Анализ стихотворения А. А. Блока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ стихотворения А. А. Блока



«Плачет ребёнок. Под лунным серпом…» (восприятие, истолкование, оценка).

 

Е. П. Иванову


Плачет ребенок. Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.

В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо.

Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовет серебристой трубой.
Кто-то бежит озаренной дорогой.

Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.

В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озаренные злаки.
Плачет ребенок. И ветер молчит.
Близко труба. И не видно во мраке.

 

Стихотворение А.А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года. Оно входит в книгу «Стихи о Прекрасной Даме» и относится к философской лирике. Стихотворение можно отнести к раннему периоду творчества Блока. Молодой Блок был погружен в изучение идеалистической философии, в частности древнегреческого философа Платона. В его учениях говорилось о то, что кроме реального мира, есть ещё некий «сверхреальный», высший «мир идей». Сам Блок признавался, что им целиком овладели «острые мистические переживания», «волнение беспокойное и неопределенное». Он стал замечать в природе, в действительности какие-то непонятные ему, тревожащие душу «знаки»:

«…Кто-то зовет серебристой трубой.

Кто-то бежит озаренной дорогой…»

Так же громадное впечатление на Блока произвел Владимир Соловьев. Будучи великим поэтом и философом, он высказывал свои теории о «двоемирии», «конце света», «конце всемирной истории», считая единственным спасением для погрязших в грехах человечества - «Мировую Душу» (она же «Вечная женственность»).

Его мистическое воображение соответственным образом отразились в его воображении и окрасили его юношескую лирику:

«В роще косматый беззвучно дрожит.

Месяц упал в озаренные злаки.

Плачет ребенок. И ветер молчит.

Близко труба. И не видно во мраке.»

Позже он так охарактеризует свои тогдашние переживания, говоря о себе в третьем лице: «Он ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса».

…Пройдет не один год духовного роста, прежде чем поэт сумеет различить реальное содержание «окружающей тревоги» и повернется к действительности, а не к выдуманной жизни.

Языковая структура стихотворения «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» мотивирована его содержанием и композицией.

Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор:

«…Бледные девушки прячутся в травы

Руки, как травы, бледны и нежны…»

«…Бледные девушки встали из трав…»

Повторение синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов.

В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная вторя ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение рощи- с первой строфы символическое:

«Плачет ребенок. Под лунным серпом

Тащится по полю путник горбатый

В роще хохочет над круглым горбом

Кто-то косматый, кривой и рогатый…»

Стихотворение звучит ритмически широко, размерено и свободно. Оно написано трехстопным дактилем. Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности.

Произведение А.А Блока нельзя усвоить «с ходу», не напрягая своего разума и своей души. Стихи Блока не читаются «легко» ещё и потому, что в них воплощено немало трудных, тяжких переживаний.


 

 

Список использованной литературы:

1. Долгополов Л. «Поэмы Блока и русская поэма конца 19 – начала 20 века»; М.; Л., 1964г.

2. Венгров Н. «Путь Александра Блока»; М., 1963г.

3. Долгополов Л. «А. Блок. Личность и творчество»; Л., 1980г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.004 с.)