IV . Инженерно-гидрометеорологические изыскания для технического и технорабочего проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Инженерно-гидрометеорологические изыскания для технического и технорабочего проектирования



4.00. Инженерные гидрометеорологические изыскания новых автомобильных дорог должны обеспечить получение необходимых для проектирования в объеме технического или техно-рабочего проекта данных по гидрологии и климатологии, а также оценить возможность изменения гидрометеорологических условий в районе изысканий на срок службы дороги и всех ее сооружений.

4.01. Объем, содержание, сроки выполнения и методы гидрометеорологических изысканий определяют в зависимости от сроков и продолжительности проектно-изыскательских работ, степени изученности, отдаленности, доступности района и сложности гидрометеорологических условий.

4.02. В результате проведения гидрометеорологических изысканий должны быть получены:

- необходимые данные о гидрометеорологическом режиме района изысканий с требуемой для целей проектирования детализацией;

- расчетные величины гидрометеорологических параметров, требуемые нормами дорожного проектирования;

- величины максимальных расходов, расчетных уровней и предварительные отверстия водопропускных сооружений с учетом требований строительных норм и правил.

4.03. Инженерные гидрометеорологические изыскания следует проводить с учетом наличия и размещения опорной сети станций и постов Гидрометслужбы СССР на основе использования материалов многолетних наблюдений.

Комплексные линейные гидрометеорологические изыскания дорог

Подготовительный период

4.04. В состав работ подготовительного периода входит:

- изучение материалов гидрометеорологических изысканий, выполненных на стадии ТЭО;

- дополнительный сбор и систематизация исходных материалов;

- обработка материалов многолетних наблюдений;

- участие в камеральном трассировании конкурентно-способных вариантов;

- выявление необходимости гидрометеорологических работ, проводимых по специальным программам;

- подготовительные работы по проведению гидравлических экспериментов на модели для наиболее сложных мостовых переходов.

4.05. В подготовительный период анализируют материалы гидрометеорологических изысканий, выполненных на стадии ТЭО, и осуществляют дополнительное изучение района изысканий на основе картографических, фондовых, литературных и архивных данных и материалов изысканий прошлых лет, проводившихся различными изысканиями.

В процессе изучения этих материалов должны быть собраны сведения, характеризующие геоморфологию, орогидрографию, историю формирования рельефа, гидрологию, климатологию, метеорологию и синоптические условия района изысканий.

Подлежат сбору сведения об исторических наводнениях прошлых лет, о наличии, местоположении и количестве существующих водопропускных и других сооружений, сроках их эксплуатации, об их деформациях, о сети станций и постов гидрометеорологических наблюдений, о судоходстве и сплаве на реках.

Сбору и анализу подлежат результаты наблюдений максимальных годовых и ежедневных расходов и уровней воды, натурные измерения скоростей течения, уклонов водной поверхности, глубин воды и другие гидрометрические характеристики, данные об осадках за различные интервалы времени.

На основании изучения собранных материалов корректируют сроки производства изыскательских работ, составляют задание и программу производства гидрометеорологических изысканий.

Полевой период

4.06. В состав работ полевого периода входит:

- аэровизуальное обследование трассы дороги и мест переходов;

- участие в выборе и укладке трассы дороги и больших мостовых переходов;

- наземные линейные обследования малых водотоков;

- гидрологические обследования больших и средних водотоков;

- краткосрочные гидрометеорологические наблюдения;

- обследования водопропускных сооружений на существующих дорогах, а также других речных гидротехнических сооружений;

- полевые обследования при необходимости разработки региональных норм максимального стока;

- обследования для проектирования земляного полотна дороги;

- обследования по специальным программам.

4.07. Аэровизуальные гидрометеорологические обследования производят с целью более детального изучения гидрографических особенностей района изысканий и мест переходов через большие водотоки, установленных при изысканиях на стадии ТЭО.

В результате аэровизуальных обследований должны быть намечены для подробной наземной проработки конкурентоспособные варианты мест пересечений больших водотоков, а также произведены обследования по уточнению нечетко выраженных на картографических материалах и аэрофотоснимках водоразделов и других сложных мест: переливов воды из бассейна в бассейны, бифуркаций русел, характера марей, болот, залесенности, наличие и местоположение наледей, искусственного орошения конусов выноса и т.п.

После аэровизуальных обследований должна быть дополнительно уточнена программа и состав полевых работ, а результаты аэровизуальных обследований нанесены на картографический материал.

4.08. Варианты трассы дороги на отдельных участках и больших мостовых переходов намечают с учетом общего направления дороги, топографических, инженерно-геологических, гидрологических условий, а также условий судоходства и сплава.

Пересечение малых и средних водотоков подчиняется направлению дороги. Пересечение больших водотоков не всегда подчиняется трассе дороги и производится с учетом природных особенностей водотоков. При этом выбор места оптимального перехода производится после подробного сопоставления нескольких вариантов по технико-экономическим показателям.

В этих случаях приобретает особое значение тщательное изучение и объективная оценка гидрологических условий с выявлением наиболее благоприятных и конкурентоспособных в гидрологическом отношении вариантов пересечений.

Выбор и назначение вариантов пересечений больших водотоков производятся по топографическим картам, по аэрофотоснимкам, по результатам аэровизуального или предварительного наземного обследования на основе гидрологических и гидравлических требований к переходу, а также требований судоходства, сплава и др.

Окончательный выбор места пересечения производят при подробном обследовании водотока, после чего укладывают трассу мостового перехода на местности.

4.09. Наземные линейные обследования малых и средних водотоков производят по всем вариантам дороги и на всех без исключения пересекаемых водотоках. Из-за технической невозможности постановки гидрометрических наблюдений на малых и средних водотоках в полевой период производится комбинированное гидроморфометрическое обследование.

В задачи инженерно-гидрологических обследований малых водотоков входит:

а) установление мест пересечений водотоков проектируемой дорогой и ее вариантами, названий и принадлежности водотоков к той или иной речной системе, а также общего количества водопропускных сооружений;

б) определение границ водоразделов, гидрографических и геометрических характеристик водосборных бассейнов;

в) изучение гидравлических условий протекания воды с определением расчетных морфометрических характеристик в месте пересечения водосборов, а при их недостаточности для расчетов расходов дополнительно на морфостворах: разбивка расчетных створов, нивелировка уклонов водной поверхности, нахождение и нивелировка следов паводков прошлых лет, гидрометрические работы на дату обследования (установление и нивелировка горизонта воды и уклона водной поверхности, определение средней скорости течения поплавками или вертушкой, установление натурных коэффициентов шероховатости), визуальная характеристика водотока (характер залесенности, грунты и состояние ложа русла, извилистость русла, наличие корчехода, наледей и ледохода, коэффициенты шероховатости;

г) изучение гидрологических условий формирования максимального стока с количественной оценкой факторов его определяющих (залесенность, заболоченность, озерность, почвогрунты, крутизна рельефа, форма водосбора, естественная и искусственная зарегулированность водосборов и др.), а также выявление региональных факторов, требующих дополнительного изучения и начало их изучения;

д) изучение и оценка глубинной и боковой эрозионной деятельности русел и логов, а также склонов водосборов;

е) изучение условий аккумуляции воды перед дорогой;

ж) выявление вероятности и размеров природных и искусственных изменений гидрологических и гидравлических условий за время службы проектируемых сооружений.

После укладки трассы в натуре должен быть составлен сводный план бассейна по каждому из вариантов. Дополнительно обследуются нечетко выраженные водоразделы места переливов из бассейна в бассейн, определяются площади водосборных бассейнов, длины логов, площадь, занятая лесом, озерами и болотами, уклон главного лога.

При обследовании малых водотоков по каждому варианту составляется сводная ведомость исходных данных для расчета отверстий водопропускных сооружений.

4.10. В задачи инженерно-гидрологических обследований средних и больших водотоков входит:

- изучение гидрологических и гидравлических условий в районе мостового перехода и установление наиболее целесообразных вариантов и направлений трассы мостовых переходов с учетом судоходства, лесосплава, ледохода и корчехода;

- предварительное определение отверстия моста, его местонахождения, размеров и количества пролетов, глубин заложения опор с целью установления объемов полевых работ для других видов инженерных изысканий (инженерно-геодезических и инженерно-геологических);

- полевые работы по определению максимального расхода в створе перехода, и связанных с ним гидравлических характеристик водного потока заданной ВП;

- установление связи с существующими водпостами и пунктами эпизодических наблюдений с целью переноса исходных данных на створ мостового перехода;

- изучение гидравлических и гидрологических условий прохода паводка, ледохода и корчехода волнообразования в районе мостового перехода и установление необходимых размеров ситуационных и подробных съемок для целей проектирования регуляционных, берегозащитных, выправительных сооружений и назначения срезки или спрямления русла;

- выявление характера естественных природных деформаций русел рек и типа руслового процесса с выполнением русловых съемок, разбивки необходимых поперечных сечений и получения материалов для построения продольного профиля реки;

- изучение естественной и искусственной зарегулированности водотоков с полевым обследованием близлежащих существующих сооружений и получение необходимых данных для учета их влияния на сооружения мостового перехода;

- выявление особых гидравлических, гидрологических и метеорологических условий, требующих дополнительного изучения (сгонно-нагонные, приливно-отливные, подпорные, мерзлотно-наледные и др. явления) и начало такого изучения;

- изучение гидрологических условий для целей обоснования проекта организации строительства мостового перехода и применения гидромеханизации, а также наиболее рационального размещения карьеров дорожно-строительных материалов в районе мостового перехода.

Гидрологические обследования больших водотоков производят как наземными, так и аэрогидрометрическими методами, применение которых зависит от сроков работ, режима реки, гидрологических особенностей и отдаленности района изысканий, а также от технической оснащенности изыскательских подразделений.

Применение аэрогидрометрии целесообразно на крупных реках с широкой поймой или большой зоной разлива при проходе паводка. С помощью аэрогидрометрии могут быть выполнены следующие работы: измерены поверхностные скорости течения, в различных частях речной долины составлен ситуационный план места перехода в пределах ширины разлива, произведены наблюдения за направлением течения, установлены места образования заторов льда и корчей, определены размеры льдин и интенсивность ледохода и корчехода, установлены границы разлива.

Методы гидрологических работ при наземном обследовании больших водотоков определяют на каждом водотоке индивидуально в зависимости от сроков и продолжительности проведения изыскательских работ, количества больших водотоков на всей трассе изыскиваемой дороги, паводочного режима рек, сложности гидрологических условий переходов и степени изученности перечисленных условий.

На изысканиях дорог значительного протяжения на большинстве пересекаемых больших водотоков независимо от степени изученности осуществляют преимущественно морфометрические или гидроморфометрические обследования (без натурных наблюдений за проходом паводка). Гидрометрические обследования с производством натурных наблюдений за проходом паводка производят выборочно только на особо сложных переходах.

Гидрометрические обследования по условиям прохода паводка могут не совпадать со сроками выполнения полевых работ на всей дороге, а поэтому в этих случаях должны выполняться самостоятельными изыскательскими подразделениями (гидрометрическими отрядами) по заранее составленной программе работ.

При морфометрических обследованиях больших водотоков выполняют следующие работы:

- выбор и разбивка расчетного морфоствора и определение морфологических характеристик;

- установление отметок ГВВ по опросам старожилов и следам прошедших паводков;

- установление горизонтов высокого ледохода, высокой подвижки льда, низкой подвижки льда, средней и нижней межени;

- определение уклона реки;

- нивелировка продольного профиля реки;

- условная съемка и съемка староречий, проток и озер;

- определение толщин льда и установление размеров льдин и наледей;

- размер и интенсивность ледохода и корчехода;

- установление мест образования заторов льда и корчей;

- съемка живых сечений русла в характерных местах по длине реки (в пределах составления продольного профиля);

- установление мест деформаций берегов русла;

- ежедневная камеральная обработка полевых журналов с целью оперативного контроля достоверности полученных сведений и необходимости дополнительных обследований или измерений.

При гидроморфометрических обследованиях больших водотоков дополнительно к составу работ, производимых при морфометрических обследованиях, выполняют следующие работы:

- устройство уровенных и уклонных постов;

- ежедневные наблюдения за изменениями уровня воды в реке и уклонами водной поверхности;

- контрольные измерения скоростей течения и расходов;

- подводная съемка русла реки;

- промер толщин льда.

При гидрометрических обследованиях больших водотоков выполняют следующие работы:

- устройство водомерных постов;

- выбор, разбивка и закрепление гидростворов;

- постройка вышек для наблюдений за поплавками;

- оборудование лодок, паромов, судов или люльки для измерений глубин, вертушечных и др. наблюдений;

- производство ежедневных наблюдений за колебаниями уровня воды в реке (с обработкой полученных данных);

- определение продольных и поперечных уклонов водной поверхности;

- поплавковые наблюдения скоростей и направлений течения, наблюдения за траекториями льдин, судов, плотов и карчей;

- измерение скоростей течения воды в реке по гидростворам и вычисление измеренных расходов;

- подводная съемка русла;

- составление актов опросов старожилов о режиме реки.

Способы производства работ, выполняемых при морфометрическом, гидроморфометрическом и гидрометрическом обследовании, подробно освещены в «Наставлении по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки» (ЦНИИС - Главтранспроект 1972 г.).

4.11. Краткосрочные гидрометеорологические наблюдения производят для связи и последующего переноса всех необходимых исходных данных с существующих вод постов и метеостанций на расчетные створы, в район изысканий с целью наиболее полного учета влияния климата и местных гидрологических условий.

Краткосрочные наблюдения проводят в полевых экспедиционных условиях с направленностью на получение необходимых гидрометеорологических характеристик в период проектно-изыскательских работ. Сроки и продолжительность проведения краткосрочных гидрометеорологических наблюдений зависят от степени изученности и гидрометеорологических особенностей района. Состав полевых работ определяют в зависимости от района изысканий и необходимого количества и качества исходных данных, и в общем виде может быть представлен следующими работами:

- гидрометрические работы на временных постах;

- экспресс-метеорологические наблюдения;

- гидрологические обследования водотоков после прохода высоких паводков.

Размещение пунктов наблюдений производят на наименее освещенных исходными данными участках трассы дороги для получения возможности наиболее достоверного географо-гидрологического районирования расчетных характеристик дождей и максимальных расходов.

Гидрометеорологические наблюдения выполняют специальными изыскательскими подразделениями (группами), в состав работ которых может входить гидрометеорологическое обследование нескольких водотоков в случае, если в период наблюдений пройдет высокий паводок или дождь.

Временные посты устраивают на участках рек в районах намеченных створов мостовых переходов и при проложении долинных ходов. Количество постов устанавливают в зависимости от конкретных условий проектирования на самых ответственных и сложных мостовых переходах или местах прижимов рек к откосам дорожного полотна или склонам, на которых предполагается размещение дороги.

В зависимости от конкретных условий на временных постах производят следующие работы:

- установление уровней высокой воды;

- ежедневные наблюдения за уровнем воды;

- измерение глубин, скоростей течения и расходов воды;

- наблюдения за деформациями русла и берегов с целью установления характера и типа руслового процесса;

- измерения уклонов свободной поверхности воды;

- поплавочные наблюдения;

- наблюдения за ледоходом, корчеходом и ледовыми явлениями;

- продольный профиль реки;

- живое сечение реки;

- камеральные работы.

На существующих постах в отдельных случаях для контроля достоверности длительных наблюдений выполняют контрольное нивелирование гидрометрического створа.

Экспресс-метеорологические наблюдения производят только в мало исследованных районах, в которых наблюдаются сложные метеорологические условия или отсутствуют необходимые данные наблюдений.

Метеорологические наблюдения имеют целью установить ежедневное измерение осадков за различные интервалы времени в период формирования максимальных расходов воды на реках, а также провести наблюдения за силой и направлением ветра, за температурой воздуха и за высотой снегового покрова.

Метеорологические наблюдения организуют также для связи с действующими пунктами наблюдений и переноса исходных данных в район изысканий. В отдельных случаях метеорологические наблюдения выполняют по специальным программам.

При гидрологическом обследовании водотоков и их бассейнов выполняют следующие работы:

- обследование долин или русел рек и бассейнов по заранее заданным маршрутам и выбор расчетных морфостворов;

- профиль морфоствора и продольный профиль реки на участке, примыкающем к морфостворам;

- определение уклонов водной поверхности, скоростей течения и расходов потока на период обследования;

- установление УВВ прошедших паводков по следам на местности и опросу местных жителей;

- морфометрические работы при проложении долинных ходов;

- установление гидрографических и морфологических характеристик малых водотоков.

4.12. При наличии в районе изысканий существующих водопропускных сооружений, а также при реконструкции дорог и сооружений, производят их обследование с целью получения дополнительных данных для более правильного назначения размеров проектируемых сооружений и оценки принимаемых к расчету гидрометеорологических характеристик максимального стока.

Обследованию подлежат все сооружения, которые могут служить аналогами для проектируемых; при обследовании существующих сооружений должны быть выполнены следующие работы:

- составлена схема сооружения;

- установлен год постройки сооружения (с подходами к нему);

- составлены продольные и поперечные профили насыпей на подходах и регуляционных сооружений с описанием типа укреплений;

- составлено живое сечение водотока до стеснения его сооружением;

- составлен профиль подмостового русла и поймы за разные годы наблюдений;

- составлены акты о режиме реки и проходе паводков через сооружения (с указанием отметок уровней высокой воды, их местоположения и даты наблюдения);

- определены уклоны водной поверхности;

- собраны данные об уровнях первой подвижки льда, ледохода и межени;

- составлена визуальная характеристика сооружения (достаточность отверстия, работа регуляционных сооружений, подходов, траверсов, запруд, шандоров, глубины и характер размывов, заносимость отверстий и т.д.);

- выявлены условия судоходства и сплава в районе моста;

- установлены (по годам) виды повреждений, а также меры по их устранению;

- определены гидрографические характеристики водотоков до створа существующего сооружения (площадь бассейна, длина главного лога, уклон главного лога, ширина бассейна, залесенность, заболоченность);

- обследованы условия образования наледных и мерзлотных явлений (при их наличии);

- установлены условия снегозаносимости и работы сооружения в зимнее время;

- установлены возможность и размеры искусственной аккумуляции.

В результате выполненных полевых обследований существующих водопропускных сооружений должна быть составлена полевая сводная ведомость с указанием местоположения обследованных сооружений, их количества и основных расчетных характеристик.

4.13. При отсутствии рекомендаций нормативных документов по расчету максимальных расходов или при необходимости их уточнения в особо сложных районах возникает потребность в разработке линейно-региональных норм стока. В основу разработки таких норм должны быть положены наблюдения за осадками и материалы краткосрочных полевых обследований водотоков, производимых в период изысканий.

Для целей разработки линейно-региональных норм максимального стока должны быть выполнены:

- дополнительные полевые обследования малых водотоков по определению максимальных наблюденных расходов в наиболее характерных створах, а также на водопропускных сооружениях, расположенных на существующих дорогах;

- дополнительные полевые обследования средних и больших водотоков по определению наблюденных расходов в наиболее характерных створах, а также на существующих мостах;

- краткосрочные, экспресс-метеорологические наблюдения за дождевыми осадками в районе изысканий;

- установление связи с существующими пунктами наблюдений с целью переноса данных наблюдений на расчетные створы;

- обследования для установления региональных особенностей регулирования максимального стока на рассматриваемых водотоках.

В отдельных наиболее сложных случаях требуется проведение краткосрочных гидрометеорологических обследований в сроки, предшествующие инженерным изысканиям или в период между стадиями проектирования. Состав таких обследований должен быть принят индивидуально в зависимости от конкретных условий района изысканий и особенностей изысканий.

4.14. В состав инженерно-гидрометеорологических обследований для проектирования земляного полотна входит:

- обследования для целей назначения высоты бровки земляного полотна дороги;

- обследования для проектирования водоотвода;

- обследования водотоков при долинных ходах;

- обследования при проектировании дорог в зоне переменного и постоянного подтопления;

- обследования при проложении дорог в районах орошаемого земледелия;

- обследования при устройстве перелива паводковых вод через насыпь.

4.15. Состав работ при необходимости инженерно-гидрометеорологических обследований водотоков в районах с особыми природными условиями и недостаточной их изученностью (сели, карст, подвижные пески, пустыни, наледеобразование, приливы и отливы, сгонно-нагонные и подпорные явления и др.) следует определять по специальным программам применительно к стадии проектирования и размерам объектов.

Гидрометеорологические изыскания, проводимые по специальным программам, выполняют самостоятельными изыскательскими подразделениями, состоящими примерно из 5 чел., в состав которых должны входить квалифицированные специалисты. Работы проводят по программам, составленным в подготовительный период. Сроки выполнения этих изысканий определяют в зависимости от специфики района изысканий и вида гидрометеорологических работ в период наиболее благоприятный для полной характеристики изучаемых гидрометеорологических явлений.

Гидрометеорологические изыскания выполняют непосредственно в районе трассы изыскиваемой дороги с целью наиболее полно охарактеризовать условия ее проложения. В результате гидрометеорологических изысканий, проводимых по специальным программам, должны быть получены данные для проектирования водопропускных сооружений дороги в сложных местах, а в неблагоприятных условиях получены рекомендации по переносу трассы (в случае необходимости) на отдельных участках на основании подробных гидрометеорологических обследований.

Камеральный период

4.17. В камеральный период выполняют следующие работы:

- участие в составлении планов и продольных профилей трассы дороги и мостовых переходов, а также разработке типовых поперечных профилей;

- обработка результатов обследований малых и средних водотоков;

- обработка материалов обследований больших переходов;

- обработка гидрометеорологических наблюдений;

- камеральные обработки материалов гидрометеорологических изысканий, произведенных по специальным программам;

- обработка материалов обследований сооружений на существующих дорогах;

- разработка региональных норм максимального стока по данным гидрометеорологических обследований.

- гидравлико-гидрологические расчеты малых водопропускных сооружений;

- гидрологические расчеты мостовых переходов;

- гидравлические и русловые расчеты мостовых переходов;

- расчеты при проектировании земляного полотна;

- составление отчета о гидрометеорологических изысканиях.

При составлении ситуационных и детальных планов мостовых переходов, а также планов трассы должны быть подготовлены и нанесены на них русловые съемки, горизонты высокой воды и межени, данные о судовом фарватере, места происходящих деформаций берегов, образования наледей, заторов льда и корчей, местоположение пристаней, причалов, бродов, водпостов, искусственных сооружений на реках, протоки, староречья, озера и болота на поймах, граница разлива при УВВ, схемы движения плотов, паромов и т.п. На планы переходов должны быть нанесены точки УВВ с указанием даты паводков и их отметок, а также временные водпосты и гидростворы.

На продольном профиле устанавливают места расположения малых искусственных сооружений и определяют их необходимое количество по условиям пересечения водотоков и расположения трассы дороги на местности. Наносят уровни высокой воды расчетной ВП. В пестах постановки водопропускных сооружений и местах предполагаемого подтопления и определяют минимальные отметки бровки насыпи, исходя из проектируемых условий работы водопропускных сооружений. На продольном профиле выделяют участки подтопления земляного полотна, устанавливают их протяженность и разрабатывают конструкции поперечных профилей земляного полотна и типы укрепления в зависимости от длительности подтопления и других гидрологических условий.

В процессе камеральной обработки материалов полевого обследования малых и средних водотоков, на каждом переходе должны быть определены расчетные отметки ГВВ паводков прошлых лет, вычерчены живые сечения, показан расчетный уклон водной поверхности, установлены коэффициенты шероховатости, произведены морфометрические расчеты с определением величин расходов и с оценкой скоростей течения вычисленных для различных частей речной долины, построены продольные профили водотоков, а на средних водотоках построены морфометрические зависимости, расходов, скоростей, площадей живых сечений от горизонтов воды.

На каждом из водотоков должны быть окончательно установлены расчетные гидрографические характеристики (площадь бассейна, длина водотока, уклон главного лога, залесенность, заболоченность и др.). Все расчетные величины, полученные в результате камеральной обработки, заносят в сводную ведомость расчетных данных.

При обработке материалов морфометрических обследований больших водотоков должны быть произведены следующие работы:

- построены расчетные морфостворы;

- установлены отметки характерных горизонтов воды паводков за разные годы на створе перехода;

- построен продольный профиль реки и определены расчетные уклоны водной поверхности;

- произведены морфометрические расчеты расходов по заданным горизонтам и построены основные морфометрические зависимости;

- уставлены расчетные характеристики ледового режима;

- определены основные гидрографические характеристики (площадь бассейна, длина реки, уклон реки, залесенность, заболоченность и т.п.);

- гидрологические расчеты с определением величин расчетных расходов и горизонтов воды требуемой ВП;

- составлены полевые пояснительные записки по каждому переходу.

При наличии на реке пунктов гидрометрических наблюдений составляют кривые связи и после переноса уровней на створ перехода производят построение графика колебаний уровня за наиболее характерные прошедшие паводки (высший, средний, низкий и год изысканий).

При гидроморфометрических обследованиях больших водотоков дополнительно производят следующие работы:

- определение расхода в период полевых измерений;

- вычисление коэффициентов шероховатости по данным измерений;

- построение графика колебаний ежедневных уровней воды.

При гидрометрических обследованиях больших водотоков, в дополнение к камеральным работам, производимым при морфометрических и гидроморфометрических обследованиях, производят:

- построение зависимости измеренных расходов, скоростей течения, уклонов и коэффициентов шероховатости от горизонта воды;

- обработку результатов полевых гидрометрических измерений;

- построение эпюры средних, поверхностных, донных скоростей течения и элементарных расходов по вертушечным наблюдениям;

- вычисляют поперечный уклон водной поверхности или речной долины в месте перехода;

- составляют план течения реки по траекториям движения поплавков, льдин, плотов и судов.

При обработке экспедиционных гидрометеорологических наблюдений должны быть получены расчетные величины расходов и осадков по различным интервалам времени, а также по силе ветров и по разным направлениям. Работы по камеральной обработке наблюдений определяются составом и объемом произведенных полевых гидрометеорологических и экспресс-метеорологических наблюдений.

При обработке данных полевых обследований водопропускных сооружений на существующих дорогах должны быть получены следующие материалы:

- составлены схемы мостов;

- построены продольные профили пойменных подходов;

- определены максимальные расходы и горизонты высокой воды;

- определены отверстия сооружений и их пропускная способность.

При необходимости уточнения расчетных норм максимального стока или разработке региональных норм в районе изысканий необходимо выполнить следующие работы:

- отобрать водотоки с наиболее достоверными данными наблюдений за паводками прошлых лет;

- определить редукцию наблюденных максимумов расходов на площади водосборов;

- выявить зависимости наблюденных максимумов расходов и осадков от физико-географических факторов стока;

- произвести определения расчетных ливневых характеристик максимального стока и районировать по направлению дороги;

- произвести оценку повторяемости наблюденных и расчетных максимумов стока;

- выявить и разработать методы учета региональных особенностей водотоков;

- выполнить построение расчётной формулы для массовых расчетов максимальных расходов;

- произвести районирование расчетных параметров региональной формы по территории района изысканий;

- составить рекомендации по расчету максимальных расходов.

Гидравлико-гидрологические расчеты малых водопропускных сооружений предусматривают работы:

- определение расчетного расхода воды и объема стока;

- определение расхода в сооружении с учетом аккумуляции;

- оценка продолжительности подтопления ценных угодий;

- подбор отверстия сооружения и установление расчетных гидравлических характеристик потока;

- учет особых случаев естественного регулирования водосборов;

- особые случаи расчетов расходов;

- особые случаи искусственного регулирования максимального стока;

- расчеты отверстий сооружений лоткового типа;

- расчеты селеперепускных сооружений;

- гидравлические расчеты косогорных сооружений;

- специальные гидравлико-гидрологические расчеты водоперепускных сооружений, устраиваемых на автотреках, автополигонах и дорожно-эксплуатационных комплексах.

В состав гидрологических расчетов мостовых переходов входят следующие работы:

- определение максимальных расходов заданной ВП;

- определение расчетного уровня воды;

- расчеты расходов и уровней воды при наличии данных многолетних наблюдений;

- морфометрические расчеты с целью построения графиков изменения расчетных характеристик водного потока от уровней воды;

- установление расчетных гидравлико-гидрологических характеристик по морфостворам;

- установление графиков связи с водпостами и пунктами наблюдений;

- определение характерных уровней воды;

- установление характеристик ледовых явлений;

- определение длительности подтопления подходов;

- установление гидрологических характеристик для целей организации строительства;

- определение возвышений низа пролетных строений мостов;

- расчеты ветровых волн и минимально допустимой отметки бровки земляного полотна на подтопляемых участках;

- оценка водопропускной способности существующих водоперепускных сооружений;

- расчеты гидрографов паводков и половодий;

- расчеты уровней судоходства и лесосплава;

- гидрологические расчеты переходов в особо сложных условиях (переменном подпоре, приливно-отливных явлениях, при слиянии двух рек, конусах выноса, блуждающих русел, селевых потоков и т.п.);

- гидрологические расчеты для целей проектирования регуляционных и берегоукрепительных сооружений, а также подпорных стен.

2.11. В состав гидравлических и русловых расчетов мостовых переходов в зависимости от конкретных условий проектирования входят следующие работы:

- установление отверстия моста и его расположения в поперечном сечении реки;

- расчет и прогнозирование русловых деформаций в районе мостовых переходов;

- расчеты размывов у опор моста;

- расчеты размывов у регуляционных и берегоукрепительных сооружений и подпорных стен;

- расчеты кривой свободной поверхности речного потока;

- гидравлические и русловые расчеты переходов с несколькими отверстиями;

- гидравлические и русловые расчеты переходов в условиях переменного и постоянного подпора;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.134 с.)