Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 6 Ценовая политика и стратегия предприятияСтр 1 из 3Следующая ⇒
В управлении ценообразованием принято выделять три взаимосвязанных понятия: - политика цен; - стратегия ценообразования; - тактика ценообразования. Политика цен — это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, это наиболее общие принципы, которых фирма собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления цен на свою продукцию фирмы могут стремиться к достижению различных целей: - максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы; - максимизация прибыли; - стабилизация рыночной позиции; - вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке. Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования. Стратегия ценообразования — это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. Как правило, стратегия ценообразования включает наиболее важные решения, имеющие долговременные жизненно важные последствия для организации.
ЗАДАНИЕ: Задача 1 Косметическая фирма осуществляет продажу своей продукции по каталогам на рынке покупателей со средним уровнем доходов. Доля переменных затрат составляет 30% к объему реализации продукции в стоимостном выражении. Фирма предлагает скидку в 20% на 40% продукции. По оценкам специалистов это предложение вызовет рост объема продаж продукции со скидкой на 35% и продукции без скидки на 10%. Оцените финансовые последствия данного предложения. Как изменится прибыль фирмы? Будет ли данное решение выгодным?
Задача 2 Авиакомпания «5» рассматривает последствия двух альтернативных стратегий ценообразования: 1) снижение тарифов на авиабилеты на 10%; 2) применение бонусной программы, направленной на привлечение постоянных клиентов под лозунгом «Каждая четвертая поездка — бесплатно». Дайте ваши рекомендаций по выбору наиболее эффективной стратегии ценообразования, если известны базисные тарифы, размер переменных затрат в тарифе; коэффициенты эластичности спроса по цене для клиентов, приобретающих билеты по разным тарифам, доля клиентов, которые смогут, вероятно, воспользоваться бонусным предложением. Таблица 6.1 Условия предоставления тарифов сегментам покупателей
При каком росте объемов продаж будет выгодно применение
Задача 3 Из символа относительно высокого социального положения сотовые телефоны в Мексике уверенно превращаются в средства связи наименее обеспеченных слоев населения. В стране с населением 102 млн человек зарегистрировано 26 млн номеров сотовой связи. Многие мексиканцы признаются, что первый в их доме собственный телефон был именно сотовый. Какую стратегию ценообразования, на ваш взгляд, избрали фирмы, действующие на мексиканском рынке сотовой связи? На какой стадии жизненного цикла товара подобная стратегия может быть наиболее успешной?
Задача 4 Молочный завод, расположенный в небольшом городе, является единственным поставщиком продукции на местный рынок. Емкость местного рынка значительно меньше мощности завода. Молочный завод поставляет основную часть своей продукции в два крупных города, которые расположены на расстоянии 250-300 км от завода. Цены, по которым продается продукция молочного завода, в этих городах на 10-15% ниже, чем в родном городе. Охарактеризуйте стратегию ценообразования данного завода. Дайте ей оценку с точки зрения факторов, влияющих на эффективность стратегии.
Задача 5 Ознакомьтесь с видами тарифов, которые предлагал в 2005 г. Аэрофлот своим пассажирам, и ответьте на следующие вопросы: 1) почему авиакомпании широко используют стратегию дифференцированного ценообразования; 2) что является гранями сегментирования по каждому виду льготных тарифов; 3) какие виды льготных тарифов наиболее привлекательны для деловых клиентов, а какие для личных;
4) как изменяется эластичность спроса по цене на услуги во времени (по сезонам, дням недели, часам, по степени приближения к дате вылета); 5) какие еще основания для дифференциации тарифов вы можете предложить? Нормальный (полный) тариф. Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, поскольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета — один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большинстве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета. При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета осуществляется без выплаты штрафа. Можно приобрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установленные страной назначения. Специальные (льготные) тарифы. Применение любого из льготных тарифов определяется отдельными правилами, поскольку, чем ниже выбранный тариф, тем больше он содержит ограничений по сроку действия билета, возможности изменения даты вылета, возврату выплаченной за него денежной суммы (в случае неиспользования) и т.д. Применение специальных тарифов не ведет к снижению качества сервиса. Пассажир, купивший билет по льготному тарифу, получает место в салоне экономического класса и соответствующее этому классу обслуживание. В периоды сезонного спада перевозок дополнительно к указанным тарифам Аэрофлот устанавливает на отдельных направлениях ТЕМА 7 Структура цен В практической деятельности предприятия используют различные виды цен, которые определяются условиями и особенностями как приобретаемых предприятиями товаров (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.), так и продаваемых товаров. Несмотря на множество различных видов цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны и эта связь прямая и обратная. Стоит только внести изменения в уровень одного вида цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен, которые, в свою очередь, оказывают повышающее воздействие на уровень первых. Например, изменение цен на электрическую энергию вызывает изменение цен во всех отраслях, ее потребляющих. Однако, через некоторое время последние через повышение цен на свою продукцию окажут воздействие на цены электроэнергии через повышенные цены на машины, оборудование и т. д. Можно, конечно, обойтись без повышения цен в отраслях-потребителях соответствующей продукции, но для этого нужна помощь через финансовую систему путем дотаций и других форм поддержки, если для этого есть финансовые ресурсы. В плановой экономике повышение цен в одних отраслях блокировалось государственной поддержкой, чтобы не затронуть цены в других, в рыночной экономике такая поддержка может быть только в порядке исключения. Взаимосвязь и взаимообусловленность действующих цен объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма (например, изменение порядка налогообложения, кредитования, государственных заказов, системы сертификации и качества продукции, изменения на денежном рынке и т. д. найдет отражение в уровнях действующих цен).
В зависимости от того, какой признак взят для классификации цен, все их виды можно разделить на различные группы: Таблица 7.1 Классификация цен на товары и услуги
Эта классификация не единственная. Существуют и другие критерии классификации цен. Например, еще один признак «вид франко». Цены в зависимости от вида «франко» различаются тем, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза, — покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. В зависимости от вида отрасли или сектора национальной экономики различают отраслевые виды цен: цены на машиностроительную продукцию, цены в электроэнергетике, цены (тарифы) на транспорте (тарифы железнодорожного транспорта,) тарифы на коммунальные услуги и т.д. Взаимосвязь всех видов цен не исключает того, что цены на отдельные группы товаров в отдельных секторах экономики могут иметь определенную самостоятельность, специфические особенности их определения и функционирования. Структура цены - это выраженное в процентах или долях единицы соотношение отдельных составных ее элементов. Исследование структуры цены, анализ структур как собственных цен, так и цен на продукцию конкурентов позволяет предприятию правильно разработать ценовую стратегию и политику цен, выбирать соответствующие методы ценообразования. Уровень цены своей продукции, продукции конкурентов несет большую информационную нагрузку, позволяя отмечать, чьи цены выше-ниже, как покупатели реагируют на эти цены. Однако по уровню цены нельзя судить, насколько экономически обоснован уровень цены, есть ли экономические основы для его повышения-снижения.
Анализируя структуру цены (табл. 2), можно выделить, какую долю в цене составляют затраты на изготовление продукции, в том числе ведущие виды затрат, прибыль, косвенные налоги. Сопоставление перечисленных элементов цены с аналогичными показателями фирм-конкурентов позволяет: 1) выявить резервы для возможного снижения-повышения затрат в составе цены; 2) возможное движение удельного веса прибыли в составе цены; 3) предвидеть действия своих конкурентов. Нельзя судить о конкурентоспособности продукции, если в структуре цены отсутствуют отдельные элементы или они незначительны. Например, если удельный вес прибыли в составе цены незначителен или изделие убыточно и предприятие не может максимально увеличить сбыт, чтобы снизить издержки на единицу продукции (что в итоге должно вести к увеличению прибыли), то в таком случае придется снять изделие с производства. Может быть и наоборот, в составе цены высокий удельный вес занимают прибыль и налога, следовательно, в таком случае предприятие может проводить тактику последовательного снижения цен, тем самым отпугивая конкурентов (если они не последуют такому примеру) и в то же время привлекать к себе новых клиентов, достигая в новом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота. Если в составе цены высокими окажутся только налоги, следовательно, государство неправильно формирует налоговую политику в стране. Все перечисленные сравнения необходимо рассматривать в динамике за несколько сравнимых периодов: Все это свидетельствует, о том, что нельзя судить о конкурентоспособности продукции только по уровню цены или по ее соотношению с ценой конкурента, если не достигнута правильная внутренняя структура цены, наличие и обоснованность отдельных ее элементов. Таблица 7.2 Схема формирования розничной цены
Приведем ПРИМЕРЫ: Пример 1 Рассчитать розничную цену 1 кг пшеничного хлеба высшего сорта, исходя из следующих данных: - стоимость пшеницы (1 кг) — 5 руб.; - издержки элеваторов — 1,2 руб.; - рентабельность затрат элеваторов — 20%; - издержки мельниц — 1,5 руб.; - рентабельность затрат мельниц — 20%; - издержки хлебозаводов — 1,8 руб.; - рентабельность затрат хлебозаводов — 30%; - оптовая цена 1 кг хлеба (при норме выхода продукта 140%)-?; - НДС - 10%; отпускная цена 1 кг хлеба с НДС?; торговая надбавка — 25%; розничная цена 1 кг хлеба?
Решение: Цена 1 кг пшеницы, поставляемой элеватором мельнице, составляет: (5 + 1,2)1,2 = 7,44 руб. Цена этого же 1 кг пшеницы, поставляемого мельницей хлебозаводу, составляет; (7,44 + + 1,5)1,2 = 10,73 руб. Цена 1 кгпшеницы на хлебозаводе: (10,73 + 1,8)1,3 = 16,3 руб. Оптовая цена 1 кг хлеба (при норме выхода продукта 140%): 16,3 / 1,4 = 11,6 руб. Отпускная цена 1 кг хлеба с НДС: 11,6 х 1,1 = 12,8 руб. Розничная цена 1 кг хлеба: 12,8х X 1,25 = 16руб. Пример 2 Рассчитать оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных: - свободная отпускная цена изготовителя -- 4800 руб. за единицу; - ставка акциза — 20%; - ставка налога на добавленную стоимость — 18%. Решение: Свободная оптовая отпускная цена товара без НДС, но с акцизом 4800 / (100% - 20%) 100% = 6000 руб. Свободная оптовая отпускная цена товара с НДС 6000 + (6000 х 0,18) = 7080 руб.
Пример 3 Рассчитать оптовую цену закупки, исходя из следующих данных: - оптовая отпускная цена единицы товара — 7080 руб.; - издержки обращения посредника -- 700 руб. на единицу товара; - рентабельность, планируемая посредником, — 30%; 1. НДС для посредника — 18%. Решение: Прибыль посредника 700 х 0,3 = 210 руб. 1.Величина надбавки посредника (700 + 210) / (100 - 18)100 = 1110 руб. 2. Минимальная оптовая цена закупки 7080 + 1110 = 8190 руб, Пример 4 Себестоимость выпуска товара равна 4000 руб. на единицу, минимальная приемлемая для производителя рентабельность составляет 20%, ставка НДС - 20%, ставка акциза — 20%. Определить минимальную приемлемую отпускную цену товара. Решение: Цена изготовителя 4 + 4 х 0,2 = 4,8 тыс. руб. Сумма акциза 4,8 х 0,2 = 0,96 тыс. руб. Отпускная цена с акцизом, но без НДС 4,8 + 0,96 = 5,76 тыс. руб. Минимально приемлемая отпускная пена с НДС 5,76 х 0,2 + 5,76 = 6,9 тыс. руб.
Пример 5 Объединение реализует продукцию по свободной отпускной цене 10000 руб. за единицу с НДС при себестоимости 5000 руб, и ставке НДС 20%. Как изменится прибыль от реализации единицы продукции, если органами власти будет установлен предел норматива рентабельности 10%? Решение: НДС составит (10 х 0,2) / 120% = 1,67 тыс. руб., тогда прибыль объединения будет равна 10 - 5 - 1,67 = 3,33 тыс. руб. Рентабельность в данном случае составит (3,33 / 5)100% = 66,6%. Если органы власти введут ограничение по нормативу рентабельности 10%, то величина прибыли станет равна 5 х 0,1 = 0,5 тыс. руб., т. е. уменьшится на 2,83 тыс. руб. (3,33 - 0,5). Пример 6 Имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью, если ваша цена закупки равна 100 тыс. руб.; издержки обращения составляют 50 тыс. руб,; минимальная приемлемая рентабельность — 20%, максимально возможная цена реализации — 180 тыс. руб.? Решение: 1-й вариант. Для ответа на вопрос необходимо прежде всего вычислить посредническое вознаграждение в абсолютном выражении исходя из уровня возможной цены реализации. Вознаграждение посредника равно 180 - 100 = 80 тыс. руб, С учетом издержек обращения абсолютная величина прибыли посредника составит 80 - 50 = 30 тыс. руб. Согласно этим условиям уровень рентабельности равен (30 / 50)100% = 60%. Поскольку минимальная приемлемая для посредника рентабельность равна 20%, то ему, безусловно, имеет смысл заниматься посреднической деятельностью. 2-й вариант. По этому варианту схема решения построена на расчете возможной цены реализации посредником при учете желаемой им рентабельности. Так как по условию задачи минимальная приемлемая для посредника рентабельность равна 20%, а издержки обращения — 50 тыс. руб., его прибыль составит 10 тыс. руб. Тогда размер желаемого вознаграждения посредника 60 тыс. руб. (50 + 10). В этом случае приемлемая для посредника цена реализации равна 100 + 60 = 160 тыс. руб. По условию задачи возможная (с учетом конъюнктуры рынка) цена реализации равна 180 тыс. руб. Следовательно, посреднику имеет смысл заниматься этой сделкой.
Пример 7 Себестоимость равна 206 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; НДС - 20%; акциз - 10%. Устроит ли вас отпускная цена с НДС в размере 300 руб.? Решение: 1-й вариант. НДС с учетом предложенной цены 300 руб. (300 х х20%) / 120 = 50 руб. Отпускная цена без НДС, но с акцизом 300 - 50 - 250 руб., тогда акциз равен (250 х 10%) / 110% = = 22,7 руб. Следовательно, прибыль равна 300 - (206 + 22,7 + + 50) = 22 руб., а уровень рентабельности равен (22 / 206) 100% = = 10,7%. Учитывая, что минимальный приемлемый для вас уровень рентабельности равен 20%, цена 300 руб. вас не устроит. 2-й вариант. Схема решения по этому варианту предусматривает расчет возможного уровня отпускной цены с учетом приемлемой для производителей рентабельности: цепа изготовителя = -т 206 * 0,2 х 206 - 247,2 руб.; акциз (247,2 х 10%) / 100% = 24,7 руб.; отпускная цена с акцизом, но без НДС = 247,2 + 24,7 = 271,9 руб.; отпускная цена с НДС =* 271,9 + 0,2 х 271,9 = 326,3 руб. Таким образом, приемлемый для производителя уровень цены реализации должен составлять как минимум 326,3 руб. С учетом того, что по условию задачи возможный уровень цены реализации равен 300 руб., данная операция для производителя неэффективна. Пример 8 Определите возможный уровень цены изготовителя за один комплект спортивной одежды, если приемлемый уровень рентабельности равен 20%, а калькуляция 100 комплектов изделий следующая: Сырье и основные материалы, руб.: 1) текстиль для верха одежды — 7200; 2) текстиль для подкладки — 3400; 3) металлические детали — 3954; 4) шнуровка—127. Топливо и электроэнергия на технологические цели - 49 руб. Оплата труда производственных рабочих — 669 руб. Начисления на оплату труда — 40%. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 80%. Общепроизводственные расходы — 40%. Общехозяйственные расходы — 80%. Расходы на упаковку — 19%. Транспортные расходы — 0,3%. Решение: Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что расходы на сырье и материалы представлены в расшифрованном виде. Сложив составные расходные позиции по данной статье, получим величину затрат — 14681 руб. Во-вторых, следует помнить, что расходы на упаковку и транспортные расходы, связанные не с обслуживанием производства товара, а с началом его обращения, входят в состав коммерческих расходов и, следовательно, определяются в процентах к производственной себестоимости. Поэтому производственная себестоимость составит 17286 руб., а полная — 20622 руб. на 100 комплектов спортивной одежды и, соответственно, 206,2 руб. на 1 комплект. Учитывая, что приемлемый уровень рентабельности равен 20%, искомый уровень цены изготовителя составит: 206,2 + 0,2 х 206,2 = 247,4 руб. Пример 9 Предположим, фирма производит три вида товаров (таблица 7.3). Рассчитать оптовую цену предприятия на эти товары, если рентабельность 15%. Себестоимость рассчитать, распределяя постоянные издержки пропорционально заработной плате производственных рабочих, затратам на материалы, переменным издержкам. Таблица 7.3 Товары фирмы
Определим цены товаров при различных уровнях себестоимости и рентабельности 15% (таблица 7.4). Таблица 7.4 Цены товаров при различных уровнях себестоимости и рентабельности
Распределение постоянных затрат различными способами привело к формированию разных уровней цен, особенно различающихся по товару Z: от 6,53 руб. до 11,18 руб., что составляет более 40%. ЗАДАНИЕ: Задача 1 Себестоимость выпуска товара равна 4 тыс. руб. за единицу, минимальная приемлемая для производителя рентабельность
Задача 2 Цена закупки равна 400 руб. Каков предельно допустимый процент надбавки и скидки в пользу торгового посредника, если
Задача 3 Определите: 1) оптовую цену предприятия; 2) прибыль предприятия в расчете на одно изделие. - розничная цена изделия — 300 руб. - налог па добавленную стоимость — 40 руб. - наценка посреднической организации — 50 руб. - торговая скидка — 25% к розничной цене. - полная себестоимость изделия — 90 руб.
Задача 4 Определите: 1) прибыль предприятия в расчете на одно изделие; 2) оптовую цену предприятия; 3) отпускную цену предприятия с НДС; 4) снабженческо-сбытовую надбавку; 5) торговую надбавку; 6) розничную цену изделия; 7) структуру розничной цены изделия. Исходные данные: - коммерческая себестоимость изделия — 120 руб. - уровень рентабельности - 25% к себестоимости. - акциз — 25 руб. на единицу изделия. - налог на добавленную стоимость — 10% от отпускной цены предприятия. - снабженческо-сбытовая надбавка посреднической организации — 20% от покупной цены, - торговая надбавка — 30% от продажной цены посреднической организации.
Задача 5 Розничная цена единицы товара 10000 руб., торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза — 30%, ставка НДС -- 18%.
Задача 6 Себестоимость продукции 494 тыс. руб.; оптовая цена с
Задача 7 Определить возможную величину прибыли от реализации - сырье и основные материалы — 39875 руб. - вспомогательные материалы — 322 руб. - топливо и электроэнергия на технологические цели — 4,6 руб. - оплата труда производственных рабочих — 1060 руб. - начисления на оплату труда — 40%. - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования -47%'. - общепроизводственные расходы - 20% *. - общехозяйственные расходы — 79% *. - коммерческие расходы — 14,3% **. - рентабельность продукции — 10%.
Задача 8 Оптовая цена предприятия 5000 руб. за одно изделие, НДС составляет 18%. Каков минимально возможный уровень розничной цены, если производитель реализует продукцию: 1) без услуг торговой организации; 2) посредством торговой организации при торговой надбавке 25%? 3) на основе данных таблицы 3.5 определите, что выгоднее для предприятия — производство фасованного молока, кефира или сметаны.
Таблица 7.5 Калькуляция затрат на производство молочной продукции
ТЕМА 8 Методы государственного регулирования цен
В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим: - обеспечение экономической безопасности страны; - защита отечественного товаропроизводителя; - защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости; - создание условий для нормальной конкуренции; - ограничение власти предприятий-монополистов; - ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства; - поддержание ценовых пропорций. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными — воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение. Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает: - государственные закупки товаров; - деблокирование запасов; - поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке; - расширение или сужение импорта; - кредитную политику; - налоговую политику; - политику в области рабочей силы. - Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает: ш пропагандистские компании; - политику оплаты труда; - налогообложение; - пенсионную политику. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию. Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 16) было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством и договорами. В этом же Законе в статье «Цены и ценообразование» было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам. Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало активно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству было поручено определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов. Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. 28 февраля 1995 г. был принят Указ Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В Указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. В п. 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере. Во исполнение данного Указа Правительство издало одноименное постановление от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: «Не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в перечнях продукции». В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.). Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством. Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться различными способами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.115 с.) |