Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и право Древней Греции
В результате освоения данной темы студент должен знать: • природу, сущность, исторические закономерности возникновения государства и права у народов античного мира, стоявших у истоков европейской традиции государственности; • формы правления, территориального устройства и государственного режима античных государств, процесс рождения афинской демократии; • основные общественно-политические и государственно-правовые институты, основные элементы этих институтов (социальная структура, правовой статус жителей, органы государства, государственный аппарат) на примерах: Афинского государства как колыбели европейской цивилизации; Спарты как государства военной демократии; • понятийный аппарат, лексико-грамматический минимум по юриспруденции государств античного мира, их базовые нормативные правовые акты, своды законов (Драконта, Ликурга и др.); уметь: • использовать наряду с историко-правовыми социально-экономические и этические знания для понимания роли афинской демократии в развитии и процветании античного обществ, понимать своеобразие механизма государственно-правового регулирования, его структурные элементы; • обобщать исторические факты и государственно-правовые явления для обоснования научных и собственных оценок; • выделять своеобразие механизма государственно-правового регулирования, его структурные элементы, анализировать базовые нормативные правовые акты, их структуру, правовую и политическую специфику; • сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи, анализировать достижения и уроки, вклад того или иного античного государства в развитие мировой цивилизации; владеть: • общими и специальными методами исследования античного опыта государственно-правовой жизни на конкретных примерах, навыками проведения конкретно-исторического и сравнительного анализа с учетом формационного и цивилизационного подходов; • юридическими понятиями и терминологией периода Античности; • навыками сбора и обработки историко-правовой информации.
Рекомендации к изучению темы. При изучении темы следует обратить внимание на особенности, присущие становлению и развитию античных государств. Первые государства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетиях до н.э. и развивались не без влияния восточных обществ. Завоевание греками Балканского полуострова обусловило появление целого ряда государств (Кносское, Микенское и др.). Эти страны имели общие с восточными государствами черты: монархическую форму правления, крупное государственно-храмовое владение, сохранение земельных общин. Монархические традиции еще долго сказывались на последующем становлении государственности греков, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим верховные функции.
Процесс образования государств вследствие постоянных миграций населения шел волнообразно. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен отбросило государство на несколько веков назад, затормозив его развитие. Естественное становление государственности во многом определялось природно-географическими факторами: Греция представляла собой горную страну, малопригодную для земледелия, здесь не могла образоваться земельная община восточного типа. Естественные барьеры предопределили жизнь небольших и достаточно изолированных государств – полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных форм государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Широкое развитие торговых отношений, морской торговли способствовало быстрому расцвету рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивной к высокоразвитой форме государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах Древнего мира. Значительную роль в жизни античного полиса играло море. Оно обеспечивало его связь с другими полисами и странами. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали единую общегреческую цивилизацию. Демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Жители полисов, не имевшие политического опыта и черпавшие свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступили бразды правления практически во всех античных полисах родовой и жреческой аристократии. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все сильнее осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы стала серия законодательных реформ, подрывавших монополию аристократии на осуществление властной деятельности в государственных органах и создавших основу для развития демократических институтов.
Основные черты античной государственности. 1. В античном мире были впервые разработаны принципы республиканской формы правления. Государства развивались здесь в форме аристократических (Спарта) и демократических (Афины, другие греческие полисы) республик. 2. В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки: жители греческих государств-полисов основали колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. 3. Сложился строй общественно-политических отношений – демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. 4. В античный период родилась и была реализована на практике идея разделения ветвей власти, заключающаяся во взаимном сдерживании и противодействии различных ветвей власти. Мыслители Античности подарили миру идеи правового государства и гражданского общества. К VI—V вв. до н.э. на первый план среди множества древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее крупных и сильных в военном отношении города-государства: Афины и Спарта. В Афинах, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое целое, античная демократия достигла своего расцвета, став огромной созидательной силой. В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец военно-аристократического государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения искусственно и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.43.79 (0.005 с.) |