Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Издержки неумения сосредоточиться
Если наш ум нам не подчиняется, то и наша жизнь становится неуправляемой. Наша проблема коренится в том, что мы позволяем себе становиться рабами, а не хозяевами собственного ума. Рам Дасс подытожил эту дилемму в двух фразах: Все мы – пленники собственного ума. Один суфийский учитель выразился еще короче: "Узы – в уме".14 14 По-английски эта фраза рифмуется: "The bind is in the mind". (Прим. перев.) Пока мы не способны сосредоточивать свое внимание, и оно по своей инициативе перескакивает с одного на другое, мы обречены отвлекаться и испытывать возбуждение. Сколь дорогой может оказаться расплата за это, видно на примере одного крайнего случая. Семилетний Марк был настоящим маленьким ураганом. С того момента, когда он вбежал в приемную нашей детской психиатрической клиники, его ничто не могло остановить. Он метался из угла в угол, вскарабкивался на стул и тут же с него спрыгивал, углядев игрушку на полу. Но даже игрушка не могла удержать его внимание, и через секунду он уже интересовался чем-нибудь еще. Любых уговоров его матери было недостаточно, чтобы его утихомирить. Детский психиатр пытался занять его беседой, но Марк слушал лишь вполуха и затем внезапно отвлекался, чтобы посмотреть, что у психиатра в сумке. Когда его попросили составить картинку из кубиков, он начал делать это с большим жаром, однако не закончив ее и наполовину, он утратил к ней интерес. Его мать попыталась уговорить его довести дело до конца, но вызвала лишь яростную вспышку раздражения. Неудивительно, что у Марка было мало друзей, ему было трудно учиться, и он доводил до безумия своих родителей. Марк страдал синдромом дефицита внимания (СДВ) – заболеванием, которое опустошает жизнь миллионов детей и многих взрослых. Будучи неспособными удерживать внимание на чем бы то ни было больше, чем на мгновение, они мечутся по жизни импульсивно, раздраженно, суетливо, и постоянно отвлекаясь. В результате они не могут ни на чем сосредоточиться, испытывают проблемы с обучением таким необходимым навыкам, как чтение и письмо, плохо справляются с учебой и работой, и постоянно все забывают. Больным СДВ трудно даются отношения с другими людьми. Страдающие этим заболеванием – будь то взрослые или дети – с огромным трудом осваивают социальные навыки и формируют близкие отношения. Искусство взаимоотношений в значительной мере связано с умением обращать пристальное внимание на такие трудноуловимые сигналы, как эмоциональный тон и выражение лица. Человек с плохим вниманием может легко упускать эти сигналы, казаться равнодушным и неуместным, и, в конце концов, оказаться за бортом общества. Вместе с числом неудач на работе и в общественной жизни растут смятение и неверие в свои силы, и падает самооценка. Чтобы обуздать свое мечущееся внимание, миллионам этих людей, отчаянно жаждущих облегчения, приходится ежедневно принимать лекарства.
Психиатры выявили СДВ лишь недавно. Теперь очевидно, что это распространенное заболевание, поражающее около 3% детей и многих взрослых, усугубляется нашей неистовой, грохочущей, вечно спешащей культурой и приводит к огромным индивидуальным и общественным издержкам. Двумя тысячелетиями раньше великие религии поставили аналогичный, хотя и более глубокий диагноз. С помощью психического микроскопа медитации они были способны в мельчайших подробностях наблюдать ум и его блуждающее внимание. Они пришли к захватывающему выводу, что мы все больны дефицитом внимания. Все мы страдаем от гиперактивного внимания, которое, хотя и не столь неистово, как в тяжелых клинических случаях, но все равно бесконтрольно мечется от одного объекта к другому. И все мы, по мнению великих религий, жестоко расплачиваемся за это в психологическом и духовном плане и в сфере межличностных отношений. Великие религии не только поставили диагноз, но и предложили программу лечения. В отличие от западной психиатрии, которая полагается на лекарства, чтобы подавлять блуждание внимания, или на терапию, чтобы его компенсировать, они обнаружили методы тренировки и обуздания внимания, и показали, сколь благотворно могут действовать эти методы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.006 с.) |