Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ стихотворения А. А. Блока
«О доблестях, о подвигах, о славе…» (восприятие, истолкование, оценка).
Летели дни, крутясь проклятым роем... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Не знаю, где приют твоей гордыне Уж не мечтать о нежности, о славе,
Высокой очищающей любви посвящены многие прекрасные стихи А. Блока, написанные на протяжении всего его творчества. Любовь была призвана умиротворить хаос в душе поэта, жившего в «страшном мире». Одно из таких стихотворений – «О доблестях, о подвигах, о славе…». Написанное в 1908 году, оно вошло в третий том Собрания стихотворений поэта, в цикл «Возмездие», хотя по стилю и тематике заметно отличается от других стихотворений этого цикла. Если и подходит ему слово «возмездие», то прежде всего как осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Человек изменил данным когда-то священным обетом и за это расплачивается душевной пустотой, усталостью от жизни.
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Уж не мечтать о нежности, о славе, Всё миновалось, молодость прошла! Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
Блок был сильно увлечён своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К. И. Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из неё Лучезарную Деву и весь её окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.
Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной – и прекратился лирический дневник, обращённый к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы. Поэт живописует язвы «страшного мира», выражает сочувствие угнетенным и осуждает «сытых». Так появляются циклы стихов «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы». Читаешь стихотворение «О доблестях…», и на память приходит Прекрасная Дама, та иллюзорная возлюбленная, мечта, с которой недавно расстался поэт:
Но час настал, и ты ушла из дома, Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо…
Да, это Она – Древняя Дева, Заря, Купина, Незнакомка, Вечная жена, Прекрасная Дама, которая, «завернувшись в синий плащ печально», покидает поэта и удаляется в воспоминания, в прошлое, в мир юности и мечты. Поэт остаётся в одиночестве, грустен и слаб:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла…
Слова звучат взволнованно и громко, боль расставания сжимает трепетное сердце, перехватывает дыхание. Но герой уже не в силах что-либо вернуть назад. Стихотворение логически делится на три части: уход любимой, горестная жизнь без надежды и света, смирение перед судьбой. Основная мысль произведения – тягостное расставание с сокровенными мечтами юности. Сначала грустное и горькое воспоминание о ней, затем щемящее сердце сознание утраты и, наконец, апатия и безразличие к суетному будущему, которое уже не манит своей таинственностью и новизной. Автор использует приём обрамления, повторяя в первой и последней строфах мотив забытого портрета. Его лирический герой убирает со стола в знак приятия жизни такой, какая она есть. Блок невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
Я слёзы лил, но ты не снизошла…
Не «вернулась», не «появилась», а именно «снизошла», это не оставляет сомнения в том, что речь идёт о Богине, об Ангеле в женском обличии. Или ещё:
Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе…
Лицо «сияло», как лик святой. Поэт постоянно подчёркивает неземное происхождение великого дара любви. Происхождение написано любимым стихотворным размером Блока – ямбом, с использованием спондея. Рифма прекрасная. Строфа представляет собой четверостишие чередованием женской и мужской рифмовки. Стихотворение звучит напевно, мелодично и очень взволнованно. От строфы к строфе растёт эмоциональное напряжение. Поэт использует много мягких сонорных звуков [л], [м], [н], но когда хочет выразить возмущение и гнев, увеличивает число звуков [р], что придаёт строке твёрдость:
Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою…
Кульминация стихотворения – четвёртая строфа. После неё напряжение спадает, ритм замедляется. Кажется, будто поэт уходит, оглядывается в последний раз на тот стол, где стоял заветный протрет, и закрывает за собой дверь. Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы погрузиться в завораживающий мир блоковской поэзии. Удивительно точные слова подбирает поэт, дабы выразить глубину своих чувств, чистых, бескорыстных, ничего не требующих в замен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний:
Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.01 с.) |