Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психические кризисы периода взрослости
В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его [7]. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего "Я". Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости "что-то предпринять" и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень - возраст взрослости. "Кризис тридцати" - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте. При этом главное значение имеет неудовлетворенность именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д. Если неудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это только способствует совершенствованию самого работника [18]. У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости [5]. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.
Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих "мечту", и усердно трудится для этого. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, "внеплановый" кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем [5]. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться "подающим надежды", "перспективным", проходит, и человек чувствует необходимость "оплаты векселей". Помимо проблем, связанных с профессиональной lеятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую "Я-концепцию". С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
Кризис пожилого возраста
Определимся, что есть кризис старения в узком смысле слова - переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие - кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости "просвечивают" сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости [4].
Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. В отечественной возрастной психологии отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста". Несмотря на вариативность так называемых "здоровых типов старости", в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни ("жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности"), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути [4]. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, - вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, "каким был и есть", и свое психологическое окружение, и многое другое. Болезненная старость - это продолжение экспансии. Конечно, быстрый отказ от жизненной экспансии также болезнен, как в перспективе и ее безудержное продолжение. Здоровая старость - это постепенное завершение, исчерпание задач экспансии. Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи [12]: - люди перестают работать - уходят на пенсию; - они перестают быть начальниками; - они перестают быть детьми - хоронят своих родителей; - они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи; - они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе; - они меняют свою сексуальную жизнь; - они перестают путешествовать - нет сил и желания; - они смиряются с неизбежностью и близостью смерти. Таким образом, сущность старости как эпохи - принятие своего жизненного пути и себя в нем.
Заключение
Таким образом, любой возрастной кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития личности. Первая из них - разрушительная сторона кризиса - процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода, - психические новообразования. Возрастные кризисы характеризуются рядом особенностей протекания - неотчетливость границ, огромная нагрузка на психическую сферу индивида в этот период.
В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Однако переломы, качественные сдвиги в развитии неизбежны. Принято рассматривать три фазы в структуре возрастного кризиса: предкритическую фазу; фазу собственно кризиса (состоящую из трех этапов); и посткритическую фазу. Данная концепция изначально принадлежала Л.С.Выготскому, и является актуальной и по настоящий момент. В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет. подростковый кризис в 13-14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет. кризис в 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис "середины жизни" и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов. Таким образом, решены все задачи работы, и ее цель достигнута.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.01 с.) |