Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»



Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Юридический институт

 

Кафедра Теория и история государства и права

 

 

Третьякова О.Д.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВлГУ

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(Средние века)

 

 

направление 40.03.01 – юриспруденция

 

 

Владимир – 2016 г.

 

 

Введение

Неотъемлемой частью педагогического процесса в высших учебных заведениях системы юридического образования является самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов отражает процессуальную, методическую сторону учебной деятельности студентов. Важно, чтобы каждый студент осознал, что без упорного самостоятельно труда нельзя овладеть профессией и кто не научился самостоятельно добывать знания, тот не способен заниматься самообразованием.

Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, усвоение на ее основе профессиональных знаний, умение творчески использовать их в различных ситуациях – это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения.

Поэтому задача преподавателей заключается не только в том, чтобы дать студентам и слушателям необходимый объем знаний, но и в том, чтобы: привить обучающимся умения и навыки выбирать из огромной массы научной информации то ценное, что требуется им для будущей специальности; научить творчески мыслить и грамотно применять знания на практике; формировать у них постоянную потребность к самообразованию, т.е. стремление приобретать знания самостоятельно.

Предметы государственно-правового блока имеют общеправовой характер и имеют существенное значение для формирования основ правосознания юриста.

Дидактические цели самостоятельной подготовки студентов состоят в том, чтобы:

- научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать умения и навыки, необходимые будущим юристам;

- развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей деятельности;

- формировать у обучаемых профессиональное юридическое мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий,

- вырабатывать навыки публичных выступлений и умения работать в группе.

 

Общие методические рекомендации ко всем разделам курса

История зарубежного государства и права как одна из фундаментальных гуманитарных наук лежит в основе всего юридического образования. Изучение истории зарубежного государства и права на первом курсе имеет важнейшее значение для подготовки юристов высшей квалификации. Как учебная дисциплина, обладающая широчайшей информативной базой, она способствует формированию у студентов историко-правового сознания.

Целями освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются:

- Формирование у студентов отчетливого и достаточно полного представления об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества, овладение учащимися определенным объемом конкретных знаний о том, в каких условиях и в каких формах это развитие происходило;

- Сочетание исторического и сравнительно-правового методов анализа в ходе преподавания курса позволяет не только проследить особенности формирования и эволюции национальных правовых систем, государственности у отдельных народов, но и выявить закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации и, в конечном итоге, понять происхождение современной государственно-правовой картины мира, весьма многообразной и противоречивой, что способствует расширению юридического и политического кругозора, повышению уровня правовой культуры;

- Специфика курса предопределяет включение в программу вопросов, связанных с изучением процессов взаимовлияния национальных государственно-правовых систем, особенно актуальных в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, в том числе в области государственно-правового развития. Изучение этого опыта как условие профессиональной подготовки современного юриста высокой квалификации невозможно без знания основ истории государства и права зарубежных стран

- Формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста. Таким образом, история зарубежного государства и права – своего рода мост между довузовскими хаотическими, обыденными взглядами на государство и право и новым, научным государство – и правопониманием.

Изучение учебного курса следует начинать с понятия предмета истории зарубежного государства и права. Его определения даны в учебной литературе. Изучая предмет курса, нужно обратить особое внимание на его специфические черты (хронологичность, конкретность и т.п.) и уметь отграничить его от предметов других юридических дисциплин (особенно теории государства и права). Следует помнить о том, что история зарубежного государства и права, прежде всего, юридическая (а не общеисторическая) дисциплина. Поэтому главное внимание в ней уделяется историческим особенностям развития государства и права за пределами нашей страны.

Историю зарубежного государства и права нужно отличать от всемирной истории. Последняя возникла как собрание фактов из государственно-правовой истории всех народов, но она не способна осмыслить ход ее развития в целом. Всемирная история – это событийная история. История зарубежного государства и права включает наряду с описанием конкретно-исторических событий и теорию и философию истории государства и права народов, у которых государственно-правовое развитие приобрело наиболее типичные черты, а также и тех, у которых можно видеть наиболее значительные отклонения от типичного.

Следовательно, история зарубежного государства и права изучает не только особенности проявления общих закономерностей развития государственно-правовых систем, принадлежащих цивилизациям прошлого и современности, но и сами общие закономерности. С этой точки зрения история зарубежного государства и права предстает не в качестве простой совокупности фактов и событий, а в качестве единого взаимосвязанного, закономерного процесса государственно-правового развития.

Наряду с предметом науки надо знать и ее методологию, которая не сводится к какому-либо одному методу, а представляет собой целую систему методов. Последняя наряду с всеобщими методами (диалектическим, например) включает общенаучные методы (исторический, логический, сравнительный и т.п.), а также частно-научные методы (текстологический, например). Нужно уметь охарактеризовать каждый из указанных способов познания.

Вопрос о периодизации курса, очевидно, является относительно новым для студентов. Об основном критерии – типе цивилизации – студент обязан знать из курса "Человек и общество. Основы современной цивилизации". Нужно применять этот критерий для характеристик основных эпох в историческом развитии государства и права, представленных типами государства и права, которые выделены на основе типов цивилизации. В соответствии с цивилизационным подходом можно говорить о восточном, античном, евразийском, средневековом европейском, индустриальном, постиндустриальном типах государства и права.

Поскольку в учебной юридической литературе фигурирует типология, основанная не на цивилизационном, а на формационном подходе, то у студентов могут возникнуть некоторые трудности с характеристикой отдельных типов государства и права, а также с периодизацией отдельных этапов (особенно в рамках государства и права древневосточных цивилизаций).

В процессе работы над курсом "История государства и права зарубежных стран" студентам предстоит изучить вопросы возникновения и развития государства и права с древнейших времен до наших дней, зарождения права у различных народов, как выраженной в законе воли верхушки общества, получить представление о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права, государственных органов и правовых институтов. Изучая и анализируя важнейшие исторические факты и события, необходимо выявлять закономерности и своеобразие развития государственно-правовых структур и институтов в различных зарубежных странах.

В работе над курсом можно пользоваться учебниками «История государства и права зарубежных стран» под ред. Н. А. Крашенинниковой, «Всеобщая история государства и права» В.Г. Графского и рядом других, указанных в программе курса[1].

Параллельно следует изучить памятники права, относящиеся к тому или иному периоду. Основные источники содержатся в «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран»[2].

 


Уметь:

• использовать полученные знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса в Средние века;

• свободно оперировать знаниями исторических актов, юридически точно сравнивать правовые дефиниции из сводов законов отдельных средневековых стран;

• выражать и аргументировать свою точку зрения по государственно-правовой истории Средневековья;

владеть:

• методами анализа различных типов и форм средневекового государства;

• юридическими средневековыми понятиями и категориями;

• навыками работы со средневековыми правовыми актами, сбора и обработки историко-правовой информации;

• навыками использования исторического материала средневекового прошлого в процессе углубления современных знаний о государстве и праве.

Раннефеодальное государство

Рекомендации к изучению темы. Особую роль в Западной Европе суждено было сыграть салическим (приморским) франкам, входившим в союз германских племен, сложившийся в III в. на северо-восточной границе Галлии. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V – начале VI в. захватить бо́льшую часть Галлии.

Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включая леса, пустоши, луга.

Глубинные причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры. Местное галло-римское население оказалось зависимым от Рима, влияние которого было огромным. Франки внимательно знакомились с латынью, имели некоторые представления о римском праве. Делопроизводство велось на латинском языке, своей письменности у франков не было.

Вместе с тем аристократия частично сохранила свои позиции. И это особенно сказалось в период формирования новой власти, с помощью которой можно было сохранить в своих руках захваченную страну. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла и уступила место новой, с военным вождем – королем и лично преданной ему дружиной во главе.

Король и его приближенные решали важнейшие вопросы жизни страны, хотя народные собрания еще созывались. Шел процесс становления новой, франкской власти, опиравшейся не только на вооруженных людей, но и на различные принудительные учреждения, которых не было при родоплеменном строе.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание №1. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: феодализм, архиепископ, епископ, франки, марка, капитулярий, Меровинги, Каролинги, майордом, пфальцграф, архикапеллан, маркграф, викарий, Салическая правда, рахинбурги, граф.

Задание №2. Используя материалы учебных пособий, составьте схему государственного строя: раннефеодального государства франков. Схема должна содержать органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В схеме необходимо отразить способ формирования каждого органа, его структуру, полномочия. Фактический материал должен основываться на данных исторических источников и анализе учебной и научной литературы. В выводах к схеме необходимо проанализировать государственный строй раннефеодальной монархии франков, обратив внимание на сохранение родоплеменных структур управления и формирование признаков и органов государства.

Раннефеодальное право

Рекомендации к изучению темы. С развитием феодальной государственности в Европе шел процесс становления феодального права.

Исходный материал средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы произошел сравнительно плавный и безболезненный переход от родовых, племенных правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.

Правовые обычаи интегрировались в феодальные отношения, закрепляя все их основные виды. Прежде всего, обычай регулировал личностные и поземельные связи между феодалами-сеньорами и вассалами. В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами и крестьянами.

Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян.

Наиболее полное представление о феодальном праве дают так называемые варварские правды, содержавшие многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений. Одна из самых древних – Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI в., Рипуарская правда – судебник другого франкского племени в своей основной части был создан в VI в., но известен и в редакции VIII в., Вестготская правда по явилась в VI-VII вв., Алеманнская и Баварская правды – в VIII в., Саксонская и Тюрингская правды известны в редакции конца VIII - начала IX в.

Все судебники, созданные тремя и более столетиями позже Салической правды, при всей архаичности их норм свидетельствуют о новом этапе развития феодальных отношений. Если Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю, то в более поздних правдах уже зафиксировано рождение аллода как отчуждаемой земельной собственности, более четко выражена социальная дифференциация, отношения зависимости среди свободных и пр. Необходимо отметить и тот факт, что все рассматриваемые акты находились под значительным влиянием римского и церковного права.

Близки по содержанию «варварским правдам» и англосаксонские записи норм обычного права, такие как Правды Этельберта (VII в.), Альфреда (IХ в.), Законы Кнута (ХI в.).

«Варварские правды» представляли собой судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни современного им общества. Они складывались на обычно-правовой основе, что повлекло их неполноту, фрагментарность, бессистемность.

Предметно-наглядная форма правовой нормы в «варварских правдах» соответствовала конкретно-образному правосознанию населения того времени, для которого язык юридических абстракций был чужд и непонятен.

Для «варварских правд» характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в феодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов, могло свести на нет действие самой нормы права.

В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан и персональный характер действия правовых норм.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание №3. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: аллод, бенефиций, лен, феод, прекарий, партикуляризм права,

Задание №4. Используя материалы учебных пособий и текст «Салической правды», составьте конспекты: Общий анализ Салической правды.

Уметь:

• использовать полученные знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса в Средние века;

• свободно оперировать знаниями исторических актов, юридически точно сравнивать правовые дефиниции из сводов законов отдельных средневековых стран;

• выражать и аргументировать свою точку зрения по государственно-правовой истории Средневековья;

владеть:

• методами анализа различных типов и форм средневекового государства;

• юридическими средневековыми понятиями и категориями;

• навыками работы со средневековыми правовыми актами, сбора и обработки историко-правовой информации;

• навыками использования исторического материала средневекового прошлого в процессе углубления современных знаний о государстве и праве.

Средневековое право

Рекомендации к изучению темы. В первую очередь необходимо обратить внимание на источники средневекового права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно.

В развитие права стала вносить свою лепту и церковь, которая начиная с первых веков нашей эры накапливала огромное количество церковных законов (канонов), постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений отдельных епископов, действовавших в пределах регионов их влияния.

Характерные черты феодального западноевропейского права.

1. Основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, и нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение.

2. Феодальное право в значительной степени закрепляло неравенство различных сословий.

3. В феодальном праве не было деления на отрасли права. Существовало деление по субъектам права, что объяснялось его сословной направленностью.

4. Огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права.

5. На всей территории государства отсутствовало единое право и господствовало право, основанное на местных обычаях.

В то же время в период позднего Средневековья в европейских странах закладывались основы правопорядка, судопроизводства, восходящие к позднеантичному римскому праву.

В Средние века в Европе основную роль играли четыре правовые системы римское право, городское право, каноническое право, феодальное ленное право. Влияние различных правовых систем перекрещивалось, между средневековыми национальными правовыми системами существовали большие расхождения.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание №10. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: партикуляризм права, «кулачное право», инквизиционный процесс, кутюмы, ордонанс, судебный прецедент, большое жюри, малое жюри, мисдиминор, фелония, измена(тризн), общее право, право справедливости, свитки тяжб, Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб, Звёздная палата, Высокая комиссия.

Задание №11. Используя материалы учебных пособий и тексты источников права, составьте конспекты: Источники феодального западноевропейского права.

 

 

Мусульманское право

Рекомендации к изучению темы. Мусульманское право – цивилизационный феномен. В нем соединены два начала: религиозное (ислам), иррациональное, и светское, рациональное. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности.

Источники мусульманского права (шариата) были весьма разнообразны. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие на завоеванных арабами территориях. Исключительно важную роль в становлении мусульманского права сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна.

Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном счете определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.

Особенностью мусульманского права является то, что оно ориентировано на человека. В нем в своеобразной форме реализуется идея равенства: все люди – рабы Аллаха, и никого более. Рожденные мусульманами и сохранившие веру на протяжении всей жизни, умирают также мусульманами. При этом все взрослые мужчины мусульмане равны перед Аллахом и законом.

Ислам жестко регламентировал основы повседневной жизни. Для шариата, особенно на первых этапах его развития, было характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. По этому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопросы о правоспособности, сколько о дееспособности лица. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособностью наделялись лица, достигшие совершеннолетия и находившиеся в здравом рассудке. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных и т.д.

В системе мусульманского права правовые и этические нормы не отделялись друг от друга, составляя единое целое. При этом шариат требует скорее уважения буквы, чем духа закона, внешние обстоятельства имеют большее значение, нежели мотивы действия. Отсюда проистекают два различных следствия – правовой формализм и широкая свобода усмотрения.

Задание №13. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: шариат, сунна, хадис, фикх, иджма, фетва, кияс, муфтий, фирманы, кануны, вакуф.

Задание №14. Используя материалы учебных пособий и тексты источников права, составьте конспекты: Источники мусульманского права.

 

ВСЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

Задание №1. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: феодализм, архиепископ, епископ, франки, марка, капитулярий, Меровинги, Каролинги, майордом, пфальцграф, архикапеллан, маркграф, викарий, Салическая правда, рахинбурги, граф.

Задание №2. Используя материалы учебных пособий, составьте схему государственного строя: раннефеодального государства франков. Схема должна содержать органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В схеме необходимо отразить способ формирования каждого органа, его структуру, полномочия. Фактический материал должен основываться на данных исторических источников и анализе учебной и научной литературы. В выводах к схеме необходимо проанализировать государственный строй раннефеодальной монархии франков, обратив внимание на сохранение родоплеменных структур управления и формирование признаков и органов государства.

Задание №3. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: аллод, бенефиций, лен, феод, прекарий, партикуляризм права,

Задание №4. Используя материалы учебных пособий и текст «Салической правды», составьте конспекты: Общий анализ Салической правды.

Задание №5. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: сеньориальная монархия, министериалы, сенешал, коннетабль, бальяж, бальи, прево, пэры, «третье сословие», шериф, канцлер, палата Шахматной доски, щитовые деньги, курфюрсты.

Задание №6. Заполните таблицу по социальному строю стран Европы периода расцвета феодализма. При заполнении таблицы необходимо использовать материалы историко-правовых источников, учебную и научную литературу.

 

Социальный строй стран Европы периода сеньориальной монархии

Сословие Происхождение Политические права Экономические права Личные права
           

Задание №7. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: сословно-представительная монархия, ландтаг, рейхстаг, цех, гильдия, патрициат, городское плебейство, городское право, палата лордов, палата общин, парламент, Генеральные штаты, Великий мартовский ордонанс.

Задание №8. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: абсолютная монархия,интендант, цензива, Звёздная палата, Высокая комиссия, княжеский абсолютизм.

Задание №9. Заполните таблицу конкретными историческими фактами. При заполнении таблицы необходимо использовать материалы историко-правовых источников, учебную и научную литературу.

  Страна Особенности абсолютизма Факты, показывающие специфику абсолютизма
1 Франция классический  
2 Англия незавершенный  
3 Германия раздробленный, «княжеский»  

 

Задание №10. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: партикуляризм права, «кулачное право», инквизиционный процесс, кутюмы, ордонанс, судебный прецедент, большое жюри, малое жюри, мисдиминор, фелония, измена(тризн), общее право, право справедливости, свитки тяжб, Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб, Звёздная палата, Высокая комиссия.

Задание №11. Используя материалы учебных пособий и тексты источников права, составьте конспекты: Источники феодального западноевропейского права.

Задание №12. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: халифат, икта, мульк, имамат, эмират, халиф, диван, везир (везирь), эмир, кади.

Задание №13. Продолжите работу над созданием словаря основных понятий и терминов по истории государства и права зарубежных стран. Раскройте содержание понятий и терминов: шариат, сунна, хадис, фикх, иджма, фетва, кияс, муфтий, фирманы, кануны, вакуф.

Задание №14. Используя материалы учебных пособий и тексты источников права, составьте конспекты: Источники мусульманского права.

Основная литература

1. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов [Эл. текст] / В.Г. Графский. Институт государства и права РАН. – 3-e изд., доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 816 с. ISBN 978-5-91768-078-1 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=538270

2. Крашенинникова, Н.А. [и др.] История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века [Эл. текст] / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев [и др.] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 720 с. ISBN 978-5-91768-354-6 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=529565

3. Крашенинникова Н.А,. [и др.] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т.Т.1: Древний мир и Средние века [Эл. текст] / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 816 с. ISBN 978-5-91768-280-8 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=529701

Дополнительная литература:

1. Гринько, М. А. [и др.] История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие [Эл. текст] / Гринько М. А. [и др.] – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с. ISBN 978-5-91768-237-2 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526450

2. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Сафонова. – М.: РГУП, 2015. – 404 с. – ISBN 978-5-93916-461-0.       http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517346 

3. История государства и права зарубежных стран: Избранные памятники права. Древность и Средневековье: Учебное пособие [Эл. текст] / Под науч. ред. Н.А. Крашенинниковой – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.: ISBN 978-5-91768-558-8 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=488456

4. Кубеев, М. Сто великих людей, изменивших мир / Михаил Кубеев. – М.: Вече, 2013. – 256 с. 2013. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785444402412.html

5. Кубеев, М. Сто великих монархов и правителей / Михаил Кубеев. – М.: Вече, 2013, – 256 с.    2013. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785444402429.html

6. Куренышева, Е.П. История цивилизаций мира [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Е.П. Куренышева. – М.: Прометей, 2013. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785704223894.htm

7. Мальцев, Г.В. Месть и возмездие в древнем праве: Монография [Эл. текст] / Г.В. Мальцев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 736 с. ISBN 978-5-91768-217-4 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=448789

8. Михайлова, Л.Б. Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Б. Михайлова. – М.: Прометей, 2013. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785704224235.html

9. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Ю. Саломатин. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2016. - 344 с. ISBN 978-5-369-00914-7 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517387 

10. Сухорукова, О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие [Эл. текст] / – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 128 с. ISBN 978-5-8199-0610-1.

 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=478734

11. Томсинов, В.А. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века [Электронный ресурс]: учебник для вузов в двух томах. / Под редакцией В. А. Томсинова. – М.: Зерцало-M, 2013. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785943732263.html 

Периодические издания:

«Вестник Древней истории» (библиотека ВлГУ, корпус 7, ауд. 140)

«Вестник МГУ: история» (библиотека ВлГУ, корпус 7, ауд. 140)

«Вестник МГУ: право» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)

«Вопросы истории» (корпус 7, ауд. 140)

«Всеобщая история» (корпус 7, ауд. 140)

«Закон» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)

«Закон и право» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)

«История государства и права» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)

Интернет-ресурсы

1. http://www.kodeks.ru – официальный сайт информационно-правового консорциума «Кодекс».

2. http://www.law.edu.ru – федеральный правовой портал

3. http://www.consultant.ru – СПС Консультант Плюс

4. http://www.garant.ru – СПС Гарант

 

 


[1] Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов [Эл. текст] / В.Г. Графский. Институт государства и права РАН. – 3-e изд., доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 816 с. ISBN 978-5-91768-078-1 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=538270; Крашенинникова, Н.А. [и др.] История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века [Эл. текст] / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев [и др.] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 720 с. ISBN 978-5-91768-354-6 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=529565.

[2] Крашенинникова, Н.А. [и др.] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т.Т.1: Древний мир и Средние века [Эл. текст] / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 816 с. ISBN 978-5-91768-280-8 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=529701.

 

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Юридический институт

 

Кафедра Теория и история государства и права

 

 

Третьякова О.Д.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВлГУ

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(Средние века)

 

 

направление 40.03.01 – юриспруденция

 

 

Владимир – 2016 г.

 

 

Введение

Неотъемлемой частью педагогического процесса в высших учебных заведениях системы юридического образования является самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов отражает процессуальную, методическую сторону учебной деятельности студентов. Важно, чтобы каждый студент осознал, что без упорного самостоятельно труда нельзя овладеть профессией и кто не научился самостоятельно добывать знания, тот не способен заниматься самообразованием.

Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, усвоение на ее основе профессиональных знаний, умение творчески использовать их в различных ситуациях – это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения.

Поэтому задача преподавателей заключается не только в том, чтобы дать студентам и слушателям необходимый объем знаний, но и в том, чтобы: привить обучающимся умения и навыки выбирать из огромной массы научной информации то ценное, что требуется им для будущей специальности; научить творчески мыслить и грамотно применять знания на практике; формировать у них постоянную потребность к самообразованию, т.е. стремление приобретать знания самостоятельно.

Предметы государственно-правового блока имеют общеправовой характер и имеют существенное значение для формирования основ правосознания юриста.

Дидактические цели самостоятельной подготовки студентов состоят в том, чтобы:

- научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать умения и навыки, необходимые будущим юристам;

- развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей деятельности;

- формировать у обучаемых профессиональное юридическое мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий,

- вырабатывать навыки публичных выступлений и умения работать в группе.

 

Общие методические рекомендации ко всем разделам курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.137 с.)