Психические кризисы периода взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические кризисы периода взрослости



 

В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его [7]. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего "Я". Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни.

Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости "что-то предпринять" и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень - возраст взрослости. "Кризис тридцати" - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте. При этом главное значение имеет неудовлетворенность именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д. Если неудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это только способствует совершенствованию самого работника [18].

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости [5]. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих "мечту", и усердно трудится для этого.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, "внеплановый" кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем [5].

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться "подающим надежды", "перспективным", проходит, и человек чувствует необходимость "оплаты векселей".

Помимо проблем, связанных с профессиональной lеятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую "Я-концепцию". С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

 

Кризис пожилого возраста

 

Определимся, что есть кризис старения в узком смысле слова - переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие - кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости "просвечивают" сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости [4].

Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. В отечественной возрастной психологии отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста". Несмотря на вариативность так называемых "здоровых типов старости", в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути.

Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни ("жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности"), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути [4]. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием.

Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, - вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, "каким был и есть", и свое психологическое окружение, и многое другое. Болезненная старость - это продолжение экспансии. Конечно, быстрый отказ от жизненной экспансии также болезнен, как в перспективе и ее безудержное продолжение. Здоровая старость - это постепенное завершение, исчерпание задач экспансии.

Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи [12]:

-  люди перестают работать - уходят на пенсию;

-  они перестают быть начальниками;

-  они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

-  они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

-  они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;

-  они меняют свою сексуальную жизнь;

-  они перестают путешествовать - нет сил и желания;

-  они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Таким образом, сущность старости как эпохи - принятие своего жизненного пути и себя в нем.

 


Заключение

 

Таким образом, любой возрастной кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития личности.

Первая из них - разрушительная сторона кризиса - процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода, - психические новообразования. Возрастные кризисы характеризуются рядом особенностей протекания - неотчетливость границ, огромная нагрузка на психическую сферу индивида в этот период.

В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Однако переломы, качественные сдвиги в развитии неизбежны.

Принято рассматривать три фазы в структуре возрастного кризиса: предкритическую фазу; фазу собственно кризиса (состоящую из трех этапов); и посткритическую фазу. Данная концепция изначально принадлежала Л.С.Выготскому, и является актуальной и по настоящий момент.

В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет. подростковый кризис в 13-14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет. кризис в 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис "середины жизни" и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.

Таким образом, решены все задачи работы, и ее цель достигнута.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.01 с.)