Problems of Russian policy in the field of education 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Problems of Russian policy in the field of education



Abstract: The article identifies the problems of the state policy of Russia in the field of education. The study of the role of education as an important political factor in periods of social transformation. The role of education as a tool for ensuring interethnic and interreligious harmony in a multicultural country is analyzed.

Keywords:  state educational policy, social transformation, inter-ethnic harmony,  culture.

 

Образование представляет собой сферу общественной жизни, где самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. Понятия «образование», «образовательная система» немыслимы вне государства. Внутренние функции социально ориентированного государства включают в себя, в том числе, и образовательную функцию. И она является одной из важнейших среди прочих ввиду ряда весомых и объективных причин. Во-первых, образование подрастающего поколения — залог успешного и процветающего государства, способного отстаивать собственные интересы и защищать свое мнение на международной арене, а также формирование надежной преемственной опоры. Во-вторых, образование способствует приобщению обучающихся к культуре, традициям, истории их страны и народа, позволяет посмотреть на ход развития цивилизации в целом в ретроспективе, а, следовательно, учесть ошибки, предотвращая их повторение в будущем, принять к сведению и усвоить тактики и пути решения задач, которые способствовали благоприятным исходам затруднительных или даже кризисных ситуаций [1]. Все эти функции призвана выполнять образовательная система и ряд органов исполнительной и законодательной ветвей власти. Вот почему образовательная политика и крупномасштабные реформы в этой сфере, проводимые в настоящее время российским правительством, представляют интерес не только для чиновников, занятых в системе управления образованием, преподавателей вузов, школьных учителей, но и практически для всех российских граждан разных возрастных категорий, которые составляют самый многочисленный «класс» – обучающихся (школьников, студентов, аспирантов и докторантов, слушателей различных курсов дополнительного образования, программ профессиональной переподготовки и т.п.).

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ «Об образовании») [2], что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2 Конституции РФ) [3].

Современная система образования находится на стадии переходного периода: разрушается советская школа, а на смену ей приходят западные тенденции и методы обучения. Обратимся к истории и проследим, каким образом развивалась система образования и к каким результатам привела современная политика в этой сфере, а также сопоставим эффективность двух стилей обучения: советского и западного. Начнем со второй половины 1940-х годов XX столетия. Пережив небывалую по своей разрушительной силе Вторую мировую войну, СССР спустя двенадцать лет, а именно 4 октября 1957 года, запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Спустя еще четыре года, 12 апреля 1961 года, СССР отправил первого в мире человека — Юрия Алексеевича Гагарина — на космическом корабле покорять еще не изведанное на тот момент пространство. Это все свидетельствует о том, что за достаточно небольшой срок страна сумела «восстать из пепла», восстановиться и даже обогнать остальной мир в научно-техническом развитии. Ведущую роль в такого рода научном прорыве сыграло ни что иное, как образование [4]. Восточная народная мудрость гласит: «Хочешь победить своего врага — воспитай его детей». В связи с этим стоит вспомнить события 90-х годов прошлого века и всеобщее ликование по поводу «меценатской» деятельности Джорджа Сороса — американского трейдера, финансиста, инвестора, создателя сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Наиболее активную деятельность на территории России он вел в 90-е годы прошлого столетия. Так, в 1994 году в России начала работать Международная программа образования в области точных наук, бюджет которой составил более 100 миллионов долларов. Фонд Сороса, начиная с 1994-го года, выплачивал стипендии лучшим представителям студенчества и преподавательского состава России, размер которых в несколько раз превышал среднюю заработную плату по стране в то время. На его же деньги проводились конференции для преподавателей, в рамках которых организовывались встречи с известными профессорами, проходили обсуждения различных проблем и идей [5]. Кроме того, он спонсировал переиздание наиболее востребованных школьных учебников, тираж которых превысил полмиллиона экземпляров. Однако в ходе этого процесса, например, из учебников по истории России исчезли многие ключевые моменты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: Курская и Сталинградская битвы упоминались теперь лишь в виде перечисления в одной строчке, чтобы не заострять на них внимание учеников. В чем же причина подобных действий? Возможно, авторы новых учебников, находившиеся под крылом Сороса, ставили перед собой задачу исключить вероятность того, что в ходе изучения истории собственной страны ученики проявят интерес к этим событиям, захотят более подробно их рассмотреть. А это, в свою очередь, может привести к тому, что подрастающее поколение станет испытывать гордость за свою Родину, за народ, который так отчаянно ее защищал. Проявления подобных чувств могут неизбежно привести к сплочению народа, осознанию единства и подъему национального духа. Такой исход был бы крайне нежелателен для всех, кто еще во времена Советского союза чувствовал с его стороны угрозу. Ведь куда легче управлять разрозненным народом, чему свидетельствует великое множество исторических примеров.

 Вернемся в настоящее время и посмотрим, какие результаты имеет на сегодняшний день современная реформа образования. Во-первых, обратимся к изменениям, касающихся структуры школьных выпускных экзаменов. По словам нынешних учеников старшей школы, на уроках они тренируются заполнять бланки для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отрабатывают методику и принципы решения однотипных заданий, из которых он состоит. Даже сочинение, входящее в структуру заданий ЕГЭ по русскому языку, нынешних школьников учат писать, используя так называемые клише — стандартные образцы словосочетаний и синтаксических конструкций. А ведь сочинение по своей сути — задание творческое, направленное на свободное изложение собственных мыслей по заданной теме. Нередко можно услышать такую фразу из уст преподавателей русского языка и литературы: «Проверяющие будут искать в ваших работах определенные фразы, указывающие на то, что вы следуете логике задания. Именно поэтому лучше всего употреблять фразы-клише». Получается, что детей учат не выходить за рамки установленной системы [6]. Но в чем причина? Возможно, в том, что, опять же, намного легче управлять сознанием человека, мыслящего стандартно, нежели человека вольномыслящего.

Государство, которое стремится к развитию, а также ставит своей целью занимать лидирующее место на международной арене, должно заботиться, прежде всего, об уровне образованности населения. В связи с этим для того, чтобы реформы в сфере образования стали эффективными, правительству необходимо сфокусироваться на решении ряда проблем, сдерживающих их развитие. Во-первых, теоретическая направленность образования на начальном, среднем и профессиональных уровнях препятствует подготовке узкоспециализированных специалистов, чей недостаток проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Во-вторых, недостаточное финансирование ведет к нехватке кадров и отсутствию мотивации. В-третьих, увеличившееся число негосударственных ВУЗов подрывает доверие к качеству высшего образования, так как большинство подобных учреждений занимается лишь продажей дипломов, за которыми не стоит фундаментального образования. В результате работодатели настороженно относятся к молодым кадрам, не имеющим опыта работы. Наконец, падение престижа ПТУ и техникумов, недостаточное внимание их развитию и функционированию ведет к нехватке квалифицированной рабочей силы в различных отраслях промышленности [7]. Для разрешения этих проблем необходимо направить политику государства в сфере образования на каждом из его этапов не только на соответствие международным стандартам, но и, в первую очередь, ориентироваться на нужды страны.

 Российская Федерация ставит перед системой образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 [8] и Постановление Правительства России № 211 [9] направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов.

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение школ в рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с различными вузами, привлечение вузовских профессоров для обучения школьных учеников, развитие международной академической мобильности для учеников и учителей и др. [10].

При этом совершенно очевидно, что эти изменения касаются только современных школ в крупных российских городах, в которых учатся хорошо обеспеченные дети. Без должной работы с малообеспеченными слоями населения такие реформы приведут к ограничению доступности образования, к дальнейшей и без того опасной поляризации в обществе, к социальным и иным конфликтам.

К сожалению, переход к рыночной экономике привел к тому, что государственное участие в образовании, впрочем, как и во всей социальной сфере, неуклонно сокращается. При этом итоги социологических опросов свидетельствуют, что стабильно высока (74–76%) доля тех, кто считает, что управлять образованием должно только и исключительно государство [11].

Однако в российском правительстве все еще сохранилось трепетное отношение к «невидимой руке рынка», и частных предпринимателей по-прежнему считают наиболее эффективными собственниками. Приватизируют даже то, что не должно подлежать никакой приватизации. Система среднего профессионального образования серьезно пострадала от такого подхода. ПТУ, которые сейчас красиво называют «колледжами», передали в 2005 г. из федеральной в региональную собственность, и в результате каждое десятое здание сейчас является объектом судебного разбирательства между различными хозяйствующими субъектами. В Минобрнауки спохватились, что государство может лишиться квалифицированных рабочих рук, и в ключевых показателях появилась задача «повышения престижа рабочих профессий». Разумеется, лучше поздно, чем никогда, но в данном случае может быть уже «слишком поздно».

В высшей школе есть свои проблемы, которые также можно назвать системными. Так, 60% студентов вузов учатся платно. Финансовые преграды в получении высшего образования касаются прежде всего представителей малообеспеченных слоев населения. Сейчас на государственном уровне постепенно приходит понимание того, что ограничение доступа к образованию по финансовым возможностям – это недопустимо для государства, официально именующего себя «социальным». Поэтому появляются программы поддержки талантливой молодежи и т.д. Однако что делать тем, кто к «талантам» не относится, но, тем не менее, желает учиться и продолжать образование? Открытия и прорывы в науке и технике делают гении и таланты, но реализуют эти открытия, переводят их в плоскость практического использования «крепкие середняки». И ставить им препоны на пути к получению образования – недальновидно и непрактично, не говоря уже о морально-этических изъянах «рыночного» подхода в этой сфере. При существующем порядке вещей будет сохраняться дифференциация в доступе к образованию и социальное неравенство в обществе в целом.

По мнению реформаторов, образование – это всего лишь сфера услуг. Тогда получается, что учитель, педагог – это не более чем «обслуживающий персонал». Такое положение дел усугубляется низким престижем и низкой заработной платой в образовательной сфере. До последнего времени специалисты в образовании входили в пять наиболее низкооплачиваемых работников. В настоящее время по поручению Президента ведется работа по приведению заработной платы учителей к среднему уровню по региону. Однако есть еще и работники дошкольных учреждений, и преподаватели вузов, которые также получают весьма скромную плату за свой труд.

Важным фактором, который негативно влияет на качество образования, является также и тот факт, что ни у обучающих, ни у обучаемых нет мотивации на конечный результат своей работы.

Важная проблема современного российского образования – это отсутствие должного внимания к социализации и воспитанию учащихся.

Основной канал социализации детей, подростков и молодежи – это, разумеется, семья. Однако институт семьи в современном мире переживает непростые времена [12].

В таком случаи, должна возрастать роль учителя – не только как преподавателя определенных предметов, но как духовно-нравственного наставника, который может помочь подрастающему человеку разобраться в сложностях стремительно трансформирующегося общества и выбрать верные нравственные ориентиры.

К сожалению, в современных условиях это встречается нечасто. В глазах общественного мнения авторитет педагога сейчас не слишком высок. Причина этого – так называемый «рыночный подход», когда Учитель с большой буквы был низведен до «лица, оказывающего образовательные услуги». Каким может быть авторитет обслуживающего персонала? Вопрос риторический. Приходится констатировать, что такое отношение к учителю, являясь элементом государственной образовательной политики, является одновременно и маркером того, насколько государство ценит труд педагога и в моральном, и в материальном смысле.

Формирование российской гражданской идентичности возможно только при наличии целостной инновационной системы поликультурного образования, учитывающей государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога наций и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня – не данность, а необходимость как на уровне учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости к культурным различиям и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (в плане методического оснащения, в том числе, соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла).

Основываясь на всем вышесказанном, можно утверждать, что главной национально-государственной задачей сегодняшнего дня становится формирование целостного, стратегического государственного подхода к образовательной политике, основанного на приоритете российских образовательных ценностей, на значительном использовании всех достижений прошлого во имя  заботы о будущем [13].

 

Библиографический список

1. Кон И.С. Российский гендерный порядок: искусство, литература, массовая культура. Лекция на международной конференции в СПбГУ 19.11.2010. / Кон И.С,. Избранные статьи и лекции. СПб.: Питер, 2012. С. 89.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Конституция Российской Федерации// М, 1993.

4. Кондратьев В.М. Образование в эпоху перемен / В.М. Кондратьев, Л.Ф. Мотронина // Философия образования. —№ 1. С. 14 - 17.

5. Кутырёв В.А. Философский образ нашего времени (Безжизненные миры постчеловечества) / В.А. Кутырёв. — Смоленск. С. 146.

6. Покровский Н.Е. Глобализационные процессы и возможный сценарий их воздействия на российское общество. // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под ред. В. Ядова. М.: Феникс, 2005. С. 67.

7. Ламажаа, Ч. К. Социальная трансформация / Ч. К. Ламажаа // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. С. 29 - 31.

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

9. Постановление Правительства России № 211 от 21.03.2012 г. Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами"

10.  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. М., 2008. С. 20.

11.  Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 3, С.21.

12.  Данилов, А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации: монография / А.Н. Данилов. – Минск: ООО Харвест, 1998. С.123.

13.  Химионова М. В. Проблемы современной политики России в сфере образования // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 638-641. — Интернет ресурс:  https://moluch.ru/archive/138/38691/ (дата обращения: 31.03.2018).

 

 


УДК 341.231

ББК 67.400.5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.02 с.)