Психофизические особенности детей с нормой развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизические особенности детей с нормой развития



 

В психическом и физическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка: внутриутробный и внеутробный периоды развития.

. Внутриутробное развитие (280 дней, 40 недель)

Развитие организма с момента оплодотворения и образования зиготы до родов. Формирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма.

Эмбриональный период развития (8 недель) Гистотрофозное питание за счет плаценты слизистой матки, формирование плаценты. Отмечаются следующие критические периоды: 7-12 день-период имплантации, 3-6 неделя-образование зачатков организма, с 8 недели начинает функционировать сердце.

Плацентарный период развития (32 недели)

Питание через плаценту и из околоплодных вод. Критические периоды: 3-й месяц, когда заканчивается образование плаценты, формируется костномозговое кровообращение, образуются зачатки коры головного мозга: 6-й месяц, к которому все органы в основном сформированы. К концу 9-го месяца плод занимает постоянное положение.

. Внеутробный (постнатальный) период развития

Период онтогенеза от рождения до смерти. Адаптация к внеутробным условиям существования. Дальнейший рост и развитие организма.

Новорожденность (0 - 10 дней)

Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозевым молоком. Адаптация к новым условиям сопровождается физиологической потерей веса, который восстанавливается к концу первого периода, физиологической желтухой, заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, (в связи с изменением характера питания). Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положения при кормлении.

Грудной (10 дней - 1 год)

Лактотрофное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния. Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание первых молочных зубов. Развивается деятельность всех органов чувств в связи миелинизацией проводящих путей. Формирование положительных эмоций. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям.

Раннее детство (1-3 года)

Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью. Интенсивное развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы, из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется ВНД, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость к болезнетворным воздействиям остается пониженной. Дети чувствительны к нарушению режима дня и питания.

Первое детство (4-7 лет)

Интенсивное развитие и высокая пластичность коры головного мозга. Замедление темпов роста, а в 6-7 лет усиление ростовых процессов. Повышение координации движений. Начало смены молочных зубов на постоянные. Высокая пластичность анализаторных систем, обеспечивающая возможность обучения. Особая прочность динамических стереотипов. «Мюнхенская функциональная диагностика развития».

По неврологическим представлениям в шестилетнем возрасте происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитие головного мозга. Весь мозг шестилетнего ребенка составляет примерно 90 % веса мозга взрослого человека. Степень сформированности различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий мозга условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Иными словами, мозг к этому времени, как правило, является созревшим для усвоения и переработки значительной по объёму и относительно сложной информации, учебной деятельности. К этому возрасту укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета, совершенствуется двигательный аппарат. Ко времени поступления в школу у шестилетних детей ещё слаб и чувствителен позвоночник (его следует оберегать от искривлений, следит за позой, осанкой детей). Недостаточно развита тонкая и точная координация работы мышц кисти руки (что надо учитывать при обучении письму, рисованию). Что касается психологических особенностей детей шестилетнего возраста, то здесь следует отметить общую тенденцию-постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам. Восприятие этих детей уже начинает носить аналитический характер. Они уже способны вычленять отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориетировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Однако, при восприятии они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое не всегда является существенным. Шестилетний ребенок часто испытывает затруднения в восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов.

Внимание ребенка недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объём внимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на одном-двух объектах.

Память отличается высокой степенью развития механического запоминания, связано с буквально точным вопроизведениеим (на основе неоднократного повторения).

Воображение достаточно развито, носит не только воспроизводящий но и творческий характер.

Мышление детей наглядно-образное. Речевое развитие детей шестилетнего возраста. Дети способны произвести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Словарь ребенка этого возраста колеблется в пределах трех-четырех тыс. слов. Речь носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.

ПОЛЗАНИЕ

Новорожденный

Поворачивает голову из среднего положения набок.

Конечности полностью согнуты.

Рефлекторные ползательные движения.

Конец первого месяца

Минимум 3 сек держит голову.

Конец второго месяца

Поднимает голову минимум на 45 градусов.

Держит голову высоко минимум 10 сек.

Конец третьего месяца

Поднимает голову на 45-90 градусов.

Держит голову высоко минимум 1 мин.

Опирается на оба предплечья.

Бедра преимущественно умеренно вытянуты (разогнуты).

Конец четвертого месяца

Уверенная опора на предплечья.

Конец пятого месяца

Перестает опираться на предплечья, поднимая руки при повторных разгибательных движениях приподнятых ног («плавание»).

Конец шестого месяца

Опирается на вытянутые руки на полу-или полностью открытые ладони. При боковом приподнимании подстилки рука и нога на вышерасположенной стороне отводятся (реакция равновесия).

Конец седьмого месяца

Держит одну руку над подстилкой минимум 3 сек.

Наличие «прыгательной» готовности рук для поддержания массы тела.

Конец восьмого месяца

Переходная фаза. 7-й-9-й месяц.

Конец девятого месяца

Ползает по-пластунски.

Конец десятого месяца

Раскачивается на руках и коленях.

Ползает нескоординированно.

Садится из положения «лежа на животе», сгибая бедра и поворачивая туловище.

Конец одиннадцатого месяца

Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией.

Конец двенадцатого месяца

Уверенное ползание на руках и коленях.

СИДЕНИЕ

Новорожденный

Боковое положение головы без предпочтения стороны.

Попеременно болтает ногами без предпочтения стороны.

Неоднократно приподнимает голову на 1 сек в положении сидя спереди.

Конец первого месяца

В положении лежа на спине держит голову минимум 10 сек в среднем положении.

Конец второго месяца

В положении сидя держит голову прямо минимум 5 сек.

Конец третьего месяца

Держит голову прямо в положении сидя свыше 1-2 минут.

Голова не отклоняется назад при поднятии в горизонтальное неустойчивое, висячие положение.

Конец четвертого месяца

При тракционной попытке (медленное подтягивание до 45◦) приподнимание головы и слегка согнутые ноги.

Конец пятого месяца

При тракционной попытке поднимает голову вместе с позвоночником в продолжение позвоночника. Держит голову прямо в положении сидя и при боковом наклоне туловища.

Конец шестого месяца

Слегка сгибает обе руки при тракционной попытке.

Хороший контроль головы в положении сидя при наклоне туловища во все стороны.

Конец седьмого месяца

Активно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине играет со своими ногами (координация рука-нога)

Конец восьмого месяца

Подтягивается вверх из положения сидя, держась за материнские рука, с приложением сил. Минимум 5 сек сидит сам с опорой вперед.

Конец девятого месяца

Минимум 1 мин сидит свободно.

Конец десятого месяца

Самостоятельно садится из положения «лежа», придерживаясь за мебель. Продолжительное сидение: сидит свободно с прямой спиной и слабо вытянутыми ногами.

Конец одиннадцатого месяца

Уверенное равновесие при продолжительном сидении.

ХОЖДЕНИЕ

Новорожденный

Примитивная реакция опоры ног: выпрямление бедер и коленей при постановке на ноги. При сменном переносе массы тела-автоматическое шаговое движение.

Конец первого месяца

Как у новорожденного.

Конец второго месяца

Переходная фаза: постепенное затухание реакции опоры и шагового автоматизма.

Конец третьего месяца

Дотрагивается до подстилки согнутыми ногами.

Конец четвертого месяца

При соприкосновении с подстилкой повторяющееся прерывание положения ног легким выпрямлением коленного сустава и голеностопного сустава.

Конец пятого месяца

Опирается на кончики пальцев.

Конец шестого и седьмого месяцев

Следит за упавшей вниз игрушкой.

Конец восьмого месяца

Пытается достать предмет, если это можно сделать изменив положение тела.

Конец девятого месяца

Замечает кубик в коробке, хватает его.

Конец десятого и одиннадцатого месяцев

Намеренно бросает игрушку. Дотрагивается указательным пальцем до отдельных частей предмета.

Конец двенадцатого месяца

Тянет за веревочку понравившуюся игрушку. Роняет кружки в маленькую коробочку.

ХВАТАНИЕ

Новорожденный

Ладони преимущественно закрыты. Хватательный рефлекс руки хорошо выражен.

Конец первого и второго месяца

Переходная фаза: ладони чаще всего слегка раскрыты.

Конец третьего месяца

Двигает полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним красного предмета.

Конец четвертого месяца

Ладони полуоткрыты. Забавляется своими ручками. Берет в рот игрушку (координация рука-рот).

Конец пятого месяца

Тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее.

Конец шестого месяца

Хватает нацелено предложенную игрушку. Ладонное хватание: всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

Конец седьмого и восьмого месяца

Хватает каждой рукой по кубику и произвольно держит их непродолжительное время. Берет кружок пальцами и вытянутым большим пальцем, не дотрагиваясь ладонью.

Конец девятого месяца

Намеренно роняет предмет.

Конец десятого месяца

«Пинцетный захват»: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. Несколько раз ударяет двумя кубиками друг по другу.

Конец одиннадцатого и двенадцатого месяца

Щипцовый захват: захватывает маленький предмет подушечками согнутого указательного и большого пальца.

ВОЗРАСТ ПЕРЦЕПЦИИ

Новорожденный

С неудовольствием реагирует на экстремальные воздействия света и шума.

Конец первого месяца

Глазами следует за красной погремушкой в обе стороны до угла 45 градусов.

Конец второго и третьего месяца

Следит взглядом за красной погремушкой от одного до другого глаза. Реагирует на колокольчик.

Конец четвертого месяца

Рассматривает игрушку в своей руке.

Конец пятого месяца

Ищет шелестящую бумагу, поворачивая голову.

Конец шестого месяца

Выпрямляет ноги в коленях и слегка в бедрах, при этом принимает вес тела минимум на 2 сек. Иногда ставит ноги на всю подошву.

Конец седьмого месяца

Пружинит («танцует»), поддерживаемый за туловище, на твердом основании.

Конец восьмого месяца

Переходная фаза.

Конец девятого месяца

Придерживаемый за руки, стоит, полностью принимая на 0,5 мин всю массу тела.

Конец десятого месяца

Стоит самостоятельно, придерживаясь за что-либо.

Конец одиннадцатого месяца

Самостоятельно подтягиваясь, придерживаясь за мебель, чтобы встать. Сменные шаги на месте и в сторону. Делает шаги вперед, придерживаясь за обе руки.

Конец двеннацатого месяца

Ходит вдоль мебели.

Делает шаги вперед, придерживаемый за одну руку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.053 с.)