Методика особенностей межличностных отношений ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика особенностей межличностных отношений ребенка



(Р.Жиль)

 

Начиная с 4-х лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Кроме диагностических возможностей, эта методика поможет психологу, родителям и воспитателям начать осуществлять реальную помощь ребенку с трудностями в общении. Вы вместе с ребенком обсуждаете предлагаемые ситуации, помогаете найти оптимальный выход из затруднений. Цель: изучение особенностей межличностных отношений. Материал: схематичные картинки и ситуации. Ход исследования. Предлагаем ребенку картинки и ситуации по одной, ставим перед ним проблемные вопросы:

1.Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сидишь ты?

2.И на этой картинке покажи, где ты сядешь.

3.А теперь размести за этим столом свою семью. (Здесь необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как в предыдущих картинках).

4.Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?

5. Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?  

6. Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты?

7. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи, что это за люди?

8. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил пода- рок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

9. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?

10. С кем ты больше всего любишь играть?

 11. Твои товарищи ссорятся и, кажется, даже дерутся. Расскажи, что произошло? Скажи, что ты будешь делать?

12. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

13. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься? заплачешь? закричишь? уйдешь, несмотря на запрет? или что-то еще?

 14. Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимался.

 Не стоит задавать все вопросы за один раз. Лучше обсуждайте их с ребенком в тот момент, когда и у вас есть для этого время, и у малыша нет других забот (тоже важных "детских" дел). Этот тест поможет вам лучше увидеть семью, причем именно в том ракурсе, в каком видит ее ребенок, понять, почему не складываются отношения вашего ребенка с другими детьми. 1-5-я ситуации связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребенок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребенок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье. С ним малыш чувствует внутреннее противоречие.

Интересные сведения могут дать 4-я и 5-я ситуации. Если ребенок отдает предпочтение кому-то, кто не входит в семью, это означает некоторую его изолированность, чувство одиночества в семье. 6-7-я ситуации помогают выяснить, отношения с какими людьми ребе- нок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними. Ситуации 8-12-я определяют отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (8-я), находится рядом на прогулке (9-я), с кем малыш предпочитает играть (10-я). 11-я и 12-я ситуации определяют стиль поведения ребенка в конфликт- ных положениях и его умение решать их. 13-я и 14-я ситуации определяют особенности реакций ребенка и его поведение при общении с матерью (13-я) и отцом (14-я). Хотим вам напомнить, что большинство детских проблем - это следст- вие тех трудностей в общении, которые есть у родителей

 

 

Методика "Неоконченные предложения"

(А.М.Щетинина)

 Цель: определить, насколько принимается ребенок родителями, их по- зитивное или негативное отношение к нему, видение родителями перспек- тив развития ребенка, а также и принятие взрослым себя как родителя. Данная методика направлена на определение характера отношений ро- дителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей. Интерпретация. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества родитель видит в своем ребенке, что его радует, а что вызывает тревогу; окончания предложений с 8 по 14 яв- ляются показателями его родительского поведения и осознания им своей функции родителя; последние три предложения направлены на выявление того, каким человеком в будущем видят родители своего ребенка и каково это его будущее. Инструкция. Закончите напечатанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если начало какого-то предложения вызывает труд- ность в его продолжении, то оставьте на время, поставьте возле него га- лочку, а в конце работы вернитесь к нему. 1. Больше всего в моем ребенке... 2. Когда я сравниваю своего ребенка с другими, то... 3. Иногда мне кажется, что мой ребенок... 4. Меня очень радует в ребенке... 5. Я был(а) бы доволен(на), если бы мой ребенок... 6. Меня тревожит, что мой ребенок... 7. Мой ребенок вызывает у меня... 8. Когда у моего ребенка возникают в чем-то затруднения... 9. Я нередко ловлю себя на мысли, что я к своему ребенку... 10. Я думаю, что я как родитель... 11. Когда ребенок не выполняет моих требований, то я... 12. Мне как родителю хотелось бы перестать бояться... 13. Я думаю, что моему ребенку со мной... 14. Воспитывая своего ребенка, я больше всего хотел(а) бы, чтобы... 15. Будущее моего ребенка кажется мне... 16. Я надеюсь, что ребенок станет... 17. В будущем я представляю своего сына (дочь) очень... Полученные данные могут быть использованы педагогом при построе- нии взаимоотношений с родителями, оказании им необходимой педагоги- ческой и психологической помощи в организации педагогического сотруд- ничества с ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.008 с.)