ТЕМА 6 Ценовая политика и стратегия предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 6 Ценовая политика и стратегия предприятия



В управлении ценообразованием принято выделять три взаи­мосвязанных понятия:

- политика цен;

- стратегия ценообразования;

- тактика ценообразования.

Политика цен — это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, это наиболее общие принципы, которых фирма собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления цен на свою продукцию фирмы могут стремиться к достижению различных целей:

- максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы;

- максимизация прибыли;

- стабилизация рыночной позиции;

- вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке. Политика цен является основой для разработки стратегии це­нообразования.

Стратегия ценообразования — это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. Как правило, стратегия ценообразования включает наиболее важные решения, имеющие долговременные жизненно важные последствия для организации.

 

ЗАДАНИЕ:

Задача 1 Косметическая фирма осуществляет продажу своей про­дукции по каталогам на рынке покупателей со средним уровнем доходов. Доля переменных затрат составляет 30% к объему реализации продукции в стоимостном выраже­нии. Фирма предлагает скидку в 20% на 40% продукции. По оценкам специалистов это предложение вызовет рост объема продаж продукции со скидкой на 35% и продук­ции без скидки на 10%. Оцените финансовые последствия данного предложения. Как изменится прибыль фирмы? Будет ли данное решение выгодным?

 

Задача 2 Авиакомпания «5» рассматривает последствия двух аль­тернативных стратегий ценообразования:

1) снижение тарифов на авиабилеты на 10%;

2) применение бонусной программы, направленной на привлечение постоянных клиентов под лозунгом «Каждая четвертая поездка — бесплатно».

Дайте ваши рекомендаций по выбору наиболее эффективной стратегии ценообразования, если известны базисные тарифы, размер переменных затрат в тарифе; коэффициенты эластичности спроса по цене для клиентов, приобретающих билеты по разным тарифам, доля клиентов, которые смогут, вероятно, воспользоваться бонусным пред­ложением.

Таблица 6.1 Условия предоставления тарифов сегментам покупателей

Вид тарифов Базисный тариф, руб. Удельные переменные затраты, руб. Коэффициент эластичности спроса по цене Доля в базовом объеме продаж, % Процент клиентов, которые воспользуются бонусным предложением, %
Бизнес-класс 28000 6000 -2 3 10
Годовой 13600 5800 -2,5 5 5
Экскурсионный 12500 4000 -1,7 10 3
Экскурсионный выходного дня 8900 4000 -1,7 10 3
Экономичный 8000 3600 -1,5 45 10
Экономичный выходного дня 7700 3600 -3 15 9
Пенсионный 7600 3600 -3,5 3 1
Молодежный 6000 3600 -3,5 7 2
Семейный 7000 3600 -3,5 2 0

 

При каком росте объемов продаж будет выгодно применение
бонусной программы?           

 

Задача 3  Из символа относительно высокого социального положе­ния сотовые телефоны в Мексике уверенно превращаются в средства связи наименее обеспеченных слоев населения. В стране с населением 102 млн человек зарегистрировано 26 млн номеров сотовой связи. Многие мексиканцы при­знаются, что первый в их доме собственный телефон был именно сотовый. Какую стратегию ценообразования, на ваш взгляд, избрали фирмы, действующие на мексиканском рынке сотовой связи? На ка­кой стадии жизненного цикла товара подобная стратегия может быть наиболее успешной?

 

Задача 4 Молочный завод, расположенный в небольшом городе, яв­ляется единственным поставщиком продукции на мест­ный рынок. Емкость местного рынка значительно мень­ше мощности завода. Молочный завод поставляет основную часть своей продукции в два крупных города, которые расположены на расстоянии 250-300 км от заво­да. Цены, по которым продается продукция молочного завода, в этих городах на 10-15% ниже, чем в родном городе. Охарактеризуйте стратегию ценообразования дан­ного завода. Дайте ей оценку с точки зрения факторов, влияющих на эффективность стратегии.

 

Задача 5 Ознакомьтесь с видами тарифов, которые предлагал в 2005 г. Аэрофлот своим пассажирам, и ответьте на сле­дующие вопросы:

1) почему авиакомпании широко используют стратегию дифференцированного ценообразования;

2) что является гранями сегментирования по каждому виду льготных тарифов;

3) какие виды льготных тарифов наиболее привлекатель­ны для деловых клиентов, а какие для личных;

4) как изменяется эластичность спроса по цене на услу­ги во времени (по сезонам, дням недели, часам, по сте­пени приближения к дате вылета);

5) какие еще основания для дифференциации тарифов вы можете предложить?

Нормальный (полный) тариф. Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, по­скольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета — один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большин­стве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета. При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета осуществляется без выплаты штрафа. Можно при­обрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установ­ленные страной назначения.

Специальные (льготные) тарифы. Применение любого из льготных тарифов определяется отдельными правилами, поскольку, чем ниже выбранный тариф, тем больше он содержит ограничений по сроку действия билета, возможности изменения даты вылета, возвра­ту выплаченной за него денежной суммы (в случае неиспользования) и т.д. Применение специальных тарифов не ведет к снижению каче­ства сервиса. Пассажир, купивший билет по льготному тарифу, полу­чает место в салоне экономического класса и соответствующее этому классу обслуживание.

В периоды сезонного спада перевозок дополнительно к указан­ным тарифам Аэрофлот устанавливает на отдельных направлениях

ТЕМА 7 Структура цен

В практической деятельности предприятия исполь­зуют различные виды цен, которые определяются условиями и особенностями как приобретаемых предприятиями товаров (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.), так и продаваемых товаров.

Несмотря на множество различных видов цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны и эта связь прямая и обратная. Стоит только внести изменения в уровень одного вида цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен, которые, в свою очередь, оказывают повышающее воздейст­вие на уровень первых. Например, изменение цен на электри­ческую энергию вызывает изменение цен во всех отраслях, ее потребляющих. Однако, через некоторое время последние через повышение цен на свою продукцию окажут воздействие на цены электроэнергии через повышенные цены на машины, оборудование и т. д. Можно, конечно, обойтись без повышения цен в отраслях-потребителях соответствующей продукции, но для этого нужна помощь через финансовую систему путем дотаций и других форм поддержки, если для этого есть финансовые ресурсы. В плано­вой экономике повышение цен в одних отраслях блокировалось государственной поддержкой, чтобы не затронуть цены в других, в рыночной экономике такая поддержка может быть только в порядке исключения.

Взаимосвязь и взаимообусловленность действующих цен объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма (например, изменение порядка налогообложения, кре­дитования, государственных заказов, системы сертификации и качества продукции, изменения на денежном рынке и т. д. найдет отражение в уровнях действующих цен).

В зависимости от того, какой признак взят для классифика­ции цен, все их виды можно разделить на различные группы:

Таблица 7.1 Классификация цен на товары и услуги

Основные критерии Виды цен

Стадия товародвижения

Оптовые (отпускные)
Розничные
Закупочные (оптового посредника)

Государственное воздействие

Свободные
Регулируемые

Вид товара

Цены товаров
Тарифы услуг
Курсы валют или ценных бумаг

Способ установления, фиксации

Твердые
Подвижные
Скользящие

Способ получения информации об уровне цены

Публикуемые
Расчетные

Фактор времени

Текущие
Сопоставимые
Средние

Вид рынка

Цены товарных аукционов
Биржевые котировки
Цены торгов

Территория действия

Мировые
Единые по стране
Региональные
Трансфертные

 

Эта классификация не единственная. Существуют и другие критерии классификации цен. Например, еще один признак «вид франко». Цены в зависимости от вида «франко» различаются тем, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза, — по­купатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.

В зависимости от вида отрасли или сектора национальной экономики различают отраслевые виды цен: цены на машиностро­ительную продукцию, цены в электроэнергетике, цены (тарифы) на транспорте (тарифы железнодорожного транспорта,) тарифы на коммунальные услуги и т.д.

Взаимосвязь всех видов цен не исключает того, что цены на отдельные группы товаров в отдельных секторах экономики могут иметь определенную самостоятельность, специфические особен­ности их определения и функционирования.

Структура цены - это выраженное в процентах или долях единицы соотношение отдельных составных ее элементов.

Исследование структуры цены, анализ структур как собствен­ных цен, так и цен на продукцию конкурентов позволяет пред­приятию правильно разработать ценовую стратегию и политику цен, выбирать соответствующие методы ценообразования.

Уровень цены своей продукции, продукции конкурентов несет большую информационную нагрузку, позволяя отмечать, чьи цены выше-ниже, как покупатели реагируют на эти цены. Од­нако по уровню цены нельзя судить, насколько экономически обоснован уровень цены, есть ли экономические основы для его повышения-снижения.

Анализируя структуру цены (табл. 2), можно выделить, ка­кую долю в цене составляют затраты на изготовление продукции, в том числе ведущие виды затрат, прибыль, косвенные налоги. Сопоставление перечисленных элементов цены с аналогичными показателями фирм-конкурентов позволяет: 1) выявить резервы для возможного снижения-повышения затрат в составе цены;

2) возможное движение удельного веса прибыли в составе цены;

3) предвидеть действия своих конкурентов.

Нельзя судить о конкурентоспособности продукции, если в структуре цены отсутс­твуют отдельные элементы или они незначительны. Например, если удельный вес прибыли в составе цены незначителен или изделие убыточно и предприятие не может максимально увели­чить сбыт, чтобы снизить издержки на единицу продукции (что в итоге должно вести к увеличению прибыли), то в таком случае придется снять изделие с производства. Может быть и наоборот, в составе цены высокий удельный вес занимают прибыль и нало­га, следовательно, в таком случае предприятие может проводить тактику последовательного снижения цен, тем самым отпугивая конкурентов (если они не последуют такому примеру) и в то же время привлекать к себе новых клиентов, достигая в новом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

Если в составе цены высокими окажутся только налоги, сле­довательно, государство неправильно формирует налоговую по­литику в стране.

Все перечисленные сравнения необходимо рассматривать в динамике за несколько сравнимых периодов:

Все это свидетельствует, о том, что нельзя судить о конкуренто­способности продукции только по уровню цены или по ее со­отношению с ценой конкурента, если не достигнута правильная внутренняя структура цены, наличие и обоснованность отдельных ее элементов.

Таблица 7.2 Схема формирования розничной цены

Себестои­мость продукции Прибыль предпри­ятия Акциз (по подак­цизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Тор­говая надбавка

Оптовая цена предприятия

       

Отпускная цена предприятия без НДС

           

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

       

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)

   

Розничная цена

Приведем ПРИМЕРЫ:

Пример 1 Рассчитать розничную цену 1 кг пшеничного хлеба высшего сорта, исходя из следующих данных:

- стоимость пшеницы (1 кг) — 5 руб.;

- издержки элеваторов — 1,2 руб.;

- рентабельность затрат элеваторов — 20%;

- издержки мельниц — 1,5 руб.;

- рентабельность затрат мельниц — 20%;

- издержки хлебозаводов — 1,8 руб.;

- рентабельность затрат хлебозаводов — 30%;

- оптовая цена 1 кг хлеба (при норме выхода продукта 140%)-?;

- НДС - 10%;

отпускная цена 1 кг хлеба с НДС?; торговая надбавка — 25%; розничная цена 1 кг хлеба?

Решение: Цена 1 кг пшеницы, поставляемой элеватором мельнице, со­ставляет: (5 + 1,2)1,2 = 7,44 руб. Цена этого же 1 кг пшени­цы, поставляемого мельницей хлебозаводу, составляет; (7,44 + + 1,5)1,2 = 10,73 руб. Цена 1 кгпшеницы на хлебозаводе: (10,73 + 1,8)1,3 = 16,3 руб. Оптовая цена 1 кг хлеба (при норме выхода продукта 140%): 16,3 / 1,4 = 11,6 руб. Отпускная цена 1 кг хлеба с НДС: 11,6 х 1,1 = 12,8 руб. Розничная цена 1 кг хлеба: 12,8х X 1,25 = 16руб.

Пример 2 Рассчитать оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных:

- свободная отпускная цена изготовителя -- 4800 руб. за единицу;

- ставка акциза — 20%;

- ставка налога на добавленную стоимость — 18%.

Решение: Свободная оптовая отпускная цена товара без НДС, но с ак­цизом 4800 / (100% - 20%) 100% = 6000 руб. Свободная оптовая отпускная цена товара с НДС 6000 + (6000 х 0,18) = 7080 руб.

 

Пример 3 Рассчитать оптовую цену закупки, исходя из следующих дан­ных:

- оптовая отпускная цена единицы товара — 7080 руб.;

- издержки обращения посредника -- 700 руб. на единицу товара;

- рентабельность, планируемая посредником, — 30%;

1. НДС для посредника — 18%.

Решение: Прибыль посредника 700 х 0,3 = 210 руб.

1.Величина надбавки посредника (700 + 210) / (100 - 18)100 = 1110 руб.

2. Минимальная оптовая цена закупки 7080 + 1110 = 8190 руб,

Пример  4 Себестоимость выпуска товара равна 4000 руб. на единицу, минимальная приемлемая для производителя рентабельность составляет 20%, ставка НДС - 20%, ставка акциза — 20%.

Определить минимальную приемлемую отпускную цену то­вара.

Решение: Цена изготовителя 4 + 4 х 0,2 = 4,8 тыс. руб. Сумма акциза 4,8 х 0,2 = 0,96 тыс. руб. Отпускная цена с акцизом, но без НДС 4,8 + 0,96 = 5,76 тыс. руб. Минимально приемлемая отпускная пена с НДС 5,76 х 0,2 + 5,76 = 6,9 тыс. руб.

 

Пример 5 Объединение реализует продукцию по свободной отпускной цене 10000 руб. за единицу с НДС при себестоимости 5000 руб, и ставке НДС 20%.

Как изменится прибыль от реализации единицы продукции, если органами власти будет установлен предел норматива рен­табельности 10%?

Решение: НДС составит (10 х 0,2) / 120% = 1,67 тыс. руб., тогда прибыль объединения будет равна 10 - 5 - 1,67 = 3,33 тыс. руб. Рента­бельность в данном случае составит (3,33 / 5)100% = 66,6%. Если органы власти введут ограничение по нормативу рентабельности 10%, то величина прибыли станет равна 5 х 0,1 = 0,5 тыс. руб., т. е. уменьшится на 2,83 тыс. руб. (3,33 - 0,5).

Пример  6 Имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью, если ваша цена закупки равна 100 тыс. руб.; издержки обра­щения составляют 50 тыс. руб,; минимальная приемлемая рентабельность — 20%, максимально возможная цена реализа­ции — 180 тыс. руб.?

Решение: 1-й вариант. Для ответа на вопрос необходимо прежде всего вычислить посредническое вознаграждение в абсолютном выра­жении исходя из уровня возможной цены реализации. Возна­граждение посредника равно 180 - 100 = 80 тыс. руб, С учетом издержек обращения абсолютная величина прибыли посредника составит 80 - 50 = 30 тыс. руб. Согласно этим условиям уровень рентабельности равен (30 / 50)100% = 60%. Поскольку мини­мальная приемлемая для посредника рентабельность равна 20%, то ему, безусловно, имеет смысл заниматься посреднической деятельностью.


2-й вариант. По этому варианту схема решения построена на расчете возможной цены реализации посредником при учете желаемой им рентабельности. Так как по условию задачи мини­мальная приемлемая для посредника рентабельность равна 20%, а издержки обращения — 50 тыс. руб., его прибыль составит 10 тыс. руб. Тогда размер желаемого вознаграждения посредника 60 тыс. руб. (50 + 10). В этом случае приемлемая для посредника цена реализации равна 100 + 60 = 160 тыс. руб. По условию задачи возможная (с учетом конъюнктуры рынка) цена реализации равна 180 тыс. руб. Следовательно, посреднику имеет смысл заниматься этой сделкой.

 

Пример 7 Себестоимость равна 206 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; НДС - 20%; акциз - 10%.

Устроит ли вас отпускная цена с НДС в размере 300 руб.?

Решение: 1-й вариант. НДС с учетом предложенной цены 300 руб. (300 х х20%) / 120 = 50 руб. Отпускная цена без НДС, но с акци­зом 300 - 50 - 250 руб., тогда акциз равен (250 х 10%) / 110% = = 22,7 руб. Следовательно, прибыль равна 300 - (206 + 22,7 + + 50) = 22 руб., а уровень рентабельности равен (22 / 206) 100% = = 10,7%. Учитывая, что минимальный приемлемый для вас уро­вень рентабельности равен 20%, цена 300 руб. вас не устроит.

2-й вариант. Схема решения по этому варианту предусматри­вает расчет возможного уровня отпускной цены с учетом прием­лемой для производителей рентабельности: цепа изготовителя = -т 206 * 0,2 х 206 - 247,2 руб.; акциз (247,2 х 10%) / 100% = 24,7 руб.; отпускная цена с акцизом, но без НДС = 247,2 + 24,7 = 271,9 руб.; отпускная цена с НДС =* 271,9 + 0,2 х 271,9 = 326,3 руб. Таким образом, приемлемый для производителя уровень цены реализа­ции должен составлять как минимум 326,3 руб. С учетом того, что по условию задачи возможный уровень цены реализации равен 300 руб., данная операция для производителя неэффективна.

Пример 8 Определите возможный уровень цены изготовителя за один комплект спортивной одежды, если приемлемый уровень рен­табельности равен 20%, а калькуляция 100 комплектов изделий следующая:

Сырье и основные материалы, руб.:

1) текстиль для верха одежды — 7200;

2) текстиль для подкладки — 3400;

3) металлические детали — 3954;

4) шнуровка—127.
     Вспомогательные материалы — 281 руб.

Топливо и электроэнергия на технологические цели - 49 руб.

Оплата труда производственных рабочих — 669 руб.

Начисления на оплату труда — 40%.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 80%.

Общепроизводственные расходы — 40%.

Общехозяйственные расходы — 80%.

Расходы на упаковку 19%.

Транспортные расходы — 0,3%.

Решение: Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что расходы на сырье и материалы представлены в расшифрованном виде. Сложив составные расходные позиции по данной статье, полу­чим величину затрат — 14681 руб. Во-вторых, следует помнить, что расходы на упаковку и транспортные расходы, связанные не с обслуживанием производства товара, а с началом его обраще­ния, входят в состав коммерческих расходов и, следовательно, определяются в процентах к производственной себестоимости. Поэтому производственная себестоимость составит 17286 руб., а полная 20622 руб. на 100 комплектов спортивной одежды и, соответственно, 206,2 руб. на 1 комплект. Учитывая, что при­емлемый уровень рентабельности равен 20%, искомый уровень цены изготовителя составит: 206,2 + 0,2 х 206,2 = 247,4 руб.

Пример 9 Предположим, фирма производит три вида товаров (таблица 7.3). Рассчитать оптовую цену предприятия на эти товары, если рентабельность 15%. Себестоимость рассчитать, распределяя постоянные издержки пропорционально заработной плате про­изводственных рабочих, затратам на материалы, переменным издержкам.

Таблица 7.3 Товары фирмы

Показатели Товар X Товар Y Товар Z Всего
1. Количество единиц товара 10000 20000 5000 35000
2. Переменные издержки, всего, руб. в 20100 42000 20500 82600
том числе        
— заработная плата производственных рабочих; 3500 8000 12000 23500
— материалы 16600 34000 8500 59100
3. Общие постоянные издержки, всего, руб.       55000
4. Распределение постоянных издержек        
между товарами:        
4.1. Пропорционально заработной плате производственных рабочих 8192 18723 28085 55000
4.2. Пропорционально затратам на материалы '15448 31641 7911 55000
4.3. Пропорционально переменным издержкам 13384 27966 13650 55000
5. Общая себестоимость, руб. при распределении постоянных расходов: — но способу 4.1  — по способу 4.2 — по способу 4.3     28292  35548 33484     60723  73641 69966     48585  28411 34150  

 

Определим цены товаров при различных уровнях себесто­имости и рентабельности 15% (таблица 7.4).

Таблица 7.4 Цены товаров при различных уровнях себестоимости и рентабельности

 

 

Распределение постоянных издержек

Себестоимость  единицы товара, руб.

Прибыль на единицу товара,

руб.

Цена единицы товара, руб.

X У Z X Y Z X У Z
По способу 4.1 2,83 3.04 9,72 0,42 0,46 1,46 3,25 3,50 11,18
По способу 4.2 3,55 3.68 5,68 0,53 0,55 0,85 4,08 4,23 6,53
По способу 4.3 3,35 3,50 6,83 0,50 0,53 1,02 3,85 4,03 7,85

 

Распределение постоянных затрат различными способами привело к формированию разных уровней цен, особенно разли­чающихся по товару Z: от 6,53 руб. до 11,18 руб., что составляет более 40%.

ЗАДАНИЕ:

Задача 1 Себестоимость выпуска товара равна 4 тыс. руб. за едини­цу, минимальная приемлемая для производителя рентабельность
составляет 20%, ставка НДС — 18%, ставка акциза — 20%. Оп­ределите минимальную приемлемую отпускную цену товара.

 

   Задача 2 Цена закупки равна 400 руб. Каков предельно допустимый процент надбавки и скидки в пользу торгового посредника, если
максимально возможная розничная цена изделия составляет 575 руб.?

 

   Задача 3 Определите:

1) оптовую цену предприятия;

2) прибыль предприятия в расчете на одно изделие.
Исходные данные:

- розничная цена изделия — 300 руб.

- налог па добавленную стоимость — 40 руб.

- наценка посреднической организации — 50 руб.

- торговая скидка — 25% к розничной цене.

- полная себестоимость изделия — 90 руб.

 

   Задача 4 Определите:

1) прибыль предприятия в расчете на одно изделие;

2) оптовую цену предприятия;

3) отпускную цену предприятия с НДС;

4) снабженческо-сбытовую надбавку;

5) торговую надбавку;

6) розничную цену изделия;

7) структуру розничной цены изделия.

Исходные данные:

- коммерческая себестоимость изделия — 120 руб.

- уровень рентабельности - 25% к себестоимости.

- акциз — 25 руб. на единицу изделия.

- налог на добавленную стоимость — 10% от отпускной цены предприятия.

- снабженческо-сбытовая надбавка посреднической органи­зации — 20% от покупной цены,

- торговая надбавка — 30% от продажной цены посредничес­кой организации.

 

   Задача 5 Розничная цена единицы товара 10000 руб., торговая над­бавка составляет 20%, ставка акциза — 30%, ставка НДС -- 18%.
Определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет произ­водителем, и его долю в розничной цене.

 

   Задача 6 Себестоимость продукции 494 тыс. руб.; оптовая цена с
НДС — 790 тыс. руб., НДС — 18%. Представить полную струк­туру оптовой цены с НДС.

 

   Задача 7 Определить возможную величину прибыли от реализации
одного комплекта школьной одежды, если калькуляция на 100 ком­плектов следующая:

- сырье и основные материалы — 39875 руб.

- вспомогательные материалы — 322 руб.

- топливо и электроэнергия на технологические цели — 4,6 руб.

- оплата труда производственных рабочих — 1060 руб.

- начисления на оплату труда — 40%.

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования -47%'.

- общепроизводственные расходы - 20% *.

- общехозяйственные расходы — 79% *.

- коммерческие расходы — 14,3% **.

- рентабельность продукции — 10%.

 

   Задача 8 Оптовая цена предприятия 5000 руб. за одно изделие, НДС составляет 18%.

Каков минимально возможный уровень розничной цены, если производитель реализует продукцию:

1) без услуг торговой организации;

2) посредством торговой организации при торговой надбавке 25%?

3) на основе данных таблицы 3.5 определите, что выгоднее для предприятия — производство фасованного молока, кефира или сметаны.

 

Таблица 7.5 Калькуляция затрат на производство молочной продукции

 

Статьи затрат

Затраты на 1 т продукции, руб.

Молоко фасован­ное 2,5% Кефир фасован­ный 2,5% Сметана весовая 15%
Сырье и основные материалы 2132 2308 11040
Транспортные расходы 204 204 1230
Вспомогательные материалы 740 788 60
Заработная плата производственных рабочих с начислениями 50 58 34
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 320 426 1202
Переменные затраты      
Цеховые расходы 110 90 100
Общезаводские расходы 380 454 486
Полная себестоимость      
Рыночная цена в розничной торговле 10000 11000 26000
Снабженческо- сбытовая надбавка, в % к отпускной цене 25 25 25
Торговая надбавка, в % к цене закупки 15 15 15
Прибыль производителя по полным затратам      
Прибыль производителя по сокращенным затратам      
Рентабельность по полным затратам      
Рентабельность по сокращенным затратам      

 

ТЕМА 8 Методы государственного регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики основной целью государ­ственного регулирования цен является согласование интересов субъек­тов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и госу­дарства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:

- обеспечение экономической безопасности страны;

- защита отечественного товаропроизводителя;

- защита наименее обеспеченных слоев населения от необос­нованного роста цен на товары первой необходимости;

- создание условий для нормальной конкуренции;

- ограничение власти предприятий-монополистов;

- ограничение инфляционного роста цен в результате возник­новения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

- поддержание ценовых пропорций.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными.

Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразова­ния, а под косвенными — воздействие на цены посредством использо­вания экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансо­вую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвен­ное воздействие на цены оказывают все государственные регулирую­щие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение.

Воздействие на факторы, определяющие предложение, вклю­чает:

- государственные закупки товаров;

- деблокирование запасов;

- поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

- расширение или сужение импорта;

- кредитную политику;

- налоговую политику;

- политику в области рабочей силы.

- Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает: ш пропагандистские компании;

- политику оплаты труда;

- налогообложение;

- пенсионную политику.

Степень государственного регулирования цен изменяется в за­висимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуа­циях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федера­ции. На основании этого положения Президент совместно с Прави­тельством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законо­дательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и фе­деральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тари­фам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования за­нимаются законодательные и исполнительные органы соответству­ющих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специали­зированные подразделения по ценообразованию.

Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 16) было названо право предприятия самостоятельно формиро­вать производственную программу, выбирать поставщиков и потреби­телей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, опре­деленных законодательством и договорами.

В этом же Законе в статье «Цены и ценообразование» было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самосто­ятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных за­конодательством, по государственным ценам.

Начало массового перехода предприятий и организаций Рос­сии к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Пре­зидента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализа­ции цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало активно заменяться свобод­ным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что госу­дарственные регулируемые цены должны применяться к ограничен­ному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потреби­тельских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству было поручено определить пре­дельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продук­ции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов. Либерализация цен рассмат­ривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения.

28 февраля 1995 г. был принят Указ Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)», в котором была признана необходимость дальнейшей либе­рализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В Указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодатель­ства Российской Федерации. В п. 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.

Во исполнение данного Указа Правительство издало одноимен­ное постановление от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции производственно-технического на­значения, товаров народного потребления и услуг, на которые госу­дарственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Рос­сийской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень услуг транспорт­ных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тари­фов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поруча­лось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: «Не применять государственное регулирова­ние цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их органи­зационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в перечнях продукции». В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становле­ния рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов про­исходит одновременно с использованием экономических рычагов воз­действия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной влас­ти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

Все цены по степени вмешательства государства в их форми­рование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться различными способами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.115 с.)