Первая особенность мышления: успех дает подсказки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая особенность мышления: успех дает подсказки



Table of Contents

Содержание

Роджер Сайп

Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

Эту книгу хорошо дополняют:

Предисловие

Введение Как бить рекорды

Раздел I

Основы вашего обучения

Раздел II

Компоненты рекордов в вашей жизни

Заключение

Что делать с усвоенным материалом

Об авторе

О Planet Freedom

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

Annotation

foreign_psychology

 

· Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

· Содержание

· Роджер Сайп

· Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

o Эту книгу хорошо дополняют:

o Предисловие

o Введение Как бить рекорды

o Раздел I

o Основы вашего обучения

o Раздел II

o Компоненты рекордов в вашей жизни

o Заключение

o Что делать с усвоенным материалом

o Об авторе

o О Planet Freedom

· notes

o 1

o 2

o 3

o 4

o 5

o 6

o 7

o 8

o 9

o 10

o 11

o 12

o 13

o 14

o 15

o 16

o 17

o 18

o 19

o 20

o 21

o 22

o 23

o 24

o 25

o 26

o 27

o 28

o 29

o 30

o 31

o 32

o 33

o 34

o 35

o 36

o 37

o 38

o 39

o 40

o 41

o 42

o 43

o 44

 

 


Роджер Сайп

 Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей


 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6723943 Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей / Роджер

Сайп: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2014 ISBN 978-5-00057-121-7

Аннотация

В книге Роджера Сайпа, тренера и консультанта в области самосовершенствования, вы найдете целый арсенал идей, стратегий и конкретных методик, которые помогут вам лучше запоминать, более разумно читать и бить рекорды в любой области.

Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией. Читайте ее с карандашом в руке, записывайте свои мысли и выполняйте все упражнения, предлагаемые автором, и вы станете сверхэффективным профессионалом.

На русском языке публикуется впервые.

 Содержание


 

 Роджер Сайп


 

 Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей


 

Roger Seip

Train Your Brain for Success

Read Smarter, Remember More, and Break Your Own Records

Издано с разрешения John Wiley & Sons International Rights Inc. и Alexander Korzhenevski Agency

© Freedom Personal Development, 2012 All rights reserved. This translation published under license with the original publisher John Wiley & Sons, Inc.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

 Эту книгу хорошо дополняют:


 

Помнить все

Артур Думчев

Правила мозга

Джон Медина

Жизнь на полной мощности!

Джим Лоэр и Тони Шварц

Цельная жизнь

Лес Хьюитт, Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен

 Предисловие


 

Люди не реализуют свой потенциал полностью.

Почти все (и уж точно те, кого заинтересовала эта книга) хотят значительно улучшить свои результаты: расти, преуспевать и влиять на мир. Но б ольшая часть данного им Богом потенциала остается незадействованной.

Стремясь расти и развиваться как личность, большинство делают две прискорбные ошибки. Во-первых, они ищут ответы не в себе, а вовне. Они уверены, что кто-то уже создал чудо-средство, нужно только его разыскать — и все в их жизни изменится.

Конечно, никто не признается, что ищет волшебное средство. Но в глубине души большинство и в самом деле надеются, что в один прекрасный день оно появится.

Смирившись наконец с тем, что такого средства нет, люди совершают вторую ошибку: чрезмерно усложняют процесс роста. Рьяно взявшись за дело и пытаясь взвалить на себя личную ответственность, все, кроме немногих мудрецов, чересчур усложняют те простые шаги, благодаря которым достигается огромный личностный рост.

В этой великолепной книге нет чудодейственных средств. Она проста без чрезмерных упрощений. Вы найдете в ней основные навыки и непреложные истины, существующие уже тысячи лет, но все равно отсутствующие в жизни большинства людей. Они увлекательны в освоении, интересны для изучения и поразительно легки в применении.

Я более двадцати лет знаю Роджера Сайпа, работаю и путешествую с ним. Я вижу, как он сам делает то, чему учит в этой книге. Самой своей жизнью Роджер доказывает: понимая и применяя изложенные здесь основные принципы, вы побеждаете.

И хотя волшебных средств нет, результаты кажутся чудом. Запоминать информацию в три раза лучше! Читать в два, три или даже четыре раза быстрее! Формулировать цели так, чтобы облегчить путь к ним, и распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное!

Правда, со стороны кажется, будто это невозможно?

Это впечатление обманчиво. Здесь даны только основы, которые освоит каждый, кто серьезно подойдет к изучению этой книги. И это только начало!

Принципы и утверждения, изложенные здесь, действительно работают. Они оказались эффективными для тысяч людей — таких же, как вы. Нужно иметь смелость поверить, что вам тоже под силу создать нечто выдающееся, что у вас хватит способностей для усвоения этой гениально простой информации и ответственности для ее применения. Будьте свободными!

Эрик Плантенберг,

президент Freedom Personal Development, создатель Abundant Living Retreat1

 Введение Как бить рекорды


 

Первое в своей взрослой жизни выступление мотивационного оратора я услышал в возрасте 19 лет — в мае 1989 года в Нэшвилле, в конце тренинга для продавцов, который проводила Southwestern Company2. Оратора звали Морт Атли, и он сделал одно из самых расхолаживающих заявлений на моей памяти.

«Большинство людей не получают от жизни того, чего хотят».

«Ну и тоска», — подумал я. Морту платят кучу денег за то, чтобы он мотивировал людей, а он выходит на сцену и заявляет, что большинство не получают от жизни желаемого. В моем 19-летнем мозгу пронеслось: «Спасибо за совет, Морт. А сейчас ты, наверное, заявишь, что во Франции говорят по-французски. Большинство не получают от жизни того, чего хотят, — да ну? А зачем я, по-твоему, вообще тебя слушаю?»

Я не хотел быть в таком большинстве, и вы наверняка тоже. Если бы вы желали быть середнячком — с финансовыми проблемами, недомоганиями и нехваткой времени, мешающими получать удовольствие от жизни, — то не читали бы эту книгу. Однако нужно понимать, что в вашем мозге есть много неосознанных схем мышления и поведения, которые вам мешают. Вот одна из них.

У вас есть сильное стремление быть посредственным.

Начиная с младших классов, из-за системы обучения и присущего нашему мозгу стремления к безопасности у нас появляется сильное неосознанное желание быть как все. Мы хотим слиться с толпой, стать посредственными.

Почему я начинаю с этого? В основном потому, что, если вы серьезно настроены жить так, как действительно хотите, для начала нужно понять: даже в самом процветающем и продвинутом с точки зрения технологий обществе в истории человечества быть посредственностью паршиво!

Но, как я уже говорил, вы же не хотите быть середнячком. Поздравляю! Читая эту книгу, вы уже показываете, что посредственность не для вас. Вы хотите бить рекорды! Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, — а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.

Итак, прежде чем мы пойдем дальше, выполните небольшое упражнение. Подумайте, что сейчас вы считаете своей важнейшей целью, и запишите ее.

Я серьезно: не читайте дальше, пока не выполните это упражнение. Запишите цель, которая для вас важнее всего.

А теперь перечитайте ее и представьте, что желаемое уже сбылось. Вообразите, будто заработали нужную сумму, получили повышение по службе, избавились от лишних 9 кг или встретили свой идеал.

Как вы себя чувствуете? Здорово, правда? Полагаю, это неплохой старт. Книга объяснит вам, как взять зернышко идеи и прорастить его так, чтобы оно принесло не просто мимолетное ощущение радости, а плоды в виде реального результата, причем эффективно, радостно и увлеченно.

Начнем с трех особенностей мышления, влияющих на успех. Понимая эти идеи и применяя их, вы автоматически начнете движение к своим целям. Чем лучше вы их понимаете, тем быстрее и легче достигнете своих целей.

Хорошая новость

А теперь, когда я убедил вас, что вы можете навсегда застрять в нынешней ситуации, вы должны понять: такой судьбы можно избежать. Вам, несомненно, по силам перенести свою зону комфорта туда, куда вы захотите, и вот почему.

Вы сами выбрали свою зону комфорта, понимаете вы это или нет.

Пусть неосознанно, но вы все-таки выбрали ее. Это внушает оптимизм: вы контролируете свой выбор и, следовательно, можете сознательно отказаться от нынешней зоны комфорта и выбрать другую. А главное, когда вы сдвигаете свою зону комфорта на новый уровень, ваша жизнь улучшается! Вы можете навсегда переставить свой «внутренний регулятор» на более высокую отметку. Вам придется серьезно заниматься этой задачей, учиться и получать небольшую помощь со стороны, но это вполне осуществимо.

Индекс обучаемости

Для получения любого результата существует конкретный образ мышления и действий. Наша обязанность — быть восприимчивыми и гибкими, чтобы перенимать эти способы мышления и действия.

Билл Харрис, основатель компании Centerpointe Research Institute

Польза, которую вы извлечете из этой книги или любой обучающей ситуации, во многом зависит от ваших индивидуальных особенностей. Этот материал изменит вашу жизнь, но только при соблюдении обязательного условия: если вы усвоите материал и будете применять его. А для этого нужно знать свой индекс обучаемости. Это показатель вашей готовности к обучению. Осознаете вы это или нет, индекс обучаемости вступает в игру каждый раз, когда вы пытаетесь овладеть новым навыком или лучше что-то понять. В нем два компонента, и каждый из них легко оценить по шкале от 1 до 10 (10 — высший балл).

Первый компонент — ваше желание учиться. Это логично: чтобы извлечь максимум пользы из обучающей ситуации, вы должны хотеть усвоить то, что вам предлагается. И следующая новость должна обрадовать вас как ученика: ваше желание учиться — на очень высоком уровне, 9-10 баллов по этой шкале. Поздравляю! Я могу уверенно заявлять об этом, даже не зная вас: мне точно известно, что вы уже потратили что-то на себя. Вероятно, вы отдали деньги за эту книгу (спасибо!) или как минимум уделили ей какое-то время, чтобы дойти до этого этапа. Вы не пошли бы на это, не имея сильного желания учиться. Итак, оцените свое нынешнее желание учиться по шкале от 1 до 10.

Запишите свой ответ.

Со вторым компонентом индекса обучаемости дело обстоит немного сложнее. Это ваша готовность изменяться, и ее ни в коем случае нельзя переоценивать. Любому, кто читает эту книгу, присуще сильное желание учиться. Но никому не свойственна большая готовность изменяться. Причина — зона комфорта, о которой говорилось во введении: в нас от природы заложено стремление сохранять существующее положение дел и продолжать делать одно и то же, даже если это не приносит желаемых результатов. Я не отрицаю, что у вас может быть высокий показатель готовности к изменениям. Но если вы хотите повысить ее, придется действовать сознательно и целенаправленно. Это не произойдет по счастливой случайности. Итак, как вы оцениваете свою нынешнюю готовность изменяться?

Запишите свой ответ.

А теперь, имея на руках цифры, вы можете измерить свой индекс обучаемости, перемножив эти два показателя. Самый высокий возможный балл — 100 (10 х 10). Сделайте это сейчас и посмотрите, что получится.

Оценка желания учиться х оценка готовности изменяться = общий индекс обучаемости.

Заметьте: даже если ваше желание учиться тянет на 10 баллов, но готовность изменяться нулевая, то общий индекс обучаемости тоже равен нулю. Чтобы вы действительно чему-то научились, высокими должны быть оба показателя. Недостаточно выражать желание учиться — нужно учиться на самом деле! Вы взяли эту книгу, потому что хотите улучшить свою жизнь, правда? Конечно, и если вы действительно хотите этого, то должны начать меняться. Как говорят китайцы, безумие — «делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата»3.

Многие говорят, что это полезное упражнение, когда стоит цель выучить нечто новое. Индекс обучаемости — не повод для осуждения или расстройства, а просто полезный ориентир. Если у кого-то он выше вашего, это не значит, что тот человек лучше вас; это значит, что он будет достигать успехов быстрее.

И я дам вам советы, которые помогут извлечь максимальную пользу из этих глав о тренировке памяти.

Первый совет: не оценивайте процесс; оценивайте результат.

Метод, которому вы здесь научитесь, точно дает результаты, но отличается от привычного. Поэтому у вас, скорее всего, возникнет мысль: «Как-то это странно». Все, кто учится тренировать свою память, переживают минимум один период, когда им кажется, будто все это только набор странноватых приемов. Это не так. И когда вы это поймете, рекомендую вам посмотреть на свой индекс обучаемости, избавиться от негативных мыслей и двигаться дальше. Не тратьте зря время и силы, пытаясь провести критический разбор или анализ этого процесса, — у вас будет достаточно времени на это потом, если такое желание сохранится. Вы научитесь гораздо быстрее, если не будете оценивать процесс.

Но при этом вы должны оценивать свои результаты. Ведь так вас оценивают на работе, правда? Делайте то же самое: используйте этот процесс, выполняйте мои указания и посмотрите, что у вас получится. Думаю, вы будете поражены, увидев, как быстро можете улучшать свои способности.

Второй совет: получайте удовольствие от работы над мозгом!

Одно мы знаем наверняка: обучение в идеале — увлекательный процесс. У него есть две особенности.

Во-первых, вспомните об удовольствии, которое вы ощущаете, когда учитесь чему-то новому. Вы когда-нибудь катались на водных лыжах? Сноуборде? Играли в нарды? Учились продавать? Преодолевали страх? Вам было приятно, когда это начало получаться, правда? Вашему мозгу нравится учиться новому, даже если вы не любили школу!

Во-вторых, нам точно известно, что реакция мозга на стресс — «бей или беги» — дает самое неблагоприятное состояние для того, чтобы учиться чему-то новому. Эта реакция очень эффективна, если вы уже чему-то научились и достигли уровня неосознанной компетентности. Но она же отключает вашу способность приобретать новые умения или усваивать новую информацию. Вы вспомнили имя того знакомого позже только потому, что после его ухода глубоко вздохнули и расслабились. Пока вы ломали голову, общаясь с ним, ваш мозг испытывал то же, что солдаты в бою! Конечно, в более мягкой форме (в продуктовом магазине обстановка не такая напряженная, как на поле боя), но по сути химические процессы и мозговые волны такие же.

Стресс — главный убийца ваших умственных способностей. Так что снизьте градус напряжения. Если вы на чем-то забуксовали или зашли в тупик, просто глубоко вздохните, скажите себе: «Вспомню позже», — и идите дальше. Вернитесь к этой проблеме позже. Зачастую этого хватит, чтобы заставить нейроны взаимодействовать нужным образом и привести вас к желаемому результату.

Будьте готовы учить и осваивать новое и непривычное. Вы способны сделать намного больше, чем думаете. Итак, вперед и с удовольствием!

Система мысленных папок

Прямо сейчас представьте, что вы в офисе компании из списка Fortune 5005. Мы с вами стоим перед шкафом, где собраны папки с информацией обо всех клиентах этой компании. Папок сотни тысяч, и они организованы в алфавитном порядке по фамилиям клиентов. Представьте, что я попросил вас достать:

• вашу папку;

• мою папку;

• папку некого Артуро Родригеса.

Вы сможете быстро найти эти папки? Конечно! А почему?

Потому что эта информация организована по определенной системе.

Возможно, вы подумали: «Потому что они расставлены по алфавиту», и это тоже правда. Я сказал, что информация организована в алфавитном порядке, но вы смогли бы найти эти три папки (или любые другие) быстро только благодаря наличию некой системы. Вашему мозгу от природы свойственно работать по тому же принципу, используя систему организации информации. Вам иногда трудно вспомнить нужное во многом только потому, что вас никогда не учили мысленной организации информации. Но в этой особенности работы мозга заключена прекрасная возможность: когда вы наконец разрабатываете систему организации для своего мозга и говорите на зрительном языке своей памяти, то начинаете хранить и вспоминать информацию так эффективно, что получаете огромное конкурентное преимущество.

Вот как нужно действовать.

Мы создаем «Систему мысленных папок». Другое ее название — ПОК. Эта аббревиатура обозначает три компонента, которые вам нужны, чтобы мгновенно вспоминать что угодно: от имен до презентаций, от этой книги до списка покупок и места, где вы оставили ключи. Это превосходная система.

«П» означает «папка»

«О» означает «образ»

«К» означает «клей»

Рассмотрим эти компоненты подробно.

«П» означает «папка»

Первое, что необходимо для мгновенного воспроизведения, — папка; это просто место для хранения информации. Что же можно использовать в качестве мысленной папки? Все, что вы можете увидеть. Все, что вы можете увидеть — глазами или в уме, — станет прекрасным местом для хранения информации: ваши дом, кабинет, машина, тело и т. д. Буквально все, что вы видите. Благодаря этой книге у вас будет две системы хранения информации.

«О» означает «образ»

Мы уже выяснили, что язык памяти — образы. Если вам это еще трудно понять, подумайте: лица вспоминать гораздо легче, чем имена, правда? Сколько раз, увидев человека, вы говорили себе: «Лицо я узнаю, а имя не припоминаю»? Наоборот никогда не бывает. Увидев человека, вы не говорите: «А, вы Роджер Сайп, но я не помню вас в лицо!» Ваш мозг любит образы, и чем четче и ярче вы можете представить себе информацию, тем легче ее вспомнить позже.

«К» означает «клей»

Здесь и происходит волшебство. Когда у вас есть папка для хранения информации и сама информация в форме яркого образа, вам нужно будет вклеить его в папку, чтобы он там сохранился. Из чего получается прочный клей? Из двух компонентов.

Действия и эмоции

Чем больше действий и эмоций связано с вашими образами, тем лучше они сохранятся в ваших папках.

Вы способны припомнить все случаи, когда вели машину? Конечно, нет, но вы ведь можете вспомнить те случаи, когда попадали в аварию или вас останавливала полиция. А почему? Много действий и эмоций. Вы можете вспомнить, где были и что делали 11 августа 2001 года? Наверное, нет, но наверняка можете отчетливо вспомнить все подробности своей жизни 11 сентября того же года. Почему? Много действий и эмоций.

Как этим воспользоваться? Когда вы создаете мысленные образы и вклеиваете их в свою папку, активнее наполняйте их действием. Пусть они будут как можно ярче, безумнее и причудливее. Образы, в которых что-то происходит, гораздо эффективнее неподвижных. Как заметил один мой клиент: «Мозг запоминает видео лучше, чем фотографии». Образы, которые вызывают у вас смех или отвращение, кажутся нелепыми или даже пошловатыми, действуют гораздо эффективнее, чем логичные, но скучные или обычные. Любой чемпион мира по памяти (да, проводятся такие чемпионаты, а их участники демонстрируют потрясающие способности) скажет вам, что для создания запоминающихся образов «полезно мыслить пошловато». Так что включите в свои образы как можно больше действий и эмоций.

Дальше я приведу конкретные примеры.

Тест

1. Что увидел единорог, раскрыв глаза?

2. Как говорила электророзетка?

3. Во что вы въехали на трехколесном велосипеде?

4. Что шестиклассники делали во внедорожнике?

5. Что вы держали в руке?

6. Какие три действия вы проделали с банкой пива?

7. Что и как делала хоккейная клюшка с шайбами? Сколько их было?

8. Что держал паук? И на чем был сосредоточен его взгляд?

9. По чему прыгал огромный воздушный шар?

10. Что изучал червонец? Над чем он потом раздумывал?

11. Как долго вы пользуетесь палочками для еды? И для чего?

12. Какой герой заталкивал в пушку тарелки?

13. Какую часть какого строения обгрызала черная кошка?

14. На ком ехала тяжелая золотая монета? Что было у этого существа?

15. Почему светился знак доллара?

16. Сколько инструментов использовала свеча?

17. Что держал волшебник? Какое слово было написано на этом предмете?

Вы поняли, что помогло вам запомнить всего за несколько минут этот безумный текст? Загляните в оглавление, посмотрите на номера глав и ключевые слова в названии каждой из них. Да, вы только что заучили названия всех 17 глав этой книги в их точной последовательности. Ваша память оптимизировала эту книгу — поздравляю!

Телесные папки

Какими были ваша первая, четвертая и восьмая телесная папка?

В списке покупок что было у вас: на бедрах? на ягодицах? на носу?

В списке дел что было у вас: на стопах? на животе?

Дополнительные баллы

Как называется глава 9 этой книги?

А глава 3?

Если нужно подсмотреть ответы, не стесняйтесь. Но я думаю, что это не потребуется. Вы видите эту информацию мысленно; заметили, с какой скоростью работает ваш мозг? Сколько времени ушло на повторение — несколько минут? Может, меньше минуты? Ваш мозг обожает скорость, и воспользуйтесь этой его особенностью во время повторения.

Как запоминать имена

Безусловно, самая распространенная проблема, которую многие хотят решить путем тренировок памяти, — запоминание имен важных новых знакомых. Это существенное умение: имена — нечто глубоко личное. Как сказал Дейл Карнеги, «сладчайший звук для ушей любого человека — звук его собственного имени». Это чистая правда: способность или неспособность вспомнить имя может серьезно повлиять на отношения всех типов. На своих семинарах — и вживую, и в интернете — я трачу часы на эту тему. С помощью этой книги вы сможете значительно лучше запоминать имена, используя несколько простых приемов.

На краткий срок

Неспособность припомнить чье-то имя бывает двух видов. Первый относится к краткосрочному запоминанию. Бывало так, что вы знакомились с человеком, пожимали ему руку, слышали его имя и через 5 секунд уже не могли его вспомнить? Именно в эти моменты от вас ускользает подавляющее большинство имен. Вот эффективное средство против этого:

1. В процессе знакомства отбросьте посторонние мысли и прислушайтесь. Вы забываете имена за 5 секунд не из-за плохой памяти, а из-за неумения слушать! Ваш мозг думает примерно в 7 раз быстрее, чем люди говорят, и ему легко отвлечься на другое, пока новый знакомый сообщает вам свое имя. У вас есть около 5 секунд, чтобы произвести на человека первое впечатление, так что сознательно сосредоточьтесь в это время только на одном: вслушайтесь в его имя.

2. Повторите имя нового знакомого в разговоре с ним 2-3 раза. Не нужно доходить до крайностей: если во время знакомства со мной вы сказали бы «Роджер, Роджер, Роджер», я бы не захотел с вами больше общаться. Но если бы вы сказали: «Роджер, приятно познакомиться, Роджер», это очень помогло бы вам запомнить мое имя и прозвучало бы естественно.

На длительный срок

Вторая проблема касается долговременной памяти. Бывало ли так, что вы встречали знакомого (и были уверены, что знаете его), но не могли припомнить его имя? Чтобы избежать таких ситуаций, приучите себя к следующим действиям:

• Используйте метод интервального повторения. Произнесите имя нового знакомого в конце разговора. Фраза «Приятно было познакомиться, Дэйв» гораздо полезнее для вашей памяти, чем просто «До свидания!» В конце того же дня освежите в памяти имена новых знакомых. В конце недели выделите 5 минут, чтобы еще раз их повторить. Такое повторение не занимает много времени, но приносит огромную пользу.

• Мысленно представляйте себе имена: превращайте их в образы! Некоторые имена уже и так образны: Роза, Лилия, Лев, Роман, Август, — в них заложен визуальный компонент. Для других придется немного напрячь воображение.

• Образом для имени Иван может послужить сказочный герой или игрушка (Ванька-встанька).

• Для Елены — река (Лена).

• Для Михаила — медведь (живой, игрушечный или мультипликационный).

Чтобы превращение имен в образы вошло в привычку, нужно некоторое время. Но большинство наших клиентов приятно удивляет, каким легким и увлекательным бывает этот процесс.

Количество ситуаций, в которых можно применять систему мысленных папок, неограниченно, как и свойственная вашему мозгу способность представлять образы. Поэкспериментируйте с этими методами самостоятельно, а если возникнут вопросы — обратитесь к профессионалам.

Перейдем к работе над второй основой вашего обучения: умению читать разумно!

Базовый тест

В главе 1 вы оценивали свою начальную способность воспроизводить информацию. Пора выполнить небольшое упражнение для оценки вашей стартовой скорости чтения. Понадобятся ручка и прибор для измерения времени — подойдет любой секундомер. Выставьте его на 0, потом перейдите к началу статьи. Она взята из моего блога, где была опубликована несколько лет назад. Нажмите в секундомере на «пуск» и прочтите статью, как обычно читаете любой материал. Не устраивайте гонку; читайте так, как сейчас читаете эти слова.

На старт, внимание, марш!

Лучшие в истории

Однажды мне посчастливилось увидеть, как самая успешная в последние годы команда — а возможно, и самая результативная в истории — выступила на чемпионате страны. Да, женский баскетбол не привлекает такого огромного внимания, как мужской, но бесспорный лидер в этой области — женская команда Коннектикутского университета Huskies. В 2008-2010 годы ее результат составил 78:0. Да, все верно, 78 побед подряд, включая два чемпионата страны! Ее наименьший победный отрыв от соперников за этот период составил 12 очков. Это вторая по длительности победная серия в истории студенческого баскетбола; их превзошла только команда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в то время, когда тренером был Джон Вуден, выиграв 88 матчей подряд. Huskies так успешны, что в этот период у них было заметное отставание только в одной игре.

Когда у меня появляется возможность увидеть такую эффективную команду на чемпионате, я считаю, что ради этого стоит лечь спать позже. И в этом случае я не прогадал.

В тот вечер Huskies играли против команды Стэнфордского университета — единственной, которая вообще смогла выиграть у них в предыдущие два года. Huskies считались уверенным претендентом на победу во втором подряд чемпионате страны. Вокруг этого матча царил невероятный ажиотаж: «на ваших глазах вершится история» и т. д. Но в первой половине игры Huskies сели в лужу: набрали 12 очков, став второй командой своего университета за 130 лет с таким низким показателем. Huskies играли ужасно, почти каждый бросок был неудачным; это была катастрофа. К перерыву они отставали на 15 очков, и все были потрясены. Первые 5 минут второй половины игры прошли так же: мучительно для болельщиков и позорно для команды. Но потом им как-то удалось переломить ситуацию, обыграть Стэнфорд во второй половине со счетом 41:20 и в итоге выиграть чемпионат с результатом 53:47. Удивительная игра!

Вот полезные уроки, которые я извлек из этого матча.

1. Даже у лучших в истории бывают неудачные моменты

Ни у кого не было ни малейших сомнений, что Huskies — лучшая женская баскетбольная команда в истории. Но цифры на табло не лгут. Почему же лучшая команда в истории начала самую важную для себя игру с таких плачевных результатов? Да просто потому, что так бывает. Это только подтверждает, что даже при таком уровне мастерства людям приходится сталкиваться с испытаниями. Я верю, что вы входите в число лучших в истории, иначе вы не читали бы эту статью. И если у вас выдались провальные неделя, день, квартал и т. д. — не паникуйте: время от времени неудачи случаются. Сделайте все возможное, чтобы:

2. Помнить, кто вы

В первой половине игры Huskies совершенно явно растерялись. Они играли как самая неумелая, неуверенная и равнодушная команда в стране, что явно противоречило их сути. Не знаю, что произошло на совещании команды во время перерыва (а здорово было бы подслушать, правда?), но что-то заставило этих женщин вспомнить: они — лучшие. И вы поступайте так же: помните, какие вы молодцы. Проигрывайте в памяти свои успехи, даже небольшие. Оглядывайтесь на свои достижения и победы. Иногда легко забыть, что в каждом из нас есть нечто превосходное, но когда мы снова это вспоминаем — ура! С этого начинается путь к нашей новой победе.

Сколько времени вы читали эту статью? Запишите свой ответ.

В прочитанной вами статье ровно 500 слов, и для определения своей начальной скорости чтения можно разделить 500 на ваш показатель, выраженный в виде десятичной дроби11. А лучше просто воспользуйтесь таблицей 4.1.

Исходная скорость чтения:_слов в минуту (слов/мин)

Табл. 4.1. Определение скорости чтения

Слов/мин

Ваше время

0:10 3125
0:20 1515
0:30 1000
0:40 750
0:50 600
Ваше время Слов/мин
1:00 500
1:10 470
1:20 375
1:30 333
1:40 300
1:50 272
2:00 250
2:10 230
2:20 215
2:30 200
2:40 187
2:50 177
3:00 167
3:10 158
3:20 150
3:30 143
3:40 136
3:50 130
4:00 125
4:10 120
4:20 115
4:30 111
4:40 107
4:50 103
5:00 100

Что означает ваш показатель

Разберемся, что скорость говорит о вашем умении читать. Пожалуйста, помните, что этот показатель не отражает ваш характер или интеллект. Если ваша скорость чтения ниже средней, это не значит, что вы хуже среднего человека. Просто вы медленно читаете. Хочу вас обрадовать: какими бы ни оказались ваши исходные данные, вы можете значительно улучшить их. Итак, посмотрим, что означает ваш показатель.

Менее 200 слов/мин — скорость ниже среднего; значит, чтение у вас сопровождается проговариванием. При такой скорости вы все равно что читаете для себя вслух. Вы мысленно проговариваете каждое слово. Вероятно, ваши губы движутся, даже если вы этого не замечаете. В этом есть свой плюс: вы читаете очень внимательно и верите, что понимание гораздо важнее скорости. Но есть и минус: на чтение уходит много времени, к тому же вы исходите из неверной предпосылки. Медленное чтение не обязательно улучшает понимание; на самом деле обычно происходит как раз обратное.

200-300 слов/мин — средняя скорость как для взрослых, так и для шестиклассников. Вы хорошо научились читать по одному слову. Казалось бы, это логично, но особенности движения ваших глаз в процессе чтения таковы, что этот метод ограничивает вашу скорость. К тому же у вас, вероятно, есть пара других нежелательных привычек, и из-за этого ваши глаза и мозг устают быстрее, чем при более быстром чтении.

300-450 слов/мин — скорость выше среднего, и здесь можно сделать два вывода. Во-первых, вас как читателя можно назвать мыслителем. Вам не нужно проговаривать каждое слово в уме, ваши глаза движутся немного быстрее, и, наверное, вы обдумываете то, что читаете. Вы устанавливаете связи между идеями и/или активно перерабатываете материал. Кроме того, вы, вероятно, много читаете — из любви или по необходимости. Только благодаря такой обширной практике вы читаете немного быстрее, чем средний человек. Поздравляю!

По статистике, минимум 90 % читателей этой книги начинают с одного из этих трех показателей, но на всякий случай добавлю четвертый.

Более 450 слов/мин считается «отрегулированным» показателем. Вы сознательно или бессознательно используете приемы, позволяющие вам воспринимать два и более слова одновременно, и/или не пытаетесь прочесть каждое слово отдельно. Если ваш показатель находится в этом диапазоне, поздравляю! Вероятно, вы применяете какой-то из приемов, о которых я расскажу ниже.

А главное, при любом исходном показателе вы, без сомнения, способны достичь огромных улучшений и скорости, и понимания, причем довольно быстро.

Я сам прошел через это. Когда Эбби Маркс-Бил впервые меня протестировала, мне было 38 лет и я считал, что скорость чтения у меня выше среднего. Я люблю читать, знаю важность этого умения и читаю много. Я был прав: моя скорость составила 340 слов/мин — примерно как у шестиклассника, читающего быстрее среднего. Когда я овладел более ритмичными движениями глаз, одно это сразу же позволило мне читать быстрее 700 слов/мин; немного потренировавшись, я приблизился к 1000 слов/мин. Другие методы (о которых я расскажу в следующей главе) помогли мне повысить скорость и сохранять этот показатель, при этом понимание осталось не хуже, чем при меньших скоростях.

Этого добиваются и наши учащиеся. На наших семинарах ученики средних, старших классов и студенты университетов повышали свои показатели с 200 слов/мин до 1200 слов/ мин и больше за один день, со значительным ростом понимания. Я свидетель того, как и взрослые представители разных групп и профессий получали такие же результаты с любыми типами материалов для чтения.

У самых быстрых читателей в мире постоянный показатель — 5-10 тыс. слов в минуту, причем понимание почти идеальное. Я знаю, что это звучит безумно; но потенциал человеческой мысли на самом деле поразителен. Нужно ли вам читать по 10 тыс. слов в минуту? Наверное, нет. Ведь для такого уровня нужно тренироваться всю жизнь. Но представьте, как изменилась бы ваша эффективность, если бы вы всего лишь удвоили скорость чтения, сохранив прежний уровень понимания. А главное, представьте, что вы сможете читать с любой желаемой скоростью, с любым уровнем понимания в зависимости от требований конкретной ситуации: как бы это повлияло на вас? А ведь вы можете быстро добиться этого, нужно только немного потренироваться.

Регрессия (возврат)

При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета! Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.114 с.)