Московский государственный областной гуманитарный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский государственный областной гуманитарный институт



Московский государственный областной гуманитарный институт

(МГОГИ)

Психолого-педагогический факультет

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

Курсовая работа по психологии

на тему:

″Исследование особенностей восприятия

в ранней юности″

 

                                                   Выполнила: студентка V курса

                                                   психолого-педагогического факультета

                                                   заочного отделения

                                                   Шабанова Наталья Ивановна

                                                      

                                                   Научный руководитель: к.псх.н., доцент

                                                   Солдатова Светлана Викторовна

Орехово-Зуево

2010

Оглавление

Введение …..…………………………………………...………………………….3

 

Глава 1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной
            психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие восприятия как деятельность……………………………….……..6

1.2 Апперцепция и перцептивные гипотезы……………………………..….…12

1.3 Основные типы индивидуальных различий в восприятии……………..…15

1.4 Особенность наблюдательности как характеристика активности

восприятия………………………………………………………………...….17           

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование наблюдательности

           как свойства личности

2.1 Характеристика испытуемых, описание метода исследования,

организация психодиагностической работы ………….………………...…21

2.2 Анализ полученных результатов исследования

уровня наблюдательности испытуемых……………………………...…….24

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию восприятия и

наблюдательности в юношеском возрасте…………………………..……..26

 

Заключение ………………………………………….……………….………….31

 

Библиография ………………………………...……………………….……..…33

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения» [18, c.22].

Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощу­щений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения пре­вращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных призна­ков к отражению целых предметов или ситуаций. Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма или личности. Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. Таким образом, создается целостная перцептивная система человека.

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания об­разов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внеш­ние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитив­ных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни. В реальной жизни мы, конечно же, не задумываемся о том, как функционирует наше восприятие. Это привело бы к его дезорганизации. Но все, что мы делаем, без преувеличения, стало бы невозможным, если бы восприятие существенно нарушилось. Невозможность создать адекватный образ среды привела бы к невозможности действовать в мире, а значит, и жить человеческой жизнью.

Одно из проявлений восприятия в жизни – это наблюдательность.

Исследовать перцептивную деятельность человека возможно как исследование его наблюдательности и самой деятельности наблюдения. Для наблюдения важно воспринимать сигналы окружающего мира, классифицировать их, уметь видеть новизну, оттормаживать имеющийся жизненный опыт. Кроме того, развитая наблюдательность предполагает не только высокое личностное развитие, но и осознанное внимание к состоянию собственного восприятия.

Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как свойства личности.

    Объект исследования – восприятие как психический процесс.

    Предмет исследования данной курсовой работы выступает наблюдательность как результат развития восприятия.

Гипотеза исследования – чем наблюдательней человек, тем, с очевидностью, у него лучше развито восприятие и его регуляция.

Цель достигается при решении следующих задач:

      1. Изучить научную литературу по избранной теме;

2. Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;

3. Классифицировать полученные данные;

4. Описать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

1. Метод наблюдения.

2. Методика исследования наблюдательности.

База исследования – Шатурское мед.училище, студенты 42 группы.

 Теоретическая значимость исследования:

- Рассмотрено понятие восприятия с позиции теории деятельности;

- Дана интерпретация понятий «апперцепция» и «перцепция»;

- Выделены основные типы индивидуальных различий в восприятии;

- Рассмотрена особенность наблюдательности.

 Практическая значимость исследования заключается в выявлении уровня наблюдательности как показателя состояния восприятия.

Структура курсовой работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию восприятия

 

Таблица 1

Таблица 2

Заключение

 

Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты.

Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое.

Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя.

В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически.

Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.

 Сознание подключается к познавательному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

 Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

 Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс. 

 Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.


Библиография

 

1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977.

2. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 2003.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000.

4. Картинки «найди 10 различий». – Режим доступа: www.scanword.net.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

8. Леонтьев А.Н. Психология образа // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998.

11. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net.

12. Осгуд Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – Режим доступа: myword.ru.

14. Перевернутый мир Дж. Срэттона // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. – М., 2003.

16. Рубин В. Построение образа // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1975.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.

18. Титченер Э. Очерки психологии. – СПб., 1998.

19. Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. - Режим доступа: www. psychology Online. Net.

Московский государственный областной гуманитарный институт

(МГОГИ)

Психолого-педагогический факультет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.025 с.)