Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы



Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы

Опросник  "Характер проявлений

эмпатических реакций и поведения у детей"

  (А.М.Щетинина)

Проявление эмпатических реакций Часто Иногда Никогда
1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.      
2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.      
3. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.      
4. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.      
5. Ярко, эмоционально реагирует на со- стояние другого, заражается им.      
6. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?"      
7. "Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.      
8. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.      
9. Предлагает переживающему эмоцио- нальное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)      
10. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.      
11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).      
12. Активно включается в ситуацию, по собтвенной инициативе помогает, гладит,обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.      

 

 

Обработка полученных результатов

Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;

- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;

- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;

- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0

Качественная интерпретация данных.

Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятсяте, кто набрал от 20 до 24 баллов.

В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.

Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим смешанный тип эмпатии.

Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.

 

Проективная методика "Неоконченные рассказы"

(Т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?

 

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

                                                                                                                                      

 

Опросный лист

(Н.Артюхина, А.М.Щетинина)

Предлагаемый опросный лист предназначен для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка. Он также позволит определить, благополучен или неблагополучен ребенок в эмоциональном плане. Прочитайте внимательно вопросы и из предложенных ниже вариантов ответа выберите нужный (подчеркните его).

1. Каково общее эмоциональное состояние ребенка чаще всего:

а) жизнерадостен;

б) спокоен;

в) угрюм, подавлен.

2. Как ребенок адаптируется к новым условиям:

а) легко;

б) с затруднениями;

в) трудно.

3. Как часто проявляет ребенок агрессивные формы поведения (кусается, дерется, жестоко обращается с игрушками и др.):

а) редко;

б) иногда;

в) часто.

4. Проявляет ли ребенок эмоции в неадекватных ситуациях (смеется, когда рассказывают грустную историю и др.):

а) никогда;

б) редко;

в) часто.

5. Проявляет ли ребенок сочувствие, сопереживание к сверстникам, героям сказок и др.:

а) всегда;

б) редко;

в) никогда.

6. Как ребенок общается со сверстниками:

а) активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения широкий;

б) общается неуверенно, круг общения узкий;

в) почти не общается, замкнут в себе.

7. Как общается ребенок с воспитателями и другими взрослыми:

а) свободно, раскованно;

б) сдержанно, неуверенно;

в) скованно, пассивно.

8. Характерна ли для ребенка боязнь безопасных предметов, чрезмерная осторожность:

а) нет;

б) иногда;

в) часто.

9. Как часто ребенок проявляет капризы, упрямство:

а) редко;

б) иногда;

в) часто.

10. Характерны ли для ребенка следующие проявления: замкнутость, тревожность:

а) нет;

б) в незначительной степени;

в) да.

11. Способен ли ребенок управлять своими эмоциями (сдерживать смех в ситуации, где он неуместен и др.):

а) почти всегда;

б) редко;

в) никогда.

12. Характерны ли для ребенка следующие вегетативные проявления: покраснение кожи, потливость, плохой сон и аппетит, энурез (недержание

мочи), скованность движений и др.:

а) никогда или очень редко;

б) иногда;

в) часто, почти всегда.

 

Обработка результатов

За каждый ответ соответствующий букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация данных.

Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать,

что ребенок эмоционально благополучен.

Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не

вполне эмоционально благополучен.

Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном не-

благополучии.

Примечание. Данный опросник может быть предложен для заполнения воспитателям, которые работают с ребенком, и родителям или другим взрослым, хорошо знающим этого ребенка.

 

 

Раздел 2. "Я-сам"

Беседа "Расскажи о себе"

(А.М.Щетинина)

Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой

группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых

решаются свои диагностические цели.

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа

"Я", степени осознания своих особенностей.

Содержание и ход беседы.

1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):

- Опиши свою внешность.

- Как ты думаешь - ты красивый?

- Почему ты так считаешь?

- Кто еще считает тебя красивым?

- Ты сильный, ловкий?

- Как бы ты хотел выглядеть?

- На кого ты хотел бы быть похожим?

Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка образ его Я-физического.

- А какой ты человек - хороший или плохой?

- Почему ты так думаешь?

- За что тебя можно назвать хорошим?

- Кто еще считает тебя хорошим (плохим) человеком?

- Почему он так считает?

- А каким человеком ты хотел бы стать? (Я-идеальное).

Приведенные выше вопросы направлены на определение особенностей

осознания ребенком своих личностных качеств.

- Назови все, что ты умеешь делать.

- Чему бы ты хотел еще научиться? (Я-деятельностное ребенка).

- Что бы ты еще хотел про себя рассказать?

2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):

- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?

- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?

- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?

- А бывает, что вы ссоритесь?

- Почему это происходит?

- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?

- Каким другом ты бы хотел стать?

3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим вопросам:

- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?

- Откуда ты знаешь это?

- Чем мальчик отличается от девочки?

Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:

- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?

- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?

- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?

- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?

- Каким мужчиной ты хотел бы стать?

- Кто ты маме, папе, бабушке с дедушкой?

- Расскажи, какой ты сын?

- Тебе приятно быть сыном? Почему?

- Тебе нравится быть внуком? Почему?

- Мама (папа, бабушка) считает тебя хорошим сыном?

- Почему ты так думаешь?

- Каким бы ты хотел стать сыном (внуком)?

Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно

записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.

Уровень самооценки, самопринятия.

Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает

себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа "Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собственной позиции, так и с позиций других людей.

Характер самооценки.

Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной (по классификации Е.И.Савонько, Р.Б.Стеркиной). Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница"). Характеризуя самооценку ребенка, очень важно обращать внимание не столько на ее уровень (высокий - низкий), сколько на ее качество (положительная, отрицательная, абсолютная, конкретная и пр.). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Уровень осознания своего "Я".

Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне

развития образа "Я". Аргументации носят развернутый, объяснительный характер ("Потому что я забочусь о маме, помогаю все делать"). Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания "Я". Характер аргументаций конкретно-ситуативный ("Потому что дал конфетку Кате"). Низкий уровень развития образа "Я" ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация

повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").

Анализ по выделенным направлениям проводится как каждой отдельной составляющей "Я", так и в целом образа "Я" ребенка. На основе анализа может быть составлена индивидуальная карта образа "Я" ребенка.

 

Таблица

Ф.И. ребенка __________________ Возраст _______ Дата заполнения________

 

 

Компоненты

образа "Я"

Уровень самооценки

и самопринятия

Характер

самооценки

 

Уровень

осознания

 

низ кий средний высокий   об- щая   кон кретная относительная абсолютная низкий сред ний высо кий
Я-физическое                    
Я-деятельностное                    
Я-социально- нравственное                    
Я-друг                    
Я-подруга                    
Я-сын                    
Я-внук                    
Я-дочка                    
Я-внучка                    
Я-мальчик                    
Я-девочка                    
Я-целое                    

 

Методика "Лесенка Щур"

(после 4-х лет)

Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.

Методика используется в модифицированном варианте - вместо 10 берем 5 ступенек.

Ход эксперимента.

Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предлагается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная. Экспериментатор говорит: "Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка, и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает детей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить себя". Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек. Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню, на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень. Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты результата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в плохом настроении или недавно получил очень негативную или очень положительную оценку со стороны взрослых или детей. Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу, других детей, друзей, воспитателей - в зависимости от целей изучения. Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям. Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в самооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из значимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от имени кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отношение взрослого к себе, считает ли себя принятым им. Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фиксируются в протоколе.

 

Дата проведения _______________________________________.

 

Имя Ф.

Возраст

 

 

Ступень

 самооценки

Аргументация высказывания

Оценка

других детей

Оценка с позиции

Бабушки

Воспитателя

 

Аргументации, полведенческие реакции

Мамы Папы Бабушки Воспитателя
1. Яна Д. 4г.5м.       5 4 5 4  

 

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.

 

Таблица

Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников

Фамилия,

имя ребенка

 

Оценка сверстников

Самооценка

нравст- венные качества внешняя привлека- тельность волевые качества нравст- венные качества внешняя привлека- тельность волевые качества
             

 

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, - -1

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

Карта проявлений самостоятельности

(А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

 

Показатели самостоятельности

Частота проявлений

никогда иногда   часто  
Умеет найти себе дело      
Имеет свою точку зрения      
Не обращается за помощью к сверстникам      
Не обращается за помощью к взрослому      
Стремится все делать сам      
Доводит начатое дело до конца      
Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи      
Самостоятельно решает конфликты со сверстни- ками      
Не заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством      
Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников      
Без напоминания выполняет порученные дела      
Может играть один      

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

 

Карта проявлений активности

(А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях. При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла.

Показатели активности

Частота проявлений

никогда иногда   часто  
Проявляет большую подвижность      
Активно вступает во взаимодействие со взрослым      
Предлагает свою помощь      
Включается во взаимодействие со сверст- никами      
Принимает активное участие в играх      
Пребывает в хорошем настроении      
Проявляет живой интерес ко всему новому      
Охотно включается в деятельность, если она ему интересна      
Не пытается уединиться      
Проявляет агрессивность      
Ведет себя шумно      
Легко заинтересовывается      
Не любит занимать второстепенные роли      
Экспрессивен      
Проявляет упрямство      
Говорит быстро, громко      

 

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 - низкий; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.

 

Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы

Опросник  "Характер проявлений

эмпатических реакций и поведения у детей"

  (А.М.Щетинина)

Проявление эмпатических реакций Часто Иногда Никогда
1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.      
2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.      
3. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.      
4. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.      
5. Ярко, эмоционально реагирует на со- стояние другого, заражается им.      
6. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?"      
7. "Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.      
8. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.      
9. Предлагает переживающему эмоцио- нальное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)      
10. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.      
11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).      
12. Активно включается в ситуацию, по собтвенной инициативе помогает, гладит,обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.      

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 2113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.105 с.)