Особенности развития мелкой моторики у детей с цп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития мелкой моторики у детей с цп



 

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых месяцев жизни ребенка, только при этом у него к школе правильно сформируются ее функции: опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, в игре, в учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно в медленном темпе привносить каждое новое движение, показать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать).

При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребёнка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно свободно выполнять их. Наиболее трудно бывает трудно развивать координацию одновременно выполняемых движений в разных суставах, что необходимо в предметной деятельности и особенно при письме. Перед школой важно проверить, может ли ребенок изолированно двигать правой рукой (все остальные части тела должны находиться в полном покое): поднять руку вверх и опустить, согнуть в локтевом суставе и разогнуть, отвести в сторону и вернуть в исходное положение, сделать круговые движения в одну и другую сторону, повернуть кисти ладонью вверх и вниз, согнуть разогнуть кисти, сжать пальцы в кулак и разжать, из сжатых в кулак пальцев разогнуть сначала большой палец, потом большой и указательный, указательный и мизинец и т.д.

При церебральной патологии у детей усиливаются синкинезии и часто отмечаются патологические синергизмы, которые мешают развитию точности движений и трудно преодолеваются детьми. Иногда правая рука сама вовлекается в синкинетическое участие при движениях левой руки, глаз, головы, и это затрудняет письмо. Наиболее трудно бывает детям с ЦП и изолировать тонкие движения пальцев рук отдифференцировать сгибание в отдельных суставах, что необходимо для письма. Даже при нижних параплегиях, когда моторика рук относительно сохранна, при формировании двигального навыка письма, отмечаются скованность позы и непроизвольные движения лица, языка, губ. В развитии моторики рук у таких детей часто отмечается возрастная задержка. У детей с гемипарезами, когда одна рука поражена, а другая нет, тоже остаются значительно усиленными непроизвольные содружественнвые движения. Иногда они проявляются в левой руке при движениях правой, и тогда нарушатся опорная функция левой руки при одновременных движениях справа; иногда наблюдаются справа при любом усилии или попытке к движению слева, в таком случае нарушаются или затрудняется дифференцировка движений справа при удерживании тетради левой рукой. Кроме того, при гемипарезах довольно часто проявляется асимметричный шейно-тонический рефлекс на одной стороне. Эти ученики при кажущемся благополучии (одна рука здорова) нуждаются в большой помощи в процессе обучения письму и в умении изолировать движения пальцев пишущей руки.

Дети с другими формами ЦП имеют поражение обеих рук, но даже при легкой степени поражения двигательной сферы они только затрудняются выполнить изолированно движения пальцами рук с дозированным усилием и заданной амплитудой. Так что научить ребенка выполнять с полной амплитудой, свободно и изолированно движения правой или левой пишущей рукой чрезвычайно важно на подготовительном этапе и на начальной стадии обучения. Чтобы правильно научить ребенка движениям рукой, нужно записать те движения, которые умеет ребенок выполнять изолированно, и те, которые сопровождаются синкинезиями, и какое именно синкинетическое участие вызывается определенным заданным движением.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированы и сопровождаются подобным движениями в пальцах левой руки необходимо применять: взрослый садится слева от ребенка и мягко придерживает кисть левой руки, просит выполнять движения только пальцами правой руки. Нередко движения правой рукой вызывают не только подобное движение слева, но и повышения тонуса ног, поворот стоп и коленей вовнутрь; появляется движение пальцев ног. У некоторых детей движения правой рукой вызывают синкинезии слева, напряжения в лице, задержку дыхания, движения ноги (возможна слабость проксимальных отделов правой руки-мышц предплечья, лопатки, грудных и спинных).

В этих случаях движения проводятся сначала в малом объеме, затем число повторений постепенно увеличиваются; занятия заканчиваются упражнениями с флажками, гимнастической палкой, мячом. В первые дни занятий особенно рекомендуются упражнения лежа на спине, потому что в таком положении легко фиксировать лопатки и весь плечевой пояс ребенка. Эти упражнения можно чередовать в положении лежа на левом боку, когда плечевой пояс ребенка справа фиксирован, выполнить их ребенку будет очень труднее, т.к. должно включиться все мышцы плечевого пояса, фиксаторы лопатки, мышцы спины.

Как только ребенок научится в данных положениях выполнять изолированные движения правой рукой, можно переходить к упражнениям в положении сидя. Для этого ребенка необходимо усадить за стол, соответствующий его росту, так чтобы ноги стояли на подставке всей ступней, а руки свободно лежали на столе с опорой на расстоянии 10 см от туловища ладонями вниз; пальцы выпрямлены.

УПРАЖНЕНИЯ:

● разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;

● постучать по столу расслабленной кистью правой руки;

● повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;

● руки полусогнуты, опора на локти-встряхивание по очереди кистями рук («звонок»);

● руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу-к столу);

● фиксировать левой рукой правое запястье-поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.д.

Одновременно проводится работа по развитию движений пальцев рук, особенно правой:

● соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);

● соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести («корзиночка»);

Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто заменяются.

Для этого рекомендуется применять следующие упражнения:

● сжать пальцы правой руки в кулак-выпрямить;

● согнуть пальцы одновременно и поочередно;

● противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;

● отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием («кошка выпускает коготки»);

● многократно сгибать и разгибать пальцы первым и остальными пальцами (сыпать зерно для птиц);

Если движения правой рукой выполняются легко и достаточно четко, лишь с синкинезиями слева, взрослый садится слева от ребенка и придерживает его левую руку, лежащую на столе. В случае если движения справа неловкие, неточные, замедленные, тогда начинать упражнения целесообразно с пассивных движений правой руки с переходом к пассивно-активным и с большой осторожностью к активным. Через несколько занятий рекомендуется переходить к выполнению различных движений обеими руками: ритмичных и аритмичных движений, в одном и в различных направлениях.

Часто у детей наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно предложить следующие упражнения:

● руки лежат на столе, предплечья фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10-12 см. над столом, а затем опустить;

● перед ребенком на столе ставится открытая коробочка со счетными палочками. Ребенок должен брать палочки из коробочки и складывать их под рукой;

● тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки «скачущая лягушка», вызывая ее передвижение.

● такие же движения пальцами с маленьким детским пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, шарик;

● раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди комочки пластилина;

● вращать спичку между большим и указательным пальцами; большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки;

● взрослый натягивает между указательным и средним пальцами тонкую резинку.

Для развития координации движений предплечья, кисти и пальцев целесообразно предлагать детям рисовать разноцветные квадраты один в другом от большого до точки, кружки, цветочки, флажки, дома. Рисунки не должны быть большими, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев. Полезна штриховка с другими приемами.

Ипполитова М.В. Воспитание детей с ЦП в семье.

Методики для исследования мелкой моторики

Методика «Графический диктант».

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых-тренировочный.

«Начинаем рисовать первый узор. поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами»


 

Рис. 1

 

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А дальше сами продолжайте рисовать тот же узор».

 

Рис. 2

 

«Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. А дальше сами продолжайте рисовать тот же узор».

 

Рис. 3

 

«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. «Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. А дальше сами продолжайте рисовать тот же узор».

Рис. 4

 

На самостоятельное выполнение каждого узора дается 1,5-2 минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов:

Безошибочно воспроизведение узора-1 балла. За 1-2 ошибки ставят 2 балла. За большее число ошибок-3 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 4 балла. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 5 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: 4-5 баллов-высокий; 7-9 баллов-средний; 10-13 ниже среднего; 14-16 баллов-низкий; 17-20 баллов-очень низкий.

Методика «Графическая проба».

Графическая проба на динамический праксис заключается в рисовании «заборчика» сменяющимся чередованием 2-х элементов по заданному образцу.

Инструкция: «Сейчас я начну рисовать вот такой «заборчик».

 

Рис. 5

 

«Продолжи его до конца строчки, постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги».

Процедура. Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции. После выполнения двух пачек (двух периодов) он передает ручку ребенку и просить его закончить строку. В момент начала работы ребенка включается секундомер. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных пачек в строке.

Анализируется возможность усвоения заданной структуры, наличие персевераций, возможность автоматизации действия, наличие или отсутствие соскальзывания со строки, сохранение размера рисунка (одноразмерное выполнение всей пробы или же постепенное увеличение-макрография или микрография-уменьшение элементов), а также темп двигательной активности. В норме ребенок рисует «заборчик» на узкой стороне стандартного листа бумаги (формата А4) не более, чем за 1 минуту. Эта проба позволяет также определить сформированность ведущей руки.

Следует обращать внимание также на то, может ребенок компенсировать возникающие трудности речевым проговариванием программы заданного действия психологом совместно с ребенком или самим ребенком.

Конструктивный праксис.

Требуется выполнить графическую зрительно-пространственную перешифровку (с перевертыванием на 180◦). Сначала схематического изображения человека, а затем геометрических фигур. Анализу подвергается степень самостоятельности выполнения и возможность правильной пространственной перешифровки изображения (зеркальность, верх-низ, право - лево). Если перешифровка затруднена, если ребенок очень неточно воспроизводит положение фигуры, размер углов - это может быть проявлением несформированности процессов переработки зрительно-пространственной информации.

Инструкция: «Давай с тобой немного поиграем. Это будет мое поле, а это твое. Сейчас я нарисую вот такого человечка. Вверху у него голова, а внизу у него ножки. Нарисуй такого же человечка для себя. У тебя тоже вверху голова, а ноги внизу. Теперь я дам своему человечку тяжелый чемоданчик в руку. Нарисуй такой же у своего человечка. Какая рука у моего человечка? А у твоего? Молодец. Правильно. А теперь я нарисую фигурку. Нарисуй такую же, но для себя. Ты понял, как рисовать?»

Процедура.

Экспериментатор сопровождает ввод инструкции последовательным рисованием в размеченной части листа, стилизованной фигурки человечка,

которую затем рисует ребенок. Допускаемые ошибки педагог корригирует. После совместного выполнения вводной пробы ребенок переходит к самостоятельному выполнению трех основных заданий,

 

Рис. 6

 

Которые последовательно рисуются экспериментатором в размеченных для них полях по мере выполнения предыдущей пробы. Для исправления сделанных ошибок задаются стимулирующие и организующие вопросы типа: «Посмотри, ты сделал правильно? А как будет правильно? С какой стороны у меня стоит палочка? А у тебя? и т.п. после этого ребенка просят нарисовать фигурку правильно еще раз рядом с ошибочной. При невозможности исправить допущенную неточность педагог не должен настаивать на правильном выполнении.

Праксис позы

Исследуется, как ребенок по зрительному, а затем по кинестетическому образцу воспроизводит положение пальцев на правой и левой руках.

Инструкция: «Сделай из пальчиков такую же фигурку, как я».

Процедура. Ребенок последовательно выполняет сначала правой, а затем левой рукой предъявляемые позы. Педагог ждет, пока ребенок выполнит задание, а в случае неправильного нахождения позы пытается скоррегировать ответ с помощью стимулирующих или организующих вопросов типа: «Ты сделал так же, как я? Посмотри внимательно! Может у меня по-другому? Ты сделал не совсем точно. Как будет правильно?» и др. Желательно перейти к правильному нахождению положения пальцев. Варианты ответов и характер выполнения фиксируется в протоколе.

Затем смотрят перенос позы с одной руки на другую. Предъявляемый образец ребенок не видит.

Инструкция: «Сейчас я сделаю тебе из пальчиков фигурку. Закрой глаза и постарайся сделать мне такую же на другой руке».

Предъявляются позы с двумя вытянутыми пальцами (второй и пятый, четвертый и пятый, второй и третий), сложенными в кольцо пальцами (первым с третьим, первым с четвертым) и пальцами, наложенными друг на друга (второй на третий, третий на второй).

Анализируется, сколько попыток потребовалось ребенку для нахождения правильного положения пальцев, сделал ли ребенок это самостоятельно или использовал помощь педагога (стимулирующую или организующую). Каков был характер выполнения проб:

нормальное (быстрое и правильное) нахождение позы,

с увеличением латентного времени (внутренний поиск),

путем перебора с помощью (внешний развернутый поиск),

импульсивное (быстрое неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца),

неловкое, с помощью другой руки,

с переходом выполнения на другую руку,

а также характер допущенных ошибок:

замены пальцев,

зеркальное выполнение,

инертное выполнение предыдущей позы после смены образца.

Анализируется выполнение проб левой и правой рукой-(были различия или нет). Выполнение задания с развернутым внешним поиском и ошибками, свидетельствует о первичных трудностях кинестетической переработки информации. Тест Керна-Ирасека. Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Первое задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития. Выполнение второго и третьего задания в тесте связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей исключительно абстрактными факторами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Инструкция к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека.

Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются. Когда какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Можно ребенка подбодрить, тогда он начнет рисовать, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй, дальше». На вопрос, можно нарисовать тетю, необходимо объяснять, что все рисуют дядю, так и он (она) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (второе задание) и конфигурация из десяти точек (третье задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй это написать». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.

Третье задание дается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) рядом также их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может снизиться внимание. За детьми необходимо наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой ребенок пишет, не перекладывает во время работы карандаш из одной руки в другую.

Оценка результатов. Каждое задание оценивается баллом от единицы (наилучшая оценка) до пяти (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе.

Задание 1 Рисование мужской фигуры:

Баллов - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове-волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице-глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым, синтетическим способом, т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

Балла - выполнение всех требований как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-то часть лица.

Балла - у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

Балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

Баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей, каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста:

Балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы, могут в два раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30◦.

Балла - предложение можно прочитать. Величина букв близкая к образцу и их прямота не обязательна.

Балла - буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.

Балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

Баллов - каракули.

Задание 3. Срисовка группы точек:

балл - точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

Балла - количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

Балла - общее впечатление-похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше чем 7. возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180◦.

Балла - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии недопустимы.

Баллов - каракули.

Оценка полученных результатов.

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, «средне-зрелыми»-6-9 баллов и «незрелыми»-10 и более баллов.

Исследование мелкой моторики у детей с нормой развития

Основное экспериментальное исследование проходило на базе школы - интерната № 152 февраль - март 2003 года. В исселовании приняли участие восемь детей семи лет с диагнозом детский церебральный паралич. Дети подверглись обследованию по следующим методикам:

методика праксис позы;

методика конструктивный праксис;

методика графическая проба;

методика графический диктант;

методика «Школьной зрелости» А.Керна в модификации И.Ирасека.

Затем проводилось исследование мелкой моторики детей с нормой развития на базе детского сада № 351 подготовительной группы февраль -март 2003 год. В исследовании приняли участие восемь детей 6 - 7 лет с нормой развития. Результаты исследования учащихся с детским церебральным параличом сравнивались с результатами, полученными при исследовании детей с нормой развития. Само обследований проводилось в несколько этапов:

Подготовительный этап.

На данном этапе велось наблюдение за детьми, знакомство с ними, посещались уроки. Далее тщательно изучались дневники наблюдений и история развития. Особое внимание обращалось на диагноз, анамнез (с целью установления факторов заболевания), заключение ОПМПК. Помимо этого, особое внимание при изучении детей с детей с церебральным параличом обращалось на двигательные нарушения, потому что двигательные нарушения непосредственно связаны с рассматриваемым вопросом, особенностями развития мелкой моторики детей с церебральным параличом. Отбирая детей с нормой развития также посещались занятия, велось наблюдения, знакомство с детьми, было отобрано восемь детей без двигательных нарушений и органического поражения.

Основной этап.

На этом этапе после тщательного отбора методов исследования мы провели диагностику развития мелкой моторики. В начале мы обследовали детей с нормой развития. Это сделали специально, чтобы узнать как развита мелкая моторика у нормально развивающихся детей без двигательных нарушений и органического поражения мозга.

Для начала исследования мы взяли методику Праксис позы: ребенку предлагалось последовательно выполнять предъявляемые пальцевые позы сначала правой, а затем левой рукой. Данные исследования детей с нормой развития представлены в Таблице 1.


 

Таблица 1 - Результаты обследования по методике Праксис позы (дети с нормой развития)

Имя ребенка

Позы с двумя вытянутыми пальцами

Позы сложенные в кольцо пальцы

пальцами, наложенными друг на друга

Итог в баллах
  2-й и 5-й 4-й и 5-й 2-й и 3-й 1-м с 3-м 1-м с 4-м 2-й на 3-й 3-й на 2-й  
1Настя К 2.АленаД 3.Вова Б. 4.Карина Г. 5.Виталя М. 6.Миная Б. 7.Миша С. 8.Алена Х.                

 

Затем по этой же самой методике исследовались дети с церебральным параличом. Данные занесены в Таблицу 2.

 

Таблица 2 - Результаты обследования по методике Праксис позы (дети с церебральным параличом)

Имя ребенка

Позы с двумя вытянутыми пальцами

Позы сложенные в кольцо пальцы

пальцами, наложенными друг на друга

Итог в баллах
  2-й и 5-й 4-й и 5-й 2-й и 3-й 1-м с 3-м 1-м с 4-м 2-й на 3-й 3-й на 2-й  
1Рома П. 2Андрей.ЛЛ 3Алеша Т. 4Маша С. 5Андрей К. 6Андрей К 7Юля Ч. 8Наташа М.                

 

Далее использовали методику Конструктивный праксис. Ребенку предлагалось поиграть в «перевертыши». Предлагалось последовательно рисовать в размеченной части листа, стилизованной фигурки человечка. После совместного выполнения вводной пробы ребенок переходит к самостоятельному выполнению трех основных заданий предлагаемых выше. Данные исследования детей с нормой развития занесены в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Результаты обследования по методике Конструктивный праксис (дети с нормой развития)

Имя ребенка Схематическое изображение человека (оценка в баллах)

Изображение геометрических фигур (оценка в баллах)

Итог в баллах
    I II III  
1 Настя К. 2 Алена Д. 3 Вова Б. 4 Карина Г. 5 Виталя М. 6 Миная Б. 7 Миша С. 8 Алена Х. 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 3 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 8 6 8 5 7 6 7 6

 

Исследование детей с детским церебральным параличом также проводилось по методике Конструктивный праксис. Данные занесены в Таблицу 4

 

Таблица 4

Имя ребенка Схематическое изображение человека (оценка в баллах)

Изображение геометрических фигур (оценка в баллах)

Итог в баллах
    I II III  
1 Рома П. 2 Андрей Л. 3 Алеша Т. 4 Маша С. 5 Андрей К. 6 Андрей К. 7 Юля Ч. 8 Наташа М. 3 1 2 4 4 5 4 4 2 2 5 5 4 5 3 2 2 3 4 4 5 5 4 3 2 3 2 3 5 5 3 4 9 9 13 16 18 20 14 13

 

Для более тщательного изучения мелкой моторики мы взяли методики Графическую пробу и Графический диктант. По результатам Графической пробы выявлены следующие показатели, которые занесены в Таблицы 5 - 6.

Детям предлагалось продолжить рисование заборчика до конца строчки, постараться не отрывать ручку от бумаги.

 

Таблица 5 - Результаты обследования по методике Графическая проба (дети с нормой развития)

Имя ребенка Графическая проба
Настя С. Алена Д. Вова Б. Карина Г. Виталя М. Миная Б. Маша С. Алена Х. 1 1 2 1 2 1 1 1

 

Таблица 6 - Результаты обследования по методике Графическая проба (дети с церебральным параличом)

Имя ребенка Графическая проба
1.Рома П. 2.Андрей Л. 3.Алеша Т. 4. Маша С. 5.Андрей К. 6.Андрей К. 7. Юлия Ч. 8. Наташа М. 2 2 2 4 4 4 2 3

 

Методика Графический диктант.

Детям раздавались листы бумаги с изображением образцов четырех графических узоров и предлагалось дорисовать каждый узор до конца строки. Показатели заносились в Таблицы 7 - 8.

 

Таблица 7 - Результаты обследования по методике Графический диктант (дети с нормой развития)

Имя ребенка

Оценка в баллах

Итог в баллах
1 Настя С. 2 Алена Д. 3 Вова Б. 4 Карина Г. 5 Виталя М. 6 Миная Б. 7 Миша С. 8 Алена Х. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 3 3 1 2 2 2 2 1 7 6 4 5 7 7 5 4
           

 

Таблица 8 - Результаты обследования по методике Графический диктант (дети с детским церебральным параличом)

Имя ребенка

Оценка в баллах

1.РомаП. 2.АндрейЛ. 3.Алеша Т. 4.Маша С. 5.Андрей К 6.Андрей К 7.Юля Ч. 8.НаташаМ 1 1 2 4 3 4 3 3 2 1 3 5 4 5 3 4 2 4 4 5 5 5 4 2 4 5 3 5 5 5 5 4 9 11 12 19 17 19 15 13

 

Для перепроверки графических данных мы использовали тест Керна - Ирасека. Этот тест позволил выявить данные о состоянии мелкой моторики детей наиболее полно, информативно. Поэтому этот тест мы оставили на самый последний момент обследования.

Детям раздавались заранее подготовленные листы бумаги, где была написана фраза из трех слов (Ей дан чай) и композиция из трех точек. На обратной стороне листа предлагалось нарисовать мужчину.

Результаты обследования занесены в Таблицу 9 - 10.

 

Таблица 9 - Результаты обследования по методике Керна-Ирасека (дети с нормой развития)

Имя ребенка предложение точки Рисунок мужчины Итог в баллах
1.Настя К. 2.Алена Д. 3.Вова Б. 4.Карина Г. 5.Виталя М. 6.Миная Б. 7.Миша С. 8.Алена Х. 2 2 3 2 3 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 5 5 6 5 6 5 5 4

 

Таблица 10 - Результаты обследования по методике Керна-Ирасека (дети с церебральным параличом)

Имя ребенка предложение точки Рисунок мужчины Итог в баллах
1.Рома П. 2.Андрей Л. 3.Алеша Т. 4.Маша С. 5.Андрей К. 6.Андрей К. 7.Юля Ч. 8.Наташа М. 2 2 2 3 3 4 2 2 4 2 2 3 4 4 3 3 3 2 2 4 5 5 3 3 9 6 6 10 12 13 8 8

 

На этом наше обследование закончилось.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.127 с.)