ревкомов и обычных органов советской власти. В Царицыне, также как и в иных регионах Советской России, даже находясь в прифронтовой полосе, ревком не заменил собой органы советской власти, а возглавил их, используя при этом внутренние подразделения таковых по мере необходимости. Названный ревком начал свою работу объявлением о том, что «работа губернии» возложена на соответствующие отделы Царицынского горисполкома, а его распоряжения считаются распоряжениями его собственных отделов [26, л. 17].

Сохранившиеся городской и уездный исполкомы не только осуществляли свою деятельность независимо от ревкомов, но даже позволяли себе отказывать последним в финансировании, не признавать их и вынуждать к формированию обычных исполнительных органов советской власти [9, л. 68]. Сосуществование губернского ревкома и уездных исполкомов оказалось настолько непродуктивным, что это пагубно отразилось на благополучии окрестного населения.

Вместе с тем губернский ревком оказывал определенную заботу об органах советской власти, с которыми ему приходилось взаимодействовать, в частности, организовывать их эвакуацию ввиду приближения неприятельских войск. С этой целью при нем была организована специальная комиссия. Лишь в эвакуации на совместном заседании губернского ревкома и горсовета, 5 июля 1919 г. было принято постановление «О дальнейшем существовании Царицынских учреждений и организаций в связи с тяжелым положением на фронте» [29, л. 52]. Согласно нему, все подразделения Царицынского Совета губернским ревкомом были закрыты до лучших времен, приняты их дела, а оставшиеся не у дел сотрудники откомандированы в распоряжение Реввоенсовета 10-й Армии. После того, как основной состав самого ревкома был также мобилизован в 10-ю армию, прекратилась и его деятельность. Лишь после стабилизации обстановки на фронте 2 октября 1919 г. распоряжением Реввоенсовета особой группы Южного фронта ревком был восстановлен в сокращенном составе (один представитель РККА и два - Царицынского горисполкома) [13, л. 3].

В 1919 – 1920 гг. в уездах и округах Царицынской губернии были образованы уездные, окружные и волостные ревкомы, являвшиеся местными подразделениями губернского ревкома. В прифронтовой полосе и на освобожденной от белых территории они также сосредотачивали в своем лице всю полноту военной и гражданской власти.

Подобно губернскому, ревкомы нижестоящего звена на первых порах предпочитали именовать себя военными революционными комитетами, очевидно по аналогии с комитетами, действовавшими накануне и в период Октябрьской революции 1917 г. В этой связи губернский ревком вынужден был распространить местным ревкомам требование впредь не именовать себя военными, т.к. революционный комитет олицетворяет собой гражданскую власть [28, л. 30]. С аналогичными разъяснениями выступил и Политотдел Реввоенсовета 10-й армии Южного фронта, который заявил Царицынскому городскому исполкому о том, что ревком исполняет все функции исполкома, имеет его структуру и по существу является гражданским органом [11, л. 39].

В качестве примера ревкома названной категории можно привести Ленинский уездный военно-революционный комитет, образованный в составе 5 человек 14 июня 1919 г. на основании постановления совместного заседания делегатов уездного съезда Советов и членов Ленинской городской организации РКП(б) [7, л. 9]. Создание названного военревкома было вызвано угрозой вторжения белогвардейцев на территорию уезда и их выходом на подступы к Царицыну. Прифронтовой Ленинский военревком не только возглавлял обычные органы советской власти, но и формировал их. Уже 16 июня 1919 г. он предложил делегатам уездного съезда Советов избрать членов уездных исполкомов и их отделов [7, л. 4]. Впоследствии он не только обязал их приступить к работе, но и возложил на уездный исполком обязанность по подготовке перевыборов Советов в уезде [7, л. 5].

Уже 21 июня 1919 г., учитывая успешное отражение наступления деникинцев, Ленинский военревком принял постановление о прекращении своей деятельности и самороспуске «ввиду состоявшихся перевыборов уездного исполкома и минования надобности» [7, л. 1]. Однако вскоре военно-стратегическое положение уезда резко ухудшилось, ввиду сдачи Царицына белым, от которых теперь его отделяла только р. Волга. В связи с выдвижением на первый план задачи по обороне уезда от неприятельских войск, военревком был немедленно восстановлен в прежнем составе. Первым же его приказом от 1 июля 1919 г. Ленинск и его окрестности были объявлены на осадном положении, назначен командующий вооруженными силами ревкома, все коммунисты, члены профсоюза и трудовое крестьянство были призваны «встать под ружье для защиты интересов советской республики». Для организации боевых дружин в окрестные села были направлены представители ревкома [7, л. 17 - 18]. В последующем деятельность названного ревкома была отмечена такими выдающимися событиями, как бои его вооруженных отрядов с белогвардейцами, эвакуация на 100 подводах ценностей и советских учреждений, а также арест и расстрел представителей местной буржуазии и контрреволюционеров, обвиняемых в убийстве коммунистов [7, л. 34].

Общим собранием коммунистов гарнизона, 12 августа 1919 г. волостной революционный комитет был создан в станице Кайсацкой Николаевского уезда, также для осуществления всей полноты военной и гражданской власти на вверенной территории. Находился он в подчинении уездного ревкома. В его задачу входили своевременное проведение мероприятий по укреплению тыла и обороны, содействие военным властям в проведении оборонительных работ, проведение мобилизаций и расквартирование воинских частей, военно-заготовительные мероприятия, поставка в Красную Армию продовольствия, поддержание революционного порядка, а также политико-агитационная работа.

Ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля как правило создавались заблаговременно, еще накануне изгнания белогвардейцев из пределов соответствующей территории реввоенсоветами действовавших на данной территории армий при участии местных органов власти. Так, 30 ноября 1919 г., когда Царицын все еще находился в руках деникинцев, постановлением губернского ревкома был образован его городской революционный комитет из трех человек, одним из которых был представитель реввоенсовета 10-й армии. На него было возложено восстановление в Царицыне революционного порядка, городских учреждений, обеспечение населения продовольствием, изъятие у него оружия и военного имущества, оказание помощи пострадавшим от контрреволюции [8, л. 21].

После поражения неприятельских войск в районе Царицына и его освобождения, активизировался упоминавшийся выше возрожденный губернский ревком, который приступил к организации своих внутренних подразделений. При этом, с целью экономии и для придания как ревкому с его отделами, так и городским органам советской власти, «большей подвижности и гибкости в работе», им было принято решение о слиянии с Царицынским горисполкомом. В результате был создан временный губернский исполнительный комитет, послуживший исполнительным органом губернского ревкома [14, л. 219]. В его структуре были образованы отделы управления, труда, соцобеспечения, финансовый, юстиции, народного образования, здравоохранения, земельный, топливный [12, л. 37]. В 1920 г. к ним добавились отдел по делам мусульман и отдел почты и телеграфа [12, л. 6 - 7]. Постановлением ревкома от 4 февраля 1920 г. отделы труда и соцобеспечения объединились в один губернский отдел социального обеспечения [12, л. 15]. Для оказания помощи больным и раненым красноармейцам при нем был создан комитет помощи больным и раненым [12, л. 27]. 8 марта 1920 г. в структуре ревкома появилось губернское отделение Российского телеграфного агентства (РОСТА) и Комитет всеобщей трудовой повинности [12, л. 34].

Необходимо отметить, что структура ревкомов не являлась жестко установленной для всех них, в связи с чем были возможны вариации с учетом местных насущных потребностей. Так, в составе Усть-Медведицкого окружного военревкома помимо перечисленных выше были образованы отделы: продовольственный, жилищный, военный, а также управление милиции [4, л. 3].

В силу своей компетенции царицынский ревком устанавливал границы волостей в рамках административно-территориального деления губернии. Значительное место в его работе занимала помощь продовольственным органам. С этой целью им организовывались склады семенного зерна. Особое внимание уделялось налаживанию работы железнодорожного транспорта. Для этого было принято постановление об охране железнодорожных путей, образован комитет содействия железнодорожному транспорту, население мобилизовывалось на расчистку путей от снежных заносов, ремонт путей, заготовку дров. Также ревкомом был создан целый ряд комиссий и комитетов, направленных на решение насущных вопросов: помощи жертвам контрреволюции; по борьбе с дезертирством; по подготовке амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции; противочумный комитет; губернская чрезвычайная санитарная комиссия.

Наряду с изложенным необходимо отметить, что в местностях, освобожденных от противника первоочередной задачей все же было восстановление Советов. Согласно циркуляру Царицынского комитета РКП(б) от 7 августа 1919 г. создание новых ревкомов в этих условиях было признано безусловно нецелесообразным и нежелательным [23, л. 55]. Уже имевшиеся ревкомы при первой возможности преобразовывались в исполкомы соответствующего звена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.033 с.)