Так дальше жить нельзя: против чего был лев толстой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так дальше жить нельзя: против чего был лев толстой



 

             В. Н. Мешков. Л. Н. Толстой в яснополянской библиотеке (1910)

Лев Толстой считал, что человечество живет неправильно, и горел мыслью изменить сознание людей своими произведениями. Но жизнь часто противоречила его высоким устремлениям. Против чего боролся писатель и что происходило в этот момент в его личной и духовной жизни…?

Против войны. Против семьи. Против церкви. Против частной собственности.              

                                        Против войны

Молодой Толстой, участвовавший в Кавказской войне в звании фейерверкера 2-го класса, был произведен в офицеры «за отличие в делах против горцев». Но в это время в его жизни и душе происходил гораздо более значительный переворот. В биографическом очерке, составленном с его слов женой Софьей, подчеркивается особое отношение к кавказскому периоду, с которым связаны не только «лучшие воспоминания его жизни», но и «главное» в ней: «…на Кавказе он начал в первый раз свою авторскую деятельность». В душе молодого писателя, упивавшегося красотой кавказских пейзажей, назревали перемены. В первом рассказе «Набег» (1852), где повествование ведется от лица волонтера, участвующего в вооруженном походе русского батальона на горный аул, Толстой размышляет: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

                                   Против своей семьи

Толстой полагал, что главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а семья. Он старательно выбрал себе жену, Софью Берс, которая родила ему тринадцать детей и долгие годы была верной помощницей мужа в его делах — переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. В романе «Война и мир» (1863—1869), созданном в наиболее гармоничный период, Толстой твердо отстаивает ценность семейной жизни.

Но, несмотря на внешнюю устроенность, отношения Льва и Софьи Толстых были далеки от идеала. Софья, целиком погруженная в воспитание детей, домашние хлопоты и работу над рукописями мужа, стремилась быть чем-то большим, чем «моложавая жена Льва Толстого», и мечтала о занятиях музыкой, свободе в поступках и мыслях, общении с людьми. Писатель, в свою очередь, упрекал жену в эгоизме и невоздержанности, не находя с ней духовной близости. «Я пересмотрел ее дневник — затаенная злоба на меня дышит из-под слов нежности. В жизни часто тоже. Если это так, и все это с ее стороны ошибка — то это ужасно. Отдать все — не холостую кутежную жизнь у Дюссо и метресок, как другие женившиеся, а всю поэзию любви, мысли и деятельности народной променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко всему, кроме к своей семье, и на место всего получить заботы кабака, детской присыпки, варенья, с ворчаньем и без всего, что освещает семейную жизнь, без любви и семейного тихого и гордого счастья», — сетовал Толстой в своем дневнике уже в начале 1960-х. Непростые отношения супругов усугубила ревность Толстого к Софье в отношении композитора Сергея Танеева, который был частым гостем в доме Толстых и проводил много времени в Ясной Поляне. В 1897 году из-за желания Софьи поехать на репетицию к Танееву Толстой в письме предложил ей пять вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод. Разочарование в семейной жизни выразилось в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

                                           Против церкви

У Льва Толстого было две заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте. Но, достигнув вершины творчества, литературной славы и семейного счастья, он понял, что все это ему было не нужно. Преодолев искушение покончить с собой, Толстой обратился к поискам смысла жизни. Он читал мудрецов древности, общался с бедными, неграмотными людьми и пытался удовлетвориться их простыми истинами, но ни в чем не находил опоры. Тогда он, называвший себя атеистом, пошел в церковь. Толстой прилежно постился, молился и соблюдал жития, однако упрямый ум писателя противился религиозной мистике и обрядности и неизбежно находил противоречия и неясности в христианском вероучении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.59 (0.004 с.)