Государственный суверенитет в условиях глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный суверенитет в условиях глобализации



Бостанова Е.П.

Магистрант Юридического факультета ВИУ (ф) РАНХиГС

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности содержания понятия «суверенитет» применительно к современному этапу развития международных отношений, который, в частности, характеризуется глобализацией. Анализируются основные современные подходы к понятию «суверенитет».

Ключевые слова:глобализация, государство, принцип, современность, суверенитет.

Abstract. The article deals with the peculiarities of the content of the concept of «sovereignty» in relation to the modern stage of development of international relations, which, in particular, is characterized by globalization. The basic modern approaches to the concept of «sovereignty» are analyzed.

Keywords: globalization, state, principle, modernity, sovereignty.

 

В соответствии с принципом суверенитета (который закреплен в Уставе ООН [7]), государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государственный суверенитет, в соответствии с этим пониманием, имеет две стороны:

- внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

- внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.

Принцип суверенитета, по своему значению является определяющим для всей системы современных международных отношений и осуществляется независимо от величины территории, численности населения, политического режима [4, с.27]. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

В то же время, сущность и содержание понятия «суверенитет государства» в настоящее время существенно меняется.  С одной стороны, это связано с тем, что современные государства являются активными участниками международных отношений, которые добровольно передают часть своих суверенных, в первую очередь внешних, функций международным организациям. С другой стороны, даже при реализации неотчужденных суверенных функций (в основном внутренних), государева существенно ограничены – нормами права (в том чисел и международного), морали, органами общественного контроля.

Ряд теоретиков, в настоящее время в принципе отрицают применимость понятия «суверенитет» в его изначальном содержании в деятельности современных государств. Один из наиболее известных примеров здесь – статья Г. Шахназарова «Мировое сообщество управляемо» опубликованная в «правде» 15 январе 1988 года. Впервые в советской науке и публицистике автором была допущена мысль о том, что суверенитет государства может быть ограничен. Ключевая идея статьи – возможность разрешения противоречия между суверенитетом и мировым правительством на основе признания целостности и взаимозависимости мира [6].

Другие исследователи не отрицают само понятие, однако выступают за пересмотр его фактического содержания и наполнения [1,с. 14].

С другой точки зрения влияние глобализации на суверенитет может стать проблемой. К примеру, по мнению С.М. Кукушкиной «в качестве одного из негативных аспектов влияния глобализации на суверенитет государства можно назвать модернизацию незападных, традиционных обществ по образу и подобию современных либеральных демократий западных стран. Она игнорирует многовековые культурные традиции, особенности экономического уклада и архетипы массового сознания, что также ведет к дестабилизации политической обстановки в государстве» [3, с. 92].

Таким образом, единой точки зрения здесь нет. Тем самым, изучение вопроса о характере суверенитета современного государства, представляет значительный интерес – как с практических, так и с теоретических позиций.

Со своей стороны, мы считаем, что в современных условиях государственный суверенитет, скорее, это право и реальная возможность государства принимать и реализовывать решения в национальных интересах на самостоятельной основе. При этом, суверенитет перестает быть абсолютным, что, однако не меняет его сущность и не ограничивает самостоятельность государств - вполне можно предположить, что самостоятельным может быть и решение об ограничении суверенитета, например, как следствие членства в той или иной международной организации.

То есть, само по себе добровольное (добровольность здесь – важнейший признак) ограничение не означает отказ от суверенитета. В этой связи, нам импонирует точка зрения Э.Д. Кузьмина, который отмечает, что «бесспорен тот факт, что часть вопросов, входящих прежде в исключительную внутреннюю компетенцию государств, все в большей степени становится теперь предметом не только международного обсуждения, но и своего рода совместного с международным сообществом ведения, а принцип невмешательства во внутренние дела государств теснее увязывается с гласностью их политики в ряде ключевых областей, сотрудничеством с мировыми и региональными институтами в рамках действующего международного права» [2, с. 84].

Современные государства в интересах мира и международной безопасности, экономического, социального, культурного и гуманитарного развития, поддержания экологического равновесия вынуждены, действуя за пределами своих границ, ограничивать (самоограничивать) себя, как бы делясь своей независимостью. Именно такой процесс добровольной уступки части суверенных прав, а тем самым и суверенитета международному сообществу, представляет собой наиболее совершенную форму реализации суверенитета как важнейшего принципа мирового порядка и международного права.

Также мы считаем, что современная меняющаяся модель суверенитета – это объективно существующее явление, обоснованное логикой социально-экономического и политического развития общества, всей историей государства и права. При этом, возврат к абсолютному суверенитету государства – это прямой путь к бесконечным конфликтам и войнам, которые, в условиях современного развития науки и техники, могут стать для человечества смертельными. Однако и полный отказ от национального суверенитета (мысль, которая проводится в ряде исследований [5,с.62]) – прямой путь к «размыванию» экономических укладов и национально-культурной идентичности в глобальном мире.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе – в качестве примера можно вспомнить события, связанные с путчем ГКЧП, «парадом суверенитетов 1991 года» и последовавшим распадом СССР. В этот период руководство ССР тратило внутренний суверенитет, что привело к хаосу и распаду крупнейшего государства мира и целому ряду негативных явлений в экономике и политике государств которые образовались на месте бывшего СССР. 

Завершая настоящую статью, отметим, что суверенитет современных государств – весьма сложно понятие. С одной стороны, «независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах» – основополагающий принцип международных отношений. С другой стороны, суверенитет государства в современных условиях существенно ограничен, что, однако не меняет его сущности – основным понятием позволяющим сочетать эти факторы является понятие «добровольность».

Добровольность здесь означает то, что только само государство может решать, какие именно аспекты его внутренней и внешней политики могут быть переданы или ограничены. Другие государства, при этом, не могут настаивать на таких ограничениях.

Библиографический список:

 

1. Вихров, А.А. Понятие и сущность суверенитета / А.А. Вихров, М.В. Сальников, Г.А. Адамян // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2005. – № 3. – С. 14-25.

2. Кузьмин, Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. – 2006. – № 3 (111). – С. 84-94.

3. Кукушкина, С.М. Концепция государственного суверенитета в условиях глобализации / С.М. Кукушкина // Марийский юридический вестник. – 2012. – №9. – С. 92-95.

4. Моисеев, А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты / А.А. Моисеев. – М., «Научная книга», 2006. – 246 с.

5. Оленина, К.И. Ограничение суверенитета государства: две стороны медали / К.И. Оленина // Социальные явления. – 2012. – № 1. – С. 62-68.

6. Шахназаров, Г. Мировое сообщество управляемо / Г. Шахназаров // Правда. – 1988. – 15 янв.

7. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – М., 1956. – 745 с.


УДК 342.924

ББК 67.401                                                                  




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.1.130 (0.013 с.)